Пояснительная записка.
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Последние годы в школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Она обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.
Дисграфия (частичное специфическое нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушений процесса письма, так как от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. В основе дисграфии лежит несформированность какой-либо из сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической). В зависимости от характера нарушений речи, нарушения письма проявляются в разных формах. Фонетико-фонетическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонетического недоразвития речи является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне важна и может быть выражена в речи ребенка различным образом (заменой букв более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте).
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. В основном дети с фонетико-фонетическим недоразвитием речи пишут так, как слышат.
У учащихся нарушена слуховая дифференциация фонем (глухих-звонких звуков, твердых-мягких, шипящихсвистящих) и фонематический анализ и синтез.
На письме наблюдаются замены букв: п-б, т-д, ш-ж и так далее. Данная категория детей нуждается в коррекционной помощи специалиста. Данная программа составлена с учетом Программы по русскому языку для начальных классов.
Цель: Целью является коррекция фонетико-фонематической нарушений речи. Развитие и совершенствование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стоны речи у учащихся 2 классов с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.
Планируемые результаты курса:
1. Развитие фонематического восприятия и представлений.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
4. Формирование звукобуквенных связей.
5. Развитие мнезиса и сукцессивных функций. (Это функции, участвующие в воспроизведении последовательности движений, звуковых и графических ритмов, изображений, временной последовательности вербальных стимулов: слов, цифр; в автоматизации речевых рядов: времена года, дни недели и т.д.) 6. Закрепление пространственно-временных представлений.
7. Развитие умения сочетать речь с различными каналами коммуникаций (обонятельных, тактильных, зрительных, слуховых, вокализационных, позо- и жестомимических. Развитие данного умения направлено на развитие полноценной речевой актуализации). Адресат.
Содержание курса:
1.Предложение. Понятия предложения.
2.Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Составление графических схем.
3.Текст. Понятие о тексте. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста. Выделение предложения из текста.
Составление графических схем.
4. Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
5. Понятие слога. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов 6.Звуки речи и неречевые звуки. Звуки и буквы.
7.Дифференциация понятий «звук», «буква».
8.Гласные звуки. артикуляция гласных, выделение гласного на фоне слова (нач., сер., конец).
9.Гласные буквы I и II ряда
10. Согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только твердые согласные: рама).
11.Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива)
12.Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, сама)
13.Звуки [п] – [п’] и буква П. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
14.Звуки [б] – [б’] и буква Б. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
Дифференциация звуков [п] – [б] [п’] – [б’]
15.Звуки [ф] – [ф’] и буква Ф. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение на письме.
16.Звуки [в] – [в’] и буква В. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 17. Дифференциация звуков [в] – [ф]
18 Дифференциация звуков [в’] – [ф’]
19.Звуки [т] – [т’] и буква Т. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме
20.Звуки [д] – [д’] и буква Д. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
21.Дифференциация звуков [т] – [д].
22.Дифференциация звуков [т’] – [д’].
23.Звуки [к] – [к’] и буква К. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
24.Звуки [г] – [г’] и буква Г. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
25.Дифференциация звуков [к] – [г].
26.Дифференциация звуков [к’] – [г’].
27.Звуки [с] – [с’] и буква С. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
28.Звуки [з] – [з’] и буква З. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
29.Дифференциация звуков [с] – [з].
30.Дифференциация звуков [с’] – [з’].
31.Дифференциация звуков [ш] – [ж].Правописание «жи-ши».
32.Дифференциация звуков [с] – [ш].
33.Дифференциация звуков [з] – [ж].
34.Правописание парных согласных. Звуки [л] – [л’] и буква Л. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме.
35.Звуки [р] – [р’] и буква Р. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 36.Дифференциация звуков [л] – [р], буквы Л, Р
37.Дифференциация звуков [л’] – [р’], буквы Л, Р
38.Дифференциация звуков [ц] – [с], буквы Ц, С.
39.Дифференциация звуков [ц] – [т’], буквы Ц, Т.
40.Дифференциация звуков [щ’] – [с’], буквы Щ, C.
41.Дифференциация звуков [ч’] – [щ’], буквы Ч, Щ. Правописание «ча-ща».
42.Дифференциация звуков [ч’] – [т’], буквы Ч, Т. Правописание «чк-чн».
43.Дифференциация звуков [ч’] – [ц], буквы Ч, Ц.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Инд. зан. №14. |
Инд. зан. №15 |
Инд. зан. №16 |
Инд. зан. №17 |
Инд. зан. №18,19 |
|||||
Дата по план у |
Дата по факт у |
Дата по план у |
Дата по факт у |
Дата по план у |
Дата по факт у |
Дата по план у |
Дата по факт у |
Дата по план у |
Дата по факт у |
|||
|
|
|
1 четверть 16 часов |
|
|
|||||||
1 |
Предложение. Понятия предложения |
1 |
17.09 |
|
19.09 |
|
16.09 |
|
17.09 |
|
17.09 |
|
2 |
Предложение. Понятия предложения |
1 |
19.09 |
|
20.09 |
|
18.09 |
|
18.09 |
|
20.09 |
|
3 |
Предложение. Понятия предложения |
1 |
24.09 |
|
26.09 |
|
23.09 |
|
24.09 |
|
24.09 |
|
4 |
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Составление графических схем |
1 |
26.09 |
|
27.09 |
|
25.09 |
|
25.09 |
|
27.09 |
|
5 |
Текст. Понятие о тексте. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста. Выделение предложения из текста. Составление графических схем. |
1 |
01.10 |
|
03.10 |
|
30.09 |
|
01.10 |
|
01.10 |
|
6 |
Текст. Понятие о тексте. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста. Выделение предложения из текста. Составление графических схем. |
1 |
03.10 |
|
04.10 |
|
02.10 |
|
02.10 |
|
04.10 |
|
7 |
Текст. Понятие о тексте. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста. Выделение предложения из текста. Составление графических схем. |
1 |
08.10 |
|
10.10 |
|
07.10 |
|
08.10 |
|
08.10 |
|
8 |
Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
10.10 |
|
11.10 |
|
09.10 |
|
09.10 |
|
11.10 |
|
9 |
Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
15.10 |
|
17.10 |
|
14.10 |
|
15.10 |
|
15.10 |
|
10 |
Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
17.10 |
|
18.10 |
|
16.10 |
|
16.10 |
|
18.10 |
|
11 |
Слово. Ударение. |
1 |
22.10 |
|
24.10 |
|
21.10 |
|
22.10 |
|
22.10 |
|
|
Смыслоразличительная роль ударения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
24.10 |
|
25.10 |
|
23.10 |
|
23.10 |
|
25.10 |
|
2 четверть 16 часов |
||||||||||||
13 |
Понятие слога. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов |
1 |
05.11 |
|
07.11 |
|
04.11 |
|
05.11 |
|
05.11 |
|
14 |
Понятие слога. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов |
1 |
07.11 |
|
08.11 |
|
06.11 |
|
06.11 |
|
08.11 |
|
15 |
Звуки речи и неречевые звуки. Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук», «буква». |
1 |
12.11 |
|
14.11 |
|
11.11 |
|
12.11 |
|
12.11 |
|
16 |
Гласные звуки. артикуляция гласных, выделение гласного на фоне слова (нач., сер., конец). |
1 |
14.11 |
|
15.11 |
|
13.11 |
|
13.11 |
|
15.11 |
|
17 |
Гласные буквы I и II ряда |
1 |
19.11 |
|
21.11 |
|
18.11 |
|
19.11 |
|
19.11 |
|
18 |
Согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только твердые согласные: рама). |
1 |
21.11 |
|
22.11 |
|
20.11 |
|
20.11 |
|
22.11 |
|
19 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на |
1 |
26.11 |
|
28.11 |
|
25.11 |
|
26.11 |
|
26.11 |
|
|
уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива) |
1 |
28.11 |
|
29.11 |
|
27.11 |
|
27.11 |
|
29.11 |
|
21 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива) |
1 |
03.12 |
|
05.12 |
|
02.12 |
|
03.12 |
|
03.12 |
|
22 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива) |
1 |
05.12 |
|
06.12 |
|
04.12 |
|
04.12 |
|
06.12 |
|
23 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, |
1 |
10.12 |
|
12.12 |
|
09.12 |
|
10.12 |
|
10.12 |
|
|
сама) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, сама) |
1 |
12.12 |
|
13.12 |
|
11.12 |
|
11.12 |
|
13.12 |
|
25 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, сама) |
1 |
17.12 |
|
19.12 |
|
16.12 |
|
17.12 |
|
17.12 |
|
26 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, сама) |
1 |
19.12 |
|
20.12 |
|
18.12 |
|
18.12 |
|
20.12 |
|
27 |
Звуки [п] – [п’] и буква П. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
24.12 |
|
26.12 |
|
23.12 |
|
24.12 |
|
24.12 |
|
28 |
Звуки [б] – [б’] и буква Б. |
1 |
26.12 |
|
27.12 |
|
25.12 |
|
25.12 |
|
27.12 |
|
|
Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть 20 часов |
||||||||||||
29 |
Дифференциация звуков [п] – [б] 1 14 Дифференциация звуков [п’] – [б’] |
1 |
14.01 |
|
16.01 |
|
13.01 |
|
14.01 |
|
14.01 |
|
30 |
Звуки [ф] – [ф’] и буква Ф. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
16.01 |
|
17.01 |
|
15.01 |
|
15.01 |
|
17.01 |
|
31 |
Звуки [в] – [в’] и буква В. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
21.01 |
|
23.01 |
|
20.01 |
|
20.01 |
|
21.01 |
|
32 |
Дифференциация звуков [в] – [ф]. |
1 |
23.01 |
|
24.01 |
|
22.01 |
|
22.01 |
|
24.01 |
|
33 |
Дифференциация звуков [в’] – [ф’]. |
1 |
28.01 |
|
30.01 |
|
27.01 |
|
28.01 |
|
28.01 |
|
34 |
Звуки [т] – [т’] и буква Т. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков |
1 |
30.01 |
|
31.01 |
|
29.01 |
|
29.01 |
|
31.01 |
|
|
изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Звуки [д] – [д’] и буква Д. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
04.02 |
|
06.02 |
|
03.02 |
|
04.02 |
|
04.02 |
|
36 |
Дифференциация звуков [т] – [д]. |
1 |
06.02 |
|
07.02 |
|
05.02 |
|
05.02 |
|
07.02 |
|
37 |
Дифференциация звуков [т’] – [д’]. |
1 |
11.02 |
|
13.02 |
|
10.02 |
|
11.02 |
|
11.02 |
|
38 |
Звуки [к] – [к’] и буква К. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
13.02 |
|
14.02 |
|
12.02 |
|
12.02 |
|
14.02 |
|
39 |
Звуки [г] – [г’] и буква Г. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
18.02 |
|
20.02 |
|
17.02 |
|
18.02 |
|
18.02 |
|
40 |
Дифференциация звуков [к] – [г]. |
1 |
20.02 |
|
21.02 |
|
19.02 |
|
19.02 |
|
21.02 |
|
41 |
Дифференциация звуков [к’] – [г’]. |
1 |
25.02 |
|
27.02 |
|
24.02 |
|
25.03 |
|
25.02 |
|
42 |
Звуки [с] – [с’] и буква С. |
1 |
27.02 |
|
28.02 |
|
26.02 |
|
26.03 |
|
28.02 |
|
|
Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
Звуки [з] – [з’] и буква З. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
03.03 |
|
05.03 |
|
02.03 |
|
03.03 |
|
03.03 |
|
44 |
Дифференциация звуков [с] – [з]. |
1 |
05.03 |
|
06.03 |
|
04.03 |
|
04.03 |
|
06.03 |
|
45 |
Дифференциация звуков [с’] – [з’]. |
1 |
10.03 |
|
12.03 |
|
09.03 |
|
10.03 |
|
10.03 |
|
46 |
Дифференциация звуков [ш] – [ж].Правописание «жи-ши». |
1 |
12.03 |
|
13.03 |
|
11.03 |
|
11.03 |
|
13.03 |
|
47 |
Дифференциация звуков [с] – [ш]. |
1 |
17.03 |
|
19.03 |
|
16.03 |
|
17.03 |
|
17.03 |
|
48 |
Дифференциация звуков [з] – [ж]. |
1 |
19.03 |
|
20.03 |
|
18.03 |
|
18.03 |
|
20.03 |
|
4 четверть – 12 часов |
||||||||||||
49 |
Правописание парных согласных. Звуки [л] – [л’] и буква Л. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
31.03 |
|
02.04 |
|
30.03 |
|
31.03 |
|
31.03 |
|
50 |
Правописание парных согласных. Звуки [л] – [л’] и буква Л. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
02.04 |
|
03.04 |
|
01.04 |
|
01.04 |
|
03.04 |
|
51 |
Правописание парных согласных. Звуки [л] – [л’] и буква Л. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
07.04 |
|
09.04 |
|
06.04 |
|
07.04 |
|
07.04 |
|
52 |
Звуки [р] – [р’] и буква Р. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. |
1 |
09.04 |
|
10.04 |
|
08.04 |
|
08.04 |
|
10.04 |
|
53 |
Дифференциация звуков [л] – [р], буквы Л, Р |
1 |
14.04 |
|
16.04 |
|
13.04 |
|
14.04 |
|
14.04 |
|
54 |
Дифференциация звуков [л’] – [р’], буквы Л, Р |
1 |
16.04 |
|
17.04 |
|
15.04 |
|
15.04 |
|
17.04 |
|
55 |
Дифференциация звуков [ц] – [с], буквы Ц, С. |
1 |
21.04 |
|
23.04 |
|
20.04 |
|
21.04 |
|
21.04 |
|
56 |
Дифференциация звуков [ц] – [т’], буквы Ц, Т. |
1 |
23.04 |
|
24.04 |
|
22.04 |
|
22.04 |
|
24.04 |
|
57 |
Дифференциация звуков |
1 |
28.04 |
|
30.04 |
|
27.04 |
|
28.04 |
|
28.04 |
|
|
[щ’] – [с’], буквы Щ, C. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Дифференциация звуков [ч’] – [щ’], буквы Ч, Щ. Правописание «ча-ща». |
1 |
30.04 |
|
01.05 |
|
29.04 |
|
29.04 |
|
01.05 |
|
59 |
Дифференциация звуков [ч’] – [т’], буквы Ч, Т. Правописание «чк-чн». |
1 |
05.05 |
|
07.05 |
|
04.05 |
|
05.05 |
|
05.05 |
|
60 |
Дифференциация звуков [ч’] – [ц], буквы Ч, Ц. |
1 |
07.05 |
|
08.05 |
|
06.05 |
|
06.05 |
|
08.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.