Рабочая программа по литературному чтению на родном языке

  • docx
  • 26.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПлит.чтение на родном яз.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);

- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;

-Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;

¾                Авторская программа по литературному чтению на родном языке (русском) для основной школы, рабочей программы Н.Е.Кутейниковой, О.В.Синёвой, издательство «Русское слово», к учебнику Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва «Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Русское слово», 2021 г.

В соответствии с Программой воспитания, принятой в школе, рабочая программа по  литературному чтению на родном русском языке обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.

На изучение литературного чтения на родном русском языке по учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» выделяется 0,5 часов в неделю, всего 17часов в год.

            Программа соответствует учебнику: Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва «Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Русское слово), 2021 г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разде­лам программы.

 

Содержание учебного предмета

Тема 1. ОСЕНЬ ЯСНЕЕ ЛЕТА (2 ч)

Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к учёбе как к своему главному делу в этом возрасте, традициях в российских семьях и тради­ционном отношении к образованию детей: М. Лермонтов «Осень»; И. Дружаева «Сентябрины»; А. Ляйс «Где-то ждут меня...»; В. Степанов «Воробей»; В. Голявкин «Путешественник»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Ю. Лавряшина «Собачья жизнь Гриши и Васьки»; Н. Сладков «Осень на пороге».

Тема 2. МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ ВДВОЁМ (3 ч)

Рассказы и стихи о школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, трудностях взросления и нравственного выбора, отношении к книге и обучению в средневековой Руси и России ХХ столетия: А. Барто «Так на так»; Б. Заходер «Мы — друзья»; И. Гофф «Русское поле»; Е. Каликинская «Дом семи мастеров»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы»; В. Сухомлинский «Я не боюсь ни грома, ни мол­нии».

Тема 3. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ (2 ч)

Стихи о любви к малой и большой Родине, об обычае русских людей всегда возвращаться на малую родину, в отчий дом: А. Твардовский «О Родине»; Ю. Визбор «Родные края».

Внеклассное чтение: стихи и проза о Родине, её людях, культуре и природе.

Тема 4. ЗИМНЯЯ СКАЗКА (1 ч)

Чтение и изучение стихотворений: А. Пушкин «Няне»; Саша Чёрный «Няня Пушкина». Рассказы и стихи об отношении к Рождеству русских людей и традициях его празднования: А. Фёдоров «Завет»; К. Лукашевич «Рождественский праздник».

Тема 5. СЕМЬЯ — ОПОРА СЧАСТЬЯ (3 ч)

Рассказы и стихи о семье, взаимоотношениях близких родственников и друзей: А. Платонов «Разно­цветная бабочка», В. Сухомлинский «Именинный обед»; Б. Алмазов «Горбушка»; Е. Каликинская «Одно слово кривды»; М. Лукашевич «Ссора»; Е. Наумова «Улицы в наряде новогоднем...»; А. Усачёв «Жили- были ёжики».

Тема 6. «ПОВСЮДУ БЛАГОВЕСТ ГУДИТ...» (2 ч)

Рассказы и стихи о православных праздниках: А. Майков «Христос Воскрес!»; С. Есенин «Черёмуха», «Сыплет черёмуха снегом...»; Т. Ларина «Вербное воскресенье»; Саша Чёрный «На вербе»; М. Толмачёва «Тасина Пасха».

Внеклассное чтение: стихи о весне А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина и других поэтов XIXXX вв.; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Как весна на север пришла»; В. Сутеев «Весна»; Я. Аким «Весна, весною, о весне.»; В. Бианки «Дед Мороз и весна».

Тема 7. ПУТЬ К ПОБЕДЕ (2 ч)

Стихи и рассказы о Родине, защите Отечества и памяти народной: Е. Благинина «Шинель»; В. Дон­ская «Доброты не бывает много...»; М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»; С. Орлов «Когда это будет, не знаю.»; Л. Преображенская «Погибшим и живым»; С. Алексеев «Папка»; Е. Каликинская «Валин дедушка».

Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, В. Богомолова, Л. Кас­силя, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А. Митяева, В. Осеевой; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу на­зад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; Е. Верейская «Три девоч­ки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война.»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы».

Тема 8. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС (2 ч)

Авторская сказка и стихи об удивительном мире, который надо увидеть и понять, о восхищении жиз­нью: Е. Клюев «История об одном невероятно глупом мастерке»; Ю. Мориц «Малиновая кошка»; А. Уса­чёв «Пыльная песенка».

Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мо­риц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романов­ской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-                   формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

-                   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

-                   развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-                   формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;

-                   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-                   наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

-                   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-                   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-                   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата:

-                   формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-                   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

-                   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-                   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

-                   овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами ,осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах.

Предметные результаты:

-                   понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-                   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле. дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-                   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;

-                   использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

-                   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

-                   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

-                   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­ познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

Ключевые воспитательные задачи

Осень яснее лета

2 ч

1.Организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой.

2.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения.

3.Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми.

 

 

 

 

 

Мы с приятелем вдвоем

3 ч

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения.

 

 

 

 

 

Человек без Родины что соловей без песни

 

2 ч

Привлечение         внимания    школьников    к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование     обсуждения,

высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

 

 

 

 

Зимняя сказка

 

1 ч

1.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения.

2.Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми.

 

 

Семья - опора счастья

 

 

3 ч

1.Привлечение    внимания     школьников    к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование   обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2.Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их слабоуспевающими одноклассниками.

 

 

«Повсюду благовест гудит...»

 

2 ч

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов в целях приобретения навыка генерирования и оформления собственных идей.

Путь к Победе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ч

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и                    просьб учителя. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила  общения со старшими (учителями) и сверстниками .

 

 

 

 

Удивительный мир вокруг нас

 

 

2 ч

Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми.

 

 

Итого

17 ч

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

от _____________ № _________

Руководитель ШМО:_________

/_______________./

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР:__________

/И.Ю. Маринина/

______________________________

 


 

Скачано с www.znanio.ru