Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»________________________________________ |
Рабочая программа
Литературное чтение
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 4
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 3 часа
Учебно – методический комплект:
1. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015
2. Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Москва «Просвещение» 2014
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс Бойкина М.В., Виноградская Л.А Москва «Просвещение» 2016
«___»__________________
Васильева О.И.___________
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету литературное чтение.
УМК:
1. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015
2. Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Москва «Просвещение» 2014
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс Бойкина М.В., Виноградская Л.А Москва «Просвещение» 2016
4. Литературное чтение 4 класс
Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф, Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Рябушкина И.В., СтефаненкоН.А. 2014
5. Поурочные разработки Москва ВАКО 2014
6. Контрольно-измерительные материалы .Литературное чтение.4 класс. /Сост.С. В. Кутявина Москва ВАКО 2016
Федеральный базисный план отводит 102 часа для образовательного изучения литературного чтения в 4 классе из расчёта 3 часа в неделю.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
2 |
Летописи, Былины, жития |
8 |
3 |
Чудесный мир классики |
16 |
4 |
Поэтическая тетрадь |
9 |
5 |
Литературные сказки |
12 |
6 |
Делу время - потехе час |
6 |
7 |
Страна детства |
6 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
4 |
9 |
Природа и мы |
10 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
11 |
Родина |
6 |
12 |
Страна Фантазия |
5 |
13 |
Зарубежная литература |
13 |
|
Итого |
102ч |
Содержание учебного предмета
Летописи. Былины. Жития. (8 ч) Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского». Учащиеся должны знать: - особенности былин.
Уметь: - анализировать прочитанное; - правильно читать и понимать исторические произведения; - находить аналогии с реальными историческими событиями; - характеризовать героев; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Чудесный мир классики (16 ч) П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).
Учащиеся должны знать: - особенности литературных сказок; - особенности басен. Уметь: - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, - находить в тексте средства художественно выразительности; - создавать план произведения; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Поэтическая тетрадь (9 ч)
Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А.Бунин «Листопад».
Учащиеся должны знать: - особенности стихотворения. Уметь: - находить в тексте средства художественной выразительности; - определять позицию автора; - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.
Литературные сказки (12 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Учащиеся должны знать: - особенности авторских сказок. Уметь: - характеризовать героев; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - делить текст на смысловые части; - составлять план пересказа.
Делу время – потехе час (6 ч)
Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».
Учащиеся должны знать: - особенности сказок, рассказов. Уметь: -высказывать свои суждения о прочитанном; - соотносить заглавие и основную мысль произведения; -подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
Страна детства (6 ч)
Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка».
Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; - подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; - передавать содержание через разные виды пересказа по плану
. Поэтическая тетрадь (4ч)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».
Учащиеся должны знать: - особенность стихотворения. Уметь: - определять позицию автора; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.
Природа и мы (10 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей.
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».
Учащиеся должны знать: - особенность стихов. Уметь: - определять позицию автора; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.
Родина (6 ч)
И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О, Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Учащиеся должны знать: - особенность стихов.
Уметь: - высказывать свои суждения о прочитанном, - выразительно читать; - анализировать прочитанное; - характеризовать прочитанное.
Страна Фантазия (5 ч)
Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»; Р.Сеф. «Весёлые стихи».
Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: - высказывать суждения о прочитанном; - характеризовать героев, - подробно и кратко пересказывать, - читать выразительно по ролям.
Зарубежная литература (13 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».
Учащиеся должны знать: - особенность сказок и рассказов. Уметь: - определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Планируемые результаты освоения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса
(34 недели, 3 ч в неделю, всего 102 часа)
№ |
Наименование разделов и тем |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата по плану |
Дата по факту |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
|
|
||
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Вступительная статья |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах |
|
|
Летописи. Былины. Жития (9ч) |
||||
2 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом |
|
|
3 |
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Стартовая диагностика техники чтения |
Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст |
|
|
4 |
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Пересказывать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивать былины и волшебные сказки |
|
|
5 |
Былина «Ильины
три поездочки» |
Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека |
|
|
6 |
«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы |
Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин |
|
|
7 |
«Житие Сергия Радонежского» |
|
|
|
8 |
Проект «Создание календаря исторических событий» |
Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий(с помощью учителя) |
|
|
9 |
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа №1 |
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника |
|
|
Чудесный мир классики (16 ч) |
|
|
||
10 |
Подготовка
сообщения о П.П. Ершове. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке |
|
|
11 |
Характеры
|
Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения |
|
|
12 |
Сходство
русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- |
Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план |
|
|
13 |
Подготовка сообщения об А.С. Пушкине |
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Рассказывать о А.С. Пушкине |
|
|
14 |
А. Пушкин. |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. |
|
|
15 |
А. Пушкин. |
Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
|
16 |
А. Пушкин. |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений сказки |
|
|
17 |
Подготовка сообщения о М. Ю Лермонтове |
Рассказывать о М. Ю. Лермонтове |
|
|
18 |
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» |
Рассказывать. наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя о М.Ю. Лермонтове |
|
|
19 |
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения |
|
|
20 |
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» |
Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев |
|
|
21 |
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» |
Рассказывать о Л.Н. Толстом Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст |
|
|
22 |
Л. Толстой «Как
мужик убрал камень». Умный |
Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
|
23 |
Подготовка сообщения об А.П. Чехове А. П. Чехов «Мальчики» |
Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
|
24 |
А. П. Чехов «Мальчики». Составление |
Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
|
25 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверочная работа №2. |
Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения. Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
Поэтическая тетрадь (9 ч) |
|
|
||
26 |
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение |
|
|
27 |
А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
|
28 |
Е. А.
Баратынский |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
|
29 |
Е. А.
Баратынский |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения |
|
|
30 |
А. Н. Плещеев «Дети и птичка» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
|
31 |
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
|
32 |
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
|
33 |
И. А. Бунин «Листопад»
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение |
|
|
34 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа №3. . |
Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
Литературные сказки (12ч) |
|
|
||
35 |
Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф.
Одоевского «Городок |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев
|
|
|
36 |
Особенности
поведения, внешнего облика, речи |
|
|
|
37 |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе |
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки |
|
|
38 |
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» |
|
|
|
39 |
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. |
|
|
40 |
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
|
|
41 |
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Промежуточная диагностика техники чтения |
Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
|
|
42 |
Персонажи сказки С. Т. Аксакова
«Аленький |
Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения |
|
|
43 |
Фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова
«Аленький |
|
|
|
44 |
Проверочная работа №4 |
|
|
|
45 |
Обобщение по разделу: «Литературные сказки». |
|
|
|
46 |
КВН «Литературные сказки |
|
|
|
Делу время – потехе час (6ч) |
|
|
||
47 |
Авторская
литературная сказка |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия |
|
|
48 |
Поучительный
смысл «Сказки |
Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе |
|
|
49 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки». |
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
|
50 |
Средства создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Главные реки». |
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст Проверять себя и оценивать свои достижения |
|
|
51 |
Многозначность слова ,как средство выразительности в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»
|
|
|
|
52 |
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Проверочная работа № 5 |
|
|
|
Страна детства (6 ч) |
|
|
||
53 |
Б. С. Житков
«Как я ловил Плохое и хорошее в поступках людей |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям |
|
|
54 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа |
|
|
55 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль . Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. Придумывать заглавия к каждой части произведения Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения |
|
|
56 |
Средства
художественной выразительности, |
|
|
|
|
|
|||
57 |
М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.
|
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение |
|
|
|
Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа № 6 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
Поэтическая тетрадь (4 ч) |
|
|
||
59 |
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
|
60 |
. С. А. Есенин
«Бабушкины |
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте |
|
|
61 |
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение |
|
|
62 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 7 |
. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
Природа и мы (10 ч) |
|
|
||
63 |
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа |
|
|
63 |
Роль рассуждений
и диалогов в рассказе |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно |
|
|
64 |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе |
Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении |
|
|
65 |
Тема
самопожертвования |
Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении |
|
|
67 |
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
|
|
68 |
Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков |
|
|
69 |
Тема природы |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа |
|
|
70 |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» |
Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом |
|
|
71 |
Обобщающий урок по теме «Природа и мы» Проверочная работа № 8 |
Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
|
72 |
Проект «Природа и мы» |
Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря |
|
|
Поэтическая тетрадь (6 ч) |
|
|
||
73 |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста |
|
|
74 |
С. А. Клычков «Весна в лесу» |
Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте |
|
|
75 |
Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
|
76 |
М. Рубцов «Сентябрь»
|
Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
|
77 |
С. А. Есенин «Лебедушка» |
Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
|
78 |
Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа № 9 |
Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства |
|
|
Родина (6 ч) |
|
|
||
79 |
И. С. Никитин «Русь» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
|
80 |
|
|
|
|
81 |
А. В. Жигулин «О, Родина! |
|
|
|
82 |
|
|
|
|
83 |
О Родине. Проект «Они защищали Родину» |
|
|
|
84 |
Обобщение по разделу «Родина» Проверочная работа № 10 |
|
|
|
Страна Фантазия (5 ч) |
||||
85 |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра
Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
|
|
86 |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
|
|
|
87 |
Кир Булычев |
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра |
|
|
88 |
Кир Булычев |
|
|
|
89 |
Обобщение по разделу «Страна Фантазия» Проверочная работа № 11 |
|
|
|
Зарубежная литература (17 ч) |
|
|
||
90 |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание
|
|
|
91 |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
|
|
|
92 |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
|
93 |
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» |
|
|
|
94 |
Поступки,
действия как основное средство изображения персонажей в сказке |
|
|
|
95 |
Итоговая диагностика техники чтения |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание . Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
|
|
96 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку; определять главную мысль Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев. |
|
|
97 |
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
|
|
98 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» |
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы |
|
|
99 |
С. Лагерлеф «Святая ночь» Проверочная работа № 12 |
|
|
|
100 |
Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» |
|
|
|
101 |
С. Лагерлеф «В Назарете» |
|
|
|
102 |
Обобщение по разделу « Зарубежная литература» |
|
|
|
Итого: 102 часа |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.