Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке

  • docx
  • 16.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литературное чтение на родном русском языке.docx

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Введенская общеобразовательная школа № 3

 города Звенигорода

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

 

___________О.В.Патрешова

                                                          «___» _____________2021г.



 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по литературному чтению на родном русском языке

1а класс

 

 

 

Составитель:

Кашина Раиса Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

 

 

 

 

 

 

2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в 1 классе составлена на основе следующих документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г, с последующими изменениями).

3.Основная образовательная программаНОО МОУ Введенской СОШ № 3 г. Звенигорода на 2019 – 2024гг.

4.Примерной основной образовательной программы начального общего образования,

одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему

образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021/2022 учебный год).

6. Учебный план МОУ Введенской СОШ № 3 г. Звенигорода. Авторская рабочая программа О.М.Александрова «Литературное чтение на родном русском языке»

 

 

Изучение литературного чтения на родном русском языке направлено на достижение следующих целей:

·         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Содержание образование по литературному чтению на родном русском языке в 1классах определяет следующие задачи:

·         развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·         учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

·         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

·         развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

·         формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

·         обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·         формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

·         формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

·         создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

·         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

·         обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

·         работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательными.

·         использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

·         применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; 

·         включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; 

 

 

Место предмета в учебном плане

 

Согласно учебному плану МОУ Введенской СОШ № 3на 2021-2022 учебный год на изучение литературного чтения на родном русском языке на уровне начальногообщего образования отводится в 1 классе 0,5ч в неделю, 16 часов в год (33 учебных недели)

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Предметные результаты по итогам изучения каждой темы

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Тема: «Я и книги»

Воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно- познавательные, учебные, справочные); осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя; читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного; читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке; различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок; с уважением относиться к людям другой национальности; проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во всем мире; осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Тема: «Я взрослею»

Принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя; понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя); отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветны х фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя.

Осознавать основные национально – культурные ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать представления о мире, национальной истории и культуре

Тема: «Я фантазирую и мечтаю»

Осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного; сравнивать художественные и научно -познавательные тексты; находить сходства и различия;сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой); определять характер литературного героя, называя его качества; различать научно -познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;соотносить его поступок с качеством характера.

Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/не удовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестногопо изучаемой теме в мини-группе или паре; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу ,пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Тема: «О родной природе»

Обучающийся научится:

- определению различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём;

- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану

Обучающийся получит возможность  научиться:

- умению находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 

Содержание учебного предмета

1 класс  (17ч)

 

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА (12 ч)

Я и книги (4ч)

Не красна книга письмом, красна умом

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

Я взрослею (4 ч)

Без друга в жизни туго 

Пословицы о дружбе.

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный

Пословицы о правде и честности.

В. А. Осеева. «Почему?»

Л. Н. Толстой. «Лгун».

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

Необычное в обычном

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

В. В. Лунин. «Я видела чудо».

М. М. Пришвин.«Осинкам холодно».

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 ч)

Что мы Родиной зовём (3 ч)

С чего начинается Родина?

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

П. А. Синявский. «Рисунок».

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

О родной природе (2 ч)

Сколько же в небе всего происходит

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

С. В. Востоков. «Два яблока».

В. М. Катанов. «Жар-птица».

А. Н. Толстой. «Петушки».

 

Учебно-тематический план

 

 

№п/п

Название раздела, темы

Общее кол- во часов

 

Кол-во контрольных работ

1

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА:

12

 

Я и книги

4

 

Я взрослею 

4

 

Я фантазирую и мечтаю

4

 

2

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

5

 

 

Что мы Родиной зовём

3

 

 

О родной природе 

2

 

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

 

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

коррекция

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА ( ч)

Я и книги (4 ч)

1

Вводный урок

 

 

2

С. А. Баруздин. «Самое простое дело»

 

 

3

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент)

 

 

4

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»)

 

 

Я взрослею (4ч)

5

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент)

 

 

6

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало»

Пословицы о правде и честности

 

 

 

7

Л. Н. Толстой. «Лгун»

 

 

 

 

 

 

8

В. А. Осеева. «Почему?»

 

 

 

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

9

А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе»

 

 

10

 

В. В. Лунин. «Я видела чудо»

 

 

 

11

Р.С .Сеф. «Чудо», В.В.Лунин

С.А.»Снежный заповедник»

 

 

12

М. М. Пришвин.«Осинкам холодно»

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч)

Что мы Родиной зовём (3 ч)

13

 

В.А.Осеева «Колыбельная песенка»

 

 

14

П. А. Синявский.«Рисунок»

 

 

 

15

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»

 

 

 

О родной природе (2 ч)

16

А. Н. Толстой. «Петушки»

 

 

 

 

17

В. М. Катанов. «Жар-птица», И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»С. В. Востоков.«Два яблока»

 

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Сборник рабочих программ 1-4 классы. Серия «Школа России» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021 г.

Учебники.О.М.Александрова «Литературное чтение на родном русском языке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №_____

Руководитель ШМО____/Кашина Р.В./

«     »______________2021г.

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/./

«    »______________2021г.