Рабочая программа по литературе для 8 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса "Литература" для 8 класса
Иконка файла материала Лит 8.doc

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для   8 класса

 

 

 

 

  Всего часов по программе: 70                                                                                        Составила:

  Всего часов в неделю: 2                                                                                                  учитель русского языка   и литературы                                                                                                         

  Учебник: Литература. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,                                                 Рожкова З.Д.

  В.И.Коровин.                        

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Литература

   Рабочая программа по литературе в  8 классе составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2010г);

- Примерной программы основного общего образования «Литература» М.: «Просвещение»,2010г.;

- Рабочей программы по литературе для 5-9 классов( авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева), под ред. В.Я.Коровиной - М. «Просвещение», 2014г.;

-  Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном  учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год» от 22.04. 19г. № 2478- 04-О;

- Приказа Департамента образования и науки   Брянской области от 22.04.2019г. № 642 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2018-2019 учебный год»;

- Учебного плана филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/1-О);

- Годового календарного учебного графика   филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от  30.08.2019г. №  24/2-О).

 

Программа ориентирована на использование УМК для общеобразовательных школ:

1.  Учебник для общеобразовательных школ: Литература 8 класс в 2-х частях с приложением на электронном носителе / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ - М.: «Просвещение», 2018 г.

           2. Дидактические материалы по литературе 8 класс «Читаем, думаем, спорим», пособие для учащихся общеобразовательных организаций, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2018г.

 

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

     формирование духовно развитой личности, обладающей гумани­стическим мировоззрением, национальным самосознанием и обще­российским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

     развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации лич­ности;

     постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опирающийся на принци­пы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

     поэтапное, последовательное формирование умений читать, ком­ментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

      овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, зало­женных в художественном тексте (или любом другом речевом вы­сказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

      овладение важнейшими общеучебными умениями и универсаль­ными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

      использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы в основной школе:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из

различных источников, включая интернет и др.);

6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

 

Задачи изучения литературы в основной школе:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

2) постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

3) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

4) овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

5) овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

6) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

 

Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Литература»

 

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Планируемые результаты освоения учебного  курса «Литература»  в 8 классе

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Работать в группе.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности. Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

-  анализировать литературные произведения разных жанров;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

 

Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе (70ч)

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к исто­рическому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические пес­ни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице ме­телица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сто­рон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. По­этика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенно­сти содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Нев­ского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые лите­ратурные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская по­весть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (на­чальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерус­ской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нрав­ственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные пра­вила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стра­тегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, за­знайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рас­сказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофе­евич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа на­родной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисов­ка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любов­ной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. Исто­рия Пугачёвского восстания в художественном произведении и исто­рическом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отече­ственную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антиге­рой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художествен­ный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реа­лизм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, от­ношение к историческим темам и воплощение этих тем в его твор­честве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романти­ческий герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружаю­щей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала по­эмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Ро­мантический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его от­ношение к истории, исторической теме в художественном произве­дении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к соци­альной теме. Отношение современной писателю критики, обществен­ности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Но­визна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хле­стаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как обще­ственное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Са­тира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязы­чие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холо­да. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художе­ственном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских харак­теров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писа­теле, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-полити­ческая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гро­тескные образы градоначальников. Пародия на официальные истори­ческие сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представ­лений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащит­ных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Ху­дожественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал вза­имной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство рас­крытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (раз­витие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермон­тов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Пер­вый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литерату­ры (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость глав­ной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и твор­честве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произве­дениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есени­на. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные пред­ставления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопо­ставление художественного произведения с документально-биографи­ческими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Все­общая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и спосо­бы создания сатирического повествования. Смысл иронического по­вествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и ворот­ник». (Для самостоятельного чтения.)

Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Ме­лочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и по­воротах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт кре­стьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Карти­ны жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция по­эмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие по­нятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных буд­ней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-вооду- шевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие пред­ставлений).

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не на­до звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У пти­цы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях по­этов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные про­блемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драмати­ческого произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чув­ства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных бур­жуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие по­нятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в ро­мане. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домаш­него быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие пред­ставлений).

 

 

 

 

 


Тематическое планирование по литературе в 8 классе (70ч)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

 

Введение    

1

 

 

1

Русская литература и история

1

03.09

 

 

Устное народное творчество

2

 

 

2

 В мире русской на­родной песни (лирические, исторические песни)

1

05.09

 

3

 Предания как исто­рический жанр русской на­родной прозы

1

10.09

 

 

Из древнерусской литературы

2

 

 

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

1

12.09

 

5

 «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

1

 17.09

 

 

Из литературы XVIII ве­ка

3

 

 

6

Д. И. Фонвизин. «Не­доросль»: социальная и нрав­ственная проблематика ко­медии

1

19.09

 

7

Д. И. Фонвизин. «Не­доросль»: речевые характери­стики персонажей как сред­ство создания комической си­туации

1

24.09

 

8

 Р/р. №1. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному от­вету на один из проблемных вопросов

1

 26.09

 

 

Из литературы XIX ве­ка

36

 

 

9

И. А. Крылов.  «Обоз» — басня о войне 1812 года

1

01.10

 

10

 К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение

1

03.10

 

11

 Вн.чт.№1. А. С. Пушкин. «Исто­рия Пугачёва» (отрывки)

1

08.10

 

12

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка» как реали­стический исторический ро­ман

1

10.10

 

13

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»: образ глав­ного героя

1

15.10

 

 14

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»: система образов романа

1

17.10

 

 15

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»: нравствен­ный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой

1

22.10

 

 16

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»: образ пред­водителя народного восста­ния и его окружения

1

24.10

 

 17

 А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»: особенно­сти содержания и структуры

1

29.10

 

 18

 Р/р. №2. А. С. Пушкин. «Ка­питанская дочка»  Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

07.11

 

 19

 А. С. Пушкин. «19 ок­тября», «Туча»

1

12.11

 

 20

 Вн.чт. №2. А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгнове­нье...») и другие стихотво­рения, посвящённые темам любви и творчества

1

14.11

 

 21

 Контрольная работа №1 по творчеству А. С. Пушкина

1

19.11

 

22

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

1

21.11

 

23

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романти­ческого героя

1

26.11

 

24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности ком­позиции поэмы

1

28.11

 

25

Р/р. №3. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».   Подготовка к письмен­ному ответу на один из проб­лемных вопросов 

1

03.12

 

26

Н. В. Гоголь. «Реви­зор» как социально-историческая комедия

1

05.12

 

27

Н. В. Гоголь. «Ре­визор» как сатира на чинов­ничью Россию

1

10.12

 

28

Н. В. Гоголь. «Реви­зор»: образ Хлестакова

1

12.12

 

29

Н. В. Гоголь. «Ре­визор»: сюжет и композиция комедии

1

17.12

 

30

Р/р. №4. Н. В. Гоголь. «Ре­визор». Подготовка к письменному от­вету на один из проблемных вопросов

1

19.12

 

31

Н. В. Гоголь. «Ши­нель»: своеобразие реализа­ции темы «маленького че­ловека»

1

24.12

 

32

Н. В. Гоголь. «Ши­нель» как «петербургский текст»

1

26.12

 

33

Контрольная работа №2 по творчеству М. Ю. Лермон­това и Н. В. Гоголя

1

09.01

 

34

Вн.чт.№3. И. С. Тургенев. «Пев­цы»: сюжет и герои, образ по­вествователя в рассказе

1

14.01

 

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного горо­да» (отрывок): сюжет и герои

1

16.01

 

36

М. Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического

1

21.01

 

37

Н. С. Лесков. «Ста­рый гений»: сюжет и герои

1

23.01

 

38

Н. С. Лесков. «Ста­рый гений»: проблематика и поэтика

1

28.01

 

39

JI. Н. Толстой. «По­сле бала»: проблемы и герои

1

30.01

 

40

JI. Н. Толстой. «По­сле бала»: особенности ком­позиции и поэтика рассказа

1

04.02

 

41

Контрольная работа №3 по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Леско­ва, Л. Н. Толстого

 

 06.02

 

 42

 Р/р.№5.  Поэзия родной природы в русской литературе ХIХвека (обзор)

1

11.02

 

 43

 А. П. Чехов. «О люб­ви» (из трилогии)

1

13.02

 

 44

 Вн.чт.№ 4. А. П. Чехов. «Че­ловек в футляре»

1

18.02

 

 

Из русской литературы XX века 

 21

 

 

45

И. А. Бу­нин. «Кавказ»: лики любви

1

20.02

 

46

А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви

1

25.02

 

47

Р/р. №6. Урок-диспут «Пого­ворим о превратностях люб­ви»

1

27.02

 

48

Контрольная работа №4 по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

1

 03.03

 

49

А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: исто­рия и современность

1

05.03

 

50

С. А. Есенин. «Пу­гачёв» как поэма на истори­ческую тему

1

10.03

 

51

Р/р.№7.  Образ Емельяна Пугачёва в народных преда­ниях, произведениях Пушки­на и Есенина

1

12.03

 

52

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству

1

17.03

 

53

М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фан­тастика

1

19.03

 

54

Журнал «Сатири­кон». «Всеобщая история, об­работанная „Сатириконом"» (отрывки)

1

02.04

 

55

Вн.чт. №5. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы

1

07.04

 

56

Вн.чт.№ 6. М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы

1

09.04

 

57

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война

1

14.04

 

58

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ глав­ного героя

1

16.04

 

59

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенно­сти композиции поэмы

1

21.04

 

60

Стихи и песни о Великой Отечественной вой­не

1

23.04

 

61

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного ге­роя

1

28.04

 

62

Р/р.№8. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографиче­ский характер рассказа

1

 30.04

 

63

Русские поэты о ро­дине, родной природе (обзор)

 1

05.05

 

64

 Поэты русского за­рубежья о родине

1

 07.05

 

65

Годовая контроль­ная работа № 5 по литературе в формате ГИА

1

12.05

 

 

Из зарубежной литературы 

 5

 

 

66

У. Шекспир. «Ро­мео и Джульетта»

1

14.05

 

67

Сонет как форма лирической поэзии

1

19.05

 

68

Вн.чт. №7. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

1

21.05

 

69

Вн.чт. №8. В. Скотт. «Айвенго»

1

26.05

 

70

Литература и исто­рия в произведениях, изучен­ных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

28.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По программе – 70 ч.

                Фактически – 68 ч.

                Программа выполнена полностью.

                Содержание Рабочей программы изучено за 167часов  в соответствии с расписание филиала МБОУ Роговской ООШ, праздничными днями (01.05, 09.05) и на основании приказа  Департамента образования и науки  Брянской области от 23.04.2019г. №2527-04-О «О сроках завершения учебного года» .

                Корректировка Рабочей программы проведена за счет объединения изучаемых тем, что отображено в тематическом планировании.


Скачано с www.znanio.ru