Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Куюкова З.С.. /___________/ Протокол заседания МО №1от 30.08. 2019 г. |
Приложение № 1 к ООП НОО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 1-О от 01.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
УЧИТЕЛЯ
ЗАХАРОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
2019 – 2020 учебный год
с. Елизарово
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п. 10; ст. 12 п. 1, 3); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357; 3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа №3» города Когалыма. Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Задачи обучения: • расширение читательского кругозора обучающихся; • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); • формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функ - ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями: - развитие речи, - произведения устного творчества народов России; - произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России; - все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных |
сведений о слове, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование коммуникативных умений и навыков. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Рос - сийской Федерации, языка межнационального общения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. |
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. |
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (название общеобразовательной организации) и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается со 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 68 ч., из них в 1 классе - 17 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 4 классе - 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели). 4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности |
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности,ценностного отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности. Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. |
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. |
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко -культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство |
слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально -этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира; 2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); 3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно - популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, |
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. |
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Умение слушать (аудирование) :Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативноречевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, |
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. |
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению на родном языке 1 класс Обучающиеся должны: • слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова; • заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения; • обмениваться впечатлениями от прочитанного; • читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно; • отвечать на вопросы по содержанию текста; • находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка; • пересказывать знакомые сказки; • воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы; • сосредотачиваться на чтении текста; • слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении; • делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения; • грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания; • доброжелательно и внимательно относит к собеседнику - сверстнику и взрослому; • читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения; • понимать значения слов и выражений исходя из контекста; • соблюдать интонацию различных типов предложения; |
• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
2класс Обучающиеся должны • иметь представление: - об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа; - о поэзии как об особом взгляде на мир; - о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки); • знать: - наизусть 3-4 стихотворений разных авторов; - имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы; - имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе; - названия и содержание нескольких произведений любимого автора; • уметь: - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту; - оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; - узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); - устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем) |
3 класс Учащиеся должны иметь общее представление: об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; о функциональных особенностях фольклорных жанров; об общих корнях и путях развития литературы разных народов; о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе; об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке. Учащиеся должны знать: наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору ученика; имена 4-5'классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе; 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания. Учащиеся должны уметь: читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту; различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях; эмоционально воспринимать характеры героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; сравнивать своё и авторское отношение к герою; |
рассказывать о любимом литературном герое. |
4 класс Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования. Знать наизусть 4-5 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта. У м е т ь: - читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-120 слов в минуту; - выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; - находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; - выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); - воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении; - находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; - практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования; - рассказывать о любимом писателе, поэте; - устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. |
Тематическое планирование |
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
«Россия - наша Родина» |
2 |
2 |
«Фольклор нашего народа» |
5 |
3 |
«О братьях наших меньших» |
5 |
4 |
«Времена года» |
5 |
|
ИТОГО |
17 |
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
|||||
1 |
П.Воронько «Лучше нет родного края» |
1 |
|
|
|
2 |
Г Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина»/ М.Матусовский «С чего начинается Родина» |
1 |
|
|
|
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||
1 |
Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе |
1 |
|
|
|
2 |
«На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька». |
1 |
|
|
|
3 |
Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася - гусёночек», «У медведя во бору» |
1 |
|
|
|
4 |
«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. |
1 |
|
|
|
5 |
Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» |
1 |
|
|
|
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)
|
|||||
1 |
М.М. Пришвин. Журка. |
1 |
|
|
|
2 |
Н.И. Сладков. Весенняя баня |
1 |
|
|
|
3 |
С.Я. Маршак. Зоосад. |
1 |
|
|
|
4
|
Б.В. Заходер. Птичья школа
|
1 |
|
|
|
5 |
В.В. Бианки.Музыкальная канарейка. Посещение школьной библиотеки. |
1 |
|
|
|
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||
1 |
И. Соколов-Микитов. Осень./ А.Плещеев. Осень наступила |
1 |
|
|
|
2 |
К.Ушинский. Выпал снег./ Н.Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика. |
1 |
|
|
|
3 |
М.Притттвин.Цветут березки/ Жуковский В.А.Жаворонок |
1 |
|
|
|
4 |
И.С. Соколов-Микитов.Лето в лесу/ А.Фет. Летний вечер |
1 |
|
|
|
5 |
Викторина по пройденным произведениям
|
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
2класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
||||
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
|||||||||
1 |
В. Степанов «Что мы Родиной зовём» |
1 |
|
|
|
||||
2 |
К. Паустовский «Моя Россия» |
1 |
|
|
|
||||
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||||||
1 |
Календарные народные праздники и обряды. |
1 |
|
|
|
||||
2 |
«Мир фольклора - мир народной мудрости» |
1 |
|
|
|
||||
3 |
«Мир пословиц и поговорок» |
1 |
|
|
|
||||
4 |
«Загадки и народные приметы о временах года» |
1 |
|
|
|
||||
5 |
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» |
1 |
|
|
|
||||
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||||||
1 |
Г.А. Скребицкий. Пушок. |
1 |
|
|
|
||||
2 |
К.Д. Ушинский. Чужое яичко |
1 |
|
|
|
||||
3 |
Н.И. Сладков. Топик и Катя. |
1 |
|
|
|
||||
4 |
А.Л. Барто. Бедняга крот. |
1 |
|
|
|
||||
5 |
Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. |
1 |
|
|
|
||||
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||||||
1 |
В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. |
1 |
|
|
|
||||
2 |
Г.Х.Андерсен. Снеговик. |
1 |
|
|
|
||||
3 |
А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну |
1 |
|
|
|
||||
4 |
И. С. Соколов-Микитов.Бурундук. |
1 |
|
|
|
||||
5 |
Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» |
1 |
|
|
|
||||
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
3 класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
|||||
1 |
З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край» |
1 |
|
|
|
2 |
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
1 |
|
|
|
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||
1 |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. |
1 |
|
|
|
2 |
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
1 |
|
|
|
3 |
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль |
1 |
|
|
|
4 |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван - Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) |
1 |
|
|
|
5 |
Проект «Мои первые народные сказки» |
1 |
|
|
|
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||
1 |
К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. |
|
|
|
|
2 |
Г.А. Скребицкий. Сиротка. |
1 |
|
|
|
3 |
Н.И. Сладков. Непослушные Малыши |
1 |
|
|
|
4 |
Б.С. Житков. Охотник и собаки. |
1 |
|
|
|
5 |
И.П. Токмакова. Котята. |
1 |
|
|
|
|
Выставка книг о животных. |
|
|
|
|
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||
1 |
Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» |
1 |
|
|
|
2 |
А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. |
1 |
|
|
|
3 |
К.Паустовский. Стальное колечко. |
1 |
|
|
|
4 |
И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. |
1 |
|
|
|
5 |
Тестовая работа по пройденным материалам. |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
4класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
|||||
1 |
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» |
1 |
|
|
|
2 |
В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» |
1 |
|
|
|
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||
1 |
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» |
1 |
|
|
|
2 |
Славянский миф. Особенности мифа. |
1 |
|
|
|
3 |
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». |
1 |
|
|
|
4 |
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» |
1 |
|
|
|
5 |
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». |
1 |
|
|
|
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||
1 |
Е.И. Носов. Хитрюга. |
1 |
|
|
|
2 |
В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. |
1 |
|
|
|
3 |
В.П. Астафьев. Зорькина песня |
1 |
|
|
|
4 |
Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. |
1 |
|
|
|
5 |
К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших». |
1 |
|
|
|
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||
1 |
В.Бианки «Лесная газета» |
1 |
|
|
|
2 |
Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. |
1 |
|
|
|
3 |
М.М.Пришвин. Рассказы о весне. |
1 |
|
|
|
4 |
Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. |
1 |
|
|
|
5 |
Проект «Любимое время года» |
1 |
|
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус, - 223с.: ил.
2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.: ил.
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.
4. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. Москва: Эксмо
5. Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. Москва: Эксмо
6. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. Москва: Эксмо
7. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо
Интернет ресурсы:
http://www. solnet. ee |
Российский общеобразовательныйпортал для детей и взрослых. |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://www.vidahl.agava.ru/ |
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. |
http://potomy.ru/ |
Сайт детям начальной школы |
http://www.nachalka. com/photo/ |
Фотогалерея сайта Началка.com |
http://www. lukoshko.net |
Сайт "Лукошко сказок" |
http://audioskazki.detsky-mir. com/ |
Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.) |
http://www. danilova.ru/storage/present.htm |
Сиди и слушай аудиосказки |
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1 http://www.koob.ru/ |
Педагогическая библиотека |
http://mirdetok.tomsk.ru/ |
Информационный сайт для детей и их родителей |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.