ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школа «Новое поколение»
Согласовано Утверждаю
Зам. Директора по УВР Директор ЧОУ Школа
____________Пепеляева Н.А. «Новое поколение»
______________Маркелова О.А.
«____» _______________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литературное чтение
2019-2020 учебный год
Учитель Садыкова Татьяна Васильевна
Класс 2
Всего часов в год 136 ч
Всего часов в неделю 4 ч
г. Омск, 2019
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ЧОУ Школа «Новое поколение», авторской программы Климановой Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. —М: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 136 часа в год ( 4 часа в неделю), что соответствует Учебному плану начального общего образования ЧОУ Школа «Новое поколение»
Общая характеристика предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой) .
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение"
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
· осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
· ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
· осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
· распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
· соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
· осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
· составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
· находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
· использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
· находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные
Регулятивные УУД
1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
3. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
2. Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
3. Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
4. Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
5. Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
6. Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
7. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
8. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
9. Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
10. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
11. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
12. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
13. Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
14. Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
15. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
16. Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
17. Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
18. Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
19. Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
20. Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
21. Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
22. Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
23. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
24. Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
25. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
26. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
27. Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
28. Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
29.Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях
Рабочая программа ориентирована на учебник:
1. Климанова Л.Ф. ,Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М,В. Литературное чтение.Учебник.2кл. М.:Просвещение,2018
2. Шубина Г.В.Литературное чтение:2класс:контрольные измерительные материал.ФГОС/Г.В.Шубина-М.: «Экзамен»,2019
3. Птухина А.В.Литературное чтение. Учимся писать сочинение:2класс:к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др.» Литературное чтение 2класс.В2ч.»ФГОС/ А.В.Птухина - М.: «Экзамен»,2018
4. Климанова Л.Ф. ,Горецкий В.Г. Литературное чтение.Рабочая тетрадь.2кл. М.:Просвещение,2018
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
|
2. |
Самое великое чудо на свете |
4 |
|
3. |
Устное народное творчество |
15 |
|
4. |
Люблю природу русскую. Осень . |
8 |
|
5. |
Русские писатели. |
14 |
|
6. |
О братьях наших меньших. |
12 |
|
7. |
Из детских журналов. |
9 |
|
8 |
Люблю природу русскую. Зима |
9 |
|
9. |
Писатели — детям. |
17 |
|
10. |
Я и мои друзья |
10 |
|
11. |
Люблю природу русскую. Весна. |
9 |
|
12. |
И в шутку и всерьёз . |
14 |
|
13. |
Литература зарубежных стран. |
14 |
Содержание учебного предмета литературное чтение 2класса
Вводный урок по курсу литературного чтения(1час)
Самое великое чудо на свете (4 час)
Р. Сеф «Читателю», проекты, первые книги.
Устное народное творчество (15 часов)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 часов)
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила...», Фет «Ласточки пропали...», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник...», Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.И. Пришвин «Осеннее утро».
Русские писатели (14 часов)
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 часов)
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила-была собака...», В. Берестов «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Б. Житков «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 часов)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 часов)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...»; С. Есенин «Поет зима - аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 часов)
Произведения о детях, о природе, написанные К.И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С.Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С.В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А.Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка - добрая душа»), Н.Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 часов)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9 часов)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок «На лугу»; С. Маршак «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин «Матери»; А. Плещеев «В бурю»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
И в шутку, и всерьез (14 часов)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни- Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 часов)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки: Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г.Х. Андерсен («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Основное термины и понятия.
|
Характеристика основных видов деятельности(предметный результат) |
Виды контроля |
Домашнее задание |
Дата по плану |
Дата по факту |
Вводный урок по курсу литературного чтения(1) |
|||||||
1. |
Вводный урок по курсу литературного чтения. |
Условные обозначения, содержание, раздел лексическая работа |
Научатся ориентироваться в учебнике, познакомятся с системой условных обозначений, работать с содержанием |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Обернуть учебники. |
3.09 |
|
Самое великое чудо на свете(4часа) |
|||||||
2. |
О книге |
Части учебника, правила обращения с учебником лексическая работа |
Научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, предполагать на основе названия содержание главы |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Подобрать загадки ,пословицы о книге. |
4.09 |
|
3. |
Библиотеки. Первые книги. |
Библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, домашняя библиотека лексическая работа. Правила обращения с книгами, история развития книги, береста, берестяные грамоты, летопись, свиток, пергамент |
Получат представление о библиотеках и их значение как культурных центров |
Подготовить проект. |
5.09 |
|
|
4. |
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». |
6.09 |
|
||||
5. |
Р.С. Сеф «Читателю». |
Выучить стихотворение наизусть. |
10.09 |
|
|||
Устное народное творчество(15 часов) |
|||||||
6. |
Русские народные песни. |
Устное народное творчество лексическая работа |
Узнают, почему некоторые литературные произведения относят к устному народному творчеству |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Сочинить колыбельную песенку. |
11.09 |
|
7. |
Потешки и прибаутки. |
Малые фольклорные жанры, рифма, образ лексическая работа. Потешки, прибаутки лексическая работа, приговорка |
Познакомятся с малым фольклорным жанром –пеней, научаться понимать образ деревьев в них |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Сочинить потешку. |
12.09 |
|
8. |
Скороговорки, приговорки, считалки, небылиц. |
Скороговорки, считалки, небылицы, лексическая работа |
Научатся находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения |
Сочинить небылицу. |
13.09 |
|
|
9. |
Загадки, пословицы и поговорки. |
Загадка, пословица, поговорка лексическая работа |
Научатся анализировать загадки, выделяя главные признаки, распределять пословицы по тематическим группам |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Ответить на вопросы на с.25. |
17.09 |
|
10. |
Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора |
Придумать и оформить кроссворд,где слова зашифрованы с помощью загадок. |
18.09 |
|
|||
11. |
Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» |
Народная сказка, главная мысль сказки, виды сказок: волшебные, бытовые, о животных лексическая работа |
Научатся выделять слова, которые помогут представить героя произведения устного народного творчества |
Выучить стихотворение наизусть. |
19.09 |
|
|
12. |
«Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка) |
Слова, несущие основное содержание и смысл произведения лексическая работа сказка о животных |
Научатся соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Подготовить пересказ сказки по картинкам.Озаглавить каждый эпизод. |
20.09 |
|
13. |
«У страха глаза велики» (русская народная сказка) |
Последовательность событий, план, опорные слова лексическая работа сказка о животных |
Совершенствование умения делить текст на части, умение характеризовать героев сказки |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки |
24.09 |
|
|
14. |
«Лиса и тетерев» (русская народная сказка) |
Лексическая работа, выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог сказка о животных |
Совершенствование умения соотносить сказочный текст и пословицу, определять последовательность событий, составлять план текста |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Перечитать сказку и подготовиться к чтению по ролям. |
25.09 |
|
15. |
«Лиса и журавль» |
Лексическая работа выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог, сказка о животных |
Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, используя слова из текста |
Перечитать сказку.Подготовить иллюстрацию к ней. |
26.09 |
|
|
16. |
«Каша из топора» (русская народная сказка) |
Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, используя слова из текста |
Совершенствование умения составлять план и рассказывать сказку по серии иллюстраций и плану |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Подготовиться к чтению по ролям. |
27.09 |
|
17. |
«Гуси-лебеди» (русская народная сказка) |
Лексическая работа, волшебная сказка, зачин, троекратный повтор, кукольный спектакль |
Научаться выделять главные признаки сказки, попробуют разыграть сказку, используя кукол |
Перечитать сказку.Подговиться к выборочному чтению. |
1.10 |
|
|
18. |
Русские народные сказки. Обобщение. Тест |
Лексическая работа |
Научатся используя основные признаки сказки выделять её из других жанров |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Написать краткое изложение своей любимой сказки |
2.10 |
|
19. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
|
Научатся писать сочинение-повествование |
|
3.10 |
|
|
Люблю природу русскую. Осень .(8часов). |
|||||||
20. |
Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени |
лексическая работа, лирические тексты, олицетворение, метафора, эпитет |
Научатся различать стихотворный и прозаический тексты, читать наизусть |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Выучить стихотворение наизусть. |
4.10 |
|
21. |
Стихотворения об осени К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета |
лексическая работа олицетворение, метафора, эпитет, рифма,звукопись |
Научатся понимать особую роль слов в поэтическом тексте |
Выучить понравившееся стихотворение. |
8.10 |
|
|
22. |
Осенние листья А.Толстой, С.Есенин. |
лексическая работа, интонация, настроение поэта, лирические выражения |
Научатся выразительно читать поэтические произведения разных поэтов на одну тему |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Подготовить выразительное чтение стихотворения. |
9.10 |
|
23. |
Осенние листья В.Брюсов, И.Токмакова. |
Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени. |
11.10 |
|
|||
24. |
В.Д. Берестов «Хитрые грибы» Грибы . |
Нарисовать и подписать три съедобных и несъедобных гриба. |
15.10 |
|
|||
25. |
М.М. Пришвин «Осеннее утро» |
лексическая работа, работа с ранее изученными терминами. |
Научатся, читая стихотворение, передавать с помощью интонации
настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Нарисовать сначала словесную картину,затем постараться изобразить ваши фантазии на листе бумаги. |
16.10 |
|
26. |
Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверочная работа №1. |
лексическая работа, работа с ранее изученными терминами |
Научаться преобразовывать словесные образы в зрительные. |
Проверочная работа |
Нарисовать иллюстрацию к полюбившемуся стихотворению. |
17.10 |
|
27. |
Р/р .Учимся писать сочинение-описание |
лексическая работа, работа с ранее изученными терминами |
Научаться писать сочинение-описание |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
|
18.10 |
|
Русские писатели.(14 часов.) |
|||||||
28. |
А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый...» |
лексическая работа, речевая разминка, сказочная поэма, сказочные чудеса |
Научатся прогнозировать содержание раздела, выделять и называть волшебные события, читать выразительно наизусть |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Выучить наизусть отрывок. |
22.10 |
|
29. |
Стихотворения А.С. Пушкина о зиме |
лексическая работа, лирические стихотворения, картины природы, средства художественной выразительности, эпитет, сравнение |
Научатся определять в тексте красочные яркие определения, определять действия, которые помогают представить неживые предметы |
Выучить понравившееся стихотворение. |
23.10 |
|
|
30. |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»1-5ч. |
лексическая работа, авторская (литературная) сказка средства художественной выразительности, эпитет, сравнение |
Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Перечитать отрывок |
24.10 |
|
31. |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»6-9ч. |
25.10 |
|
||||
32. |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»10-11ч. |
Перечитать сказку. |
29.10 |
|
|||
33. |
Обобщающий урок по теме: «Сказки А.С. Пушкина» |
Выучить понравившийся отрывок из сказки
|
30.10 |
|
|||
34. |
И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак» |
лексическая работа, структура басни, мораль басни, нравственный смысл басни, аллегория, крылатые слова |
Научатся отличать басню от стихотворения , сказки и рассказа , соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Подготовиться к выразительному чтению басни. |
31.10 |
|
35. |
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» |
Научатся читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни |
Выучить басню наизусть. |
1.11 |
|
||
36. |
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» |
Научатся читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни |
Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Составить рассказ о своей семье. |
12.11 |
|
37. |
Л.Н. Толстой «Филипок» |
лексическая работа, виды плана, автор, герой, выборочный пересказ |
Научатся составлять и анализировать различные виды плана |
Перечитать рассказ. |
13.11 |
|
|
38. |
Л.Н. Толстой «Филипок» |
Научатся различать автора и героя произведения, вести пересказ от лица автора или героя. |
Придумать поучительный рассказ,названием которого была бы пословица. |
14.11 |
|
||
39. |
Рассказы Л.Н. Толстого. «Правда всего дороже», «Котенок». Техника чтения |
лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица |
Научатся пересказывать текст от лица героя, а не автора, изменять последовательность пунктов плана для правильного пересказа текста |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Сделать иллюстрацию к тексту. |
15.11 |
|
40. |
Обобщение к разделу «Русские писатели». Контрольная работа № 1. |
лексическая работа, звукопись, рифма, выразительное чтение |
|
Тематический |
Задание в учебнике,с.124, №10,11 |
19.11 |
|
41. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
Научаться писать сочинение-повествование |
|
|
20.11 |
|
|
О братьях наших меньших.(12 часов) |
|||||||
42. |
Н. Сладков. Они и мы. Стихи .А.Шибаев,«Кто кем становится?» |
лексическая работа, чтение вслух, чтение про себя |
Научаться дополнять стихотворные строчки используя свои знания, попробуют сочинять стихи о своих любимцах |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Найти еще две пары других названий животных и их детенышей. |
21.11 |
|
43. |
Б.Заходер, «Плачет киска ...» И.Пивоварова, «Жила-была собака...» |
лексическая работа, признаки сказки в стихотворении, последовательность событий |
Научатся выразительно читать стихотворные тексты и передавать интонацией настроение и неожиданный поворот в содержании стихотворения |
Приготовить рассказ о своем домашнем питомце. |
22.11 |
|
|
44. |
В.Берестов. «Кошкин щенок». |
лексическая работа, выборочное чтение, вымысел и реальность в произведениях о животных |
Научатся рассказывать интересные ситуации из жизни животных, переносить слуховые образы в зрительные |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Найти и прочитать сказку С.Я.Маршака "Курочка Ряба и 10 утят" |
26.11 |
|
45. |
М. Пришвин. «Ребята и утята» |
лексическая работа, писатели-анималисты, природоведческие произведения лексическая работа, смысловые части текста, план рассказа |
лексическая работа, писатели-анималисты, природоведческие произведения, научатся соотносить пословицы и текст рассказа, составлять рассказ по собственным наблюдениям |
Подготовить подробный пересказ по плану. |
27.11 |
|
|
46. |
Е. Чарушин. «Страшный рассказ» |
лексическая работа, деление текста на смысловые части с использованием опорных слов |
Научатся делить большой текст на смысловые части и составлять план используя опорные слова из текста |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Подготовить подробный пересказ по плану. |
28.11 |
|
47. |
Б. Житков. «Храбрый утенок» |
Лексическая работа, деление текста на смысловые части |
Научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, делить текст на части. |
Подготовить пересказ по картинному плану. |
29.11 |
|
|
48. |
В. Бианки. «Музыкант» |
Лексическая работа, выборочное чтение, пересказ текста, работа с пословицами |
Лексическая работа, выборочное чтение, пересказ текста, работа с пословицами |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Выразительно читать рассказ. |
3.12 |
|
49. |
В. Бианки. «Сова» |
Лексическая работа, чтение диалога героев, пословицы и поговорки Лексическая работа, сказка и рассказ о животных, художественный рассказ и научно -познавательный текст. |
Научатся соотносить пословицы и текст рассказа, составлять план, пересказывать Научатся различать сказку от рассказа о животных, художественный рассказ от научно -познавательного текста. |
Выразительно читать сказку. |
4.12 |
|
|
50. |
Р/р .Рассказ по рисункам. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Приготовить рассказ по картинкам. |
5.12 |
|
||
51. |
Разноцветные страницы. |
|
6.12 |
|
|||
52. |
Обобщение к разделу «О братьях наших меньших». Контрольная работа №2. |
Тематический |
Домашнее задание на стр. 151. |
10.12 |
|
||
53. |
Р/р .Учимся писать сочинение-рассуждение |
Научаться писать сочинение-рассуждение |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
|
11.12 |
|
|
Из детских журналов.(9часов) |
|||||||
54. |
Знакомство с детскими журналами. Проект «Детские журналы». Д. Хармс «Игра». |
Лексическая работа - журнал, статья, информация Лексическая работа: ритм, повторы, диалог, словообразование, средства художественной выразительности |
Научатся отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить в нём интересные статьи |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Прочитать стихотворение на с. 165-169 учебника. Подготовиться к выразительному чтению. |
12.12 |
|
55. |
Д. Хармс «Вы знаете?..» |
Научатся придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, отличать журнал от книги |
Перечитать стихотворение «Вы знаете?..». • 2. Попробовать сочинить еще один отрывок в стиле Д. Хармса («А вы знаете что... Ну! Ну!.. Врешь!.. Ну... ну, еще туда-сюда. А... Это просто ерунда!») |
13.12 |
|
||
56. |
Д. Хармс «Весёлые чижи». |
Лексическая работа: сравнение, подражание, повторы. |
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания
|
Перечитать стихотворение и подготовиться к выразительному чтению в классе. |
17.12 |
|
57. |
Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». |
Лексическая работа: средства выразительного чтения-рифма, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы.
|
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале.
|
Перечитать стихотворение и подготовиться к выразительному чтению в классе. |
18.12 |
|
|
58. |
Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя». |
Выучить любые четыре строчки стихотворения. |
19.12 |
|
|||
59. |
А.И. Введенский «Лошадка». |
Подготовиться к выразительному чтению любого стихотворения поэтов- ОБЭРИУтов. |
20.12 |
|
|||
60. |
Д. Хармс «Весёлый старичок». |
Приготовить выразительное чтение. |
24.12 |
|
|||
61. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Из детских журналов» Тест. |
Лексическая работа: средства выразительного чтения- рифма, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы. Сопоставление пословицы с произведением. |
Научатся сопоставлять пословицы с произведениями., находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
«Найдите слово в слове»: в названии стихотворения Д. Хармса «Очень очень вкусный пирог» найдите спрятавшиеся слова. |
25.12 |
|
62. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
Научатся писать сочинение-повествование. |
|
26.12 |
|
||
Люблю природу русскую. Зима(9часов) |
|||||||
63. |
Нравится ли вам зима? Зимние загадки. |
Лексическая работа. Лирические тексты, олицетворение, метафора, эпитеты; понятия загадки и отгадки. |
Научатся видеть образ зимы в загадках, соотносить загадки и отгадки |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания |
Найти загадки о зиме. |
27.12 |
|
64. |
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло...» К.Д. Бальмонт «Светлопушистая...» |
Лексическая работа, олицетворение, метафора, эпитеты. |
Научатся наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения; сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. |
Выучить одно стихотворение наизусть. |
14.01 |
|
|
65. |
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах...» |
|
|
Выразительное чтение стихотворения приготовить |
15.01 |
|
|
66. |
С.А. Есенин «Береза», «Поёт зима, аукает...». |
Лексическая работа: олицетворение, метафора, эпитеты, анализ, сравнение, сопоставление |
Научатся наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Выучить наизусть стихотворение «Береза». |
16.01 |
|
67. |
Русская народная сказка «Два Мороза». |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Научатся понимать особенности были и сказки, использовать антонимы для характеристики их поступков |
Подготовить пересказ сказки. |
17.01 |
|
|
68. |
А.Л. Барто «Дело было в январе ...» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет ...» |
Лексическая работа, словесная картина, ритм и мелодика |
Научатся рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению С.Д.Дрожжина "Улицей гуляет..." |
21.01 |
|
69. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа |
Лексическая работа, работа с ранее изученными терминами |
Научатся применять полученные знания для решения задач, поставленных учителем, сравнивать и характеризировать героев произведения на основе их поступков |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. |
22.01 |
|
|
70. |
Р/р .Учимся писать сочинение-описание |
Научатся писать сочинение- описание |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
|
23.01 |
|
|
71. |
Проверка техники чтения. |
Лексическая работа, работа с ранее изученными терминами |
Научатся применять полученные знания для решения задач, поставленных учителем, сравнивать и характеризировать героев произведения на основе их поступков |
|
24.01 |
|
|
Писатели — детям.(17часов) |
|||||||
72. |
К.И. Чуковский. Биография. «Путаница». |
Лексическая работа с ранее изученными терминами: рифма, жанры малого фольклора |
Научатся , работать парами, определять особенности авторского текста, рассказывать о героях и выражать свое отношение |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Выучить отрывок из «Путаницы» |
28.01 |
|
73. |
К.И. Чуковский «Радость». |
Лексическая работа: определять особенности авторского текста, рифма, персонажи, герои |
Научатся работать в группе, определять особенности авторского текста, рассказывать о героях и выражать свое отношение |
Выучить отрывок из стихотворения «Радость.» |
29.01 |
|
|
74. |
К.И. Чуковский «Федорино горе». |
Перечитать сказку "Федорино горе" |
30.01 |
|
|||
75. |
К.И. Чуковский «Федорино горе». |
Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федорино горе». |
31.01 |
|
|||
76. |
К.И. Чуковский «Федорино горе». |
Выучить любой отрывок наизусть. |
4.02 |
|
|||
77. |
К.И. Чуковский «Федорино горе». |
Нарисовать иллюстрацию. |
5.02 |
|
|||
78. |
С.Я. Маршак, стихотворения для детей, загадки. «Кот и лодыри», «Дом, который построил Джек» |
Лексическая работа: главная мысль произведения, соотнесение пословиц с содержанием произведения, синонимы, антонимы |
Научатся воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавать настроение, объяснять лексическое значение слов |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Вспомнить или выучить одно из стихотворений С.Я. Маршака, подготовиться выразительно его читать. |
6.02 |
|
79. |
С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) |
Лексическая работа: художественный текст, темп , интонация |
Научатся прогнозировать содержание произведения, читать выразительно, передавать настроение, научатся работать в парах, рассказывать о героях и выражать свое отношение, оценивать свое чтение |
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. |
7.02 |
|
|
80. |
А.Л. Барто «Веревочка» |
Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, проиллюстрировать его. Перечитать стихотворение «Веревочка». |
11.02 |
|
|||
81. |
А.Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу» |
Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто. |
12.02 |
|
|||
82. |
А.Л. Барто. «Вовка - добрая душа» |
Лексическая работа: интонация, скороговорка, рифма, |
Научатся работать в парах, осуществлять взаимоконтроль, оценивать свое чтение и чтение соседа |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто. |
13.02 |
|
83. |
Н.Н. Носов «Затейники» |
Лексическая работа: олицетворение |
Научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно |
Написать сочинение "Как я пришивал лапу". |
14.02 |
|
|
84. |
Н.Н. Носов «Живая шляпа» |
Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря |
Научатся читать по цепочке, подробно излагать прочитанное, рассказывать о героях , расшифровывать текст, составлять план, пересказывать текст по плану |
Подготовиться к выразительному чтению. |
18.02 |
|
|
85. |
Н.Н. Носов «На горке» |
Научатся прогнозировать содержание текста, делить текст на части , находить главную мысль, подробно пересказывать почитанное |
Подготовиться к выразительному чтению и пересказу. |
19.02 |
|
||
86. |
Скороговорки. |
Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок две любых скороговорки со с. 66-67 |
20.02 |
|
|||
87. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Писатели - детям». Контрольная работа № 4. |
Лексическая работа: автор, произведение жанр, логическое и образное мышление, юмор, небылица , синонимы, антонимы |
Научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, узнавать произведения по отрывку |
Тематический |
|
21.02 |
|
88. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
Научатся писать сочинение-повествование. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
25.02 |
|
|
Я и мои друзья.(10часов) |
|||||||
89. |
Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской, В.В.Лунина |
Лексическая работа: стихи, рассказы, главная мысль, интонация, темп, скороговорка |
Научатся определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа, соотносить основную мысль рассказа с половицей |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Выучить одно из стихотворений о дружбе наизусть |
26.02 |
|
90. |
В.В. Лунин. «Я и Вовка» |
|
Подготовиться к выразительному чтению. |
27.02 |
|
||
91. |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
Лексическая работа: пословицы, главная мысль, план, пересказ |
Научатся читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, анализировать произведения, прогнозировать продолжение рассказа, делить текст на части, составлять план |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Анна, не грусти».
|
28.02 |
|
92. |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» (продолжение), Ю. Ермолаев «Два пирожных» |
Лексическая работа: главная мысль, план, пересказ, пословицы |
Научатся анализировать текст, читать про себя, исправлять свои ошибки и ошибки соседа, чтение по ролям. |
По выбору учащихся: написать сочинение о своем друге, подобрать 5 пословиц о дружбе, справедливости. |
3.03 |
|
|
93. |
В.А. Осеева «Волшебное слово» |
Лексическая работа: прогноз, главная мысль, план, пересказ, |
Научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Перечитать рассказ, подготовить вопросы по содержанию и подготовиться к выразительному чтению. |
4.03 |
|
94. |
В.А. Осеева. «Хорошее» |
Лексическая работа: темп, главная мысль, план, пересказ, нравственность, пословицы, диалог |
Научатся работать парами, прогнозировать содержание произведения, читать про себя, увеличивать темп чтения, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа |
Придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу. |
5.03 |
|
|
95. |
В.А. Осеева. «Почему?» |
Лексическая работа: темп, главная мысль, план, пересказ, нравственность, пословицы, диалог |
Научатся отвечать на вопросы, прогнозировать содержание произведения, читать по ролям, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Прочитать рассказ «Почему?» еще раз, отметить в тексте отрывки или слова, которые показывают переживания мальчика |
6.03 |
|
96. |
Е.А. Благинина «Простокваша». |
Подготовиться к выразительному чтению. |
10.03 |
|
|||
97. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2. |
Лексическая работа: темп, главная мысль, план, пересказ, нравственность, пословицы, диалог |
Научатся хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их содержание и авторов, работать парами и в группах |
Тематический |
Написать сочинение о себе и своих друзьях. |
11.03 |
|
98. |
Р/р .Учимся писать сочинение-рассуждение. |
Научатся писать сочинение-рассуждение. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
12.03 |
|
|
Люблю природу русскую. Весна.(9часов) |
|||||||
99. |
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится ...», «Весенние воды» |
Лексическая работа, олицетворение, метафора, эпитеты, анализ, сравнение, сопоставление
|
Научатся читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины весенней природы с опорой на текст стихотворения. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Еще раз перечитать стихотворения. 2. Нарисовать иллюстрацию к любому из них. Выучить одно стихотворение наизусть. |
13.03 |
|
100. |
А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». |
|
|
Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений, сделать подпись словами из текста. |
17.03 |
|
|
101. |
А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот...» |
Лексическая работа, олицетворение, словесная картина, ритм и мелодика |
Научатся рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст, стихотворения, наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Подготовить ответит вопросы на с. 124. |
18.03 |
|
102. |
И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. |
Подобрать стихи о маме или бабушке, выучить наизусть. |
19.03 |
|
|||
103. |
А.Н. Плещеев «В бурю». |
Научатся выразительному и осознанному чтению, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства |
Нарисовать портреты своих мам, пап, бабушек, дедушек. |
20.03 |
|
||
104. |
Е.А. Благинина. «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» |
Лексическая работа, средства выразительного чтения, рифма, темп, пауза, сравнение, подражание, работа
|
Научатся работать с текстом, анализировать, представлять героев, ставить вопросы к стихотворению |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию выучить любое из них. |
1.04 |
|
105. |
И.М. Пивоварова «Здравствуй». |
Лексическая средства выразительного чтения, рифма, темп, пауза, сравнение, , |
Научатся работать с текстом, анализировать, представлять героев, ставить вопросы к стихотворению |
|
Подготовить выразительное чтение стихотворения |
2.04 |
|
106. |
С. Васильев «Белая береза». |
Лексическая средства выразительного чтения, рифма, темп, пауза, сравнение, работа |
Научатся работать с текстом, анализировать, представлять героев, ставить вопросы к стихотворению |
Тематический |
Выучить наизусть . |
3.04 |
|
107. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Люблю природу русскую! |
Нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению о весне. Сделать подпись словами из текста. |
7.04 |
|
|||
108. |
Р/р .Учимся писать сочинение-описание |
Научатся писать сочинение-описание |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
8.04 |
|
|
И в шутку и всерьёз .(14 часов) |
|||||||
109. |
«Мозговая атака». Развитие речи. |
Лексическая работа: сравнение, подражание, повторы. |
Научатся понимать особенности юмористического произведения |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
9.04 |
|
110. |
Б. Заходер. «Что красивей всего?», «Товарищам детям» |
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале. |
Нарисовать то, что красивее всего. Подготовиться к выразительному чтению по ролям стихотворения «Что красивей всего?» |
10.04 |
|
||
111. |
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха |
Лексическая работа: средства выразительного чтения - рифма, темп, пауза. |
Научатся подбирать рифмы, навыкам выразительного чтения, совершенствовать чёткую дикцию. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Выучить любое стихотворение Б. Заходера наизусть. |
14.04 |
|
112. |
Э.Н. Успенский. «Чебурашка» |
Лексическая работа, средства выразительного чтения, темп, рифма,пауза, сравнение, подражание, повторы. |
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале. Научатся сопоставлять пословицы с произведениями., находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги. |
Перечитать сказку. |
15.04 |
|
|
113. |
Э.Н. Успенский. «Чебурашка» |
Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка». |
16.04 |
|
|||
114. |
Стихи Э.Н. Успенского |
Выучить наизусть понравившееся стихотворение. |
17.04 |
|
|||
115. |
Стихи В.Д. Берестова |
Лексическая работа: сравнение, подражание, повторы. |
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Выполнить задание на с. 150, красиво его оформить. |
21.04 |
|
116. |
Стихотворения И.П. Токмаковой |
Лексическая работа: средства выразительного чтения - рифма, темп, пауза. |
Научатся подбирать рифмы, навыкам выразительного чтения, совершенствовать чёткую дикцию. |
Выучить наизусть понравившееся стихотворение И. Токмаковой. |
22.04 |
|
|
117. |
Г.Б. Остер. «Будем знакомы» |
Лексическая работа: средства выразительного чтения, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы.
|
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале.
|
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Найти книгу Г. Остера «Вредные советы», выписать один совет в тетрадь по чтению и подготовиться читать выразительно в классе |
23.04 |
|
118. |
Г.Б. Остер. «Будем знакомы» |
Подготовить таблички с фамилиями всех авторов раздела «И в шутку, и всерьез». |
24.04 |
|
|||
119. |
В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным» |
Лексическая работа, средства выразительного чтения, темп, пауза, сравнение, подражание, повторы. Сопоставление пословицы с произведением. |
Научатся планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию, подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале. Научатся сопоставлять пословицы с произведениями., находить нужную информацию в разных журналах, отличать журнал от книги. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Перечитать рассказ. |
28.04 |
|
120. |
В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным» |
Подготовиться к выразительному чтению. |
29.04 |
|
|||
121. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4. |
Тематический |
Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению. |
30.04 |
|
||
122. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование |
Научатся писать сочинение-повествование |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
5.05 |
|
|
Литература зарубежных стран.(14 часов) |
|||||||
123. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
|
Научатся писать сочинение-повествование |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
6.05 |
|
124. |
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». |
Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря |
Познакомить учащихся с зарубежным фольклором. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Выучить песенку, которая понравилась. Нарисовать к ней иллюстрацию. |
7.05 |
|
125. |
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». |
Выучить песенку, которая понравилась. Нарисовать к ней иллюстрацию. |
8.05 |
|
|||
126. |
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». |
Выучить песенку, которая понравилась. Нарисовать к ней иллюстрацию. |
13.05 |
|
|||
127. |
Шарль Перро. «Кот в сапогах» |
Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря |
Научатся читать по цепочке, подробно излагать прочитанное, рассказывать о героях , расшифровывать текст, составлять план, пересказывать текст по плану |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Проиллюстрировать понравившийся момент сказки. |
14.05 |
|
128. |
Шарль Перро. «Кот в сапогах» |
Подготовить выразительное чтение. |
15.05 |
|
|||
129. |
Шарль Перро. «Красная Шапочка» |
Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря, пересказ. |
Научатся прогнозировать содержание текста, делить текст на части , находить главную мысль, подробно пересказывать почитанное
|
Подготовить выразительное чтение сказки. |
19.05 |
|
|
130. |
Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине» |
Лексическая работа: автор, произведение жанр, логическое и образное мышление, небылица , синонимы, антонимы. |
Научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, узнавать произведения по отрывку |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Подготовить выразительное чтение сказки. |
20.05 |
|
131. |
Э. Хогарт «Мафин и паук» |
Лексическая работа: прогноз, главная мысль, план, пересказ, |
Научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
Подготовиться к выразительному чтению. |
21.05 |
|
132. |
Э. Хогарт «Мафин и паук» |
Лексическая работа: темп, главная мысль, план, пересказ, нравственность, пословицы, диалог |
Научатся работать парами, прогнозировать содержание произведения, читать про себя, увеличивать темп чтения, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа |
подготовить подробный пересказ |
22.05 |
|
|
133. |
Проверка техники чтения. |
Лексическая работа, работа с ранее изученными терминами |
Научатся применять полученные знания для решения задач, поставленных учителем, сравнивать и характеризировать героев произведения на основе их поступков |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания.
|
|
26.05 |
|
134. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа |
Лексическая работа: темп, главная мысль, план, пересказ, нравственность, пословицы, диалог |
Научатся хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их содержание и авторов, работать парами и в группах |
Тематический |
|
27.05 |
|
135. |
Р/р .Учимся писать сочинение-повествование. |
|
Научатся писать сочинение-повествование. |
Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
|
28.05 |
|
136. |
Итоговая диагностическая работа |
|
Научатся применять полученные знания для решения поставленных задач |
Итоговый |
|
29.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.