Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Оценка 5
doc
20.10.2022
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
раб. прогр. по лит. чт. 2 кл.doc

Пояснительная записка

 Рабочая программа по «литературному чтению» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе документов:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;

2.      Основной общеобразовательной программы начального общего образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района;

3.       Авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

4.      Учебного плана образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района на 2022/2023 учебный год, утвержденного приказом № _______от ______2022 г.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И  ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

1 класс

w оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

w оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

w эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

w понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

w высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2 класс

w оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

w оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

w эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

w понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

w высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3 - 4 класс

w эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

w эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

w чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

w любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

w понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

w интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

w наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

w ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

w этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных результатов:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

1 класс

w воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

w осмысленно, правильно читать целыми словами;

w отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

w подробно пересказывать текст;

w составлять устный рассказ по картинке;

w заучивать наизусть небольшие стихотворения;

w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

w различать рассказ и стихотворение.

2 класс

w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

w осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

w понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

w делить текст на части, озаглавливать части;

w выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

w подробно и выборочно пересказывать текст;

w составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

w размышлять о характере и поступках героя;

w относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

w относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3 класс

w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

w осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

w самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

w самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

w делить текст на части, составлять простой план;

w самостоятельно формулировать главную мысль текста;

w находить в тексте материал для характеристики героя;

w подробно и выборочно пересказывать текст;

w составлять рассказ-характеристику героя;

w составлять устные и письменные описания;

w по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

w высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

w относить произведения к жанрам рассказа, сказки, былины, басни  по определённым признакам;

w различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

w видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4-й класс

w воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

w осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

w самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

w самостоятельно находить ключевые слова;

w самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

w формулировать основную мысль текста;

w составлять простой и сложный план текста;

w писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой;

w аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

w понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

w самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

w относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

w видеть языковые средства, использованные автором.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих предметных результатов:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

w нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

w первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

w общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

w сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма);

w фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

w жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка;

w рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):

w интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

w развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;

w сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

w ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

w изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

w поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

w выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

 

Содержание предмета

 

ВИДЫ  РЕЧЕВОЙ  И  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после-довательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля. 

Чтение. Чтение  вслух.  Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.  Постепенное увеличение скорости чтения.  Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. 

Работа с различными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст  от  набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в  коллективном  обсуждении:  умение  отвечать  на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять  ответы  по  ходу  беседы,  используя  текст.  Привлечение справочных  и  иллюстративно-изобразительных  мате- риалов.  

Библиографическая   культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой  на  внешние  показатели  книги),  её  справочно-иллюстраивный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание  сочинений,  периодическая  печать,  справочные  издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  

Работа  с  текстом  художественного  произведения Определение  (с  помощью  учителя)  особенностей  художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного  произведения,  осознание  мотивов  поведения  героев, анализ  поступков  героев  с  точки  зрения  нравственно-этических  норм.  Осмысление понятия  «Родина»,  представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста  с  использованием  выразительных  средств  языка  (синонимов,  антонимов,  сравнений,  эпитетов),  последовательное воспроизведение  (по  вопросам  учителя)  эпизодов  с  использованием  специфической  для  данного  произведения  лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий. 

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. 

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и  в  вежливой  форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению   (художественному,   учебному,   научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

            Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.  Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. 

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.  

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.  

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.  

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и   использование   их   (установление   причинно-следственных  связей, последовательности событий, изложение с элемента- ми сочинения, создание собственного текста на основе худо-жественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к  произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 

 

Тематическое планирование 2 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока.

план

факт

1

01.09

 

Знакомство с учебником по литературному чте­нию.

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 Ч)

2

02.09

 

Самое великое чудо на свете.

3

05.09

 

Книги. Библиотеки.

Устное народное творчество (13 ч).

4

06.09

 

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки). Стр.13-15

5

08.09

 

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Стр.16-19

6

09.09

 

Потешки и прибаутки. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Стр. 20-21

7

12.09

 

Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Стр.22-23

8

13.09

 

Загадки. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице. Стр. 24-27 

9

15.09

 

Сказки. Русские народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» Стр. 28-31

10

16.09

 

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ по иллюстрациям, озаглавливание эпизодов.

Стр. 32-35

11

19.09

 

Русская народная сказка  «У страха глаза велики»

Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки.Стр. 35-38

12

20.09

 

Русская народная сказка  «Лиса и тетерев». Пересказ от лица главного героя. Стр. 39-41

13

22.09

 

Русская народная сказка   «Лиса и журавль». Определение главной мысли сказки. Стр. 42-44

14

23.09

 

Русская народная сказка   «Каша из топора». Характеристика героев произведения. Стр. 44-47

15

26.09

 

Русская народная сказка   «Гуси-лебеди». Подробный пересказ произведения. Стр.48 -53

16

27.09

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр. 54-55

17

29.09

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество». Тест № 1 Стр. 56-64

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ (8 Ч)

18

30.09

 

Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Стр.65-67

19

03.10

 

Лирические стихотворения.  Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,   К. Бальмонт  «Поспевает брусника…». Стр. 68-69

20

04.10

 

Лирические стихотворения.  А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали». Стр. 70-71

21

06.10

 

Лирические стихотворения.  А. Толстой «Осень»,  С. Есенин «Закружилась листва золотая…»

Стр. 72-73

22

07.10

 

Лирические стихотворения.  В. Брюсов «Сухие листья…»,  И.Токмакова «Опустел скворечник…»

Стр. 74-75

23

10.10

 

В.Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст  «Грибы». Стр. 76-77

24

11.10

 

М.Пришвин «Осеннее утро». Сравнение художественного и научно-популярного текстов.  Стр. 78-79

25

13.10

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Тест № 2

Разноцветные страницы. Стр. 80-82

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (13 Ч)

26

14.10

 

А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.83-87

27

17.10

 

А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!

Крестьянин, торжествуя…». Стр.88-89

28

18.10

 

А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. Сравнение литературной и народной сказок. Стр. 90-92

29

20.10

 

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Стр. 93-96

30

21.10

 

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».  Характеристика героев произведения. Стр. 96-101

31

24.10

 

И.А. Крылов. «Лебедь, рак  и щука». Нравственный смысл басен.  Стр. 102-105

32

25.10

 

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Характеристика героев басни. Стр. 106-107

33

27.10

 

Рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Характеристика героев произведения. Стр.108-111

34

28.10

 

Рассказ Л.Н.Толстого «Филипок». Характеристика героев произведения.  Стр.112-116

35

07.11

 

Рассказ Л.Н.Толстого «Филипок». Характеристика героев произведения. Стр.112-116

36

08.11

 

Рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Котенок». Стр.116-119

37

10.11

 

Развитие речи: обучение подробному пересказу. Внеклассное чтение.  Разноцветные страницы.

Стр. 120-121

38

11.11

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Русские писатели». Тест № 3. Стр.122-124  

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 Ч)

39

14.11

 

Весёлые стихи о животных. Н. Сладков. «Они и мы». А. Шибаев. «Кто кем становится». Стр. 125-127

40

15.11

 

Веселые стихи о животных. Б. Заходер  «Плачет киска..», И. Пивоварова «Жила-была собака»

Стр.128-129

41

17.11

 

Веселые стихи о животных. В. Берестов «Кошкин щенок». Составление рассказа по рисунку.

Стр. 130-131

42

18.11

 

Рассказы о животных. М. Пришвин «Ребята и утята».Подробный пересказ на основе плана..Стр.132-135

43

21.11

 

М. Пришвин «Ребята и утята».  Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр.132-135

44

22.11

 

Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Чтение с интонацией. Стр.136-138

45

24.11

 

Рассказы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок». Стр.139-141

46

25.11

 

Рассказы о животных. В. Бианки. «Музыкант». Пересказ текста по вопросам. Стр.142-145

47

28.11

 

Рассказы о животных. В.Бианки «Сова».  Стр.146-150

48

29.11

 

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Стр. 151

49

01.12

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр. 152-153

50

02.12

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших». Тест № 4. Стр. 154-156

ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9Ч)

51

05.12

 

Проект «Мой любимый детский журнал». Обучение составлению  вопросов. Знакомство с названием раздела. Стр. 157-159,181

52

06.12

 

Д.Хармс «Игра». Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм). Стр.160-164

53

08.12

 

Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Вы знаете».  Стр. 165-169

54

09.12

 

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи».  Стр. 170-173

55

12.12

 

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Понимание заглавия произведения.  Стр.174-175

56

13.12

 

Ю. Владимиров «Чудаки», «Ученый Петя». Соотношение заглавия с содержанием произведения.

Стр.176-180

57

15.12

 

Защита проекта «Мой любимый детский журнал». Стр. 181

58

16.12

 

Внеклассное чтение. А. Введенский «Лошадка». Разноцветные страницы. Стр.182-185

59

19.12

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов». Тест № 5. Стр.186-186

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (8 Ч)

60

20.12

 

Люблю природу русскую. Зима.  Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.

Знакомство с названием раздела.  Стр. 187-189

61

22.12

 

Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». Устное словесное рисование.  

Рассказ на заданную тему. Стр. 190-193

62

23.12

 

Лирические стихотворения . Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..». Проявление любви к Родине автора произведения. Стр.194

63

26.12

 

С. Есенин. «Поёт зима — аукает…» (в сокращении), «Берёза». Стр. 195-197

64

27.12

 

Русская народная  сказка «Два мороза». Определение главной мысли текста. Стр. 198-202

65

09.01

 

С. Михалков  «Новогодняя быль». Особенности жанра.

Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 203-207

66

10.01

 

Весёлые стихи о зиме. А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Стр. 208-209

67

12.01

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Разноцветные страницы.

Тест № 6. Стр. 210-121

ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (17 Ч)

68

13.01

 

Писатели –  детям. К. Литературная (авторская) сказка. И. Чуковский.  «Путаница».

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.  Стр.4-10

69

16.01

 

Литературная сказка. К.И.Чуковский. «Радость». Стр.11-12

70

17.01

 

Литературная сказка.К.И.Чуковский. «Федорино горе». Стр. 13-23

71

19.01

 

К.И.Чуковский. «Федорино горе». Чтение по ролям.. Стр. 13-23

72

20.01

 

С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

Стр. 24-29

73

23.01

 

Стихотворение – общее представление о жанре. С.В. Михалков «Мой секрет». Стр.30-33

74

24.01

 

С.В.Михалков «Сила воли». Понимание заглавия произведения. Стр. 33-34

75

26.01

 

С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Стр.35-37

76

27.01

 

А. Л. Барто. «Веревочка». Соблюдение интонационных норм чтения. Стр.38-43

77

30.01

 

Стихи А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Стр. 44-47

78

31.01

 

Н.Н. Носов «Затейники». Воспроизведение текста с опорой на план. Стр. 48-53

79

02.02

 

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Юмористический рассказ для детей. Общее представление о жанре.

Стр. 54-59

80

03.02

 

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ текста. Развитие речи: обучение выборочному пересказу.  Стр. 54-59

81

06.02

 

Н.Н. Носов «На горке». Характеристика героя произведения. Стр.60-64

82

07.02

 

Н.Н. Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. Стр.60-65

83

09.02

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.66-67

84

10.02

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Писатели — детям». Тест № 7. Стр. 68-70

Я И МОИ ДРУЗЬЯ (11 Ч)

85

13.02

 

Произведения о дружбе и друзьях. В. Берестов. «За игрой».

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.  Стр. 71-74

86

14.02

 

В. Берестов. «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская.  «Я ушёл в свою обиду». Определение основного смысла пословиц. Стр.74-76

87

16.02

 

Произведения о дружбе и друзьях. В.Лунин «Я и Вовка». Стр. 77-78

88

17.02

 

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Устное сочинение как продолжение произведения. Стр. 79-84

89

20.02

 

Ю.Ермолаев «Два пирожных». Определение главной мысли произведения. Стр. 85-86

90

21.02

 

В.Осеева «Волшебное слово». Краткий пересказ текста. Стр. 87-92

91

27.02

 

В.Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 87-92

92

28.02

 

В.Осеева «Хорошее». Определение главной мысли произведения. Чтение по ролям. Стр. 93-95

93

02.03

 

В.Осеева «Почему». Устное сочинение на заданную тему. Стр. 96-103

94

03.03

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.104-105

95

06.03

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья». Тест № 8  Стр. 106

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 Ч)

96

07.03

 

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Знакомство с названием раздела. Стр. 107-109

97

09.03

 

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»,«Весенние воды». Составление короткого рассказа. Стр.110-112

98

10.03

 

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Стр.112-113

 

99

13.03

 

А.Блок. «На лугу». С.Маршак. «Снег уже теперь не тот…». Средства выразительности текста.

Стр. 114-115

100

14.03

 

И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». Стр. 116-118

101

16.03

 

Е. Благинина. «Посидим в тишине», Э.  Мошковская «Я маму мою обидел». Составление короткого рассказа.  Стр.119-121

102

17.03

 

С. Васильев. «Белая берёза».Определение главной мысли произведения.. Стр. 122

103

20.03

 

Проект «Газета «День Победы — 9 мая». Стр. 123

104

21.03

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.124-125

105

23.03

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Стр.126 Тест № 9

И  ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (16 Ч)

106

24.03

 

Основные темы детского чтения: юмористические произведения. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.127-129.

107

03.04

 

Б. Заходер. «Товарищам детям». Короткий рассказ по рисунку. Стр. 130-131

108

04.04

 

Б. Заходер «Что красивей всего?». Инсценирование литературного произведения. Стр. 131-133

109

06.04

 

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Соблюдение интонационных норм чтения. Стр. 134-138

110

07.04

 

Э. Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).

Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. Стр. 139-144

111

10.04

 

Э.Успенский «Чебурашка». Умение задавать вопрос по художественному произведению. Стр. 139-144

112

11.04

 

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…». Характеристика героя произведения. Стр. 144-145

113

13.04

 

Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Авторское отношение к герою произведения.

Стр. 146-149

114

14.04

 

В. Берестов. «Знакомый». «Путешественники»Авторское отношение к героям произведения.

Стр. 150-151

115

17.04

 

В. Берестов. «Кисточка», И.Токмакова. «Плим», «В чудной стране». Особенности стихотворного произведения (ритм). Стр. 152-154

116

18.04

 

Г. Остер. «Будем знакомы». Характеристика героев произведения. Стр.155-160

117

20.04

 

Г. Остер. «Будем знакомы». Инсценирование сцены произведения. Стр.155-160

118

21.04

 

В.Драгунский «Тайное становится явным». Стр. 161-167

119

24.04

 

В.Драгунский «Тайное становится явным». Стр. 161-167

120

25.04

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы  Стр.168-169

121

27.04

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз». Тест №10 Стр.170

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (15 ч)

122

28.04

 

Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Стр.172-173

123

02.05

 

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Стр. 174-175

124

04.05

 

Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Чтение с интонацией. Стр. 176-178

125

05.05

 

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Стр.179-181

126

11.05

 

Сказки Ш. Перро. «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Стр. 182-193

127

12.05

 

Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. Характеристика героев. Стр. 182-193

128

15.05

 

Ш. Перро «Кот в сапогах».  Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Стр. 182-193

129

16.05

 

Шарль Перро «Красная шапочка». Составление краткого отзыва. Стр. 194-196

130

18.05

 

Г.Х.Андерсен. Сказка «Принцесса на горошине». Портрет героя произведения. Стр. 197-199

131

19.05

 

Э.Х. «Мафин и паук». Составление плана произведения. Стр. 200-209

132

22.05

 

Э. Х. «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Стр. 200-209

133

23.05

 

Внеклассное чтение. Разноцветные страницы. Стр.210-211

134

25.05

 

Обобщение и проверка знаний по разделу «Литература  зарубежных стран» Тест № 11, Стр.212-213

135

26.05

 

Защита проекта «Мой любимый писатель-сказочник». Стр.2018-219

136

29.05

 

Урок-викторина «Книжкины друзья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки тематического планирования

 

Предмет______________

Класс    ______________

Учитель______________

 

2022/2023 учебный год

 

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Пояснительная записка Рабочая программа по «литературному чтению» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа по «литературному чтению» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе документов: 1

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных результатов : 1) формирование чувства гордости за свою

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных результатов : 1) формирование чувства гордости за свою

Предметные результаты: Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: 1 класс w воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,…

Предметные результаты: Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: 1 класс w воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2022