Рабочая программа по литературному чтению для 1- 4 классов ( на 2021 -2025 уч.г. )составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной ООПНОО (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ., концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования .
В учебном плане на изучение курса отводится по 4 часа в неделю каждый год (132ч/год - 1 класс, по 136 ч/год - со 2 по 3 классы и в 4 классе 3 часа в год - 102 часа)
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий
Сводная таблица часов предметов филологических курсов на 1-й класс
Предмет |
I полугодие |
II полугодие |
Год
|
||
часы |
учебник |
часы |
учебник |
||
Русский язык
|
78 |
Букварь,ч.1 |
87 |
Русский язык |
165 |
Литературное чтение |
62 из них: |
|
70 из них: |
|
132 |
37 |
Букварь,ч.1 |
27 (3-я четверть)41ч |
Букварь,ч.2 |
||
|
|
24 (4-я четверть) 29ч |
Литературное чтение |
||
15 |
Учебник –хрестоматия «Литературное чтение» |
18 |
Учебник –хрестоматия «Литературное чтение» |
(33) |
Русский язык
Всего на предмет «Русский язык» в 1-ом классе – 165 ч (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 78 ч – на первое полугодие. 87 ч - на второе полугодие .
В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. По окончании букварного периода – учебником и тетрадями «Русский язык».
Литературное чтение
Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией «Литературное чтение»).
В первом полугодии на «Литературное чтение» 62 ч (47 ч + 15ч на Литературное слушание), во втором полугодии 70ч (52ч + 18 ч на Литературное слушание).
В первом полугодии предмет «Литературное чтение» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. Во втором полугодии: в третьей четверти – учебником «Букварь», Часть вторая – 36 часов, в 4-ой четверти– учебником «Литературное чтение» - 34 часа. Из них - 18 ч отводится на Литературное слушание, которое обеспечивается учебником-хрестоматией «Литературное чтение».
Планируемые предметные результаты освоения курса «литературное чтение»
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
–
отличать на практическом уровне прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных
текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание курса «Литературное чтение»
Формы организации учебных занятий
Основная форма организации деятельности - классно-урочная - с использованием фронтальной работы, индивидуальной и групповой (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая)
Используются уроки с элементами игр, путешествий, уроки – театральные постановки, уроки – конкурсы, библиотечные уроки
Содержательные линии /Программное содержание |
Виды учебной деятельности |
Аудирование (слушание) |
|
Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения. Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию. Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях. Использование знаково-символичных средств для получения информации о произведении: тема, жанр, автор. Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт. |
Воспринимать литературные произведения (чтение учителя, одноклассников или самостоятельное чтение). Сравнивать произведения разных жанров, произведе-ния одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе и т.д.), по жанру, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам. Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения. |
Чтение ( на протяжении всего курса) |
|
Чтение вслух и молча(про себя. Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующим индивидуальным возможностям учащихся. Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений. Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, воп-росительный и восклицательный знаки, многоточие).Чтение и смысловых частей текста, абзаца.Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения). Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.Практическое освоение оз-накомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения. Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида. |
Читать вслух целыми словами (с выделением удар-ного слога). Упражняться в чтении многосложных слов по слогам. Учить читать слова в соответствии с орфоэпичес-кими нормами: что, сегодня, конечно, первого и т.д. Читать выразительно загадки, сказки, небольшие по объёму рассказы, отрыв-ки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной инто-нацией (грустно, весело и т.д.) Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки, небольшие по объёму произведения, читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение. Пользоваться ознакомительным, первичным чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для информации о герое, его поступках, а так же о произведении и книге. Выделять в тексте описание картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произ-ведений разных жанров. |
Виды читательской деятельности( на протяжении всего курса) |
|
Работа с разными видами текста. Знакомство с текстами: учебными, художественными, научно-популяр-ными.. Структура текста: абзацы, части. Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений. Форма текста: стихотворная и прозаическая. Деление текста на части. Главная (основная мысль). Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода. Понятия: текст, текст про-изведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль. |
Различать учебный, художественный и научно-попу-лярный тексты. Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок). Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказка, зачин). Соотносить иллюстрации с отрывками или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, части, название произведения, части текста, главная мысль. |
Работа с текстом художественного произведения. Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности. Понимание заголовка произведения и его соответствие содержанию произведения. Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда. Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей. Восприятие и оценка содержания произведения с токи зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе). Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки. Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных. Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно). |
Объяснять соответствие заглавия содержанию про-изведения. Выделять особенности художественного текста: об-разность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т.п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т.д. Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2-3 предложения) о произ-ведении и герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т.д. Сравнивать фольклорные произведения по жанру, сюжету, теме. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, мотивировать своё мнение. Воспроизводить текст про-изведения (пересказ подробный и краткий). |
Работа с текстом научно-популярного произведения. Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.). Деление текста на микро-темы или части, выделение ключевых слов в предложения. Пересказ подробный и краткий по готовому плану. |
Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте. Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка или рассказ) и темам. Пересказывать текст о предметах, животных, чело-веке, явлениях природы, точно излагая факты. Собирать информацию о оформлять её в виде схем и таблиц. |
Работа с учебным текстом. Чтение вступительных статей и выделение учебных задач .Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов. |
Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи. Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, выводы) |
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная. Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник. Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности. Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др. |
Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заголовок), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист). Определять жанр и тему книги. Моделировать обложки книг и находить книги по модели. Отбирать книги по заданной модели |
Говорение ( на протяжении всего курса) |
|
Говорение (культура речевого общения). Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диа-логов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях). Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценированные произведения фольклора или детской литературы. Нахождение в речи обращений, в виде монолога (3-4 предложения слов приветствия и выражений вежливости. Монологическая речь автора, героев произведений. Построение монологов, (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения). Понятия: диалог, реплики героев, обращение, монолог, полилог. |
Находить и выделять в тексте произведении диалоги, и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалоги с учителем, одноклассниками о произведении, о героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и отве-ты на них. Инсценировать произведения (эпизоды, отрывки). Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3-4 предложения). Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или по готовому подробному плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращение), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости. |
Письмо (уроки развития речи) |
|
Письмо (культура письменной реи). Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи. Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме. Выделение в тексте произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы). Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами, антонимами. Выявление особенностей художественного слова. |
Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической форме: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон). Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы. |
Круг чтения Литературоведческая пропедевтика (уроки ознакомления с новыми литературными жанрами.) |
|
Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т.д. Сходство сюжетов и тем; особенности. Рассказы детских писателей, писателей – классиков о родной природе, детях, о животных. Произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детская книга; детские периодические издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др. Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фа-милия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование. Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные. Общее представление о басне, рассказе, стихотворении. |
Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения. Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность). Сравнивать басни по форме с структуре. Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая) или по жанру, или по теме, или по авторской принадлежности. Выбирать и читать книги по изученному разделу. Находить в детском журнале произведения по теме и жанру или авторской принадлежности, информацию об авторах. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи Составлять модели разножанровых произведений по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр. |
Творческая деятельность (уроки инсценирования, уроки развития речи) |
|
Чтение по ролям художественных произведений: вы-бор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты). Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков. «Живые картины» отдельных эпизодов произведений. Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений. Пересказ от лица героя или автора. Рассуждение о произведении и героях, формулирование особенной точки зрения. Интерпретация позиции автора (точка зрения автора). Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений. Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей. |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роли в соответствии с выбранным образом. Моделирование «Живых картин» к отдельным эпизодам по типу «стоп-кадра». Конструировать описание картин к отдельным эпи-зодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени автора, героя. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять току зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально в парах, группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями книг, рисунками и т.д.) |
Чтение: работа с информацией. |
|
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг. |
Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.
Находить нужную информацию о книге в аппарате книги. Характеризовать произведение, героев по информации в таблице. Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
Данные разделы переплетаются по тематическим темам учебников. 1 класс - на уроки литературного чтения отводиться 132 часа, во 2,3 - по 136 часов , а в 4 - 102 часа |
Календарно – тематическое планирование с использованием «Букварь. Часть 1»
№ |
Тема урока |
часы |
Дата план факт |
|
1. |
Введение понятия «предложение». |
1 |
01.09 |
|
2. |
Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» |
1 |
03.09 |
|
3. |
О тебе, моя Родина. Стихи о Родине. Е.Серов «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» |
1 |
06.09 |
|
4. |
Рассказ по сюжетной картинке. |
1 |
07.09 |
|
5. |
Интонационное выделение первого звука в словах. |
1 |
08.09 |
|
6. |
Интонационное выделение первого звука в словах. |
1 |
10.09 |
|
7. |
Сказки о природе. В.Белов «Родничок» |
1 |
13.09 |
|
8. |
Звуковой анализ слова «мак». |
1 |
14.09 |
|
9. |
Звуковой анализ слов «сыр», «нос». |
1 |
15.09 |
|
10. |
Рассказ по сюжетным картинкам. |
1 |
17.09 |
|
11. |
Мир родной природы. Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы». |
1 |
20.09 |
|
12. |
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета |
1 |
21.09 |
|
13. |
Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». |
1 |
22.09 |
|
14. |
Знакомство с буквой «А, а». |
1 |
24.09 |
|
15. |
Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). |
1 |
27.09 |
|
16. |
Мусса Гали «Земные краски». Самостоятельное чтение. Книжная полка. Книги о Родине и природе. |
1 |
28.09 |
|
17. |
Знакомство с буквой «О, о». |
1 |
29.09 |
|
18. |
Знакомство с буквой «Ё, ё». |
1 |
01.10 |
|
19. |
Учимся уму-разуму. Стихи детям. А.Барто «В школу». |
1 |
04.10 |
|
20. |
Знакомство с буквой «У, у». |
1 |
05.10 |
|
21. |
Знакомство с буквой «Ю, ю». |
1 |
06.10 |
|
22. |
Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). |
1 |
08.10 |
|
23. |
Знакомство с буквой «Э, э». |
1 |
11.10 |
|
24. |
Знакомство с буквой «Е, е». |
1 |
12.10 |
|
25. |
Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). |
1 |
13.10 |
|
26. |
Знакомство с буквой «ы». |
1 |
15.10 |
|
27. |
Знакомство с буквой «И, и». |
1 |
18.10 |
|
28. |
Весёлые рассказы о детях. Л. Пантелеев «Буква «ты» Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. |
1 |
19.10 |
|
29. |
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. |
1 |
20.10 |
|
30. |
Знакомство с буквой «М, м». |
1 |
22.10 |
|
31. |
Знакомство с буквой «Н, н».Я.Аким «Мой верный чиж». |
1 |
01.11 |
|
32. |
Знакомство с буквой «Р, р». |
1 |
02.11 |
|
33. |
Знакомство с буквой «Л, л». |
1 |
03.11 |
|
34. |
Знакомство с буквой «Й, й». |
1 |
06.11 с |
|
35. |
Учимся уму-разуму. Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок» |
1 |
08.11 |
|
36. |
Знакомство с буквой «Г, г». |
1 |
09.11 |
|
37. |
Знакомство с буквой «К, к». |
1 |
10.11 |
|
38. |
Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. |
1 |
12.11 |
|
39. |
Знакомство с буквой «З, з». Стихи о детях. Е. Благинина «Тюлюлюй» |
1 |
15.11 |
|
40. |
Знакомство с буквой «С, с». |
1 |
16.11 |
|
41. |
Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. |
1 |
17.11 |
|
42. |
Знакомство с буквой «Д, д». |
1 |
19.11 |
|
43. |
Знакомство с буквой «Т, т». Мир сказок. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
1 |
22.11 |
|
44. |
Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. |
1 |
23.11 |
|
45. |
Знакомство с буквой «Б, б». |
1 |
24.11 |
|
46. |
Знакомство с буквой «П, п». |
1 |
26.11 |
|
47. |
Знакомство с буквой «В, в». Мир сказок. Сказки о животных. В. Сутеев «Дядя Миша» |
1 |
29.11 |
|
48. |
Знакомство с буквой «Ф, ф». |
1 |
30.11 |
|
49. |
Знакомство с буквой «Ж, ж». |
1 |
01.12 |
|
50. |
Мир сказок. С. Маршак «Тихая сказка» |
1 |
03.12 |
|
51. |
Знакомство с буквой «Ш, ш». |
1 |
06.12 |
|
52. |
Знакомство с буквой «Ч, ч». |
1 |
07.12 |
|
53. |
Знакомство с буквой «Щ, щ». |
1 |
08.12 |
|
54. |
Знакомство с буквой «Х, х». |
1 |
10.12 |
|
55. |
Мир сказок. Ш. Перро «Красная Шапочка» |
1 |
13.12 |
|
56. |
Знакомство с буквой «Ц, ц». |
1 |
14.12 |
|
57. |
Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. |
1 |
15.12 |
|
58. |
Знакомство с особенностями «ъ». |
1 |
17.12 |
|
59. |
Выявление уровня развития лексики Мир родной природы. Рассказы для детей. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». |
1 |
20.12 |
|
60. |
Особенности раделительного ъ Закрепление букв русского алфавита |
1 |
21.12 |
|
61. |
Проверка осознанности чтения Диагностика. |
1 |
22.12 |
|
62. |
Прощание с «Букварем» |
1 |
24.12 |
|
Календарно-тематическое планирование с использованием «Букварь .часть 2» 1 класс
№№ |
Темы уроков |
часы |
Дата План факт |
|
1 |
Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак Спрятался. В.Голявкин |
1 |
10.01 |
|
2 |
Бывает и так. Три котенка. В. Сутеев Беспокойные соседки. А.Шибаев |
1 |
11.01 |
|
3 |
Смешно и серьёзно. Про нос и язык. Е. Пермяк Меня нет дома. Г. Остер |
1 |
12.01 |
|
4 |
Литературное слушание Г.Скребицкий «Пушок» |
1 |
14.01 |
|
5 |
Живые буквы. На зарядку – становись! А.Шибаев Познакомились. А.Шибаев |
1 |
17.01 |
|
6 |
Ребята и зверята.Как Никита играл в доктора. Е. Чарушин |
1 |
18.01 |
|
7 |
Живые буквы Всегда вместе. А. Шибаев |
1 |
19.01 |
|
8 |
Литературное слушание Е.Трутнева Когда это бывает? Книги стихов |
1 |
21.01 |
|
9 |
И снова сказка. Маленький тигр Г. Цыферов Кто? С.Чёрный |
1 |
24.01 |
|
10 |
Смешинки. Середина сосиски. Г. Остер Жадина. Я. Аким |
1 |
25.01 |
|
11 |
Бывает и так. Если был бы я девчонкой… Э.Успенский Рукавичка. Украинская народная сказка |
1 |
26.01 |
|
12 |
Литературное слушание Мир сказок А.С.пушкин « Сказка о царе Салтане» |
1 |
28.01 |
|
13 |
Народная сказка Кто прав? Спускаться легче. Г. Остер |
1 |
31.01 |
|
14 |
Авторская сказка. Под грибом В. Сутеев |
1 |
01.02 |
|
15 |
Народная и авторская сказки Под грибом В. Сутеев |
1 |
02.02 |
|
16 |
Литературное слушание К.И.Чуковский «Муха - Цокотуха» |
1 |
04.02 |
|
17 |
Живые буквы. Что за шутки? А.Шибаев Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер |
1 |
14.02 |
|
18 |
Почемучки. Как меня называли. Б. Житков Большая новость. А.Кушнер |
1 |
05.02 |
|
19 |
Смешинки. Как поросенок говорить научился. Л. Пантелеев |
1 |
16.02 |
|
20 |
Литературное слушание В.Сутеев «Ёлка» Книги сказок |
1 |
18.02 |
|
21 |
Ребята и зверята Яшка. Е.Чарушин |
1 |
21.02 |
|
22 |
Ребята и зверята Что я узнал! А.Кушнер |
1 |
22.02 |
|
23 |
Ребята и зверята Медвежата. Ю.Дмитриев Медвежата. Г.Снегирёв |
1 |
24.02 |
|
24 |
Литературное слушание Учимся уму-разуму. В.Сутеев «Палочка – выручалочка» |
1 |
28.02 |
|
25 |
Бывает и так. Растеряшка. М. Карем |
1 |
01.03 |
|
26 |
Бывает и так Заколдованная буква. В. Драгунский |
1 |
02.03 |
|
27 |
Как хорошо уметь считать. Ступеньки. Н.Носов |
1 |
04.03 |
|
28 |
Литературное слушание Е.Пермяк « Пичугин мост» |
1 |
07.03 |
|
29 |
Какой бывает привет Горячий привет. О.Дриз |
1 |
09.03 |
|
30 |
Какой бывает привет Привет Мартышке (отрывок) Г. Остер |
1 |
11.03 |
|
31 |
Ребята и зверята. Зайчата. Е.Чарушин Сорока и заяц. Н.Сладков Лиса и заяц. Н.Сладков |
1 |
14.03 |
|
32 |
Литературное слушание Н.Саконская «Мы с мамой», «Мама» |
1 |
15.03 |
|
33 |
Бывает и так. Затейники. Н.Носов |
1 |
16.03 |
|
34 |
И снова сказка. Людоед и принцесса, или Всё наоборот. Г.Сапгир |
1 |
18.03 |
|
35 |
И снова сказка Про мышку, которая ела кошек. Дж.Родари Ёж (отрывок). А.Толстой Волк ужасно разъярён… В.Лунин Зелёный заяц. Г.Цыферов |
1 |
21.03 |
|
36 |
Литературное слушание В.Чаплина « Мушка» |
1 |
22.03 |
|
37 |
Он живой и светится. В.Драгунский Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков |
1 |
23.02 |
|
38 |
И снова сказка.Г.Сапгир «Лошарик» |
1 |
25.02 |
|
39 |
Почемучка В.Берестов «Картинки в лужах» |
1 |
04.05 |
|
40 |
Литературное слушание А. Блок «Зайчик |
1 |
05.04 |
|
41 |
Проверка осознанности чтения. Тестирование |
1 |
06.04 |
|
№ |
Литературное чтение |
часы |
план |
факт |
1. |
На огородах Бабы-Яги Начало пути: волшебные предметы и помощники |
1 |
08.04 |
|
2. |
Законы докучной сказки |
1 |
11.04 |
|
3. |
Законы докучной сказки |
1 |
12.04 |
|
4. |
Секреты считалок |
1 |
13.04 |
|
5. |
Древние считалки |
1 |
15.04 |
|
6. |
Тайны загадок |
1 |
18.04 |
|
7. |
Как устроена загадка |
1 |
19.04 |
|
8. |
Заклички: обращение к Природе |
1 |
20.04 |
|
9. |
Трудности скороговорок |
1 |
22.04 |
|
10. |
Пещера Эхо Хвосты слов |
1 |
25.04 |
|
11. |
Созвучные хвосты слов |
1 |
26.04 |
|
12. |
Рифмы и смысл |
1 |
27.04 |
|
13. |
Рифмы и смысл |
1 |
29.04 |
|
14. |
Шуточные стихи |
1 |
02.05 |
|
15. |
Шуточные стихи |
1 |
03.05 |
|
16. |
На пути в Волшебный Лес Сказка-цепочка |
1 |
04.05 |
|
17. |
Сказка-цепочка |
1 |
06.05 |
|
18. |
Клумба с Колокольчиками Звучащие стихи |
1 |
10.05 |
|
19. |
Звукопись в поэзии и прозе |
1 |
11.05 |
|
20. |
В лесной школе Считалка, скороговорка или дразнилка |
1 |
13.05 |
|
21. |
Чувство юмора в поэзии |
1 |
16.05 |
|
22. |
Стихи про девочек и мальчиков Фантазия в поэзии |
1 |
17.05 |
|
23. |
Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения Особый взгляд на мир |
1 |
18.05 |
|
24. |
Что видит и слышит поэт |
1 |
20.05 |
|
25. |
На выставке рисунков Ю. Васнецова Прибаутка и небылица |
1 |
23.05 |
|
26. |
Искусство иллюстрации: что видит художник |
1 |
24.05 |
|
27. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
25.05 |
|
28. |
Проверка осознанности чтения. Тестирование |
1 |
27.05 |
|
29. |
Обобщающий урок по темам года |
1 |
30.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.