Пояснительная записка
Рабочая программа по «литературному чтению» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района;
3. Авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.
4. Учебного плана образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района на 2022/2023 учебный год, утвержденного приказом № _______от ______2022 г.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
1 класс
w оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
w оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
w эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
w понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
w высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
2 класс
w оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
w оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
w эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
w понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
w высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
3 - 4 класс
w эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
w эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
w чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
w любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
w понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
w интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
w наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
w ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
w этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
1 класс
w воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
w осмысленно, правильно читать целыми словами;
w отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
w подробно пересказывать текст;
w составлять устный рассказ по картинке;
w заучивать наизусть небольшие стихотворения;
w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
w различать рассказ и стихотворение.
2 класс
w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
w осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
w понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
w делить текст на части, озаглавливать части;
w выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
w подробно и выборочно пересказывать текст;
w составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
w размышлять о характере и поступках героя;
w относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
w относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
3 класс
w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
w осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
w самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
w самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
w делить текст на части, составлять простой план;
w самостоятельно формулировать главную мысль текста;
w находить в тексте материал для характеристики героя;
w подробно и выборочно пересказывать текст;
w составлять рассказ-характеристику героя;
w составлять устные и письменные описания;
w по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
w высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
w относить произведения к жанрам рассказа, сказки, былины, басни по определённым признакам;
w различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
w видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4-й класс
w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
w осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
w самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
w самостоятельно находить ключевые слова;
w самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
w формулировать основную мысль текста;
w составлять простой и сложный план текста;
w писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой;
w аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
w понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
w самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
w относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
w видеть языковые средства, использованные автором.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
w нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
w первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
w общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
w сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);
w фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
w жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
w рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
w интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
w развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;
w сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
w ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
w изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
w поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
w выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
Содержание предмета
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после-довательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных мате- риалов.
Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстраивный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элемента- ми сочинения, создание собственного текста на основе худо-жественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока. |
||
план |
факт |
|||
1 |
01.09 |
|
Знакомство с учебником по литературному чтению. |
|
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 Ч) |
||||
2 |
02.09 |
|
Самое великое чудо на свете. |
|
3 |
05.09 |
|
Книги. Библиотеки. |
|
Устное народное творчество (13 ч). |
||||
4 |
06.09 |
|
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки). Стр.13-15 |
|
5 |
08.09 |
|
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Стр.16-19 |
|
6 |
09.09 |
|
Потешки и прибаутки. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Стр. 20-21 |
|
7 |
12.09 |
|
Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Стр.22-23 |
|
8 |
13.09 |
|
Загадки. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице. Стр. 24-27 |
|
9 |
15.09 |
|
Сказки. Русские народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» Стр. 28-31 |
|
10 |
16.09 |
|
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ по иллюстрациям, озаглавливание эпизодов. Стр. 32-35 |
|
11 |
19.09 |
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики» Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки.Стр. 35-38 |
|
12 |
20.09 |
|
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Пересказ от лица главного героя. Стр. 39-41 |
|
13 |
22.09 |
|
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Определение главной мысли сказки. Стр. 42-44 |
|
14 |
23.09 |
|
Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев произведения. Стр. 44-47 |
|
15 |
26.09 |
|
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Подробный пересказ произведения. Стр.48 -53 |
|
16 |
27.09 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр. 54-55 |
|
17 |
29.09 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество». Тест № 1 Стр. 56-64 |
|
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ (8 Ч) |
||||
18 |
30.09 |
|
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Стр.65-67 |
|
19 |
03.10 |
|
Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Стр. 68-69 |
|
20 |
04.10 |
|
Лирические стихотворения. А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали». Стр. 70-71 |
|
21 |
06.10 |
|
Лирические стихотворения. А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая…» Стр. 72-73 |
|
22 |
07.10 |
|
Лирические стихотворения. В. Брюсов «Сухие листья…», И.Токмакова «Опустел скворечник…» Стр. 74-75 |
|
23 |
10.10 |
|
В.Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Стр. 76-77 |
|
24 |
11.10 |
|
М.Пришвин «Осеннее утро». Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Стр. 78-79 |
|
25 |
13.10 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Тест № 2 Разноцветные страницы. Стр. 80-82 |
|
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (13 Ч) |
||||
26 |
14.10 |
|
А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.83-87 |
|
27 |
17.10 |
|
А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…». Стр.88-89 |
|
28 |
18.10 |
|
А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. Сравнение литературной и народной сказок. Стр. 90-92 |
|
29 |
20.10 |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Стр. 93-96 |
|
30 |
21.10 |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. Стр. 96-101 |
|
31 |
24.10 |
|
И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука». Нравственный смысл басен. Стр. 102-105 |
|
32 |
25.10 |
|
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Характеристика героев басни. Стр. 106-107 |
|
33 |
27.10 |
|
Рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Характеристика героев произведения. Стр.108-111 |
|
34 |
28.10 |
|
Рассказ Л.Н.Толстого «Филипок». Характеристика героев произведения. Стр.112-116 |
|
35 |
07.11 |
|
Рассказ Л.Н.Толстого «Филипок». Характеристика героев произведения. Стр.112-116 |
|
36 |
08.11 |
|
Рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Котенок». Стр.116-119 |
|
37 |
10.11 |
|
Развитие речи: обучение подробному пересказу. Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр. 120-121 |
|
38 |
11.11 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Русские писатели». Тест № 3. Стр.122-124 |
|
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 Ч) |
||||
39 |
14.11 |
|
Весёлые стихи о животных. Н. Сладков. «Они и мы». А. Шибаев. «Кто кем становится». Стр. 125-127 |
|
40 |
15.11 |
|
Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска..», И. Пивоварова «Жила-была собака» Стр.128-129 |
|
41 |
17.11 |
|
Веселые стихи о животных. В. Берестов «Кошкин щенок». Составление рассказа по рисунку. Стр. 130-131 |
|
42 |
18.11 |
|
Рассказы о животных. М. Пришвин «Ребята и утята».Подробный пересказ на основе плана..Стр.132-135 |
|
43 |
21.11 |
|
М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр.132-135 |
|
44 |
22.11 |
|
Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Чтение с интонацией. Стр.136-138 |
|
45 |
24.11 |
|
Рассказы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок». Стр.139-141 |
|
46 |
25.11 |
|
Рассказы о животных. В. Бианки. «Музыкант». Пересказ текста по вопросам. Стр.142-145 |
|
47 |
28.11 |
|
Рассказы о животных. В.Бианки «Сова». Стр.146-150 |
|
48 |
29.11 |
|
Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Стр. 151 |
|
49 |
01.12 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр. 152-153 |
|
50 |
02.12 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших». Тест № 4. Стр. 154-156 |
|
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9Ч) |
||||
51 |
05.12 |
|
Проект «Мой любимый детский журнал». Обучение составлению вопросов. Знакомство с названием раздела. Стр. 157-159,181 |
|
52 |
06.12 |
|
Д.Хармс «Игра». Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм). Стр.160-164 |
|
53 |
08.12 |
|
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Вы знаете». Стр. 165-169 |
|
54 |
09.12 |
|
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Стр. 170-173 |
|
55 |
12.12 |
|
Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Понимание заглавия произведения. Стр.174-175 |
|
56 |
13.12 |
|
Ю. Владимиров «Чудаки», «Ученый Петя». Соотношение заглавия с содержанием произведения. Стр.176-180 |
|
57 |
15.12 |
|
Защита проекта «Мой любимый детский журнал». Стр. 181 |
|
58 |
16.12 |
|
Внеклассное чтение. А. Введенский «Лошадка». Разноцветные страницы. Стр.182-185 |
|
59 |
19.12 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов». Тест № 5. Стр.186-186 |
|
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (8 Ч) |
||||
60 |
20.12 |
|
Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Знакомство с названием раздела. Стр. 187-189 |
|
61 |
22.12 |
|
Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». Устное словесное рисование. Рассказ на заданную тему. Стр. 190-193 |
|
62 |
23.12 |
|
Лирические стихотворения . Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..». Проявление любви к Родине автора произведения. Стр.194 |
|
63 |
26.12 |
|
С. Есенин. «Поёт зима — аукает…» (в сокращении), «Берёза». Стр. 195-197 |
|
64 |
27.12 |
|
Русская народная сказка «Два мороза». Определение главной мысли текста. Стр. 198-202 |
|
65 |
09.01 |
|
С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности жанра. Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 203-207 |
|
66 |
10.01 |
|
Весёлые стихи о зиме. А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Стр. 208-209 |
|
67 |
12.01 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Разноцветные страницы. Тест № 6. Стр. 210-121 |
|
ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (17 Ч) |
||||
68 |
13.01 |
|
Писатели – детям. К. Литературная (авторская) сказка. И. Чуковский. «Путаница». Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.4-10 |
|
69 |
16.01 |
|
Литературная сказка. К.И.Чуковский. «Радость». Стр.11-12 |
|
70 |
17.01 |
|
Литературная сказка.К.И.Чуковский. «Федорино горе». Стр. 13-23 |
|
71 |
19.01 |
|
К.И.Чуковский. «Федорино горе». Чтение по ролям.. Стр. 13-23 |
|
72 |
20.01 |
|
С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. Стр. 24-29 |
|
73 |
23.01 |
|
Стихотворение – общее представление о жанре. С.В. Михалков «Мой секрет». Стр.30-33 |
|
74 |
24.01 |
|
С.В.Михалков «Сила воли». Понимание заглавия произведения. Стр. 33-34 |
|
75 |
26.01 |
|
С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Стр.35-37 |
|
76 |
27.01 |
|
А. Л. Барто. «Веревочка». Соблюдение интонационных норм чтения. Стр.38-43 |
|
77 |
30.01 |
|
Стихи А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Стр. 44-47 |
|
78 |
31.01 |
|
Н.Н. Носов «Затейники». Воспроизведение текста с опорой на план. Стр. 48-53 |
|
79 |
02.02 |
|
Н.Н. Носов «Живая шляпа». Юмористический рассказ для детей. Общее представление о жанре. Стр. 54-59 |
|
80 |
03.02 |
|
Н.Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ текста. Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 54-59 |
|
81 |
06.02 |
|
Н.Н. Носов «На горке». Характеристика героя произведения. Стр.60-64 |
|
82 |
07.02 |
|
Н.Н. Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. Стр.60-65 |
|
83 |
09.02 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.66-67 |
|
84 |
10.02 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Писатели — детям». Тест № 7. Стр. 68-70 |
|
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (11 Ч) |
||||
85 |
13.02 |
|
Произведения о дружбе и друзьях. В. Берестов. «За игрой». Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр. 71-74 |
|
86 |
14.02 |
|
В. Берестов. «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. «Я ушёл в свою обиду». Определение основного смысла пословиц. Стр.74-76 |
|
87 |
16.02 |
|
Произведения о дружбе и друзьях. В.Лунин «Я и Вовка». Стр. 77-78 |
|
88 |
17.02 |
|
Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Устное сочинение как продолжение произведения. Стр. 79-84 |
|
89 |
20.02 |
|
Ю.Ермолаев «Два пирожных». Определение главной мысли произведения. Стр. 85-86 |
|
90 |
21.02 |
|
В.Осеева «Волшебное слово». Краткий пересказ текста. Стр. 87-92 |
|
91 |
27.02 |
|
В.Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 87-92 |
|
92 |
28.02 |
|
В.Осеева «Хорошее». Определение главной мысли произведения. Чтение по ролям. Стр. 93-95 |
|
93 |
02.03 |
|
В.Осеева «Почему». Устное сочинение на заданную тему. Стр. 96-103 |
|
94 |
03.03 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.104-105 |
|
95 |
06.03 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья». Тест № 8 Стр. 106 |
|
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 Ч) |
||||
96 |
07.03 |
|
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Знакомство с названием раздела. Стр. 107-109 |
|
97 |
09.03 |
|
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»,«Весенние воды». Составление короткого рассказа. Стр.110-112 |
|
98 |
10.03 |
|
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Стр.112-113
|
|
99 |
13.03 |
|
А.Блок. «На лугу». С.Маршак. «Снег уже теперь не тот…». Средства выразительности текста. Стр. 114-115 |
|
100 |
14.03 |
|
И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». Стр. 116-118 |
|
101 |
16.03 |
|
Е. Благинина. «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Составление короткого рассказа. Стр.119-121 |
|
102 |
17.03 |
|
С. Васильев. «Белая берёза».Определение главной мысли произведения.. Стр. 122 |
|
103 |
20.03 |
|
Проект «Газета «День Победы — 9 мая». Стр. 123 |
|
104 |
21.03 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.124-125 |
|
105 |
23.03 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Стр.126 Тест № 9 |
|
И ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (16 Ч) |
||||
106 |
24.03 |
|
Основные темы детского чтения: юмористические произведения. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.127-129. |
|
107 |
03.04 |
|
Б. Заходер. «Товарищам детям». Короткий рассказ по рисунку. Стр. 130-131 |
|
108 |
04.04 |
|
Б. Заходер «Что красивей всего?». Инсценирование литературного произведения. Стр. 131-133 |
|
109 |
06.04 |
|
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Соблюдение интонационных норм чтения. Стр. 134-138 |
|
110 |
07.04 |
|
Э. Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. Стр. 139-144 |
|
111 |
10.04 |
|
Э.Успенский «Чебурашка». Умение задавать вопрос по художественному произведению. Стр. 139-144 |
|
112 |
11.04 |
|
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…». Характеристика героя произведения. Стр. 144-145 |
|
113 |
13.04 |
|
Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Авторское отношение к герою произведения. Стр. 146-149 |
|
114 |
14.04 |
|
В. Берестов. «Знакомый». «Путешественники»Авторское отношение к героям произведения. Стр. 150-151 |
|
115 |
17.04 |
|
В. Берестов. «Кисточка», И.Токмакова. «Плим», «В чудной стране». Особенности стихотворного произведения (ритм). Стр. 152-154 |
|
116 |
18.04 |
|
Г. Остер. «Будем знакомы». Характеристика героев произведения. Стр.155-160 |
|
117 |
20.04 |
|
Г. Остер. «Будем знакомы». Инсценирование сцены произведения. Стр.155-160 |
|
118 |
21.04 |
|
В.Драгунский «Тайное становится явным». Стр. 161-167 |
|
119 |
24.04 |
|
В.Драгунский «Тайное становится явным». Стр. 161-167 |
|
120 |
25.04 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы Стр.168-169 |
|
121 |
27.04 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз». Тест №10 Стр.170 |
|
ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (15 ч) |
||||
122 |
28.04 |
|
Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Стр.172-173 |
|
123 |
02.05 |
|
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Стр. 174-175 |
|
124 |
04.05 |
|
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Чтение с интонацией. Стр. 176-178 |
|
125 |
05.05 |
|
Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Стр.179-181 |
|
126 |
11.05 |
|
Сказки Ш. Перро. «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 182-193 |
|
127 |
12.05 |
|
Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. Характеристика героев. Стр. 182-193 |
|
128 |
15.05 |
|
Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Стр. 182-193 |
|
129 |
16.05 |
|
Шарль Перро «Красная шапочка». Составление краткого отзыва. Стр. 194-196 |
|
130 |
18.05 |
|
Г.Х.Андерсен. Сказка «Принцесса на горошине». Портрет героя произведения. Стр. 197-199 |
|
131 |
19.05 |
|
Э.Х. «Мафин и паук». Составление плана произведения. Стр. 200-209 |
|
132 |
22.05 |
|
Э. Х. «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Стр. 200-209 |
|
133 |
23.05 |
|
Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.210-211 |
|
134 |
25.05 |
|
Обобщение и проверка знаний по разделу «Литература зарубежных стран» Тест № 11, Стр.212-213 |
|
135 |
26.05 |
|
Защита проекта «Мой любимый писатель-сказочник». Стр.2018-219 |
|
136 |
29.05 |
|
Урок-викторина «Книжкины друзья» |
Лист корректировки тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2022/2023 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.