Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 1 класса составлена на основе:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.
-ООП НОО
- Программа: Литературное чтение программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
Цели:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
2. Литературное чтение: уроки слушания: учебная вт.оматія для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ вт...-сост.Л.А.Ефросинина.- 2-е узд., с уточн.- М.: .: Вентана-Граф, 2016. – (Начальная школа XXI века).
3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016.
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели): из них 46 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 20 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 6 ч в неделю. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и
литературные произведения.
Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев
(весел, печален, удивлен и пр.),
сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки,
произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям
учащихся. Выразительное чтение, с
интонациями, соответствующими знакам препинания.
Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом.
Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых
частей под руководством учителя.
Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть оследовательность событий. Озаглавливание текста
(подбор заголовков). Составление
схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные
произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения
детских поэтов и писателей,
раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое
разнообразие. Сказки
(народные и авторские), рассказы,
стихотворения, загадки, скороговорки, потешки,
шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
произведение, фольклор, сказка,
загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой,
абзац.
Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений).Проявление интереса к словесному
творчеству, участие в
коллективном сочинении небольших сказок и
историй. Разыгрывание
небольших литературных произведений, чтение
текста по ролям, участие в
театрализованных играх. Сочинение историй с
литературными героями.
Рассказывание небольших сказок и историй от лица
героев.
Чтение: работа с информацией.
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под
руководством учителя несложных таблиц
информацией о произведении и книге.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
«Виды речевой и читательской деятельности» |
|
¾ осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); ¾ читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; ¾ правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); ¾ моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
|
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения; ¾ высказывать суждения о произведении и поступках героев; - узнавать изученные произведения по отрывкам из них; - оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
|
«Литературоведческая пропедевтика» |
|
¾ определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; ¾ использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); ¾ различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; ¾ сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
|
¾ сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; ¾ находить в тексте произведения сравнения, обращения; ¾ находить в тексте и читать диалоги героев; ¾ определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
|
«Творческая деятельность» |
|
¾ читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; ¾ моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; ¾ придумывать истории с героями изученных произведений; ¾ пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
|
¾ иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; ¾ инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; ¾ создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
|
«Чтение: работа с информацией» |
|
¾ получать информацию о героях, произведении или книге; ¾ работать с несложными таблицами, схемами, моделями; ¾ дополнять таблицы, схемы, модели; ¾ сравнивать произведения по таблице.
|
¾ находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); ¾ дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; ¾ находить в тексте информацию о героях произведений.
|
«Обучение грамоте» |
|
различать, сравнивать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; - звук, слог, слово; - слово и предложение; кратко характеризовать: - звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие); - условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных; решать учебные и практические задачи: - выделять предложение и слово из речевого потока; - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков; - плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты[1]; - осознавать смысл прочитанного; - правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением; - писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; - ставить точку в конце предложения; - грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10–20 слов;
|
- различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки; - читать целыми словами и предложениями; - самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения; - выделять в словах слоги в устной работе; - правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; - переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги); - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - соблюдать орфоэпические нормы.
|
«Виды речевой и читательской деятельности» |
|
- осознанно
воспринимать и различать произведения фольклора - моделировать обложку книги: указывать фамилию
автора, заглавие, |
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;- высказывать суждения о произведении и поступках героев;- узнавать изученные произведения по отрывкам из них; - оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
|
«Творческая деятельность» |
|
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; - моделировать
«живые картины» к изученным произведениям или - придумывать истории с героями изученных произведений; пересказывать эпизоды от лица героя или от
своего лица. |
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; -
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или создавать устно
небольшие произведения (истории, комиксы). |
«Чтение: работа с информацией» |
|
- получать информацию о героях, произведении или книге; - работать с несложными таблицами, схемами, моделями; - дополнять таблицы, схемы, модели; сравнивать произведения по таблице. |
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора,¾жанр, тема); - дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; - находить в тексте информацию о героях произведений.
|
Личностные результаты
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач; · познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений; · овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
|
· формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности); · самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; · использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
|
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· понимание и постановка учебной задачи; · составление плана и последовательности действий; · самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок; · коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности; . |
· овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
|
Познавательные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· формирование познавательной учебной задачи; · выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели; · восприятие прослушанного или прочитанного произведения; · поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге; · умение работать с текстами произведений разных жанров, отвечать на вопросы по содержанию; · рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся); · выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка. Знаково-символические познавательные действия: · моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении. · составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия; · составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя. Логические универсальные действия: · анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра); · установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана; · формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках; · сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; · аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст. Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя: · понимание и формирование учебной задачи; · выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
|
· умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию; · способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; · интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
|
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения); · умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; · овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); · умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
|
· умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения; · умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению; · умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению; · умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
|
Работа с текстом
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- использовать содержащуюся в текстах информацию в процессе чтения - осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
- сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
ИКТ – компетенции
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
-работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
|
- познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
|
Содержание учебного предмета
Раздел |
Описание содержания |
Кол-во часов |
Обучение грамоте |
46 |
|
Добукварный период |
является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
|
|
Букварный период |
охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
|
|
Послебукварный (заключительный) |
— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. |
|
Слово и предложение
|
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. |
|
Фонетика
|
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков. Сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. Классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. Д.); слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать предловт.ом модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Обосновывать выполняемые и выполненные действия. Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определевт ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки. |
|
Графика
|
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звув [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление). Универсальные учебные действия Соотносить звук и соответствующую ему букву. Обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й']. Структурировать последовательность слов в алфавитном порядке. Находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой. Объяснять причину допущенной ошибки. |
|
Чтение
|
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на повт.омат вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Универсальные учебные действия Применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов. Сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы. Осознавать смысл прочитанного. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, предвт.омат в тексте в явном и неявном виде. Использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — в зависимости от целей. |
|
Литературное чтение . |
20 |
|
Восприятие художественного произведения
|
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником. Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Универсальные учебные действия Осознавать смысл текста при его прослушивании. Понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте. Определять основную мысль текста. Различать стихо творения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров. |
|
Письмо
|
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приёмы и последовательность действий при списывании. Универсальные учебные действия Анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий. Моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов; по сходству обозначаемых ими звуков. Осознавать смысл написанного. Контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).
|
|
Орфография и пунктуация
|
Знакомство с правилами правописания и их применение: 1. раздельное написание слов; 1. обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши); 2. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 2. перенос слов по слогам без стечения согласных; 3. знаки препинания в конце предложений. Универсальные учебные действия Группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия. Применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку. Осознавать алгоритм списывания. Контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам. Использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного. Исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
|
|
Развитие речи
|
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Универсальные учебные действия Строить устное речевое высказывание. Составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок, на сюжетную картинку. Составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы. Участвовать в учебном диалоге. Осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в совместную работу. Высказывать собственное мнение и обосновывать его. |
|
Всего часов |
66 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:
Планируемые результаты |
Цель достижения планируемых результатов |
Обьект оценки |
Мониторинг. |
Инструмент мониторинга |
Цель мониторинга |
Предметные |
Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний. |
Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам |
-стартовая диагностика; -текущая; -тематическая; -промежуточная; -итоговая работа; |
- контрольные работы - проверочные работы - ВПР |
Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика |
Метапредметные |
Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Универсальные учебные действия |
- отслеживание и оценка процесса развития ребенка
- мониторинг формирования учебной деятельности;
- мониторинг формирования учебного сотрудничества;
- мониторинг функционального навыка исследования;
|
а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.
б) Образовательные события, а именно: -решение проектных задач;
-традиционные праздники;
-проектно- исследовательская работа;
|
Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
|
Личностные. |
Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся. |
Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма |
Анкеты, Опросники рефлексии, самооценка. |
а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76; б) наблюдения учителя.
|
Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений. |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно –методический комплект
1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016– 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
2. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 64 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
3. Литературное чтение: уроки слушания: учебная вт.оматія для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ вт...-сост.Л.А.Ефросинина.- 2-е узд., с уточн.- М.: .: Вентана-Граф, 2016. – (Начальная школа XXI века).
4. Литературное чтение: уроки слушания: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ вт...- сост.Л.А.Ефросинина.- 2-е узд., с уточн.- М.: .: Вентана-Граф, 2017. – (Начальная школа XXI века)
5. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016.
Методические пособия
1 Литературное чтение: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд. Доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 368с. – (Начальная школа XXI века).
Технические средства обучения.
1. Музыкальный центр «Samsung»
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК «Начальная школа ХХI века»
3. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».
Тематическое планирование
Литературное чтение 66 часов(53 ч. – урочная форма, 13 ч. – внеурочная форма учебной деятельности),
Обучение грамоте 46 часов
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
|
1-1 |
Выделение предложения из речевого потока. Введение понятия «предложение» Составление предложений, рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» |
1 |
|
|
2-2 |
Интонационное выделение первого звука в словах. |
1 |
|
|
3-3 |
В. Белов «Родничок» Звуковой анализ слова мак. |
1 |
|
|
4-4 |
Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слов СЫР, НОС |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
5-5 |
Введение понятия «гласный звук». Понятие «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.
|
1
|
|
|
6 - 1 |
Знакомство с буквой А (а)
|
1 |
|
|
7-2 |
Муса Гали. Земные краски. Знакомство с буквой Я, я. в начале слова(обозначение звуков (й) и (а) |
1 |
|
|
8-3 |
Звук [о], буквы О о |
1 |
|
|
9-4 |
А.Барто В школу Знакомство с буквой Ё, ё в начале слова (обозначение звуков (й) и (о) |
1 |
|
|
10-5 |
Знакомство с буквой У, у. |
1 |
|
|
11-6 |
Знакомство с буквой Ю, ю в начале слова (обозначение звуков (й) и (у) |
1 |
|
|
12-7 |
Знакомство с буквой Э, э В.Железников История с азбукой. |
1 |
|
|
13-8 |
Знакомство с буквой Е, е в начале слова (обозначение звуков (й) и (э). |
1 |
|
|
14-9 |
Знакомство с буквой ы. Л.Пантелеев Буква «ты» |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
15-10 |
Знакомство с буквой И,и |
1 |
|
|
16-11 |
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
17-12 |
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.. |
1 |
|
|
18-13 |
Знакомство с буквой М |
1 |
|
|
19-14 |
Знакомство с буквой Н,н. |
1 |
|
|
20-15 |
Знакомство с буквой «Р, р». |
1 |
|
|
21-16 |
Знакомство с буквой Л, л. |
1 |
|
|
22-17 |
Знакомство с буквой Й,й. |
1 |
|
|
23-18 |
Введение понятия «слог». |
1 |
|
|
24-19 |
Знакомство с буквой Г,г |
1 |
|
|
25-20 |
Знакомство с буквой К,к. |
1 |
|
|
26-21 |
Сопоставление звуков[г], [к] по звонкости, глухости. Дифференциация букв г/к. |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
27-22 |
Знакомство с буквой З,з |
1 |
|
|
28-23 |
Русская народная сказка. Кот, петух и лиса Знакомство с буквой С, с |
1 |
|
|
29-24 |
Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости –глухости. |
1 |
Виктрина Внеурочная форма УД |
|
30-25 |
Знакомство с буквой Д, д. |
1 |
|
|
31-26 |
Знакомство с буквой Т, т. |
1 |
|
|
32-27 |
Сопоставление звуков [т]и [д] по звонкости –глухости. |
1 |
Урок-путешествие Внеурочная форма УД |
|
33-28 |
Знакомство с буквой Б, б. |
1 |
|
|
34-29 |
Знакомство с буквой П, п. |
1 |
|
|
35-30 |
Знакомство с буквой В, в. |
1 |
|
|
36-31 |
Знакомство со звуком и буквой «Ф,ф» |
1 |
|
|
37-32 |
Знакомство с буквой Ж, ж. |
1 |
|
|
38-33 |
Знакомство с буквой Ш, ш. |
1 |
|
|
39-34 |
Знакомство с буквой Ч, ч. |
1 |
|
|
40-35 |
Знакомство с буквой Щ, щ. |
1 |
|
|
41-36 |
Знакомство с буквой Х, х |
1 |
|
|
42-37 |
Знакомство с буквой Ц, ц. |
1 |
|
|
43-38 |
Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. |
1 |
|
|
44-39 |
Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. И.Бутман Трус |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
45-40 |
Знакомство с буквой ъ. |
1 |
|
|
46-41 |
Праздник букваря. |
1 |
Праздник Внеурочная форма УД |
Литературное чтение 20 часов.
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
|
1-1 |
Литературные (авторские) сказки. Народные сказки. |
1
|
Урок – путешествие Внеурочная форма УД |
|
2-2 |
Сравнение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» со сказкой в.Сутеева «Кораблик».
|
1 |
|
|
3-3 |
Рассказы для детей. К.Ушинский «Играющие собаки»
|
1 |
|
|
4-4 |
Л.Толстой «Косточка», В.Осеева «Кто наказал его?». Пословица.
|
1 |
|
|
5-5 |
И.Северянин «Ее питомцы» Е. Пермяк «Торопливый ножик». |
1 |
|
|
6-6 |
В. Осеева «Три товарища», «Печенье» .Пословица
|
1 |
|
|
7-7 |
А.Барто «Я - лишний». Пословица. Я Аким «Мама». Н Саконская «Мы с мамой» |
1
|
Викторина Внеурочная форма УД |
|
8-8 |
Юмористические стихи для детей. Э.Успенский «Все в порядке».
|
1 |
|
|
9-9 |
Л.Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки «Синичкин календарь».
|
1 |
|
|
10-10 |
Разножанровые произведения о родной природе.
|
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
11-11 |
Стихотворения о родной природе. С. Маршак «апрель» Рассказы о природе. М Пришвин «лесная капель» |
1 |
|
|
12-12 |
И.Мазнин «Давайте дружить». Г Скребицкий «Пушок» |
1 |
|
|
13-13 |
С.Михалков «Аисты и лягушки».Загадка. Е.Чарушин «Томкины сны». И.Жуков «Нападение в зоопарке» |
1 |
|
|
14-14 |
М.Пришвин «Норка и Жулька». В Чаплина «Мушка» |
1 |
|
|
15-15 |
Произведения фольклора о животных. Русская народная песня «Котик».Загадка. |
1 |
Викторина Внеурочная форма УД |
|
16-16 |
Сказки-несказки о животных .Э.Шим «Глухарь». |
1 |
|
|
17-17 |
Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». |
1 |
|
|
18-18 |
Рассказы Е.Чарушина
|
1 |
|
|
19-19 |
Обобщение по теме. Рублика «Проверь себя» |
1 |
Урок- путешествие Внеурочная форма УД |
|
20-20 |
Комплексная контрольная работа. |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.