Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс.
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс.

Оценка 4.7
docx
12.12.2023
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс.
лит. чтение.docx

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

142280 Московская область,  г. Протвино, ул. Гагарина, д.7

тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ О. В. Хоменко

«____» ______________2022 г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей №2»

______________Л.И. Иващенко

«___» _______________2022 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2022-2023 учебный год

 

КЛАСС_________________________________________________4 «А»

ПРЕДМЕТ  _______________________________Литературное чтение

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ  ____________102 ч

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый

ФИО учителя_____________________ Куринова Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

Протвино

2022 год

Литературное чтение

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно – правовых актов:

·         Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

·         Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

·         Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;

·         Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»:

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

·         Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2

Цель:  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как   базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

 

·         знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;

·         ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества;

·         формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся;

 

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с примерной программой по литературному чтению на основе авторской программы «Литературное чтение», разработанной Л.Ф.Климановой и др., которая является составной частью образовательной системы УМК «Школа России» и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2022 -2023учебный год.

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится 506 часов, в 4 классе –102 часа – 34 учебные недели (3часа в неделю).

            В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» данная рабочая программа рассчитана на 102 часа – 34 учебные недели (3 часа в неделю). Так как  авторская программа УМК «Школа России» содержит 136 часов, то в данной программе были произведены следующие сокращения. Раздел «Летописи, былины, сказания, жития» сокращен на 3 часа, разделы «Делу время – потехе час», «Страна детства» сокращены на один час, раздел «Родина» сокращен на 4 часа за счет объединения тем. Разделы «Чудесный мир классики» сокращен на 7 часов, «Литературные сказки»  - на 5 часов, «Страна Фантазия» - на 2 часа, «Зарубежная литература» - на 3 часа, «Природа и мы» - на 2 часа  за счет сокращения часов на изучение отдельных произведений. Раздел «Поэтическая тетрадь» сокращен на семь часов на счет объединения стихов одного автора в один урок. При сокращении часов  сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 4 класс

Личностные

·         формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

·         формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·         формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

·         овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

·         наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные

Регулятивные:

·         ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;

·         знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

·         предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;

·         понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;

·         принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

·         проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные:

·         самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

·         выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

·         группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

·         сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

·         осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Коммуникативные:

·         задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;

·         следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

 

Предметные

·         понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

·         осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

·         достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

·         использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

·         умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

·         умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

·         умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

·         развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

                             

Учащиеся научатся:

 

·         осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

·         читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

·         рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

·         пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

·         осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

·         находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

·         сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

·         писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

·         пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

·         понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

·         определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

·         понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

·         осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

·         находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

·         подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

·         отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

·         раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

·         делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

·         сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

·         ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

·         читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

·         различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, летопись, былина), различать сказки народные и литературные;

·         приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

 

Учащиеся получат возможность научиться:

·         понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

·         читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

·         пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

·         участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

·         формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

·         делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

·         домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

·         выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

·         находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

·         готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

·         подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

·         писать отзыв на прочитанную книгу.

·         определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

·         создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности

·         различать тематику книг, понимать назначение различных книг;

·          ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;

·          определять особенности произведений зарубежной литературы;

·          рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах;

·          ориентироваться в публичной библиотеке;

·          называть одно периодическое детское литературно – художественное издание

 

 

Содержание учебного предмета:

 

Основное

содержание предмета по темам

Количе

ство часов

Основные виды

учебной деятельности

1.

Введение. Знакомство с учебником.

1 час

 

2

Летописи, былины, сказания, жития

Летопись – источник исторических фактов. Поэтический текст былины Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник Русского государства. Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Картина В. Васнецова «Богатыри»

 

8 часов

 

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.  Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) Рассказывать об интересных моментах.

2

Чудесный мир классики

П.П.Ершов «Конёк – горбунок». События литературной сказки.

А.С. Пушкин. Стихи. Сказки.

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

 «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа.

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

 

 

 

 

15 часов

 

Работать над выразительностью произведения. Сравнивать виды литературных сказок. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные пе­реживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения.

Определять жанры литературных произведений. Осознанно, вырази­тельно читать текст.

Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Характеризовать героев произведения.

Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния. Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

3

Поэтическая тетрадь

Стихи А.А.Фета., Ф.И.Тютчева. Е.А. Баратынского.  Ритм стихотворения. Интонация стихотворения.

И.С. Никитин Изменение картин природы.

Стихи Н.А. Некрасова. Выразительное чтение.

И.А.Бунин «Листопад». Слово как средство художественной выразительности.

 

8 часов

 

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Использовать приёмы интонационного чтения. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния. Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них.

4

Литературные сказки

Особенности данного литературного жанра. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П.П.Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».  Мотивы народных сказок в авторском тексте.

 

11 часов

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки.

5

Делу время – потехе час

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. В.В.  Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

8 часов

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям.

6

Страна детства

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

7 часов

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Составлять план, пересказывать произведение.

7

Поэтическая тетрадь

Стихи В. Я. Брюсова,  С .А.Есенина,  М. И. Цветаевой.

4часа

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Объяснять интересные выражения в тексте. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Природа и мы

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. М.М. Пришвин «Выскочка».  Характеристика героя на основе поступка Е.И. Чарушин «Кабан».  Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои произведения.

10 часов

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Характеризовать героев на основе их поступков. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

9

Поэтическая тетрадь

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. С.А. Клычков «Весна в лесу».  Картины весны в лирическом произведении. Д.Б. Кедрин Бабье лето».  Картины лета в лирическом произведении. Н.М.Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

6 часов

 

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

 

 

10

Родина

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С.Д.  Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения.

4 часа

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Объяснять смысл названия произведения. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

 

11

Страна Фантазия Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. К. Булычёв «Путешествие Алисы».  Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

 5 часов

 

Определять особенности фантастического жанра. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности фантастических произведений.

12

Зарубежная литература

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. С.Лагерлёф «Святая ночь». 

 15 часов

 

Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.  Пересказывать выборочно произведение.  Иллюстрировать сказку. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Участвовать в работе группы. Самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Учебно-методический комплект учащихся:

  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник4 класс. В 2 частях. Москва, Просвещение, 2018
  • Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс Москва, Просвещение, 2017

Учебно-методический комплект учителя:

  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Москва, Просвещение, 2018
  • Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс Москва, Просвещение, 2017
  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Москва, Вако, 2018

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

 

Тема урока

 

Дата проведения

 

Форма контроля

Примечание

План

Корректировка

1.

Вводный инструктаж ИОТ-3.1-3.5-2022. Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.

1.09

 

 

 

Летописи, былины, сказания, жития. 8 часов.

2

Летописи. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

7.09

 

 

 

3

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

8.09

 

 

 

4

«И вспомнил Олег коня своего…» Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»

9.09

 

 

 

5

Ильины три поездочки. Выразительное чтение.

14.09

 

 

 

6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

15.09

 

 

 

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».

16.09

 

 

 

8

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского.

21.09

19.09

 

 

9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития»

22.09

21.09

тест

 

Чудесный мир классики. 15 часов.

10

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

23.09

 

 

 

 11

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок.

28.09

 

 

 

12

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев.

29.09

 

 

 

13

А.С. Пушкин. «Няне». «Туча». «Унылая пора».

30.09

 

 

 

14

А. С. Пушкин. Пушкин «Сказка о мертвой царевна и семи богатырях».

5.10

 

 

 

15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевна и семи богатырях». Характеристика героев.

6.10

 

 

 

16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Составление плана.

7.10

 

 

 

17

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

 

 

 

 

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

 

 

 

 

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характнристика героев.

 

 

 

 

20

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой. «Детство»

 

 

 

 

21

Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Вн. чт. «Сказки Толстого и Пушкина»

 

 

 

 

22

А.П.Чехов «Мальчики»

 

 

 

 

23

А.П. Чехов «Мальчики» Главные герои рассказа – герои своего времени.

 

 

 

 

24

Обобщение по разделу. «Чудесный мир классики».

 

 

Пр/раб

 

Поэтическая тетрадь. 8 часов.

25

Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко».

 

 

 

 

26

А. А. Фет. «Весенний дождь». «Бабочка».

 

 

наиз

 

27

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!» «Где сладкий шёпот».

 

 

 

 

28

А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

 

 

 

 

29

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями».

 

 

наиз

 

30

Н. А. Некрасов. «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки».

 

 

 

 

31

И. А. Бунин. «Листопад». Картины осени в стихах И. А. Бунина.

 

 

наиз

 

32

Обобщение по разделу. «Поэтическая тетрадь».

 

 

Пр/раб

 

Литературные сказки. 11 часов.

33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

 

 

 

 

34

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление картинного плана.

 

 

 

 

35

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ.

 

 

 

 

36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности литературного жанра.

 

 

 

 

37

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

 

 

 

 

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

 

 

 

 

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

 

 

 

.

40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

 

 

 

 

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

 

 

 

 

42

Вн. чтение: сказки любимых писателей.

 

 

 

 

43

Обобщение по разделу. Контрольная работа №1

 

 

Конт\ работа

 

Делу время – потехе час. 8 часов.

44

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

 

 

 

 

45

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

 

 

 

 

46

В. Ю. Драгунский « Главные реки»

 

 

 

 

47

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка»

 

 

 

 

48

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

 

 

 

 

49

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

 

 

 

 

50

Обобщающий урок «Делу время – потехе час»

 

 

тест

 

51

Вн. чтение: книги о сверстниках и школе.

 

 

 

 

Страна детства. 7 часов.

52

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Выразительное чтение.

 

 

 

 

53

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Герои произведения.

 

 

 

 

54

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Составление плана.

 

 

 

 

55

К.Г.Паустовский  «Корзина с еловыми шишками».  Пересказ.

 

 

 

 

56

М. М. Зощенко «Елка».

 

 

 

 

57

Обобщение по разделу  «Страна детства».

 

 

 

 

58

Оценка достижений.

 

 

тест

 

Поэтическая тетрадь. 4 часа.

59

В. Я. Брюсов  «Опять сон» «Детская».

 

 

 

 

60

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

 

 

 

 

61

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

 

 

 

 

62

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

 

 

тест

 

Природа и мы. 10 часов.

63

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Выразительное чтение.

 

 

 

 

64

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

 

 

 

 

65

Л. И. Куприн «Барбос и Жулька».

 

 

 

 

66

Л. И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения.

 

 

 

 

67

М. М. Пришвин  «Выскочка».

 

 

 

 

68

 М. М. Пришвин  «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка.

 

 

 

 

69

Е. И. Чарушин «Кабан»

 

 

 

 

70

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

 

 

 

 

71

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

 

 

 

 

72

Обобщение по разделу «Природа и мы».

 

 

тест

 

Поэтическая тетрадь. 6 часов.

73

Б. Л.Пастернак «Золотая осень»

 

 

наиз

 

74

С.А. Клычков  «Весна в лесу»

 

 

 

 

75

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

 

 

наиз

 

76

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

 

 

 

 

77

С.А.Есенина «Лебедушка»

 

 

 

 

78

Вн. чтение: книги о путешествиях и путешественниках.

 

 

тест

 

Родина. 4 часа.

79

И. С. Никитин «Русь» Образ Родины в поэтическом тексте.

 

 

 

 

80

С. Д. Дрожжина «Родине» авторское отношение к изображаемому.

 

 

наиз

 

81

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске», Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

 

 

 

 

82

Обобщение по разделу «Родина»

 

 

тест

 

Страна Фантазия. 5 часов.

83

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

 

 

 

 

84

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои фантастического жанра.

 

 

 

 

85

Кир Булычев «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра

 

 

 

 

86

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев  рассказов фантастического жанра

 

 

 

 

87

Обобщение по разделу «Страна фантазия»

 

 

тест

 

Зарубежная литература. 15 часов.

88

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

 

 

 

 

89

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

 

 

 

 

90

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».  Герои приключенческой литературы.

 

 

 

 

91

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

 

 

 

 

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

 

 

 

 

93

 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

 

 

 

 

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка».  Характеристика героев.

 

 

 

 

95

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

 

 

 

 

96

М.Твен «Приключения Тома Сойера».Сравнение героев, их поступки.

 

 

 

 

97

С. Лагерлеф «Святая ночь»

 

 

 

 

98

С. Лагерлеф «Святая ночь»

 

 

 

 

99

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

 

 

 

 

100

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и иуда.

 

 

 

 

101

Контрольная работа №2

 

 

Конт\раб

 

102

Вн. чтение: Путешествие по дорогам любимых книг.

 

 

 

 

 

Проверочные работы.

 

Раздел «Летописи, былины, сказания, жития»

 

1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности                            б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

 

2. Какое прозвище получил князь Олег?

а) Славный                 б) Вещий                   в) Гордый

 

3. С кем воевал Олег?

а) с греками                б) с немцами                 в) с турками

 

4. Велико ли было войско Олега?

а) тысяча кораблей                 б) две тысячи кораблей                 в) три тысячи кораблей

 

5. Почему Олег не принял вино от греков?

а) оно было отравлено                              б) оно было разбавлено

в) оно прокисло на солнце                       г) Олег не любил вино

 

6. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?

а) от укуса змеи                                 б) от любимого коня

в) от отравленного вина

 

7. Илья нашёл сокровища …

а) под крестом                 б) в лесу под деревом               в) в пещере

 

8. Что такое БЫЛИНА?

а) русская народная эпическая песня – сказание о богатырях

б) сказка о богатырях                                      в) летопись о богатырях

 

9. Кто такой богатырь?

а) богатый человек                  б) могучий человек              в) Защитник Родины 

 

10. Каким именем в святом крещении был назван Сергий Радонежский?

а) Варфоломей                        б) Кирилл                             в) Стефан

 

11. Как звали мать преподобного Сергия?

а) Мария               б) Анна                   в) Ольга

 

12. Почему обнищал отец Варфоломея?

а) из-за частых хождений с князем в Орду

б) из-за частых набегов татар на Русь

в) из-за переезда с родной земли

 

13. Чем был занят Варфоломей, когда встретил старца святого?

а) гулял по лесу                  б) пастушил                     в) искал скот (лошадь)

 

14. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

а) Они хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил.

б) Они не хотели этого.

в) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям.

г) Родители боялись жить одни.

 

Раздел «Чудесный мир классики».

Вариант 1

1.Кому принадлежит произведение «Детство»?

 1) Л.Н. Толстому

 2) М.Ю. Лермонтову

 З) А.С. Пушкину

 4) А.П. Чехову

 

2. Определи жанр произведения «Туча».

 1) басня                    З) стихотворение

 2) рассказ                 4) сказка

 

3. Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

 1) «Детство»                    З) «Мальчики»

 2) «Ашик-Кериб»           4) «Няне»

 

4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1)Глядишь в забытые ворота…

Произведение:_______________________

Автор:_________________________

2) Унылая пора, очей очарованье…

Произведение:_______________________

Автор:_________________________

 

5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)Чем дальше в лес, тем больше дров

Произведение:_______________________________________

Автор:______________________

 

6. Как ты понимаешь слово пенять?

 1) толкать                    З) дарить подарки

 2) смеяться                  4) упрекать

 

7. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

1 Пушкин_____________________________________________

2

Лермонтов__________________________________________

3 Толстой_____________________________________________

4 Чехов_______________________________________________

 

8. Вставьте пропущенные рифмующиеся слова.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,...

Теснят твою всечасно....

1) заботы, грудь 3) заботы, муть

2)тревоги, грудь 4)заботы, жуть

 

Вариант 2

1. Кто написал произведение «Мальчики»?

1) А.П. Чехов

2) М.Ю. Лермонтов

3) А.С. Пушкин

4)Л.Н.Толстой

 

2. Определи жанр произведения «Мальчики».

1) сказка                    3) стихотворение

2)басня                      4)рассказ

 

3. Узнай произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

 1) «Мальчики»                 3) «Няне»

 2) «Туча»             4) «Детство»

 

4. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1) Глядишь в забытые вороты…

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)И редкий солнца луч, и первые морозы…

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

 

5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Кто сильно хочет, тот того добьётся.

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)Живи добрее, будешь всем милее Произведение:_______________________________________

Автор:______________________

 

6. Что такое сааз?

1) сторож        3) знатный господин

2) музыкальный инструмент          4) мальчик

 

7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

1 Пушкин_____________________________________________

2

Лермонтов__________________________________________

3 Толстой_____________________________________________

4 Чехов_______________________________________________

 

8. Подберите рифму к отрывку.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя ...;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила....

1) обвивала, дождем 3) освещала, водой

2) освещала, дождем 4) обвивала, водой

 

Раздел «Литературные сказки»

Какие сказки называются литературными __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

«Городок в табакарке»                             В.Ф. Одоевский

«Сказка о жабе и розе»                            С.Т. Аксаков

«Серебряное копыт                                  П.П. Бажов

«Аленький цветоче                                   В.М. Гаршин

2.Узнай произведение по ключевым словам.

а) Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь__________________________________________

б) Кошка, козлик, сирота,  дед Кокованя ___________________________________

3. Из какого произведения эти предметы. Запиши.

кошка_______________________________

кольцо___________________________

пружинка ______________________________

цветник________________________________

4.  Запиши названия произведения и автора.

   Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель … один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости…

_____________________________________________________________________________

5. Запиши имя главного героя сказки «Городок в табакерке» _____________________________

6. Что считала роза самым лучшим происшествием в своей жизни?

а) когда её срезали            б) когда она распустилась

в) когда её увидели           г) когда слезинка сестры упала на цветок

6..Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка;

2) Миша спас колокольчиков;

3) механизм табакерки сломался;

4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;

7.Укажи правильное значение слова хризолит.

1) цветок
2) самоцвет
3) первоцвет
4) украшение

8. Продолжи пословицу:
 Всякое дело человеком _____________________

9. Продолжи пословицу

Дело не комар ________________________________

10. Укажи, чего не рассказывал дед Кокованя о Серебряном копытце.

 а) что у козлика рожки на пять веток       в) что у козлика длинная густая шерсть

 б) что у козлика лёгонькая голова г) что на правой передней ноге у козлика серебряное копытце

11. Где нашёл купец аленький цветочек?

а) в лесу дремучем     б) на острове    в) в чаще зелёной  г) на лугу

 12. Узнай героя по описанию и запиши.

а) Она ни радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать. ___________________________________________________________________

б) Он садился на корточки перед толстым, окружённым мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям. ______________________________________

13. Расположи пункты плана произведения П.П. Бажова

Серебряное копытце.

Поход в лес.

Сиротка.

В лесу без дела.

Мурёнка исчезла.

14. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?

1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;

15.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?

1) литературные;

2) народные;

3) литературные и народные

Раздел «Делу время – потехе час»

1.Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения?

И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»

Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Баха

Б) Прокофьева

В) Шопена

Г) Чайковского

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?

              Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев «Сказки о потерянном времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Кораблёв

Раздел «Страна детства»

А1. Из какого произведения эти строки?

    Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

1) «Елка»                                                             2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»                  4) «Мальчики»

А2. Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович                                3) Константин Георгиевич

2) Степан Борисович                                4) Михаил Михайлович

A3. Какое произведение написал Б.С. Житков?

1) «Елка»                                                    2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»        4) «Главные реки»

А4. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

1) Б.С. Житков                                               3) КГ. Паустовский

2) М.М. Зощенко                                           4) В.В. Голявкин

А5. Определите жанр произведения «Елка».

1) повесть                                                       3) басня

2) рассказ                                                       4) сказка

В1. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.

Висеть, бездельничать, ходить.

1) наслаждаться                                               3) болтаться

2) смотреть                                                       4) сидеть

В2. Что означает выражение «золотушный ребенок»?

1) золотой ребенок                                       2) послушный, хороший ребенок

3) больной, истощенный ребенок               4) рыжий ребенок

В3. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

1) Дагни                                                           3) Леля

2) бабушка                                                      4) внук

В4. Выберите антонимы к слову «худенькие».

1) жирные                                                     3) хорошие

2) толстые                                                   4) тонкие

С1. Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается этот предмет.

Новая посудина — Вся в дырках.

1) «Корзина с еловыми шишками»                                              2)«Елка»

3) «Как я ловил человечков»                                                        4) «Мальчики»

С2. Найдите олицетворения из одного произведения.

1) Эхо — как птица пересмешник.        2) Рояль мог петь.

3) Клавиши тосковали, смеялись.          4) Пароходик важно стоял на полке.

СЗ. О каком авторе идет речь?

Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на него, особенно в годы юности, оказал А. Грин.

1) о Б.С. Житкове                                3) о М.М. Зощенко

2) о КГ. Паустовском                         4) об А.П. Чехове

 

Раздел «Природа и мы»

1.Соедините автора с его произведением:

Д. Н. Мамин - Сибиряк                                «Выскочка»

А. И. Куприн                                                 «Кабан»

В. П. Астафьев                                               «Приёмыш»

Е. И. Чарушин                                                «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин                                             «Барбос и Жулька»

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка                                   Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога                                      В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска                                  М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка                                   А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Метла                                  

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

  1. Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!...........................................................................................
  2. Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………
  3. Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………
  4. Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………
  5. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………
  6. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов………………………………………………………………………

9. Подбери антонимы к словам:

СТРОГИЙ - …………………………………………………………………………

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

НАЧАЛЬНИК - ………………………………………………………………………

СХОДСТВО - …………………………………………………………………………

10.Подберите синонимы к словам:

 МУЧЕНИЕ - …………………………………………………………………………

УКРАДЕННЫЙ - ………………………………………………………………………

БАЛОВСТВО - …………………………………………………………………………

Раздел «Родина»

А1. Кто написал стихотворение «Родине»?

1) А.В. Жигулин                        3) Н.М. Рубцов

2) С.Д. Дрожжин                       4) И.С. Никитин

А2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин?

1) «Родине»           3) «Лошади в океане»

2) «Русь»              4) «О, Родина! В неярком блеске...»

A3. Как зовут поэта Дрожжина?

1) Дмитрий Спиридонович              3) Иван Саввич

2) Спиридон Дмитриевич                4) Борис Абрамович

А4. Узнайте произведение по отрывку.

Мурава лугов  Ковром стелется,

Виноград в садах    Наливается.

1) «Лошади в океане»        2) «О, Родина! В неярком блеске...»

3) «Родине»                        4) «Русь»

А5. Из какого стихотворения эти строки?

Я в каждом шелесте листов          Твой голос узнаю.

1) «Родине»                                           2) «Русь»

3) «Лошади в океане»                          4) «О, Родина! В неярком блеске...»

В1. Какие синонимы вы бы выбрали к слову «черный»?

1) темный                   3) о волосах: смоляной

2) белый                      4) о лошади: вороной

В2. Подберите антонимы к слову «святой».

1) прямой                          3) добрый

2) грешный                        4) греховный

В3. Закончите пословицу.

На чужой стороне Родина...

1) ...всем матерям мать.                       3) ...милей вдвойне.

2) ...для нас дороже глаз.                     4) ...одна.

В4. В этом стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю.

1) И. С. Никитин «Русь»                                                  2) С.Д. Дрожжин «Родине»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»     4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

С1. Какие произведения написал И.С. Никитин?

1) «Утро»                                          2) «Встреча зимы»

3) «Лошади в океане»                      4) «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

С2. По пунктам плана определите произведение и его автора. Просторы земли Русской. Русь могучая.

1) И. С. Никитин «Русь»

2) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

4) С.Д. Дрожжин «Родине»

СЗ. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Родился он в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили его стать содержателем постоялого двора.

1) об И.С. Никитине                3) об А.В. Жигулине

2) о С.Д. Дрожжине                 4) о Б.А. Слуцком

Раздел «Страна Фантазия».

1. Кто написал «Приключения Электроника»?

А) Е.С. Велтистов                              В) Г.Х. Андерсен

Б) Кир Булычёв                                  Г) Г. Мартынов

2. Кто написал «Путешествие Алисы»?

А) Е.С. Велтистов                              В) Г.Х. Андерсен

Б) Кир Булычёв                                  Г) Г. Мартынов

3. Какой псевдоним взял себе  Игорь Всеволодович Можейко?

А) Е.С. Велтистов                       Б) К. Булычёв

В) А.В. Жигулин                        Г) Б. А. Слуцкий

4. Узнай героя по описанию.

                 «Человек с трубкой в зубах, почётный гость конгресса кибернетиков».

А) механик Зелёный                                       Б) капитан Полосков
В) профессор Громов                                     Г) профессор Селезнёв

5.Откуда прибыл профессор Громов?

А) с Луны;                                                                  Б) с околоземной орбиты;

В) из сибирского научного городка;                       Г) из Антарктиды;

6. Для чего прибыл профессор Громов?

А) для участия в испытаниях новейших роботов;

Б) для участия в научном эксперименте;

В) для участия в космическом путешествии;

Г) для участия в конгрессе кибернетиков;

7. Где остановился профессор Громов?

А) в санатории «Сосны»;                      Б) в гостинице «Дубки»;

В) в отеле «Под пальмами»

8. На чемодане профессора Громова была надпись:

А) «Осторожно! Стекло!»;                      Б) «Осторожно! Приборы!»;

В) «Не переворачивать!».

9. Чем являлось воздушное такси?

А) маленьким самолётом;   Б) маленькой летающей тарелкой;

В) маленьким вертолётом;

10. Кто находился в чемодане?

А)  кибернетический мальчик;       В) робот с несколькими руками и четырьмя глазами;

Б)  кибернетическая девочка;         Г) кибернетический пёс;

11. Зачем профессор Громов воткнул вилку в розетку?

А) чтобы было больше света;

Б) чтобы робот подкрепился электрическим током;

В) чтобы включить несколько привезённых с собой приборов;

12. Почему Электроник сбежал от профессора? 

А) профессор был жестокий человек;

Б) Электронику надоело сидеть в чемодане;

В) заряд тока в электрической розетке оказался слишком большим;

Г) Электроник увидел на улице детей и ему захотелось убежать с ними.

13.Как звали мальчика, жившего в этом городе?

А) Сергей Сладкоежкин;               Б) Сергей Сыроежкин;

В) Семён Сыроежкин;                    Г) Семён Сладкоежкин;

14. В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие Алисы» облетел пустыню?

А) воды;           Б) животных;         В) растений;      Г) инопланетян;          Д) людей;

15. Какие листья были у кустов?

А) длинные, серебристые с изнанки;

Б) широкие, короткие, золотистые с изнанки;

В) почти круглые, большие, серые с изнанки;

16. Как назывался космический корабль?

А) «Геракл»;          Б) «Циклоп»;               В) «Пегас»;             Г) «Кентавр»;

17. Механика в произведении «Путешествие Алисы» звали:

А) Красный;           Б) Зелёный;                 В) Синий;                Г) Серый;

18. Найди причину нападения кустиков.

А) они были агрессивны;                  В) они питались людьми;    

Б) их забыли полить;                         Г) надвигалась песчаная буря;

19. Что сделал папа Алисы?

А) пытался отбиться от кустов шваброй;         Б) пытался убежать от кустов;

В) пытался отбиться от кустов руками и ногами; 

 Г) пытался отбиться от кустов     кинокамерой;

20. Как папа Алисы объяснил странное  поведение кустов?

А) так они борются за существование в условиях недостатка влаги:

Б) так они охотятся;                   В) так они развлекаются;

Г) так они расселяются по всей планете;

21. Когда кустики начинают петь?

А) когда надвигается песчаная буря;

Б) когда приближается кто-то из людей;

В) когда сильно светит солнце;

Г) когда начинается потоп.

22.Чем Алиса напоила самый маленький кустик?

А) чаем;               Б) молоком;              В) компотом;                Г) сиропом;

23. К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?

А) детективная литература;          Б) приключенческая литература;

В) фантастическая литература;                          Г) сказки;


 

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» 142280

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» 142280

Литературное чтение Пояснительная записка

Литературное чтение Пояснительная записка

УМК «Школа России» и учебным планом

УМК «Школа России» и учебным планом

Регулятивные : · ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника; · знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;…

Регулятивные : · ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника; · знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;…

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев)

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев)

Учащиеся получат возможность научиться: · понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина,

Учащиеся получат возможность научиться: · понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина,

Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на

Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на

Чудесный мир классики П.П.Ершов «Конёк – горбунок»

Чудесный мир классики П.П.Ершов «Конёк – горбунок»

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Страна детства Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

Страна детства Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

Поэтическая тетрадь Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Поэтическая тетрадь Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Бойкина М. В., Виноградская Л.

Бойкина М. В., Виноградская Л.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Л. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Л. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Илья нашёл сокровища … а) под крестом б) в лесу под деревом в) в пещере 8

Илья нашёл сокровища … а) под крестом б) в лесу под деревом в) в пещере 8

По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора

По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора

По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора

По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора

Аленький цветоче

Аленький цветоче

Продолжи пословицу: Всякое дело человеком _____________________ 9

Продолжи пословицу: Всякое дело человеком _____________________ 9

Раздел «Делу время – потехе час» 1

Раздел «Делу время – потехе час» 1

В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц 6

В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц 6

Висеть, бездельничать, ходить

Висеть, бездельничать, ходить

Раздел «Природа и мы» 1. Соедините автора с его произведением:

Раздел «Природа и мы» 1. Соедините автора с его произведением:

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

Родился он в Воронеже в зажиточной мещанской семье

Родился он в Воронеже в зажиточной мещанской семье

В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие

В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023