Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 1 класса составлена на основе документов:
· Федерального государственного образовательного стандарта НОО;
· Основной общеобразовательной программы начального общего образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» п. Тутаул, Тындинского района;
· Авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
· Учебного плана филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района на 2021/2022 учебный год, утвержденного приказом № ___ от 2021г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
График контрольных работ 1 класс
№ п/п |
Наименование контрольной работы/диктанта |
Дата |
1. |
Контрольная работа № 1. |
|
2. |
Контрольная работа № 2. |
|
3. |
Контрольная работа № 3. |
|
4. |
Контрольная работа № 4. |
|
5. |
Итоговая комплексная проверочная работа по математике. |
|
6. |
Контрольная работа № 5. |
|
7. |
Контрольная работа № 6. |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Дата по плану |
Дата во факту |
Тема урока |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) |
|||
1 |
01.09 |
|
Счет предметов. |
2 |
02.09 |
|
Пространственные представления. |
3 |
06.09 |
|
Временные представления. |
4 |
07.09 |
|
Столько же. Больше. Меньше. |
5 |
08.09 |
|
На сколько больше (меньше)? |
6 |
09.09 |
|
На сколько больше (меньше)? |
7 |
13.09 |
|
Странички для любознательных |
8 |
14.09 |
|
Контрольная работа № 1. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов) |
|||
9 |
15.09 |
|
Работа над ошибками.Много. Один. Письмо цифры 1. |
10 |
16.09 |
|
Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
11 |
20.09 |
|
Число 3. Письмо цифры 3. |
12 |
21.09 |
|
Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». |
13 |
22.09 |
|
Число 4. Письмо цифры 4. |
14 |
23.09 |
|
Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. |
15 |
27.09 |
|
Число 5. Письмо цифры 5. |
16 |
28.09 |
|
Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
17 |
29.09 |
|
Странички для любознательных |
18 |
30.09 |
|
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. |
19 |
04.10 |
|
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
20 |
05.10 |
|
Закрепление. |
21 |
06.10 |
|
Знаки «больше», «меньше», «равно». |
22 |
07.10 |
|
Равенство. Неравенство. |
23 |
11.10 |
|
Многоугольник. |
24 |
12.10 |
|
Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
25 |
13.10 |
|
Закрепление. Письмо цифры 7. |
26 |
14.10 |
|
Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
27 |
18.10 |
|
Закрепление. Письмо цифры 9. |
28 |
19.10 |
|
Число 10. Запись числа 10. |
29 |
20.10 |
|
Числа от 1 до 10. Закрепление. |
30 |
21.10 |
|
Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
31 |
25.10 |
|
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. |
32 |
26.10 |
|
Число и цифра 0. Свойства 0. |
33 |
27.10 |
|
Число и цифра 0. Свойства 0. |
34 |
28.10 |
|
Странички для любознательных |
35 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа № 2. |
36 |
|
|
Резерв. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (56 часа) |
|||
37 |
|
|
+1, – 1. Знаки +, –, =. |
38 |
|
|
– 1 –1, +1+1. |
39 |
|
|
+2, –2. |
40 |
|
|
Слагаемые. Сумма. |
41 |
|
|
Задача. |
42 |
|
|
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
43 |
|
|
+2, –2. Составление таблиц. |
44 |
|
|
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
45 |
|
|
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
46 |
|
|
Странички для любознательных |
47 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
48 |
|
|
Повторение пройденного. |
49 |
|
|
Странички для любознательных |
50 |
|
|
+3, –3. Примеры вычислений. |
51 |
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач. |
52 |
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач. |
53 |
|
|
+ 3. Составление таблиц. |
54 |
|
|
Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
55 |
|
|
Решение задач. |
56 |
|
|
Закрепление. |
57 |
|
|
Странички для любознательных |
58 |
|
|
Странички для любознательных |
59 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
60 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
61 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
62 |
|
|
«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Контрольная работа № 3. |
63- |
|
|
Анализ работ. Решение примеров и задач. |
64 |
|
|
Закрепление пройденного |
65 |
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
66 |
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
67 |
|
|
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. |
68 |
|
|
+ 4. Приемы вычислений. |
69 |
|
|
Задачи на разностное сравнение чисел. |
70 |
|
|
Решение задач. |
71 |
|
|
+ 4. Составление таблиц. |
72 |
|
|
Закрепление. Решение задач. |
73 |
|
|
Перестановка слагаемых. |
74 |
|
|
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
75 |
|
|
Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
76 |
|
|
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
77 |
|
|
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
78 |
|
|
Повторение изученного. |
79 |
|
|
Странички для любознательных |
80 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
81 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
82 |
|
|
Связь между суммой и слагаемыми. |
83 |
|
|
Решение задач. |
84 |
|
|
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
85 |
|
|
Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7». |
86 |
|
|
Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9». |
87 |
|
|
Закрепление. Решение задач. |
88 |
|
|
Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». |
89 |
|
|
Килограмм. |
90 |
|
|
Литр. |
91 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
92 |
|
|
Контрольная работа № 4. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов) |
|||
93 |
|
|
Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
94 |
|
|
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
95 |
|
|
Запись и чтение чисел. |
96 |
|
|
Дециметр. |
97 |
|
|
Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. |
98 |
|
|
Повторение пройденного материала. |
99 |
|
|
Контроль и учет знаний. Анализ работ. |
100 |
|
|
Странички для любознательных. |
101 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
102 |
|
|
Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа) |
|||
103 |
|
|
Ознакомление с задачей в два действия. |
104 |
|
|
Решение задач в два действия. |
105 |
|
|
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
106 |
|
|
Сложение вида +2, +3. |
107 |
|
|
Сложение вида +4. |
108 |
|
|
Итоговая комплексная проверочная работа по математике. Решение примеров вида + 5. |
109 |
|
|
Работа над ошибками. Прием сложения вида + 6. |
110 |
|
|
Прием сложения вида + 7. |
111 |
|
|
Приемы сложения вида + 8, + 9. |
112 |
|
|
Таблица сложения. |
113 |
|
|
Странички для любознательных |
114 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
115 |
|
|
Общие приемы вычитания с переходом через десяток. |
116 |
|
|
Вычитание вида 11– |
117 |
|
|
Вычитание вида 12 – |
118 |
|
|
Вычитание вида 13 – |
119 |
|
|
Вычитание вида 14 – |
120 |
|
|
Вычитание вида 15 – |
121 |
|
|
Вычитание вида 16 – |
122 |
|
|
Вычитание вида 17 – , 18 – |
123 |
|
|
Странички для любознательных. |
124 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
125 |
|
|
Контрольная работа № 5. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
126 |
|
|
Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
Итоговое повторение (6 часов) |
|||
127 |
|
|
Контрольная работа № 6. |
128 |
|
|
Работа над ошибками. Итоговое повторение. |
129 |
|
|
Итоговое повторение. |
130 |
|
|
Повторение изученного. |
131 |
|
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». |
132 |
|
|
Итоговое повторение. |
Лист корректировки тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2021/2022 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.