Рабочая программа по Литературному чтению 4класс

  • Документация
  • docx
  • 24.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, по УМК "Школа России", 3класс, прописаны планируемые результаты, календарно-тематическое планирование
Иконка файла материала лит чтение.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Горекинская основная общеобразовательная школа

Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края

Принята:

На педагогическом совете школы

Протокол №_________________________

«__»___________________________

Утверждено

Директор МОУ Горекинская ООШ

Харин Р. В.__________________

«__»________________________________________

Рабочая программа

Литературное чтение

Учитель: Васильева О. И.

Год составления: 2020-2021 учебный год

Класс: 4

Общее количество часов по плану: 34 часа

Количество часов в неделю: 3 часа

Учебно – методический комплект:

1.  Рабочие  программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015

2. Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Москва «Просвещение» 2014

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс Бойкина М.В., Виноградская Л.А  Москва «Просвещение» 2016

 

 

«___»__________________

Васильева О.И.___________

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-     Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-     Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-     Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

¾              Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

-     Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

-     Примерная программа по предмету литературное чтение.

УМК:

1.  Рабочие  программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015

2. Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Москва «Просвещение» 2014

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс Бойкина М.В., Виноградская Л.А  Москва «Просвещение» 2016

4. Литературное чтение 4 класс

Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф, Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Рябушкина И.В., СтефаненкоН.А. 2014

5. Поурочные разработки Москва ВАКО 2014

6.  Контрольно-измерительные материалы .Литературное чтение.4 класс. /Сост.С. В. Кутявина  Москва  ВАКО  2016

 

Федеральный базисный план отводит 102 часа для образовательного изучения литературного чтения  в 4 классе из расчёта 3 часа в неделю.

 

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 Задачи:

    -  формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.

      - воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности.

   - развитие умения  сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

     - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

 

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Вводный  урок по курсу литературного чтения

1

2

Летописи, Былины, жития

8

3

Чудесный мир классики

16

4

Поэтическая тетрадь

9

5

Литературные сказки

12

6

Делу время - потехе час

6

7

Страна детства

6

8

Поэтическая тетрадь

4

9

Природа и мы

10

10

Поэтическая тетрадь

6

11

Родина

6

12

Страна Фантазия

5

13

Зарубежная литература

13

 

Итого

102ч

 

Содержание  учебного предмета

 Летописи. Былины. Жития. (8 ч) Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского». Учащиеся должны знать: - особенности былин.

Уметь: - анализировать прочитанное; - правильно читать и понимать исторические произведения; - находить аналогии с реальными историческими событиями; - характеризовать героев; - высказывать свои суждения о прочитанном.

 Чудесный мир классики (16 ч) П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).

Учащиеся должны знать: - особенности литературных сказок; - особенности басен. Уметь: - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, - находить в тексте средства художественно выразительности; - создавать план произведения; - высказывать свои суждения о прочитанном.

Поэтическая тетрадь (9 ч)

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А.Бунин «Листопад».      

Учащиеся должны знать: - особенности стихотворения. Уметь: - находить в тексте средства художественной выразительности; - определять позицию автора; - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

Литературные сказки (12 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Учащиеся должны знать: - особенности авторских сказок. Уметь: - характеризовать героев; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - делить текст на смысловые части; - составлять план пересказа.

 Делу время – потехе час (6 ч)

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».

 Учащиеся должны знать: - особенности сказок, рассказов. Уметь: -высказывать свои суждения о прочитанном; - соотносить заглавие и основную мысль произведения; -подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

 Страна детства (6 ч)

 Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка».

Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; - подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; - передавать содержание через разные виды пересказа по плану

. Поэтическая тетрадь  (4ч)

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».

Учащиеся должны знать: - особенность стихотворения. Уметь: - определять позицию автора; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.

 Природа и мы (10 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей.

Поэтическая тетрадь (6 ч)

 Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».

Учащиеся должны знать: - особенность стихов. Уметь: - определять позицию автора; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.

Родина (6 ч)

 И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О, Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Учащиеся должны знать: - особенность стихов.

Уметь: - высказывать свои суждения о прочитанном, - выразительно читать; - анализировать прочитанное; - характеризовать прочитанное.

 Страна Фантазия (5 ч)

 Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»; Р.Сеф. «Весёлые стихи».

Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: - высказывать суждения о прочитанном; - характеризовать героев, - подробно и кратко пересказывать, - читать выразительно по ролям.

Зарубежная литература (13 ч)

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».

Учащиеся должны знать: - особенность сказок и рассказов. Уметь: - определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - высказывать свои суждения о прочитанном.

Планируемые результаты освоения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению  для 4 класса

(34 недели, 3 ч в неделю, всего 102 часа)


урока

Наименование разделов и тем

Характеристика   деятельности

учащихся

Дата по плану  

Дата по факту  

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

 

 

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Вступительная статья

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

 

 

Летописи. Былины. Жития (9ч)

2

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом

 

 

3

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

 Стартовая диагностика техники чтения

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

 

 

4

 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

Пересказывать былину от лица её героя.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Сравнивать былины и волшебные сказки

 

 

5

Былина «Ильины три поездочки»

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

 

 

6

 «Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

Описывать характер человека; выражать своё отношение.

Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

 

 

7

«Житие Сергия

Радонежского»  

 

 

8

Проект «Создание календаря исторических событий»

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий(с помощью учителя)

 

 

9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».  Проверочная работа №1

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

 

 

Чудесный мир классики (16 ч)

 

 

10

 Подготовка сообщения о П.П. Ершове.
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за  развитием событий в сказке

 

 

11

Характеры
главных героев
в  сказке
П. Ершова «Конек-Горбунок»

 

 

 

 

 

 

 

 Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения

 

 

12

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план

 

 

13

Подготовка сообщения об А.С. Пушкине

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Рассказывать о А.С. Пушкине

 

 

14

А. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

 

 

15

А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные пе­реживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

 

 

16

 А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений сказки

 

 

17

 Подготовка сообщения о М. Ю Лермонтове

 Рассказывать о М. Ю. Лермонтове

 

 

18

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

Рассказывать. наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя о М.Ю. Лермонтове

 

 

19

 М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

 

 

20

 Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения  Ста­вить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них. Анализировать поступки  героев

 

 

21

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Рассказывать о Л.Н. Толстом Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, вырази­тельно читать текст

 

 

22

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой

 Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

 

 

23

 Подготовка сообщения об А.П. Чехове

 А. П. Чехов «Мальчики»  

Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

 

 

24

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана.   

Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них

 

 

25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».  Проверочная работа №2.

Называть литературные произведения и их авторов.

Пересказывать основ­ное содержание изу­ченных литератур­ных произведений.

читать осо­знанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целы­ми словами, соблю­дая орфоэпические нормы русского ли­тературного языка; определять тему и главную мысль произведения.

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

Поэтическая тетрадь (9 ч)

 

 

26

  Ф. И. Тютчев  «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

 

 

27

А. Фет   «Бабочка»,  «Весенний дождь»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

 

28

 Е. А. Баратынский
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

 

29

Е. А. Баратынский
   «Где сладкий шепот…»Картина сельского быта.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

 

 

30

 А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

 

 

31

  И. С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

 

32

  Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) 

 

 

33

  И. А. Бунин  «Листопад»

 

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

 

 

34

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа №3.  .

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

Литературные сказки (12ч)

 

 

35

 Сочетание реальных и фантастических событий в сказке

 В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев

 

 

 

36

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

 

 

37

 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

 

 

38

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

 

 

39

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».  

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

 

 

40

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

 

 

41

  С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

Промежуточная диагностика техники чтения

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

 

 

42

 Персонажи сказки 

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

  Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и оценивать свои достижения

 

 

43

Фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

 

 

44

Проверочная работа №4  

 

 

45

Обобщение по разделу: «Литературные сказки».  

 

 

46

 КВН «Литературные сказки

 

 

Делу время – потехе час (6ч)

 

 

47

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

 

 

48

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца

Объяснять поучительный смысл сказки.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

 

 

49

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

  Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

 

 

50

 Средства создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Главные реки».

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа

Соотносить название с содержанием произведения.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Проверять себя и оценивать свои достижения

 

 

51

 Многозначность слова ,как средство выразительности  в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

 

 

 

52

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Проверочная работа № 5

 

 

Страна детства (6 ч)

 

 

53

Б. С. Житков «Как я ловил
человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Читать выразительно по ролям

 

 

54

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа

 

 

55

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 .

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний 

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.

Характеризовать героев произведения.

Придумывать заглавия к каждой части произведения Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

 

 

56

Средства художественной выразительности,
 используемые
в рассказе
К. Г. Паустовского «Корзина
с еловыми
шишками»

 

 

 

 

57

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.

 

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуж­дении прослушанного (прочитанного) произ­ведения.

Ста­вить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение

 

 

 

Обобщение по разделу «Страна детства».  Проверочная работа № 6

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

Поэтическая тетрадь (4 ч)

 

 

59

 В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

 

60

 . С. А. Есенин «Бабушкины
сказки»

Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

 

 

61

  М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

 

 

62

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».  Проверочная работа № 7

.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

Природа и мы (10 ч)

 

 

63

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

 

 

63

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе
Д. Н. Мамина-
Сибиряка
«Приемыш»

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Пересказывать текст выборочно

 

 

64

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра­циями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

 

 

65

Тема самопожертвования
в рассказе
А. И. Куприна «Барбос
и Жулька»

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра­циями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

 

 

67

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

 

 

68

  Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении

Участвовать в диа­логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков

 

 

69

Тема природы
в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

 

 

70

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом

 

 

71

Обобщающий урок по теме «Природа и мы»

Проверочная работа № 8

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с при­влечением текста про­изведения.

Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 

 

72

Проект «Природа и мы»

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря

 

 

Поэтическая тетрадь (6 ч)

 

 

73

 Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Вы­разительно читать, используя инто­нации, соответствующие смыслу текста

 

 

74

 С. А. Клычков «Весна в лесу»

Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

 

 

75

  Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

 

76

  М. Рубцов «Сентябрь»

 

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

 

77

 С. А. Есенин «Лебедушка»

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интона­ций, соответствующих смыслу текста

 

 

78

 Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверочная работа № 9

Читать наизусть (по выбору) стихотворение.

Выражать личное отношение к прочитанному.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства

 

 

Родина (6 ч)

 

 

79

  И. С. Никитин «Русь»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

  

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Определять жанр произведения.

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Понимать нравственный смысл произведения.

Определять основную мысль рассказа

Участвовать в работе группы.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

 

 

80

 
С. Д. Дрожжин «Родине»

 

 

81

  А. В. Жигулин

«О, Родина!
В неярком
блеске»

 

 

82

 
Б. А. Слуцкий «Лошади
в океане»

 

 

83

О Родине. Проект «Они защищали Родину»

 

 

84

Обобщение по разделу «Родина»

Проверочная работа № 10

 

 

Страна Фантазия (5 ч)

85

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

 

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 

 

86

 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

 

 

87

Кир Булычев
«Путешествие Алисы»

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

 

 

88

Кир Булычев
«Путешествие Алисы»

 

 

89

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Проверочная работа № 11

 

 

Зарубежная литература (17 ч)

 

 

90

  Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

 

 

 

91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

 

 

92

Г.-Х. Андерсен

«Русалочка»

 

 

93

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

 

 

94

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

 

 

95

  Итоговая диагностика техники чтения 

 Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание .

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

 

 

96

 М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать сказку; определять главную мысль

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев.

 

 

97

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

 

 

98

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Участвовать в работе группы

 

 

99

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Проверочная работа № 12

 

 

100

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

 

 

101

С. Лагерлеф «В Назарете»

 

 

102

Обобщение по разделу

« Зарубежная литература»

 

 

Итого: 102 часа

 


 

Скачано с www.znanio.ru