МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гОСУДАРСТВЕННОЕ автономное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 «МАТЕМАТИКА»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности социально-экономического профиля
2020
Рассмотрена на заседании ЦК естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин
Протокол №____ «____»_______2020 г. _______________ Протокол №___ «____»_______2021 г. _______________ Протокол №___ «____»_______2022 г. _______________ Протокол №___ «_____»_____2023 г. __________________
|
Утверждаю Заместитель директора по УР __________________________
_______________ «_______»___________2020 г.
_______________ «_______»___________2021 г.
_______________ «_______»___________2022 г.
_______________ «_______»___________2023 г. ________________
|
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 июня 2017 №613. и на основании примерной программы общеобразовательного предмета «Математика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г.) |
Разработчики:
Егорова А.А. преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Паспорт программы учебного предмета |
4 |
2. |
Структура и содержание учебного предмета |
8 |
3. |
Условия реализации программы учебного предмета |
20 |
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета |
23 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета общеобразовательного цикла «Математика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 июня 2017 №613; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
«Математика» является профильной учебного предмета общеобразовательного цикла.
1.3.Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
В ходе освоения общеобразовательного цикла учебного предмета подготовки специалистов среднего звена, формируются
личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» отражают:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
9) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
10) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
11) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
12) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
13) владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета:
Объем образовательной нагрузки - 234 часа, в том числе:
- всего учебных занятий - 234 часа;
- теоретическое обучение – 166 часов
- практические занятии - 68 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной нагрузка (всего) |
234 |
Всего учебных занятий |
234 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
166 |
Лабораторных и практических занятий |
68 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебного предмета «Математика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||
Введение
|
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования. |
2 |
1 |
|||||||||||||||
Раздел 1. Развитие понятия о числе 12 |
||||||||||||||||||
Тема 1.1. Действительные и приближённые числа
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближённые вычисления. Приближённое значение величины и погрешности приближений. Тождественные преобразования алгебраических и числовых выражений. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №1 «Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной)»
|
2
|
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 1.2. Комплексные числа
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||||||
1. |
Расширение представлений о числе. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №2 «Действия над комплексными числами в алгебраической форме» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 2. Корни, степени и логарифмы 28 |
||||||||||||||||||
Тема 2.1. Степень и её свойства
|
Содержание учебного материала |
8 |
2
|
|||||||||||||||
1 |
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа их свойства. Степени с рациональными показателями, и их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №3 «Действия со степенями» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 2.2. Логарифмы и их свойства
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №4 «Преобразования логарифмических и показательных выражений» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 2.3. Тождественные преобразования
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №5 «Тождественные преобразования логарифмических и показательных выражений» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 3 Прямые и плоскости в пространстве 20 |
||||||||||||||||||
Тема 3.1. Начальные понятия стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №6 «Взаимосвязное расположение прямых и плоскостей в пространстве» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 3.2. Двугранные углы
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. «Доказательство теорем» |
|||||||||||||||||
Тема 3.3. Геометрические преобразования пространства |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур Решение прикладных задач |
|||||||||||||||||
Практические занятия №7 «Параллельное проектирование» \ |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 4. Координаты и векторы 16 |
||||||||||||||||||
Тема 4.1 Системы координат
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1
|
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. |
|||||||||||||||||
Тема 4.2 Векторы на плоскости и в пространстве
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. «Действия с векторами» Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач |
||||||||||||||||||
Практические занятия №8 «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Итоговая контрольные работы за 1 семестр |
2 |
3 |
||||||||||||||||
Раздел 5. Основы тригонометрии 16 |
||||||||||||||||||
Тема 5.1 Тождественные преобразования
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. |
|||||||||||||||||
Практические занятия № 9 «Тождественные преобразования тригонометрических выражений» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 5.2 Тригонометрические уравнения и неравенства
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус арктангенс числа. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №10 «Решение тригонометрических уравнений |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 6. Функции, их свойства и графики. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции 24 |
||||||||||||||||||
Тема 6.1. Числовая функция, её свойства
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|||||||||||||||
1
|
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, чётность, нечётность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №11 «Арифметические операции над функциями» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 6.2 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции, их свойства и графики
|
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
|||||||||||||||
1
|
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Определения функций, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Преобразования графиков. Параллельный перенос. Симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Построение графиков степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций |
|||||||||||||||||
Практические занятия №12 «Построение графиков степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 7 Уравнения и неравенства 22 |
||||||||||||||||||
Тема 7.1. Рациоанльные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и системы |
1 |
Равносильность уравнений, неравенств и систем. Рациональные и иррациональные уравнения и системы. |
4 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №13 «Рациональные и иррациональные уравнения и системы» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
2 |
Показательные и логарифмические уравнения и системы Основные приемы решения рациональных, иррациональных уравнений и систем Основные приемы решения показательных и логарифмических уравнений и систем |
6 |
2 |
|||||||||||||||
Практические занятия №14 «Решение уравнений» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 7.2. Рациональные, иррациональные, показательные неравенства |
1 |
Основные приемы решения рациональных, иррациональных, показательных неравенств. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результат, учет реальных ограничений. |
6 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №15 «Исследование уравнений и неравенств с параметрами» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 8 Начала математического анализа 30 |
||||||||||||||||||
Тема 8.1. Последовательности |
1 |
Последовательности, способы задания и свойство числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. |
2 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №16 «Вычисление пределов» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 8.2. Производная функции |
1 |
Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. |
2 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №17 «Уравнение касательной к графику функции» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
2 |
Производные суммы, разности, произведения, частного Производные основных элементарных функций |
2 |
2 |
|||||||||||||||
Практические занятия №18 «Вычисление производной функции» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 8.3. Исследование функции с помощью производной |
1 |
Применение производной к исследованию функций и построение графиков. Производные обратной функции и композиции функций Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах Построение графиков функций с помощью производной |
2 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №19 «Исследование функции с помощью производной» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 8.4. Вторая производная |
1 |
Геометрический и физический смысл второй производной. Применение ее к исследованию функций и построению графиков |
2 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №20 «Вторая производная» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 8.5. Интегральное исчисление |
1 |
Первообразная и интеграл |
2 |
2 |
||||||||||||||
Практические занятия №21 «Неопределенный интеграл и его вычисление» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
2 |
Формула Ньютона- Лейбница. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции Примеры применения интеграла в физике и геометрии |
4 |
2 |
|||||||||||||||
Практические занятия №22 «Вычисление площади криволинейной трапеции» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 9. Многогранники 16 |
||||||||||||||||||
Тема 9.1 Многогранники
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Вершины, рёбра, грани многогранника. Развёртка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. |
|||||||||||||||||
Тема 9.2. Призма и параллелепипед
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Решение задач по теме |
|||||||||||||||||
Практические занятия № 23 «Решение задач по теме» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 9.3. Пирамида |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|||||||||||||||
1
|
Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Тетраэдр. Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представления о правильных многогранниках ( тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Решение задач по теме |
|||||||||||||||||
Практическая работа № 24 «Правильные и полуправильные многогранники» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 10. Тела и поверхности вращения 10 |
||||||||||||||||||
Тема 10.1 Тела и поверхности вращения цилиндр и конус |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Цилиндр и конус. Усечённый конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развёртка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №25 «Решение задач по теме» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 10.2 Шар и сфера
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Шар и сфере, их сечения. Касательная плоскость к сфере Решение задач по теме. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №26 «Тела вращения» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 11. Измерения в геометрии 16 |
||||||||||||||||||
Тема 11.1. Объём и его измерение
|
Содержание учебного материала |
4
|
2 |
|||||||||||||||
1
|
Объём и его измерение. Интегральная формула объёма. Формулы объёма куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объёма пирамиды и конуса. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №27 «Решение задач по теме» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
2 |
Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса Формулы объема шара и площади сферы. |
4 |
2 |
|||||||||||||||
Практические занятия №28 «Вычисление объемов и площадей» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 11.2. Подобие тел
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Подобие тел. Отношение площадей поверхностей и объёмов подобных тел. |
|||||||||||||||||
Практические занятия №29 «Вычисление объёмов тел вращения» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 12. Элементы комбинаторики 8 |
||||||||||||||||||
Тема 12.1. Основные понятия комбинаторики |
Содержание учебного материала. |
6 |
2
|
|||||||||||||||
1 |
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчёт числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля Решение комбинаторных задач |
|||||||||||||||||
Практические занятия №30 «Основные комбинаторные конфигурации» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Раздел 13. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики 14 |
||||||||||||||||||
Тема13.1. Основные понятия теории вероятностей.
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|||||||||||||||
1 |
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон её распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел |
|||||||||||||||||
Практические занятия №31 «Элементы теории вероятности» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Тема 12.2 Основные понятия математической статистики.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||||||
.1 |
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. Решение практических задач с применением вероятностных методов |
|||||||||||||||||
Практические занятия №32 «Математическая статистика» |
2 |
2,3 |
||||||||||||||||
Итоговая контрольная работа |
2 |
|
||||||||||||||||
Итоговая аттестация в форме экзамена |
||||||||||||||||||
|
Всего: |
234 |
|
|||||||||||||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебного предмета имеется учебный кабинет математики.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- ящики для хранения таблиц;
- модели по темам геометрии;
- графики тригонометрических функций.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
-мультимедийный проектор;
- экран;
- аудивизуальные средства- схемы и таблицы к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного предмета
Перечень учебных изданий
Основные источники:
Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.
Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас-
сы. — М., 2016.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала
математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11
классы. — М., 2016.
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2016.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2016.
Башмаков М. И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2015.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015
Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10 класс. — М., 2016.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб. посо-
бие. — М., 2016.
Колягин Ю.М., Ткачева М. В, Федерова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала мате-
матического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный
уровни). 10 класc / под ред. А. Б. Жижченко. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы
www. fcior. edu. ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
3.3. Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании учебного предмета используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль в форме экзамена во 2 семестре.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» : - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; |
Входной контроль: контрольная работа Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях; - подготовка сообщений |
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - тестирование, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме.
Рубежный контроль - письменная самостоятельная работа. |
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - тестирование, - письменные самостоятельные работы, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме, - защита практических занятий.
Рубежный контроль - коллоквиум в устной форме;
|
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; - владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях, - тестирование, - письменные самостоятельные работы - контроль самостоятельной работы студентов в письменной и устной форме.
Рубежный контроль - защита практических занятий |
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; |
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях, Рубежный контроль - проведение контрольной работы№1. |
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях, - тестирование, - письменные самостоятельные работы, Рубежный контроль - письменная самостоятельная работа.
|
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, письменные самостоятельные работы, контроль самостоятельной работы студентов в письменной и устной форме.
Рубежный контроль - проведение письменной тестовой работы. |
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме.
Рубежный контроль - проведение письменной самостоятельной работы |
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
|
Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме.
Рубежный контроль - коллоквиум в устной форме |
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
|
Оперативный контроль: практических и семинарских занятиях, - защита лабораторных работ, - тестирование, Рубежный контроль - проведение контрольной работы №2.
Итоговый контроль - экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
Личностные результаты |
|||
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; |
- проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей
- демонстрация готовности к исполнению воинского долга |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов |
|
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности |
Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях |
|
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
- демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
|
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; |
- умение ценить прекрасное; |
Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству |
|
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; |
- готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи
|
Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья |
|
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
- демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
|
Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты |
|
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
- экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы
|
Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты |
|
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; |
- уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи |
Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» |
|
метапредметные результаты |
|||
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
|
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей |
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ |
|
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
- демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию |
Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио |
|
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач |
Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады
|
|
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
|
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
|
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
|
- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) |
Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. |
|
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.