Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов (Чуракова)

  • docx
  • 21.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по литературному чтению для 1.docx

 Рабочая программа по литературному  чтению для  1- 4 классов  ( на 2021 -2025 уч.г. )составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной ООПНОО (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ., концепции УМК «Начальная  школа XXI века»  научного руководителя Н. Ф.  Виноградовой, авторской программы «Литературное чтение» Н.А. Чураковой,   ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования .

 

В учебном плане на изучение  курса отводится  по 4 часа  в неделю  каждый год (132ч/год -  1 класс, по 136 ч/год -  со 2 по 3 классы и в 4 классе   3 часа в  год -  102 часа)

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

·         обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

·         научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

·         систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

·         включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

·         формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий

 

Сводная таблица часов предметов филологических курсов на 1-й класс

  Предмет

I полугодие

II полугодие

    Год

 

   часы

учебник

   часы

учебник

Русский язык

 

     78

Букварь,ч.1

87

Русский язык

 165

 

 

Литературное

чтение

62

из них:

 

    70

из них:

 

 

 

 

 

132

     37

Букварь,ч.1

27 (3-я четверть)41ч

Букварь,ч.2

 

 

24 (4-я четверть) 29ч

Литературное чтение

 

 

15

Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»

 

 

    18

Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»

        (33)

Русский язык

Всего на предмет «Русский язык» в 1-ом классе – 165 ч (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 78 ч – на первое полугодие.  87 ч - на второе полугодие .

В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. По окончании букварного периода – учебником и тетрадями «Русский язык».

Литературное чтение

Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией  «Литературное чтение»).

В первом полугодии на «Литературное чтение»  62 ч (47 ч + 15ч на Литературное слушание), во втором полугодии  70ч (52ч + 18 ч на Литературное слушание).

В первом полугодии предмет «Литературное чтение» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. Во втором полугодии: в третьей четверти – учебником «Букварь», Часть вторая – 36 часов, в 4-ой четверти– учебником «Литературное чтение» - 34 часа. Из них - 18 ч отводится на Литературное слушание, которое обеспечивается учебником-хрестоматией «Литературное чтение».

 

Планируемые предметные результаты освоения курса  «литературное  чтение»

 

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

         прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

         читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

         различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

         читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

         использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

         ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

         для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

         для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

         использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

         для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

         для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

         использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

         для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

         для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

         ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

         различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

         передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

        участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

         высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

         устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

         составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

         осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

         вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

         составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

         работать с тематическим каталогом;

         работать с детской периодикой;

         самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

         распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

         отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

         различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

         находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

         воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

         сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

         определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

        создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

         восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

         составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

        составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

        вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

         писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

         создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

         создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

         работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

 

Содержание курса   «Литературное  чтение»

 

Формы организации учебных занятий

Основная  форма  организации деятельности - классно-урочная  - с  использованием  фронтальной работы, индивидуальной и групповой (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая)

Используются   уроки  с  элементами  игр, путешествий, уроки – театральные  постановки, уроки – конкурсы, библиотечные  уроки

 

Содержательные линии /Программное содержание

Виды учебной  деятельности

Аудирование (слушание)

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.

Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.

Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.

Использование знаково-символичных средств для получения информации о произведении: тема, жанр, автор.

Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт.

Воспринимать литературные произведения (чтение учителя, одноклассников или самостоятельное чтение).

Сравнивать произведения разных жанров, произведе-ния одного автора, произведения по темам и жанрам.

Классифицировать произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе и т.д.), по жанру, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр, тема).

Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении героях.

Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам.

Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения.

Чтение ( на протяжении  всего  курса)

Чтение вслух и молча(про себя.

Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующим индивидуальным возможностям учащихся.

Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.

Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, воп-росительный и восклицательный знаки, многоточие).Чтение и смысловых частей текста, абзаца.Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).

Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.Практическое освоение оз-накомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.

Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида.

Читать вслух целыми словами (с выделением удар-ного слога).

Упражняться в чтении многосложных слов по слогам.

Учить читать слова в соответствии с орфоэпичес-кими нормами: что, сегодня, конечно, первого и т.д.

Читать выразительно загадки, сказки, небольшие по объёму рассказы, отрыв-ки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной инто-нацией (грустно, весело и т.д.)

Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки, небольшие по объёму произведения, читать и держать строку глазами, не шевеля губами.

Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение.

Пользоваться ознакомительным, первичным чтением в работе с новым произведением, книгой.

Использовать поисковое чтение для информации о герое, его поступках, а так же о произведении и книге.

Выделять в тексте описание картин природы, предметов, героев.

Сравнивать повествование и описание в текстах произ-ведений разных жанров.

Виды читательской  деятельности( на  протяжении  всего   курса)

Работа с разными видами текста.

Знакомство с текстами: учебными, художественными, научно-популяр-ными.. Структура текста: абзацы, части.

Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.

Форма текста: стихотворная и прозаическая.

Деление текста на части.

Главная (основная мысль).

Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода.

Понятия: текст, текст про-изведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль.

Различать учебный,  художественный и научно-попу-лярный тексты.

Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).

Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.

Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказка, зачин).

Соотносить иллюстрации с отрывками или эпизодом из текста.

Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, части, название произведения, части текста, главная мысль.

Работа с текстом художественного произведения.

Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.

Понимание заголовка произведения и его соответствие содержанию произведения.

Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.

Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей.

Восприятие и оценка содержания произведения с токи зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).

Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.

Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.

Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно).

Объяснять соответствие заглавия содержанию про-изведения.

Выделять особенности художественного текста: об-разность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т.п.).

Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т.д.

Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.

Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.

Составлять высказывание (2-3 предложения) о произ-ведении и герое.

Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т.д.

Сравнивать фольклорные произведения по жанру, сюжету, теме.

Сравнивать сказки литературные и фольклорные.

Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.

Определять положительных и отрицательных героев, мотивировать своё мнение.

Воспроизводить текст про-изведения (пересказ подробный и краткий).

Работа с текстом научно-популярного произведения.

Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.).

Деление текста на микро-темы или части, выделение ключевых слов в предложения. Пересказ подробный и краткий по готовому плану.

Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.

Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка или рассказ) и темам.

Пересказывать текст о предметах, животных, чело-веке, явлениях природы, точно излагая факты.

Собирать информацию о оформлять её в виде схем и таблиц.

Работа с учебным текстом.

Чтение вступительных статей и выделение учебных задач .Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов.

Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.

Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, выводы)

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная.

Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.

Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.

Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.

Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заголовок), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).

Определять жанр и тему книги.

Моделировать обложки книг и находить книги по модели.

Отбирать книги по заданной модели

Говорение ( на  протяжении  всего  курса)

Говорение (культура речевого общения).

Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диа-логов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).

Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению.

Чтение по ролям и инсценированные произведения фольклора или детской литературы.

Нахождение в речи обращений, в виде монолога (3-4 предложения слов приветствия и выражений вежливости.

Монологическая речь автора, героев произведений.

Построение монологов, (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения).

Понятия: диалог, реплики героев, обращение, монолог, полилог.

Находить и выделять в тексте произведении  диалоги, и полилоги героев, обращения, реплики.

Конструировать диалоги с учителем, одноклассниками о произведении, о героях.

Формулировать вопросы о произведении, книге и отве-ты на них.

Инсценировать произведения (эпизоды, отрывки).

Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений.

Находить в произведениях монологи автора, героев.

Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3-4 предложения).

Доказывать свою точку зрения.

Пересказывать тексты произведений кратко или по готовому подробному плану.

Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращение), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости.

Письмо (уроки  развития  речи)

Письмо (культура письменной реи).

Разножанровые произведения  детской литературы как образцы письменной речи.

Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.

Выделение в тексте произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).

Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами, антонимами.

Выявление особенностей художественного слова.

Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы.

Сравнивать художественные произведения фольклора и детской литературы.

Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической форме: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).

Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.

Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, вписывать их.

Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы.

Круг чтения

Литературоведческая пропедевтика (уроки  ознакомления  с новыми литературными  жанрами.)

Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т.д. Сходство сюжетов и тем; особенности.

Рассказы детских писателей,  писателей – классиков о родной природе, детях, о животных.

Произведения отечественных и зарубежных писателей.

Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детская книга; детские периодические издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др.

Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фа-милия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.

Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.

Общее представление о басне, рассказе, стихотворении.

Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения.

Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).

Сравнивать басни по форме с структуре.

Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая) или по жанру, или по теме, или по авторской принадлежности.

Выбирать и читать книги по изученному разделу.

Находить в детском журнале произведения по теме и жанру или авторской принадлежности, информацию об авторах.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи

Составлять модели разножанровых произведений по форме текста.

Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр.

Творческая деятельность (уроки  инсценирования, уроки развития речи)

Чтение по ролям художественных произведений: вы-бор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.

«Живые картины» отдельных эпизодов произведений.

Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.

Пересказ от лица героя или автора.

Рассуждение о произведении и героях, формулирование особенной точки зрения.

Интерпретация позиции автора (точка зрения автора).

Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.

Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.

Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роли в соответствии с выбранным образом.

Моделирование «Живых картин» к отдельным эпизодам по типу «стоп-кадра».

Конструировать описание картин к отдельным эпи-зодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени автора, героя.

Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.

Объяснять току зрения автора и главную мысль произведения.

Создавать индивидуально в парах, группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений.

Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями книг, рисунками и т.д.)

Чтение: работа с информацией.

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, «Об авторе», «От автора»).

Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).

Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.

 

Находить нужную информацию о книге в аппарате книги.

Характеризовать произведение, героев по информации в таблице.

Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод).

Данные  разделы  переплетаются  по  тематическим  темам  учебников. 1 класс -  на  уроки  литературного  чтения  отводиться  132 часа,  во  2,3 -  по  136 часов , а в 4  - 102 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование  с  использованием   «Букварь. Часть 1»

 

Тема  урока

часы

       Дата 

план         факт

1.        

Введение понятия «предложение».

1

01.09

 

2.        

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение»

1

03.09

 

3.        

О тебе, моя Родина. Стихи о Родине. Е.Серов «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

1

06.09

 

4.        

Рассказ по сюжетной картинке.

1

07.09

 

5.        

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

08.09

 

6.        

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

10.09

 

7.        

Сказки о природе. В.Белов «Родничок»

1

13.09

 

8.        

Звуковой анализ слова «мак».

1

14.09

 

9.        

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

1

15.09

 

10.    

Рассказ по сюжетным картинкам.

1

17.09

 

11.    

Мир родной природы. Сказки о природе.  М. Михайлов «Лесные хоромы».

1

20.09

 

12.    

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

1

21.09

 

13.    

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

22.09

 

14.    

Знакомство с буквой «А, а».

1

24.09

 

15.    

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).

1

27.09

 

16.    

Мусса Гали «Земные краски». Самостоятельное чтение. Книжная полка. Книги о Родине и природе.

1

28.09

 

17.    

Знакомство с буквой «О, о».

1

29.09

 

18.    

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

01.10

 

19.    

Учимся уму-разуму. Стихи детям. А.Барто «В школу».

1

04.10

 

20.    

Знакомство с буквой «У, у».

1

05.10

 

21.    

Знакомство с буквой «Ю, ю».

1

06.10

 

22.    

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).

1

08.10

 

23.    

Знакомство с буквой «Э, э».

1

11.10

 

24.    

Знакомство с буквой «Е, е».

1

12.10

 

25.    

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).

1

13.10

 

26.    

Знакомство с буквой «ы».

1

15.10

 

27.    

Знакомство с буквой «И, и».

1

18.10

 

28.    

Весёлые рассказы о детях. Л. Пантелеев «Буква «ты» Повторение правил обозначения буквами гласных звуков  после твёрдых и мягких согласных звуков.

1

19.10

 

29.    

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

1

20.10

 

30.    

Знакомство с буквой «М, м».

1

22.10

 

31.    

Знакомство с буквой «Н, н».Я.Аким «Мой верный чиж».

1

01.11

 

32.    

Знакомство с буквой «Р, р».

1

02.11

 

33.    

Знакомство с буквой «Л, л».

1

03.11

 

34.    

Знакомство с буквой «Й, й».

1

06.11 с

 

35.    

Учимся уму-разуму. Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок»

1

08.11

 

36.    

Знакомство с буквой «Г, г».

1

09.11

 

37.    

Знакомство с буквой «К, к».

1

10.11

 

38.    

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

12.11

 

39.    

Знакомство с буквой «З, з». Стихи о детях. Е. Благинина «Тюлюлюй»

1

15.11

 

40.    

Знакомство с буквой «С, с».

1

16.11

 

41.    

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

17.11

 

42.    

Знакомство с буквой «Д, д».

1

19.11

 

43.    

Знакомство с буквой «Т, т». Мир сказок.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

1

22.11

 

44.    

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

1

23.11

 

45.    

Знакомство с буквой «Б, б».

1

24.11

 

46.    

Знакомство с буквой «П, п».

1

26.11

 

47.    

Знакомство с буквой «В, в». Мир сказок. Сказки о животных. В. Сутеев «Дядя Миша»

1

29.11

 

48.    

Знакомство с буквой «Ф, ф».

1

30.11

 

49.    

Знакомство с буквой «Ж, ж».

1

01.12

 

50.    

Мир сказок. С. Маршак «Тихая сказка»

1

03.12

 

51.    

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

06.12

 

52.    

Знакомство с буквой «Ч, ч».

1

07.12

 

53.    

Знакомство с буквой «Щ, щ».

1

08.12

 

54.    

Знакомство с буквой «Х, х».

1

10.12

 

55.    

Мир сказок. Ш. Перро «Красная Шапочка»

1

13.12

 

56.    

Знакомство с буквой «Ц, ц». 

1

14.12

 

57.    

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. 

1

15.12

 

58.    

Знакомство с особенностями «ъ».

1

17.12

 

59.    

Выявление уровня развития лексики Мир родной природы. Рассказы для детей. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

20.12

 

60.    

Особенности  раделительного  ъ Закрепление  букв  русского  алфавита

1

21.12

 

61.    

Проверка  осознанности  чтения Диагностика.

1

22.12

 

62.    

Прощание с «Букварем»

1

24.12

 

 

 

Календарно-тематическое планирование с использованием  «Букварь .часть 2»  1 класс

№№

Темы уроков

часы

Дата

План    факт

1

Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак Спрятался. В.Голявкин

1

10.01

 

2

Бывает  и  так. Три котенка. В. Сутеев  Беспокойные соседки. А.Шибаев

1

11.01

 

3

Смешно  и серьёзно. Про нос и язык.  Е. Пермяк  Меня нет дома.  Г. Остер

1

12.01

 

4

Литературное слушание Г.Скребицкий  «Пушок»

1

14.01

 

5

  Живые буквы. На зарядку – становись! А.Шибаев  Познакомились. А.Шибаев

1

17.01

 

6

Ребята  и зверята.Как Никита играл в доктора. Е. Чарушин

1

18.01

 

7

Живые буквы Всегда вместе. А. Шибаев

1

19.01

 

8

Литературное слушание  Е.Трутнева  Когда это  бывает? Книги стихов

1

21.01

 

9

 И снова  сказка. Маленький тигр Г. Цыферов Кто? С.Чёрный

1

24.01

 

10

Смешинки. Середина сосиски. Г. Остер  Жадина. Я. Аким

1

25.01

 

11

Бывает  и  так. Если был бы я девчонкой… Э.Успенский Рукавичка. Украинская народная сказка

1

26.01

 

12

Литературное слушание Мир сказок  А.С.пушкин  « Сказка  о царе  Салтане»

1

28.01

 

13

Народная сказка   Кто прав? Спускаться легче.  Г. Остер

1

31.01

 

14

Авторская сказка. Под грибом  В. Сутеев

1

01.02

 

15

Народная и авторская сказки Под грибом  В. Сутеев

1

02.02

 

16

Литературное слушание К.И.Чуковский  «Муха -  Цокотуха»

1

04.02

 

17

Живые буквы. Что за шутки? А.Шибаев Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер

1

14.02

 

18

Почемучки. Как меня называли.  Б. Житков Большая новость. А.Кушнер

1

05.02

 

19

 Смешинки. Как поросенок говорить научился. Л. Пантелеев

1

16.02

 

20

Литературное слушание В.Сутеев  «Ёлка» Книги  сказок

1

18.02

 

21

Ребята и зверята  Яшка. Е.Чарушин

1

21.02

 

22

Ребята и зверята Что я узнал! А.Кушнер

1

22.02

 

23

 Ребята и зверята Медвежата. Ю.Дмитриев Медвежата. Г.Снегирёв

1

24.02

 

24

Литературное слушание Учимся уму-разуму. В.Сутеев  «Палочка – выручалочка»

1

28.02

 

25

Бывает  и так. Растеряшка. М. Карем

1

01.03

 

26

Бывает  и так Заколдованная буква.  В. Драгунский

1

02.03

 

27

Как  хорошо уметь  считать. Ступеньки. Н.Носов

1

04.03

 

28

Литературное слушание Е.Пермяк  « Пичугин  мост»

1

07.03

 

29

 Какой  бывает привет Горячий привет.  О.Дриз

1

09.03

 

30

Какой бывает привет Привет Мартышке (отрывок) Г. Остер

1

11.03

 

31

 Ребята и зверята. Зайчата. Е.Чарушин   Сорока и заяц. Н.Сладков  Лиса и заяц. Н.Сладков

1

14.03

 

32

Литературное слушание  Н.Саконская  «Мы  с мамой», «Мама»

1

15.03

 

33

 Бывает  и так.  Затейники. Н.Носов

1

16.03

 

34

 И снова сказка.  Людоед и принцесса, или Всё наоборот. Г.Сапгир

1

18.03

 

35

 И снова сказка  Про мышку, которая ела кошек. Дж.Родари  Ёж (отрывок). А.Толстой Волк ужасно разъярён… В.Лунин Зелёный заяц. Г.Цыферов

1

21.03

 

36

Литературное слушание В.Чаплина  « Мушка»

1

22.03

 

37

Он живой и светится.  В.Драгунский  Лиса и журавль. Русская народная сказка.

Лиса и мышь. Н.Сладков

1

23.02

 

38

И снова сказка.Г.Сапгир «Лошарик»

1

25.02

 

39

 Почемучка В.Берестов  «Картинки  в лужах»

1

04.05

 

40

Литературное слушание А. Блок «Зайчик

1

05.04

 

41

Проверка  осознанности  чтения. Тестирование

1

06.04

 

 

Литературное  чтение

часы

план

факт

1.       

На огородах Бабы-Яги Начало пути: волшебные предметы и помощники

1

08.04

 

2.       

Законы докучной сказки

1

11.04

 

3.       

Законы докучной сказки

1

12.04

 

4.       

Секреты считалок

1

13.04

 

5.       

Древние считалки

1

15.04

 

6.       

Тайны загадок

1

18.04

 

7.       

Как устроена загадка

1

19.04

 

8.       

Заклички: обращение к Природе

1

20.04

 

9.       

Трудности скороговорок

1

22.04

 

10.   

Пещера Эхо Хвосты слов

1

25.04

 

11.   

Созвучные хвосты слов

1

26.04

 

12.   

Рифмы и смысл

1

27.04

 

13.   

Рифмы и смысл

1

29.04

 

14.   

Шуточные стихи

1

02.05

 

15.   

Шуточные стихи

1

03.05

 

16.   

На пути в Волшебный Лес Сказка-цепочка

1

04.05

 

17.   

Сказка-цепочка

1

06.05

 

18.   

Клумба с Колокольчиками Звучащие стихи

1

10.05

 

19.   

Звукопись в поэзии и прозе

1

11.05

 

20.   

В лесной школе Считалка, скороговорка или дразнилка

1

13.05

 

21.   

Чувство юмора в поэзии

1

16.05

 

22.   

Стихи про девочек и мальчиков Фантазия в поэзии

1

17.05

 

23.   

Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения Особый взгляд на мир

1

18.05

 

24.   

Что видит и слышит поэт

1

20.05

 

25.   

На выставке рисунков Ю. Васнецова Прибаутка и небылица

1

23.05

 

26.   

Искусство иллюстрации: что видит художник

1

24.05

 

27.   

Итоговая  контрольная  работа

1

25.05

 

28.   

Проверка  осознанности  чтения. Тестирование

1

27.05

 

29.   

Обобщающий  урок  по темам года

1

30.05