Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (учебно – методический комплект «Школа России»).
Программа направлена на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
· совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
· воспитание эстетического отношения к искусству слова;
· формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
· обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
ü развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
ü формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
ü развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
ü формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
ü обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
ü Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
ü обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
ü расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
ü обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
ü работать с различными типами текстов;
ü создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Рабочая программа основана на интеграции внутрипредметного образовательного модуля «Внеклассное чтение» в учебный предмет «Литературное чтение». Внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану на изучение модуля в 4 классе отводится 34 часа за год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Под внутрипредметным образовательным модулем в настоящем документе понимается раздел учебного предмета, дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов.
Внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» для учащихся 4 класса направлен насовершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника, а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель: организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.
Задачи:
Формы проведения занятий:
Основные методы и технологии:
Изучение внутрипредметного модуля организуется с использованием учебного пособия книга для внеклассного чтения «Родничок» 4 класс.
Домашние задания по ВМ не предполагается.
Оценивание внутрипредметного образовательного модуля «Внеклассное чтение» осуществляется в рамках учебного предмета «Литературное чтение», в соответствии с нормами и критериями оценивания учебного предмета.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в четвёртом классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Уроков с региональным содержанием (РК) – 10% от общего количества: 15 уроков.
Содержание программы
№ |
Наименование разделов и тем |
Часы |
Универсальные учебные действия |
1 |
Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда…» «И вспомнил Олег коня своего…» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» |
11 |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
2 |
Чудесный мир классики. П.П. Ершов «Конёк - горбунок». А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб». Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А.П. Чехов «Мальчики». |
17 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных программ. |
3 |
Поэтическая тетрадь. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И.А. Бунин «Листопад». |
10 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
4 |
Литературные сказки. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
10 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
5 |
Делу время –потехе час. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой горчицы не ел». |
8 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирования умения формировать свои эмоционально – оценочные суждения. |
6 |
Страна детства. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка». |
5 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. |
7 |
Поэтическая тетрадь. В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». |
4 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
8 |
Природа и мы. Д.Н. Мамин –Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». |
11 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
9 |
Поэтическая тетрадь. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка». |
6 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
10 |
Родина. И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». |
5 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирования умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. |
11 |
Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычёв «Путешествие Алисы». |
5 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста. |
12 |
Зарубежная литература. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», В Назарете». |
10 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Четвероклассники научатся:
ü осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
ü бегло, выразительно читать;
ü ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
ü понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
ü передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
ü придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
ü составлять план к прочитанному;
ü вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
ü выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
ü самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
ü называть названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
ü читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
ü назвать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
ü называть более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражений, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
ü полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
ü давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
ü оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Четвероклассники получат возможность научиться:
ü осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
ü воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
ü применять в учебной и реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
ü испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
ü уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
ü бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
ü развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
ü определять сходство и различие произведений разных жанров;
ü использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
ü высказывать и пояснять свою точку зрения;
ü применять правила сотрудничества;
ü выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
ü делать устную презентацию книги (произведения);
ü пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
ü работать с детской периодикой;
ü расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
• воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
• восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметныхрезультатов обучения:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
• овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; I
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
• умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
• умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
• умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
• индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
• индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
• индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
• индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
• умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
• ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
• интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
• замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
• ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
• выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
• выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
• выполнение заданий по ориентировке в книгах;
• наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
• наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
• наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
• анализ читательского дневника;
• анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
• анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Критерии сформированностинавыка чтения четвероклассников:
• умение читать текст бегло, выразительно;
• осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
• умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
• безошибочность чтения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
График проведения проверочных и контрольных работ
Период обучения |
Количество часов |
Тест |
Проверка техники чтения |
Проекты |
1 четверть |
27 часов |
2 |
1 |
1 |
2 четверть |
21 час |
1 |
1 |
- |
3 четверть |
30 часов |
3 |
1 |
1 |
4 четверть |
24 часа |
3 |
1 |
1 |
Итого: |
102 часа |
9 |
4 |
3 |
*м/п - методическое пособие для учителя
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Дата |
Тема урока Страницы учебника |
Тип урока
|
Основные виды учебной деятельности |
1 четверть (27 уроков) Летописи, былины, сказания, бытия (11 часов) |
||||
1 |
|
Знакомство с учебником Внеклассное чтение. Интересные книги, прочитанные летом.Введение. |
Комбинированный урок.
|
Прогнозироватьсодержание раздела. Ориентироватьсяв учебнике по литературному чтению.Знать и применятьсистему условных обозначений при выполнении заданий.Находитьнужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в I—3 классах.Предполагатьна основе названия содержание главы. Пользоватьсясловарём в конце учебника. Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.Слушать друг друга, задавать вопросы. |
2 |
|
Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». С. 3-11.
|
Комбинированный урок |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи.Находить в тексте летописиЧитать отрывки из древнерусской летописи.Сравнивать текс летописи с художественным текстомПланировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя.Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.данные о различных исторических фактах. |
3 |
|
Летопись – источник исторического факта. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». |
Урок-сравнение |
Читать и сравнивать отрывки из древнерусской летописи и поэтического произведения А. Пушкина. Читать отрывки из древнерусской летописи.Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
4 |
|
Внеклассное чтение. Былины. Богатырские сказки.
|
Урок изучения нового материала. |
Читать отрывки из древнерусской былины.Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
5 |
|
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца». С. 12-20 |
Комбинированный урок.
|
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, используя обобщающие вопросы учебника. |
6 |
|
Герои былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».
|
Комбинированный урок.
|
Пересказывать былину от лица её героя.Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.Сравнивать былины и волшебные сказки. Видеть, анализировать и передавать содержание картины художника. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
7 |
|
«Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – святой земли Русской С. 22-31 |
Урок изучения нового материала |
Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человекаОписывать характер человека; выражать своё отношение.Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин |
8 |
|
Наши проекты «Создание календаря или газеты исторических событий». С. 32 |
Урок-проект.
|
Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. |
9 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».С. 33-34 Тест № 1 в м/п с. 58-60 |
Урок обобщения, систематизации и оценки знаний. |
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
|
10 |
|
Внеклассное чтение. Литературные сказки.
|
Комбинированный урок.
|
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. |
11 |
|
Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». С. 35-61 |
Урок изучения нового материала |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. |
12 |
|
П.П. Ершов «Конёк- Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев сказки. С. 35-61 |
Комбинированный урок
|
Выразительночитать,использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке.Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам |
13 |
|
Внеклассное чтение Стихи об осени. |
Комбинированный урок.
|
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
14 |
|
А.С.Пушкин«Няне».«Туча», «Унылая пора!..». С. 62-69 |
Урок-исследование |
Наблюдать за выразительностью литературного языка.Читать выразительно, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
15 |
|
А.С.
Пушкин С. 70-91 |
Урок изучения нового материала. |
Характеризовать героев произведения.Восприниматьи понимать их эмоционально-нравственные переживания.Наблюдать за выразительностью литературного языкаЧитать выразительно, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. |
16 |
|
А.С.
Пушкин. |
Урок формирования умений и навыков.
|
Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план.Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.Участвовать в диалоге приобсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
17 |
|
Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина. |
Комбинированный урок. |
Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); составлять краткий отзыв о прочитанной книге.Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
18 |
|
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». С. 92-96 |
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать за выразительностью литературного языка.Читать выразительно, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя.Участвовать в диалоге приобсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
19 |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. С. 97-111 |
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать за выразительностью литературного языка.Читать по ролям. Понимать основноесодержание произведенияИзлагать устно текст по плану. Участвоватьв диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
20 |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. С. 97-111 |
Комбинированный урок.
|
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
21 |
|
Внеклассное чтение. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. |
Урок изучения нового материала. |
Рассказывать о Л.Н. Толстом Наблюдать за выразительностью литературного языка.Называть произведения классической литературы.Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст |
22 |
|
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. «Детство». С.112- 119 Диагностика скорости чтения. |
Урок формирования умений и навыков. |
Определять тему, главную мысль.Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языкаВыражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
23 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». С. 120-134 |
Урок изучения нового материала. |
Рассказывать о А.П. Чехове Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.Понимать основноесодержание услышанного. Характеризовать героев произведения.Наблюдать за выразительностью литературного языка |
24 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.С. 120-134 Тест №2 в м/п С. 125-130 |
Комбинированный урок.
|
Определять тему, главную мысль.Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языкаВыражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Понимать основноесодержание услышанного. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 четверть (21 уроков) |
||||
25 |
|
Внеклассное чтение Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».РК С. 135-136 |
Урок обобщения, систематизации и оценки знаний. |
Сравнивать произведения разных жанров.Характеризовать героев разных жанров.Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
26 |
|
Внеклассное чтение. Творчество А. П. Чехова
|
Комбинированный урок.
|
Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); составлять краткий отзыв о прочитанной книге.Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
27 |
|
Знакомство с названием раздела. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…». РК С. 137-140 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. |
28
|
|
Внеклассное чтение. Стихи о сезонных изменениях в природе. |
Урок изучения нового материала.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.Находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом текстеВысказывать своё мнение о стихотворных произведениях. |
29
|
|
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». РК С. 141-144 |
Комбинированный урок.
|
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. |
30 |
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. С. 145 |
Комбинированный урок. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения |
31
|
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». С. 146 |
Урок развития умений и навыков. |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. |
32 |
|
Внеклассное чтение. Рассказы о ребятах- сверстниках. |
Комбинированный урок.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
33 |
|
Н.А. Некрасов «В зимниесумерки нянины сказки...». Н.А. Некрасов «Школьник». РК С. 147-149 |
Урок развития умений и навыков. |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
34 |
|
И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. РК С. 150-151 |
Комбинированный урок.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение |
35
|
|
Внеклассное чтение. «Родные поэты».РК |
Комбинированный урок. |
Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
36
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». С. 152-154 Тест № 3 в м/пс. 162-166 |
Урок обобщения, систематизации знаний. |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания.
|
Литературные сказки (10 часов) |
||||
37 |
|
Внеклассное чтение. Знакомство с литературными авторскими сказками. |
Урок изучения нового материала. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. |
38 |
|
Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана. С. 155-168 |
Комбинированный урок. |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова. |
39 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. С. 169-179 |
Урок изучения нового материала. |
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
40 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои произведения. С. 169-179 |
Комбинированный урок. |
Читать сказку вслух и про себя ,использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова. |
41 |
|
Внеклассное чтение. Книги о событиях и людях ВОВ
|
Урок изучения нового материала. |
Воспринимать на слух тексты рассказы и тексты, высказывать своё мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
42
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои и анализ произведения. С. 180-192 |
Комбинированный урок. |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
43 |
|
С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Герои произведения. С. 193-214 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
44 |
|
С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ. |
Комбинированный урок.
|
Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки.Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
45 |
|
Внеклассное чтение «Сказки любимых писателей». Диагностика скорости чтения. |
Комбинированный урок.
|
Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
46 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». С. 215
|
Урок обобщения, систематизации и оценки знаний. |
Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения |
47 |
|
Внеклассное чтение. Книги о путешествиях.
|
Урок изучения нового материала. |
Характеризовать главных героев в сказке.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. |
48 |
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. С. 3-16 |
Комбинированный урок.
|
Объяснять поучительный смысл сказки.Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.Читать сказку по ролям.Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. |
3 четверть (30 уроков) Делу время – потехе час (8 часов) |
||||
49 |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки». С. 17-23 |
Урок изучения нового материала. |
Определять жанр, идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе |
50 |
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». С. 24-28 |
Комбинированный урок.
|
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.Читать сказку по ролям.Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. |
51 |
|
Внеклассное чтение Творчество Драгунского. |
Комбинированный урок.
|
Познакомиться с биографией писателя. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
52 |
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. С. 29-34 |
Урок изучения нового материала. |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.Проверять себя и оценивать свои достижения.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. |
53 |
|
Внеклассное чтение «Книги о друзьях и школе». |
Комбинированный урок. |
Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
54 |
|
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. С. 35-36 Тест № 4 в м/п с. 234-236 |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
Страна детства (5 часов) |
||||
55 |
|
Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». С. 37-46 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. |
56 |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Анализ произведения и характеристика героев. С. 47-58 |
Урок изучения нового материала.
|
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний. |
57 |
|
Внеклассное чтение. Произведения М.М. Зощенко. |
Урок развития умений и навыков. |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. |
58 |
|
М.М. Зощенко «Елка». С. 59-64 |
Комбинированный урок.
|
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвоватьв диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.Составлять план, пересказывать произведение. |
59 |
|
Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их значение. Обобщение по разделу «Страна детства». С. 65-66 Тест № 5 в м/п с. 254-256 |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
||||
60 |
|
Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С. 67-70 |
Урок изучения нового материала. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
61 |
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». С. 71
|
Урок изучения нов.мат-ла |
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. |
62 |
|
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». С. 72-73 |
Урок изучения нового материала. |
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
63
|
|
Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».РКС. 74 Тест № 6 в м/п с. 270-272 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Природа и мы (11 часов) |
||||
64
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы и загадки про зверей и птиц. |
|
Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. |
65 |
|
Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш».РК С. 75-84 |
Урок изучения новмат-ла. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
66 |
|
Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. С. 75-84 |
Урок развития умений и навыков. |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.Пересказывать текст выборочно. |
67 |
|
Внеклассное чтение. О братьях наших меньших… |
Урок изучения нового материала. |
Определять тему и главную мысль произведения,работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
68 |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. С. 85-91 |
Урок развития умений и навыков. |
Умение последовательно воспроизводитьсодержание рассказа.Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.Проверять себя и оценивать свои достижения. |
69 |
|
М.М. Пришвин «Выскочка». С. 92-95 |
Урок изучения нового материала. |
Понимать нравственный смысл рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
70 |
|
Внеклассное чтение Природа и мы. |
Комбинированный урок.
|
Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
71 |
|
Е.И. Чарушин «Кабан». С. 96-99 |
Урок изучения нового материала. |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
72 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. С. 100-110 |
Урок изучения нового материала. |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
73 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. С. 100-110 |
Урок развития умений и навыков. |
Анализировать заголовок произведения.Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведение на основе плана. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
74
|
|
Обобщение по разделу «Природа и мы». РКС. 111-112
|
Контрольно-обобщающий урок.
|
Выражать личноеотношение к прочитанному, аргументироватьсвою позицию с привлечением текста произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведения на основе плана.Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
75
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы о художниках-иллюстраторах. Наши проекты «Природа и мы». РК |
Урок-проект.
|
Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
||||
76
|
|
Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». РК С. 113-115 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.Наблюдать связь произведенийлитературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста. |
77
|
|
С.А. Клычков «Весна в лесу». РК С. 116-117 Диагностика скорости чтения. |
Урок изучения нового материала. |
Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
78
|
|
Внеклассное чтение. Природа и мы Д.Б. Кедрин «Бабье лето». РК С. 118 |
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать картины осени в произведении.Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. |
4 четверть (24 урока) |
||||
79 |
|
Н.М. Рубцов «Сентябрь». С. 119
|
Урок изучения нового материала |
Наблюдать картины осени в произведении.Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. |
80 |
|
С.А. Есенин «Лебедушка». С. 120-126
|
Урок изучения нового материала. |
Выражать личное отношение к прочитанному, аргументироватьсвою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. |
81
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». РК С. 126 Тест №7 в м/п с. 325-328 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их.
|
Родина (5 часов) |
||||
82 |
|
Внеклассное чтение. Рассказы о родине Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». С. 127-132 |
Урок изучения нового материала. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. |
83 |
|
С.Д. Дрожжин «Родине». С. 133-135 |
Урок изучения нового материала. |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
84 |
|
А.В. Жигулин «О, Родина! Внеярком блеске…». С. 136-139 Тест № 8 в м/п с. 349-352 |
Урок изучения нового материала. |
Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа. |
85
|
|
Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» С. 142 |
Комбинированный урок.
|
Заучивать стихи наизусть.Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
86 |
|
Наши проекты «Они защищали Родину» РК |
Комбинированный урок. |
Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. |
Страна Фантазия (5 часов) |
||||
87 |
|
Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» С. 143-149 |
Урок изучения нового материала. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра. |
88 |
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. С. 143-149 |
Комбинированный урок.
|
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
89 |
|
Внеклассное чтение. В мире фантастики. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. С. 150-157 |
Урок изучения нового материала.
|
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра. |
90 |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». С. 150-157 |
Урок формирования умений и навыков. |
Понимать особенности фантастических произведений.Соотносить название с содержанием произведения. Пересказывать произведение на основе плана. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
91 |
|
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». С. 158 Тест № 9 в м/п с. 366-368 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории.
|
Зарубежная литература (10 часов) |
||||
92 |
|
Внеклассное чтение. В стране литературных героев. Знакомство с названием раздела. Д. Свифт«Путешествие Гулливера». С. 159-166 |
Урок изучения нового материала. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.Определять тему и главную мысль произведения,работать с иллюстрациями.Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
93 |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. С. 159-166 |
Комбинированный урок.
|
Составлять план.Пересказывать произведение на основе плана.Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
94 |
|
Внеклассное чтение. Сказки Г Х Андерсена. |
Урок изучения нового материала. |
Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять тему и главную мысль произведения,работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
95 |
|
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. С. 167-193 |
Комбинированный урок.
|
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. |
96 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. С. 167-193 |
Комбинированный урок.
|
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведение на основе плана. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
97 |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. 194-200
|
Урок изучения нового материала.
|
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержаниеОпределять тему и главную мысль произведения,работать с иллюстрациями.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
98 |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. 194-200 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержаниеОпределять тему и главную мысль произведения,работать с иллюстрациями.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
99 |
|
Внеклассное чтение С. Лагерлеф «Святая ночь». С. 201-208 |
Урок изучения нового материала |
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержаниюСтавить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведение. |
100 |
|
С. Лагерлеф «В Назарете». С. 209-216 |
Урок изучения нового материала |
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведение.Оценивать свои достижения. |
101 |
|
Внеклассное чтение «По дорогам любимых книг». |
Урок-отчёт |
Работа с книгами. Объяснение своего выбора книг. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Представлять творческие работы. |
102
|
|
Внеклассное чтение. По дорогам любимых книг. Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
|
Обобщающий урок.
|
Самостоятельно оценивать свои достижения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказывать произведение. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанных произведениях. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;
– детские книги разных типов из круга детского чтения;
– портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
– электронное приложение к учебнику.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
учебно – методическая литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.