Литературное чтение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:
· Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
· примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
· основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цели курса:
Ø овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Ø развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Ø обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
1. развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2. учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
5. формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных
произведений;
6. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
7. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
8. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
9. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
10. обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
11. работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Литературное чтение» реализуется в полном объёме из расчёта 4 часа в неделю
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – литературное чтение
Личностные
Обучающиеся научатся:
• с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
• отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
• проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
• понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
• контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
• оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
• формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
• коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
• коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
• оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в минигруппе или паре.
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в минигруппе или паре;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации {условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
• сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
• сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
• определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
• отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
• отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
• сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• отвечать на вопросы учителя по теме урока;
• создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
• слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
• соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
• оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.,
• находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
• находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5—6 простых предложении по предложенной теме;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
• оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.
Предметные
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающиеся научатся:
• воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
• осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
• читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
• читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
• различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
• отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
• различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
• анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
• читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
• осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
• распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающиеся научатся:
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
• восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
• сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Обучающиеся научатся:
• различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
• отличать прозаический текст от поэтического;
• находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
• называть героев произведения, давать характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
• находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
• использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
2.Содержание предмета – русский язык
Раздел программы, количество часов |
Содержание |
Добукварный период (12 часов) |
Правила поведения. Правила работы с учебной книгой. Правила работы в группе. Речевой этикет. Графическое изображение слова в составе предложения. Слог как минимальная произносительная единица слова. Деление слов на слоге. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова. Упражнение в произнесении и слышании изолированных звуков. Выделение, слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния звука. Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами моделями. |
Букварный период (64 часа) |
Особенности произнесения звука, характеристика звука (гласных). Особенности произнесения нового звука, Характеристика нового звука. Твердость и мягкость согласных звуков. Обозначение, функции. Знакомство с двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим. Формирование навыка слогового чтения, чтение слогов с новой буквой. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Обозначение буквой Ь знак мягкости согласных на конце и в середине слова. Буква Ё, Ю, Я, Е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Показатели мягкости предшествующего согласного звука в слоге слиянии. Мягкий и твердый разделительные знаки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Правильное называние букв русского алфавита. |
Послебукварный период (15 часов) |
Русский алфавит. Постановка вопросов по содержанию прочитанного. Ответы на вопросы; соотнесение содержания с темой чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, рассуждение на заданную тему; различие элементов книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); сравнение различных по жанру произведений; краткая характеристика героев произведений; деление текста на смысловые части, составление его простого плана; составление небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст; составление простейшей характеристики основным действующим лицам произведения; создание небольшого устного текста на заданную тему. |
Жили-были буквы (8 ч) |
В. Данько «Загадочные буквы», В. Данько «Загадочные буквы», Cаша Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет», Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» , С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
Е.Чарушин «Теремок», русская народная сказка «Рукавичка», загадки, песенки, потешки, русские народные потешки, стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни», А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…», русская народная сказка «Петух и собака». |
Апрель, апрель! Звенит капель 5 ч) |
А. Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Т. Белозёров «Подснежник», С. Маршак «Апрель», стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л.Ульяницкой, Яхнина, Е. Трутневой, стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. |
И в шутку и всерьез (6ч) |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»,Я.Тайц «Волк»,Г. Кружков «Ррры!», Н. Артюхова «Саша-дразнилка», К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О, Григорьева «Стук», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К, Чуковский «Телефон», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», М. Пляцковский «Помощник». |
Я и мои друзья (5 ч) |
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина, «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу», Тихомиров «Мальчик и лягушки», «Находка», из старинных книг. |
О братьях наших меньших (6 ч) |
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…», В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», С. Михалков «Важный совет», Д. Хармс «Храбрый ёж», С. Аксаков «Гнездо». |
Творческая деятельность (на основе литературных произведений) |
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения. Составление собственного высказывания по иллюстрации, по заданной теме. |
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения |
Создание рисунков к прочитанным произведениям. Создание костюмов для сказочных персонажей. Участие в конкурсах чтецов. Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». Участие в работе кружка «Творческая мастерская» (создание собственных текстов). Создание коллажа «Моя Родина». Сочинение собственных произведений в жанре сказки. Создание книжных выставок книг по темам: «Русские народные волшебные сказки», «Сказки А. С. Пушкина» и другие. |
3.Тематическое планирование –литературное чтение
№ |
Раздел программы |
количество часов |
1 |
Добукварный период |
12ч |
2 |
Букварный период |
64ч |
3 |
Послебукварный период |
15ч |
4 |
Жили-были буквы |
8ч |
5 |
Сказки, загадки, небылицы |
7 ч |
6 |
Апрель, апрель! Звенит капель |
5ч |
7 |
И в шутку и всерьез |
6ч |
8 |
Я и мои друзья |
5ч |
9 |
О братьях наших меньших |
6ч |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока. |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Добукварный период 12 ч. |
||||
1 |
2.09 |
«Азбука» — первая учебная книга. |
Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении. Составлять простейшие предложения. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. |
|
2 |
4.09 |
Речь устная и письменная. |
||
3 |
5.09 |
Предложение и слово |
||
4 |
6.09 |
Предложение и слово |
||
5 |
9.09 |
Слово и слог |
||
6 |
11.09 |
Слог. Ударение. |
||
7 |
12.09 |
Слог. Ударение. |
||
8 |
13.09 |
Звуки в окружающем мире |
||
9 |
16.09 |
Гласные и согласные звуки |
||
10 |
18.09 |
Образование слога |
||
11 |
19.09 |
Слоги и слова |
||
12 |
20.09 |
Слоги и слова |
||
|
Букварный период 64ч |
|||
13 |
23.09 |
Звук [а]. Буквы А, а. |
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Выделять звук в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Доказывать, что звук гласный. Приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова. Слышать и различать звук в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Составлять слова из букв и слогов. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Составлять слова из букв и слогов. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Соотносить текст с иллюстрацией. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. Рассказывать о своих наблюдениях за сельскохозяйственными работами. Произносить предложения с разной интонацией. Объяснять разные значения одного слова. |
|
14 |
25.09 |
Звук [а]. Буквы А, а. |
||
15 |
26.09 |
Звук [о]. Буквы О, о |
||
16 |
27.09 |
Звук [и]. Буквы И, и |
||
17 |
30.09 |
Звук [ы]. Буква ы |
||
18 |
2.10 |
Звук [ы]. Буква ы |
||
19 |
3.10 |
Звук [у]. Буквы У, у. |
||
20 |
4.10 |
Звук [у]. Буквы У, у. |
||
21 |
7.10 |
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. |
||
22 |
9.10 |
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. |
||
23 |
10.10 |
Звуки [с], [с']. Буквы С, с. |
||
24 |
11.10 |
Звуки [с], [с']. Буквы С, с. |
||
25 |
14.10 |
Звуки [к], [к']. Буквы К, к. |
||
26 |
16.10 |
Звуки [к], [к']. Буквы К, к. |
||
27 |
17.10 |
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т. |
||
28 |
18.10 |
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т. |
||
29 |
21.10 |
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. |
||
30 |
23.10 |
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. |
||
31 |
24.10 |
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р. |
||
32 |
25.10 |
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р. |
||
|
|
2 четверть |
||
33 |
6.11 |
Звуки [в], [в']. Буквы В, в. |
||
34 |
7.11 |
Звуки [в], [в']. Буквы В, в. |
||
35 |
8.11 |
Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е. |
||
36 |
11.11 |
Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е. |
||
37 |
13.11 |
Звуки [п], [п']. Буквы П, п |
Выделять звук из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге пишется Выделять звук из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда, а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Познакомиться с понятиями «алфавит», «азбука». Находить место буквы в алфавите. Располагать слова в алфавитном порядке.
|
|
38 |
14.11 |
Звуки [п], [п']. Буквы П, п |
||
39 |
15.11 |
Звуки [м], [м']. Буквы М, м |
||
40 |
18.11 |
Звуки [м], [м']. Буквы М, м |
||
41 |
20.11 |
Звуки [з], [з']. Буквы З, з. |
||
42 |
21.11 |
Звуки [з], [з']. Буквы З, з. |
||
43 |
22.11 |
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. |
||
44 |
25.11 |
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. |
||
45 |
27.11 |
Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. |
||
46 |
28.11 |
Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. |
||
47 |
29.11 |
Звуки [й'а], ['а]. Буквы Я, я.. |
||
48 |
2.12 |
Чтение текстов с буквой я |
||
49 |
4.12 |
Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. |
||
50 |
5.12 |
Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. |
||
51 |
6.12 |
Звук [ч']. буквы Ч, ч. |
||
52 |
9.12 |
Звук [ч']. буквы Ч, ч. |
||
53 |
11.12 |
Буква ь — показатель мягкости согласных звуков |
||
54 |
12.12 |
Звук [ш]. буквы Ш, ш |
||
55 |
13.12 |
Звук [ш]. буквы Ш, ш. |
||
56 |
16.12 |
Звук [ж]. буквы Ж, ж. |
||
57 |
18.12 |
Звук [ж]. буквы Ж, ж. |
||
58 |
19.12 |
Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ё, ё. |
||
59 |
20.12 |
Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ё, ё. |
||
60 |
23.12 |
Звук [й]. буквы Й, й |
||
61 |
25.12 |
Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. |
||
62 |
26.12 |
Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. |
||
63 |
27.12 |
Звуки [й'у], ['у]. Буквы Ю, ю. |
||
64 |
9.01 |
Звуки [й'у], ['у]. Буквы Ю, ю. |
||
|
|
3 четверть |
||
65 |
10.01 |
Звук [ц]. буквы Ц, ц. |
||
66 |
13.01 |
Звук [ц]. буквы Ц, ц. |
||
67 |
15.01 |
Звук [э]. буквы Э, э. |
||
68 |
16.01 |
Звук [э]. буквы Э, э. |
||
69 |
17.01 |
Звук [щ']. буквы Щ, щ. |
||
70 |
20.01 |
Звук [щ']. буквы Щ, щ. |
||
71 |
22.01 |
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. |
||
72 |
23.01 |
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. |
||
73 |
24.01 |
Буквы ь и ъ |
||
74 |
27.01 |
Буквы ь и ъ |
||
75 |
29.01 |
Русский алфавит |
||
76 |
30.01 |
Русский алфавит |
||
Послебукварный период (15 ч) |
||||
77 |
31.01 |
В. Берестов «Читалочка» |
На основе названия текста определять его содержание. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря. Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно. Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассматривать иллюстрацию. Рассматривать портрет А.С. Пушкина, выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые. Определить название сказки на основе иллюстрации. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Пересказывать текст на основе опорных слов. Объяснять смысл слова «угомон». Определять героев стихотворения. Распределять роли; читать по ролям. Читать самостоятельно наизусть. Участвовать в групповом проекте. Читать наизусть с выражением |
|
78 |
3.02 |
Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» |
||
79 |
5.02 |
К. Ушинский. Наше Отечество. |
||
80 |
6.02 |
В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь. |
||
81 |
7.02 |
А.С. Пушкин-гордость нашей Родины. |
||
82 |
17.02 |
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. |
||
83
|
19.02 |
К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» |
||
84 |
20.02 |
В.В. Бианки. Первая охота. |
||
85 |
21.02 |
С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. |
||
86 |
26.02 |
М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. |
||
87 |
27.02 |
А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». |
||
88
|
28.02 |
С.В. Михалков «Котята» |
||
89 |
2.03 |
Б. Заходер. Два и три |
||
90 |
4.03 |
В. Берестов. Пёсья песня. Прощание с другом |
||
91 |
5.03 |
Проект: «Живая Азбука» |
||
Жили - были буквы– 8ч |
||||
92 |
6.03 |
В. Данько «Загадочные буквы». |
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов, декламировать стихи; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
|
93 |
11.03 |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». |
||
94 |
12.03 |
С. Черный «Живая азбука»; |
||
95 |
13.03 |
Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». |
||
96 |
16.03 |
Г. Сапгир «Про медведя» |
||
97 |
18.03 |
М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
||
98 |
19.03 |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». |
||
99 |
20.03 |
Проект: Музей «Город букв» |
||
Сказки, загадки, небылицы – 7ч |
||||
100 |
30.03 |
Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Курочка ряба |
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить сходство и различия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. |
|
101 |
1.04 |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
||
102 |
2.04 |
Загадки. Русские народные песни. Потешки. Небылицы |
||
103 |
3.04 |
«Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки. |
||
104 |
6.04 |
А.С. Пушкин. Отрывки из произведений. |
||
105 |
8.04 |
Русская народная сказка «Петух и собака» |
||
106 |
9.04 |
Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки» |
||
Апрель, апрель! Звенит капель - 5ч. |
||||
107 |
10.04 |
А. Майков «Ласточка промчалась…», А. Плещеев «Травка зеленеет». |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему, на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим, придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. |
|
108 |
13.04 |
А. Майков «Весна»; Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». |
||
109 |
15.04 |
И. Токмакова «Ручей» Стихи-загадки |
||
110 |
16.04 |
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа, А. Майкова |
||
111 |
17.04 |
Проект «Азбука загадок» |
||
И в шутку и всерьез - 6 ч. |
||||
112 |
20.04 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему, находить сходство и различия. |
|
113 |
22.04 |
Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». |
||
114 |
23.04 |
Весёлые стихи |
||
115 |
24.04 |
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К. Чуковский «Телефон», |
||
116 |
27.04 |
М. Пляцковский «Помощник». |
||
117 |
29.04 |
Рассказы К. Ушинского Смешные случаи из жизни |
||
Я и мои друзья - 5 ч. |
||||
118 |
30.04 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое настоящая дружба, кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
119 |
6.05 |
Стихи о дружбе и друзьях И. Пивоварова «Вежливый ослик»,
|
||
120 |
7.05 |
С. Маршак «Хороший день». |
||
121 |
8.05 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» |
||
122
|
13.05 |
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». |
||
О братьях наших меньших – 6 ч |
||||
123 |
14.05 |
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок-несказок, придумывать свои собственные сказки-несказки, находить сказки-несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
124 |
15.05 |
В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку». О собаках |
||
125
|
18.05 |
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». О кошках. |
||
126 |
20.05 |
В. Берестов «Лягушата». О лягушках. |
||
127 |
21.05 |
Стихи и рассказы о животных |
||
128 |
22.05 |
С. Аксаков «Гнездо». Стихи о животных |
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.