Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК " Перспектива"
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК " Перспектива"

Оценка 4.9
docx
07.03.2020
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК " Перспектива"
РП чтение.docx

Литературное чтение 4 класс

Пояснительная записка


  Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа по литературному чтению для 4 класса авторов Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий (УМК «Перспектива» сборник программ для четырехлетней начальной школы. –М.; Просвещение, 2014г) из расчета  3 часа в неделю  ( 102 часа в год)

 

Дидактическое обеспечение:

            Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение. 4 класс.  В 2 ч. М., Просвещение,2016г

          

                                 Цели и задачи изучения курса:

  Цели обучения:

 

           •  развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при   работе с текстами литературных произведений;

•        формирование навыка чтения про себя;

•        приобретение умения работать с разными видами информации;

•        приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

•        развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

•        обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

•        введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

•        овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Основные задачи:

•        развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

•        учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

•        формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

•        развивать поэтический слух,

•        формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

•        обогащать чувственный опыт ребёнка,

•        формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

•         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

•        обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

      помочь детям узнать писателей родного края;

      продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;

      введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

      Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

        -  Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная  деятельность.

       -  Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

      -  Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.               

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4.     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5.    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6.    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7.    Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

 

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.     

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Учащиеся должны уметь:

 

—осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·                самостоятельного чтения книг;

       высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

      самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

       работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

 

Содержание учебного предмета.

      Книга в мировой культуре (5ч.)

Вводный урок раздела. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Проверочная работа по разделу  «Книга в мировой культуре».

      Истоки литературного творчества (17ч.)

Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде», «Пословицы о добре». Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». «Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского.

      «Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка.«Три бабочки». Подготовка к спектаклю.

Семейное чтение.

«Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

              О Родине, о подвигах, о славе (13ч.)

  Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. К. Ушинский «Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг! Что может быть милей…».  А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов «Ледовое побоище».    Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский «Реквием».

       А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».  Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

«Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей.

        Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.

     «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Проверочная работа по разделу

                 Жить по совести, любя друг друга (14ч.)

 Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы -хи-хи…».  Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям».

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Метро». Особенности юмористического текста.

Семейное чтение. В. Драгунский «…Бы». Смысл рассказа.

Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

                Литературная сказка (24ч.)

  Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки. Ш. Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Мальчик - с пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги. Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки. Сравнение с русской литературной сказ- кой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

      Смысл сказки. Судьба героев сказки. Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

       Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

Самостоятельное чтение. И. Токмакова «Сказочка о счастье».

Семейное чтение. С. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство. Особенности литературной сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек», Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

      Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Литературная сказка ». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Составление каталога на тему. Составление аннотации.

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка». 

                Великие русские писатели (24ч.)

         Вводный урок раздела. Основные понятия. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои, волшебные предметы и помощники в сказке. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В.Жуковский «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок.  А.С. Пушкин

        «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».  Средства художественной выразительности для создания образа весны.

      Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».  А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений  живописи и литературы. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов  «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов  «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л. Толстой «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа.

        И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…».  И. Левитан «Тишина». Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыр…». Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

Творческий проект на тему «Мы идём в музей». Подготовка к экскурсии.

          Самостоятельное чтение.

Л. Толстой «Был русский князь Олег». Басни Л. Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

Семейное чтение. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.

         Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

                Литература как искусство слова (5ч.)

         Обобщение. Ритм. Рифма. Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Обобщение. Понятие «Художественная литература».

          Самостоятельная работа по рассказу И. Тургенева «Воробей». Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

 

                                                            Тематическое планирование.

 

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книга в мировой культуре.

5 ч

2.

Истоки литературного творчества.

17ч

3.

О Родине, о подвигах, о славе.

13ч

4.

Жить по совести, любя друг друга.

14ч

5.

Литературная сказка.

24 ч

6.

Великие русские писатели.

24 ч

7.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

5 ч

 

Итого

102 ч

Календарно- тематическое планирование

№ п/п уро-ка

Тема урока

    Кол.

Час.

Дата

план.

Дата

фак.

 

Книга в мировой культуре – 5 часов

 

 

 

1.

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей.

    1ч

 

 

2.

 

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». «Повесть временных лет»

   1ч.

 

 

3.

М. Горький. «О книгах»

Маленькая энциклопедия книги.

    1ч.

 

 

4.

Удивительная находка. Пересказ текста.

    1ч

 

 

5.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Тест.

     1ч

 

 

 

Истоки литературного творчества - 17ч.

 

 

 

6.

Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья»

   1ч

 

 

7.

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

    1ч

 

 

8.

Притча о сеятеле.  Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

  1ч

 

 

 9.

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов Гусляры

  1ч.

 

 

10.

Былины. Исцеление  Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом.

   1ч

 

 

11.

Ильины три поездочки.  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

    1ч.

 

 

12.

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа.

   1ч

 

 

13-

14.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

  2ч.

 

 

15.

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

   1ч.

 

 

16.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

     1ч

 

 

17.

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

    1ч

 

 

18.

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

    1ч

 

 

19.

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.

   1ч

 

 

20.

Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

   1ч

 

 

21.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

   1ч

 

 

22.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщении по разделу. Контрольная работа.

     1ч

 

 

 

О Родине, о подвигах, о славе-13 ч.

 

 

 

23.

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

   1ч

 

 

24.

Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.

  1ч

 

 

25.

Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

 

 

26.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

  1ч

 

 

27.

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

   1ч

 

 

28.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

   1ч

 

 

29.

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

   1ч

 

 

30.

Е. Благинина. Папе на фронт. Сравнение произведения живописи и литературы.

    1ч

 

 

31.

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

    1ч

 

 

32.

Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

    1ч

 

 

33.

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

    1ч

 

 

34.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

   1ч

 

 

35.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

    1ч

 

 

 

Жить по совести, любя  друг друга-14 ч.

 

 

 

36.

 А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа.

    1ч

 

 

37-

38.

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

    2ч

 

 

39.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл  рассказа.

    1ч

 

 

40.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

    1ч

 

 

41.

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

    1ч

 

 

42-

43.

И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

    2ч

 

 

44.

Н. Носов. Дневник Коли Синицына.

   1ч

 

 

45.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро.  Особенности юмористического текста.

    1ч

 

 

46.

Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа.

    1ч

 

 

47-

48.

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

   2 ч

 

 

49.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Тест.

   1ч

 

 

 

Раздел: Литературная сказка-24 ч.  (2 ч)

 

 

 

50.

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

    1ч

 

 

51.

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок.

    1ч

 

 

52.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

     1ч

 

 

53.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

   1ч

 

 

54.

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

    1ч

 

 

55-

56.

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.

   2ч

 

 

57.

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

   1ч

 

 

58.

Сказки Г.-Х. Андерсена.

   1ч

 

 

58.

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

   1ч

 

 

60.

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

   1ч

 

 

61.

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

    1ч

 

 

62.

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

  1ч

 

 

63.

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

  1ч

 

 

64.

Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

  1ч

 

 

65.

Создание сказки по аналогии.

   1ч

 

 

66.

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

   1ч

 

 

67.

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.

  1ч

 

 

68.

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.

  1ч

 

 

 69.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

   1ч

 

 

70.

Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок

  1ч

 

 

71.

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

  1ч

 

 

72.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Работа с текстом.

   1ч

 

 

73.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации.

  1ч

 

 

 

           Великие русские писатели-24 ч.

 

 

 

74.

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки

  1ч

 

 

75.

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина.  

   1ч

 

 

76.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой.

   1ч

 

 

77-

78.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок.

  2ч

 

 

79.

А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны.

  1ч

 

 

80.

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… Сравнение произведений  живописи и литературы. 

  1ч

 

 

81.

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

  1ч

 

 

82.

И.Козлов. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

   1ч.

 

 

83.

М. Лермонтов. Горные вершины.  Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Перевод  В.Брюсова.

 1ч

 

 

84.

М. Лермонтов. Дары Терека. Утёс.

 1ч

 

 

85

М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

  1ч

 

 

86.

Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

  1ч

 

 

 87.

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»).

  1ч

 

 

88.

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. 

   1ч

 

 

89.

И. Никитин. Вечер ясен и тих.

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…

   1ч

 

 

90

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет.  И.А.Бунин.  Ещё холодно и сыро.

  1ч

 

 

91

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

   1ч

 

 

92

Промежуточная аттестация  (работа с текстом).

 

 

93.

Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого.

   1ч

 

 

94.

Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.

  1ч

 

 

95.

 Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

   1ч

 

 

96.

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

   1ч

 

 

97.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

    1ч

 

 

 

 

Литература как искусство слова.

Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч.

 

 

 

98.

Обобщение. Ритм. Рифма.

   1ч

 

 

99.

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе.

  1ч

 

 

100.

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

   1ч

 

 

101.

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

   1ч

 

 

102.

Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

   1ч

 

 

 

             Приложение к рабочей программе по литературному чтению.

 

Контрольно-измерительные материалы.

Проверочная работа № 1

Прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ:

1.       Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

г) когда стали печатать первые книги

2.  Откуда пошло это название – летописи?

а) от слова записи

б) от слова год

в) от слова лето

г) от слова летать

3. Что такое книга?

4. Переписчики книг – кто они?

5. Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц?

Книги не говорят,…                           …а ума придала.

                                                              …да и своим умом двигай.

 

Книга в счастье украшает,…             …а правду сказывают.

                                                              …а в несчастье утешает.

 

Проверка навыков чтения.

Работа с текстом.

Проверочная работа № 2

 

Выберите правильный ответ

1.       Былина – это:

а) сказка о богатырях

б) летопись о богатырях

в) быль

г) русская народная эпическая песня – сказание о богатырях

2.       Богатырь – это:

а) богатый человек

б) древнерусский князь

в) завоеватель чужих земель

г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычной силой, мужеством и удалью

3.       Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из них, о которых узнали в этом году.

4.       Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете?

5.       Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный

Киев-град.

6.       Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В.Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

Проверочная работа № 3

Выполните задания.

  1. Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.
  1. Какие произведения о Родине вам запомнились?
  2. С какими именами связанны эти исторические события:

а)  с юга набеги кочевников – Золотая Орда, Куликово поле

б) с запада шведы, немцы – Ледовое побоище на Чудском озере

в) Отечественна война  1812г. – Бородинская битва

  1. К какому времени относится событие в рассказе А. Приставкина «Портрет отца»?
  2. Пословицы – это особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.

Родина – мать, …                                        … что соловей без песен

Человек без Родины,…                              …своя сторона

На чужбине родная землица…                 …умей за нее постоять

Для Родины своей ни сил,…                     …ни жизни не жалей

Всякому мила…                                         …во сне снится

  1. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает.
  2. Составьте аннотацию понравившейся книги по плану.

План

1.       Где происходит действие?

2.       Кто является героем?

3.       Что в герое особенного?

4.       Что случается с героем?

5.       Что с ним случиться и в чем заключается интрига?

6.       Что интересного можно сказать об авторе и произведении?

                                                  Проверочная работа № 4

 

Этап 1. «Назови произведение»

а) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.

б) А в этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца.

в) Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев.

г) В этом произведении рассказывается о том, как друзья помогали нашему герою на кухне.

д) Произведение, которое начинало раздел.

е) В этом произведении можно узнать из подводной жизни.

 

Этап 2. « НАЙДИ ПАРУ»

Соедините автора с произведением

«Пятеро из одного стручка»                                Ш.Перро

« Спящая красавица»                                           С. Аксаков

«Чайник»                                                               И.Токмакова

«Сказочка о счастье»                                            Г.-Х. Андерсон

 

Этап 3. «Бюро находок»

Из какого произведения эти предметы?

а) Крапива.

б) Золотой венец из каменьев самоцветных.

в) Зеркало.

г) Горошина.

д) Цветочная луковица.

е) Белые камешки.

 

Этап 4. «Назови имя»

а) Имя Токмаковой

б) Автор сказки «Аленький цветочек»

в) Этот герой не раз спасал своих братьев

г) Имя главной героини сказки «Дикие лебеди»

 

Этап 5. «Домашнее задание»

Команды готовят краткий пересказ любой сказки.

 

Этап 6 . «Задай вопрос»

Команды готовят по два вопроса друг другу.

 

Этап 7. «Оживи картинку»

За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники должны его узнать.

 

 

 

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( РАБОТА С ТЕКСТОМ)

Прочитайте текст. Выполните задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной палочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей наверное. Грустно мне стало смотреть на замершие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь, как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверное, не подложит ли чего сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками – хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть…

Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

Н.Красильников

  1. Определите тему текста.
  1. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.
  2. Почему закончилась дружба с Манькой?
  3. Как вы поняли значение слов и выражений : рукой подать, реагировать, смородинки глаз.

 


 

Литературное чтение 4 класс

Литературное чтение 4 класс

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: •

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: •

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

—осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более…

—осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более…

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;…

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;…

Семейное чтение. «Царь и кузнец»

Семейное чтение. «Царь и кузнец»

Маленькие и большие секреты страны

Маленькие и большие секреты страны

Рождение стихов. Подготовка сообщения о

Рождение стихов. Подготовка сообщения о

Календарно- тематическое планирование № п/п уро-ка

Календарно- тематическое планирование № п/п уро-ка

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества

Ф. Семяновский. Фронтовое детство

Ф. Семяновский. Фронтовое детство

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов

Маленькие и большие секреты страны

Маленькие и большие секреты страны

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа

Откуда пошло это название – летописи? а) от слова записи б) от слова год в) от слова лето г) от слова летать 3

Откуда пошло это название – летописи? а) от слова записи б) от слова год в) от слова лето г) от слова летать 3

Из того села да Карачарова Выезжал дородный добрый молодец

Из того села да Карачарова Выезжал дородный добрый молодец

В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком

В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( РАБОТА

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( РАБОТА

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК " Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК " Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020