Муниципальное общеобразовательное учреждение
Введенская общеобразовательная школа № 3
города Звенигорода
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________О.В.Патрешова
«___» _____________2021г.
Рабочая программа
по литературному чтению на родном русском языке
1а класс
Составитель:
Кашина Раиса Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в 1 классе составлена на основе следующих документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г, с последующими изменениями).
3.Основная образовательная программаНОО МОУ Введенской СОШ № 3 г. Звенигорода на 2019 – 2024гг.
4.Примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021/2022 учебный год).
6. Учебный план МОУ Введенской СОШ № 3 г. Звенигорода. Авторская рабочая программа О.М.Александрова «Литературное чтение на родном русском языке»
Изучение литературного чтения на родном русском языке направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Содержание образование по литературному чтению на родном русском языке в 1классах определяет следующие задачи:
· развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
· формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
· обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
· формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
· обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательными.
·
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
· применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ Введенской СОШ № 3на 2021-2022 учебный год на изучение литературного чтения на родном русском языке на уровне начальногообщего образования отводится в 1 классе 0,5ч в неделю, 16 часов в год (33 учебных недели)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке». |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Предметные результаты по итогам изучения каждой темы
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Тема: «Я и книги» |
|
Воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно- познавательные, учебные, справочные); осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя; читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного; читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке; различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок; с уважением относиться к людям другой национальности; проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран. |
На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во всем мире; осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов. |
Тема: «Я взрослею» |
|
Принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя; понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя); отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветны х фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. |
Осознавать основные национально – культурные ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать представления о мире, национальной истории и культуре |
Тема: «Я фантазирую и мечтаю» |
|
Осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного; сравнивать художественные и научно -познавательные тексты; находить сходства и различия;сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой); определять характер литературного героя, называя его качества; различать научно -познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;соотносить его поступок с качеством характера. |
Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/не удовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестногопо изучаемой теме в мини-группе или паре; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу ,пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. |
Тема: «О родной природе» |
|
Обучающийся научится: - определению различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; - читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану |
Обучающийся получит возможность научиться: - умению находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста - развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. |
Содержание учебного предмета
1 класс (17ч)
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (12 ч)
Я и книги (4ч)
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею (4 ч)
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин.«Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 ч)
Что мы Родиной зовём (3 ч)
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (2 ч)
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Учебно-тематический план
№п/п |
Название раздела, темы |
Общее кол- во часов |
|
Кол-во контрольных работ |
1 |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА: |
12 |
|
|
Я и книги |
4 |
|
||
Я взрослею |
4 |
|
||
Я фантазирую и мечтаю |
4 |
|
||
2 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
5 |
|
|
|
Что мы Родиной зовём |
3 |
|
|
|
О родной природе |
2 |
|
|
|
Итого: |
17 |
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
|
план |
коррекция |
||
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА ( ч) |
|||
Я и книги (4 ч) |
|||
1 |
Вводный урок |
|
|
2 |
С. А. Баруздин. «Самое простое дело» |
|
|
3 |
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент) |
|
|
4 |
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки») |
|
|
Я взрослею (4ч) |
|||
5 |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент) |
|
|
6 |
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало» Пословицы о правде и честности
|
|
|
7 |
Л. Н. Толстой. «Лгун» |
|
|
|
|
|
|
8 |
В. А. Осеева. «Почему?»
|
|
|
Я фантазирую и мечтаю (4 ч) |
|||
9 |
А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе» |
|
|
10
|
В. В. Лунин. «Я видела чудо»
|
|
|
11 |
Р.С .Сеф. «Чудо», В.В.Лунин С.А.»Снежный заповедник» |
|
|
12 |
М. М. Пришвин.«Осинкам холодно»
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч) |
|||
Что мы Родиной зовём (3 ч) |
|||
13
|
В.А.Осеева «Колыбельная песенка» |
|
|
14 |
П. А. Синявский.«Рисунок»
|
|
|
15 |
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»
|
|
|
О родной природе (2 ч) |
|||
16 |
А. Н. Толстой. «Петушки»
|
|
|
17 |
В. М. Катанов. «Жар-птица», И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»С. В. Востоков.«Два яблока»
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Сборник рабочих программ 1-4 классы. Серия «Школа России» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021 г.
Учебники.О.М.Александрова «Литературное чтение на родном русском языке»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №_____
Руководитель ШМО____/Кашина Р.В./
« »______________2021г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/./
« »______________2021г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.