Рабочая программа по литературе для 8-х классов
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе для 8-х классов

Оценка 4.8
docx
13.02.2020
Рабочая программа по литературе для 8-х классов
Рабочая программа по литературе для 8 кл..docx

 

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014). Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

 

.

 

Личностные результаты:

·               воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·               формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

·               формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·               формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·               освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·               развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·               формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

·               формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·               осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·               развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

·               умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

·               умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·               умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·               умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·               владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·               умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·               умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·               смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·               умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·               формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

·               понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

·               понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

·               умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

·               определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

·               приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

·               формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

·               собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

·               понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

·               восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

·               умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

·               написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

·               понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

·               понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).. Выразительное чтение.  .

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы .. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА .

Денис Иванович Фонвизин.3ч.  Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Тестирование  по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)

Иван  Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения.  Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения.

Александр Сергеевич Пушкин (9ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Сочинение по произведению «Капитанская дочка»   А.С. Пушкина.    

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения.  Характеристика  сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

P.P. сочинение.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов романа.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P.  Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев.  Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет«Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа.  Различные виды пересказов.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов.  Устный или письменный ответ на проблемный вопрос .

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P.  Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная  характеристика героев.

Писатели улыбаются (3 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая историяобработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P.  Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения.  Устный или  письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин.1ч.  Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P.  Составление плана характеристики героев.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение. Устное  рецензирование выразительного чтения.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.2ч.  Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздел

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

дата

Основные понятия и термины

Самостоятельная и практическая работа уч-ся

Введение.

1

1

Русская литература и история.

 

 

Стр.3-6

Устное народное творчество

4

2

Устное народное творчество.

 

Унт, фольклор.

 

 

 

3

Лирическая песня как жанр народной поэзии.

 

Лирическая песня, поэзия, жанр

Стр.6-8

 

 

4

Народная историческая песня.

 

 

 

 

 

5

Предания как жанр фольклора.

 

Предания

 

Древнерусская литература.

3

6

«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

 

Житие, летопись

Стр.18-26

 

 

7

«Кто он  - сын земли Русской..».Образ князя А.Невского.

 

 

Вопросы стр.26

 

 

8

Вн. чт. «Повесть о Шемякином суде»

 

 

 

Русская литература 18 века.

3

9

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

 

Недоросль, сатира.

 

Д.И.Фонвизин.

3

10

Проблема воспитания истинного гражданина. Тема образования в комедии.

 

гражданин

Стр.51 вопросы

 

 

11

Письменный анализ эпизода. Тесты.

 

 

тесты

Русская литература 19 века. И.А.Крылов.

32

12

Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа.

 

Басня, мораль.

 

 

 

13

Вн. Чт. Басни Крылова.

 

 

 

К.Ф.Рылеев.

1

14

Жизнь и творчество К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака».

 

Жанр думы.

 

А.С.Пушкин.

9

15

История создания повести «Капитанская дочка».

 

 

Сопоставлять текст с историческим трудом.

 

 

16

«Я жил недорослем». Интересы и душевные качества молодого Гринёва.

 

Недоросль, милосердие, честность.

 

 

 

17

Жизнь Гринёва в Белогорской крепости. Семейство Мироновых.

 

Патриотизм, верность делу, доброта.

 

 

 

18

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика.

 

Честь, достоинство, нравственность.

Виды пересказа.

 

 

19

Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

 

Нравственная красота

 

 

 

20

Изображение  народной войны  и  её вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва.

 

Бунт бессмысленный, беспощадный.

 

 

 

21

Подготовка к домашнему сочинению.

 

 

Домашнее сочинение

 

 

22

Разноплановость содержания стихотворения «Туча».

 

 

 

 

 

23

Тема любви и дружбы в стихотворениях А.С.Пушкина.

 

«Лицейское братство, лицейский дух».

 

М.Ю.Лермонтов.

4

24

Певец свободы. Лермонтовский Кавказ. «Мцыри» как романтическая поэма.

 

Поэма, романтик.

 

 

 

25

История создания поэмы. Особенности композиции. Эпиграф и сюжет поэмы.

 

Композиция, сюжет, эпиграф.

 

 

 

26-27

Образ Мцыри в поэме. Жизнь героя в монастыре и три дня, проведённые на воле.

 

 

Заучивание наизусть

Н.В.Гоголь.

7

28

Н. В.Гоголь - великий сатирик. История создания комедии.

 

Комедия, сатира, пороки, обличение.

 

 

 

29

Уездный город и его обитатели.

 

 

 

 

 

30

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.

 

 

Оценка персонажей.

 

 

31

К вам Иван Александрович Хлестаков  из Петербурга.

 

 

Составление характеристики.

 

 

32

Образ «маленького человека в литературе». Повесть «Шинель».

 

«маленький человек»

 

 

 

33

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

 

 

 

 

 

34

Сочинение по комедии Гоголя Н.В. «Ревизор».

 

 

сочинение

М.Е. Салтыков-Щедрин

2

35

«История одного города» - художественная сатира на современные писателю порядки.

 

 

Стр.5 вопросы  1-4

 

 

36

Образы градоначальников.

 

 

 

Н.С.Лесков.

 

1

37

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

 

 

 

Л.Н.Толстой.

3

38

Жизненные источники рассказа «После бала».

 

Милосердие, гуманизм.

 

 

 

39

Контраст как  приём, раскрывающий идею рассказа.

 

Приём контраста

Стр.42 №1-3

 

 

40

Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее.

 

 

 

Стихотворения

  поэтов 19 века.

1

41

Поэзия родной природы.

 

 

 

А.П.Чехов.

2

42

История о любви и упущенном счастье в рассказе «О любви».

 

Здравомыслие, порядочность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

Психологизм рассказа «О любви».

 

 

 

Русская литература 20 века.

19

 

 

 

 

 

И.А.Бунин.

1

44

Трагедия любви в рассказе «Кавказ».

 

Любовь, дружба.

 

А.И.Куприн.

1

45

«Куст сирени».Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья.

 

Влюблённость.

Стр.81 №1-3

А.А.Блок.

1

46

Образ родины как символ веры в будущее. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

 

Вера, патриотизм.

 

С.А.Есенин.

1

47

Поэма «Пугачёв». Образ предводителя восстания.

 

Сострадание, милосердие.

 

И.С.Шмелёв.

1

48

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

 

 

Стр.104 №1-3

М.А.Осоргин.

1

49

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности.

 

 

 

Писатели улыбаются.

3

50

Журнал «Сатирикон».

 

 

 

 

 

51

Сатира и юмор в рассказах Тэффи.

 

 

 

 

 

52

Рассказы М.М.Зощенко.

 

 

 

А.Т.Твардовский.

2

53

Поэма «Василий Тёркин». История создания поэмы.

 

 

Выразительное чтение

 

 

54

Василий Тёркин-олицетворение народного характера. Образ автора в поэме.

 

 

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

2

55

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.

 

Героизм, подвиг, патриот.

 

 

 

56

Героизм воинов, защищавших свою землю.

 

 

 

В.П.Астафьев

3

57

Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

 

 

 

 

 

58

Мечты и реальность военного детства.

 

 

 

 

 

59

Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни

 

Дружелюбие, добросердечность.

 

Русские поэты 20 века о родине, родной природе….

2

60-61

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (обзор).

 

Родина, малая Родина, Отчизна.

 

Поэты русского зарубежья о Родине…

2

62-63

« Мне трудно без России…»

 

 

 

Зарубежная литература.

5

 

 

 

 

 

У. Шекспир.

2

64

Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

 

 

Выборочный пересказ

 

 

65

Ромео и Джульетта -символы любви и жертвенности.

 

 

 

Ж-Б.Мольер.

2

66-67

«Мещанин во дворянстве».

 

 

 

В.Скотт

1

68

«Айвенго».

 

 

 

 

 

69

Итоговый урок.

 

 

 

 

 

70

Пусть достанутся детям хорошие книжки…

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать…

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать…

Содержание тем учебного курса

Содержание тем учебного курса

Обоз». Критика вмешательства императора

Обоз». Критика вмешательства императора

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма

P.P. Выразительное чтение рассказа

P.P. Выразительное чтение рассказа

Александр Александрович Блок (1ч)

Александр Александрович Блок (1ч)

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений)

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Кол-во часов № урока

Кол-во часов № урока

К.Ф.Рылеев.114Жизнь и творчество

К.Ф.Рылеев.114Жизнь и творчество

Заучивание наизусть

Заучивание наизусть

Психологизм рассказа «О любви»

Психологизм рассказа «О любви»

В.П.Астафьев 3 57

В.П.Астафьев 3 57
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020