Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для 8 класса
Всего часов по программе: 70 Составила:
Всего часов в неделю: 2 учитель русского языка и литературы
Учебник: Литература. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Рожкова З.Д.
В.И.Коровин.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Литература
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2010г);
- Примерной программы основного общего образования «Литература» М.: «Просвещение»,2010г.;
- Рабочей программы по литературе для 5-9 классов( авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева), под ред. В.Я.Коровиной - М. «Просвещение», 2014г.;
- Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год» от 22.04. 19г. № 2478- 04-О;
- Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 22.04.2019г. № 642 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2018-2019 учебный год»;
- Учебного плана филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/1-О);
- Годового календарного учебного графика филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/2-О).
Программа ориентирована на использование УМК для общеобразовательных школ:
1. Учебник для общеобразовательных школ: Литература 8 класс в 2-х частях с приложением на электронном носителе / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ - М.: «Просвещение», 2018 г.
2. Дидактические материалы по литературе 8 класс «Читаем, думаем, спорим», пособие для учащихся общеобразовательных организаций, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2018г.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения литературы в основной школе:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая интернет и др.);
6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Задачи изучения литературы в основной школе:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература» в 8 классе
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности. Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе (70ч)
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.)
Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.
Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-вооду- шевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Тематическое планирование по литературе в 8 классе (70ч)
№ п/п |
Раздел Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
|
Введение |
1 |
|
|
1 |
Русская литература и история |
1 |
03.09 |
|
|
Устное народное творчество |
2 |
|
|
2 |
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) |
1 |
05.09 |
|
3 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы |
1 |
10.09 |
|
|
Из древнерусской литературы |
2 |
|
|
4 |
«Житие Александра Невского» (фрагменты) |
1 |
12.09 |
|
5 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века |
1 |
17.09 |
|
|
Из литературы XVIII века |
3 |
|
|
6 |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии |
1 |
19.09 |
|
7 |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации |
1 |
24.09 |
|
8 |
Р/р. №1. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
26.09 |
|
|
Из литературы XIX века |
36 |
|
|
9 |
И. А. Крылов. «Обоз» — басня о войне 1812 года |
1 |
01.10 |
|
10 |
К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение |
1 |
03.10 |
|
11 |
Вн.чт.№1. А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) |
1 |
08.10 |
|
12 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман |
1 |
10.10 |
|
13 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя |
1 |
15.10 |
|
14 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа |
1 |
17.10 |
|
15 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой |
1 |
22.10 |
|
16 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения |
1 |
24.10 |
|
17 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры |
1 |
29.10 |
|
18 |
Р/р. №2. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
07.11 |
|
19 |
А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча» |
1 |
12.11 |
|
20 |
Вн.чт. №2. А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества |
1 |
14.11 |
|
21 |
Контрольная работа №1 по творчеству А. С. Пушкина |
1 |
19.11 |
|
22 |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма |
1 |
21.11 |
|
23 |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя |
1 |
26.11 |
|
24 |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы |
1 |
28.11 |
|
25 |
Р/р. №3. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
03.12 |
|
26 |
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия |
1 |
05.12 |
|
27 |
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию |
1 |
10.12 |
|
28 |
Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова |
1 |
12.12 |
|
29 |
Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии |
1 |
17.12 |
|
30 |
Р/р. №4. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
19.12 |
|
31 |
Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека» |
1 |
24.12 |
|
32 |
Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст» |
1 |
26.12 |
|
33 |
Контрольная работа №2 по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя |
1 |
09.01 |
|
34 |
Вн.чт.№3. И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе |
1 |
14.01 |
|
35 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои |
1 |
16.01 |
|
36 |
М. Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического |
1 |
21.01 |
|
37 |
Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои |
1 |
23.01 |
|
38 |
Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика |
1 |
28.01 |
|
39 |
JI. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои |
1 |
30.01 |
|
40 |
JI. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа |
1 |
04.02 |
|
41 |
Контрольная работа №3 по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого |
|
06.02 |
|
42 |
Р/р.№5. Поэзия родной природы в русской литературе ХIХвека (обзор) |
1 |
11.02 |
|
43 |
А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии) |
1 |
13.02 |
|
44 |
Вн.чт.№ 4. А. П. Чехов. «Человек в футляре» |
1 |
18.02 |
|
|
Из русской литературы XX века |
21 |
|
|
45 |
И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви |
1 |
20.02 |
|
46 |
А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви |
1 |
25.02 |
|
47 |
Р/р. №6. Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» |
1 |
27.02 |
|
48 |
Контрольная работа №4 по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна |
1 |
03.03 |
|
49 |
А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность |
1 |
05.03 |
|
50 |
С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему |
1 |
10.03 |
|
51 |
Р/р.№7. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина |
1 |
12.03 |
|
52 |
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству |
1 |
17.03 |
|
53 |
М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика |
1 |
19.03 |
|
54 |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки) |
1 |
02.04 |
|
55 |
Вн.чт. №5. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы |
1 |
07.04 |
|
56 |
Вн.чт.№ 6. М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы |
1 |
09.04 |
|
57 |
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война |
1 |
14.04 |
|
58 |
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя |
1 |
16.04 |
|
59 |
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы |
1 |
21.04 |
|
60 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
1 |
23.04 |
|
61 |
В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя |
1 |
28.04 |
|
62 |
Р/р.№8. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа |
1 |
30.04 |
|
63 |
Русские поэты о родине, родной природе (обзор) |
1 |
05.05 |
|
64 |
Поэты русского зарубежья о родине |
1 |
07.05 |
|
65 |
Годовая контрольная работа № 5 по литературе в формате ГИА |
1 |
12.05 |
|
|
Из зарубежной литературы |
5 |
|
|
66 |
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» |
1 |
14.05 |
|
67 |
Сонет как форма лирической поэзии |
1 |
19.05 |
|
68 |
Вн.чт. №7. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) |
1 |
21.05 |
|
69 |
Вн.чт. №8. В. Скотт. «Айвенго» |
1 |
26.05 |
|
70 |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Выявление уровня литературного развития учащихся |
1 |
28.05 |
|
По программе – 70 ч.
Фактически – 68 ч.
Программа выполнена полностью.
Содержание Рабочей программы изучено за 167часов в соответствии с расписание филиала МБОУ Роговской ООШ, праздничными днями (01.05, 09.05) и на основании приказа Департамента образования и науки Брянской области от 23.04.2019г. №2527-04-О «О сроках завершения учебного года» .
Корректировка Рабочей программы проведена за счет объединения изучаемых тем, что отображено в тематическом планировании.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.