Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро. Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами. с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
• развитие пространственного воображения;
• развитие математической речи;
• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
• формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
• развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний;
• формирование критичности мышления;
• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение. оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
• сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
• рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
• система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Рабочая программа основана на интеграции внутрипредметного образовательного модуля «Математический практикум» в учебный предмет «Математика». Внутрипредметный модуль «Математический практикум» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану на изучение модуля в 3 классе отводится 34 часа за год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Под внутрипредметным образовательным модулем в настоящем документе понимается раздел учебного предмета, дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов.
Цель: Внутрипредметного модуля «Математический практикум» для учащихся 3 класса направлен на развитие математических способностей
формированиее элементов технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
4) расширять
кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
5) расширять математические знания в области
многозначных чисел; содействовать умелому
использованию символики;
6) учить правильно применять математическую
терминологию;
Формы проведения занятий:
Основные методы и технологии:
Изучение внутрипредметного модуля организуется с использованием учебного пособия «Математика и Конструирование» С. И. Волковой
Домашние задания по ВМ не предполагается.
Оценивание внутрипредметного образовательного модуля «Математический практикум» осуществляется в рамках учебного предмета «Математика», в соответствии с нормами и критериями оценивания учебного предмета.
Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета, дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов.
Логика изложения и содержание авторской программы коллективавоглавесМ. И. Моро соответствуют новым требованиям ФГОС начального образования, но в связи с интеграцией внутрипредметного образовательного модуля «Математический практикум» в учебный предмет «Математика» в программу внесены изменения.
Коррекция программы состоит в изменении количества часов, отведенных на изучениетем обязательной части учебного плана, переноса части геометрического материала, практических работ, проектов и задач творческого и поискового характера в модуль «Математический практикум» с добавлением геометрического материала на построение и конструирование, заданий повышенного уровня.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
8 часов |
2 |
Табличное умножение и деление |
28 часов |
3 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление |
28 часов |
4 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление |
27 часов |
5 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
13 часов |
6 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
10 часов |
7 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
16 часов |
8 |
Итоговое повторение |
6 часов |
|
ИТОГО |
136 часов |
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов. расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а • b, с : d . Вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа; определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0; правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см. 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 к г = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
• выполнять проверку вычислений;
• вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
• решать задачи в 1-3 действия;
• находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
• читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
• выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
• классифицировать треугольники;
• умножать и делить разными способами;
• выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
• сравнивать выражения;
• решать уравнения;
• строить геометрические фигуры;
• выполнять внетабличное деление с остатком;
• использовать алгоритм деления с остатком;
• выполнять проверку деления с остатком;
• находить значения выражений с переменной;
• писать римские цифры, сравнивать их;
• записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
• сравнивать доли;
• строить окружности;
• составлять равенства и неравенства;
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров: |
Работа, состоящая из задач. |
Комбинированная работа |
Контрольный устный счет. |
«5» - без ошибок. |
«5» - без ошибок. |
«5» - без ошибок. |
«5» - без ошибок. |
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. |
«4» - 1-2 негрубых ошибки. |
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. |
«4» - 1-2 ошибки. |
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки |
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. |
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. |
«3» - 3-4 ошибки. |
«2»- 4 и более грубых ошибки. |
«2» - 2 и более грубых ошибки. |
«2» - 4 грубые ошибки. |
|
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
Процент выполнения задания |
Отметка |
91-100% |
отлично |
76-90%% |
хорошо |
51-75%% |
удовлетворительно |
менее 50% |
неудовлетворительно |
Количество контрольных и проверочных работ
Период обучения |
Количество часов |
Контрольные работы |
Математические диктанты |
Проекты |
Практические работы |
1 четверть |
32 часа |
4 |
1 |
- |
- |
2 четверть |
32 часа |
1 |
1 |
1 |
5 |
3 четверть |
40 часов |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 четверть |
32 часа |
3 |
1 |
- |
1 |
Итого: |
136 часов |
11 |
4 |
2 |
7 |
Пособие МиК - тетрадь «Математика и Конструирование» ( для учителя)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата |
Тема урока
|
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
1 четверть (32 урока) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 часов) |
||||
1 |
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. РК С. 3 – 4 |
Урок повторения и обобщения.
|
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. |
|
2 |
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. С. 5 |
Урок повторения и обобщения |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. |
|
3 |
Выражение с переменной. Решение уравнение с неизвестным слагаемым. С. 6 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. |
|
4 |
МП Обозначение геометрических фигур буквами. Отрезок, ломаная, треугольник. Пособие МиК, С. 7-8, 26-27 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, чертить отрезки заданной длины, делить их на части, чертить и находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. |
|
5 |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым. С. 7-8 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них). Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание разными способами. |
|
6 |
Решение уравнений. С. 9 – 10 |
Урок изучения нового материала. |
Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. |
|
7 |
Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» (входная) |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
8 |
МП Решение задач. Работа над ошибками. Задачи творческого и поискового характера. РК |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности. Совместно оценивать результат работы. |
|
9 |
Закрепление изученного. С. 14 - 16
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. |
|
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 часов) |
||||
10 |
Связь умножения и деления. С. 18 |
Урок введения в новую тему.
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. |
|
11 |
Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. С. 19 – 20 |
Урок повторения и обобщения.
|
Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. |
|
12 |
Таблица умножения и деления с числом 3. С. 21 |
Урок повторения и обобщения.
|
Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. |
|
13 |
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. РК С. 22 |
Урок изучения нового материала.
|
Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
14 |
МП Решение задач с величинами: масса и количество. С. 23 |
Урок изучения нового материала.
|
Анализировать текстовую задачу с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса, выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
15 |
Порядок выполнения действий. С. 24 – 25
|
Урок-исследование.
|
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. |
|
16 |
Порядок выполнения действий. Закрепление. С. 26 |
Урок развития умений и навыков.
|
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). |
|
17 |
Порядок выполнения действий. Закрепление. С. 27, 29 |
Урок обобщения и систематизации.
|
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
18 |
МП Решение задач различных видов. С. 28 – 30 |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
19 |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания.
|
|
20 |
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. С. 34 |
Урок изучения нового материала.
|
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. |
|
21 |
Закрепление пройденного. Таблица умножения. РК С. 35 |
Урок развития умений и навыков.
|
Общие виды деятельности: оценивать, делать выводы. |
|
22 |
МП Решение задач на увеличение числа в несколько раз. С. 36 |
Урок изучения нового материала.
|
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
23 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. С. 37 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
24 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. С. 38 |
Урок изучения нового материала.
|
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
25 |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. С. 39 |
Урок формирования умений и навыков. |
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
26 |
Таблица умножения и деления с числом 5. С. 40 |
Урок изучения нового материала.
|
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
27 |
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Табличное умножение и деление». |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
28 |
Задачи на кратное сравнение. С. 41 Математический диктант. |
Урок изучения нового материала.
|
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
29 |
МП Решение задач на кратное сравнение. С. 42 |
Урок формирования умений и навыков. |
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
30 |
Решение задач на кратное сравнение. С. 43 |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
31 |
Таблица умножения и деления с числом 6. С. 44
|
Урок изучения нового материала.
|
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
32 |
МП Решение задач на кратное и разностное сравнение. С. 45 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
2 четверть (32 урока) |
||||
33 |
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. РК С. 46 |
Урок развития умений и навыков.
|
Составлять план решения задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
|
34 |
МП Решение задач. С. 46 |
Комбинированный урок. |
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия. |
|
35 |
Анализ контрольной работы. С. 53 |
Комбинированный урок. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
36 |
Таблица умножения и деления с числом 7. С. 48 |
Урок-исследование.
|
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
37 |
МП Многоугольники. Измерение и сравнение отрезков. Отложение отрезка, равного заданному. РК Пособие МиК, С. 9-11, 30-31 |
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Оценивать ход и результат работы. |
|
38 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». С.52 – 55 |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
39 |
Площадь. Сравнение площадей фигур. С. 56 Практическая работа. |
Урок введения в новую тему.
|
Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. |
|
40 |
МП Площадь. Сравнение площадей фигур. С. 57 Практическая работа. |
Урок введения в новую тему.
|
Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. |
|
41 |
Квадратный сантиметр. С. 58 – 59 |
Урок изучения нового материала. |
Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. |
|
42 |
Площадь прямоугольника. РК С. 60 – 61 |
Урок-исследование.
|
Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. Решать уравнения, задачи. |
|
43 |
Таблица умножения и деления с числом 8. С. 62 |
Урок изучения нового материала.
|
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
44 |
МП Закрепление изученного. Решение простых и составных задач. Пособие МиК, С. 33, 59, 62-64 Самостоятельная работа |
Урок формирования умений и навыков.
|
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
45 |
Закрепление изученного. Решение простых и составных задач. С. 64 |
Урок формирования умений и навыков. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
46 |
Таблица умножения и деления с числом 9. С. 65 |
Урок изучения нового материала.
|
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
47 |
МП Квадратный дециметр. С. 66 – 67 Пособие МиК, с. 61 Практическая работа. |
Урок изучения нового материала.
|
Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
|
48 |
Таблица умножения. Закрепление. С. 68 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
49 |
Закрепление изученного. РК С. 69
|
Урок формирования умений и навыков.
|
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Совершенствовать знание таблицы умножения. |
|
50 |
МП Квадратный метр. С. 70 – 71 Практическая работа. |
Урок изучения нового материала.
|
Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
|
51 |
Закрепление изученного. С. 72 – 73 |
Урок формирования умений и навыков. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
52 |
Странички для любознательных. С. 74 – 75 Самостоятельная работа |
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. |
|
53 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». С. 76 – 77 Тест «Умножение и деление». (учебник с. 80-81) |
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
54 |
МП Свойства диагоналей прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата). Пособие МиК, С. 36 (2), 39, 45-47. |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Выполнять построение прямоугольника с использованием свойств его диагоналей и квадрата по заданным диагоналям.
|
|
55 |
Умножение на 1. С. 82 |
Урок формирования умений и навыков. |
Умножать любое число на 1. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
56 |
Умножение на 0. С. 83
|
Урок формирования умений и навыков. |
Умножать на 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи, уравнения. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
57 |
Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. С. 84 – 85 |
Урок развития умений и навыков.
|
Делить число на то же число и на 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
58 |
МП Чертёж. Расчеты по чертежу. РК С. 86 – 87 Пособие МиК, С. 36 (2), 39, 45-47. Практическая работа. |
Урок формирования умений и навыков. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
59 |
Доли. С. 92 – 93 Математический диктант. |
Урок изучения нового материала.
|
Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. Совершенствовать умение решать задачи. |
|
60 |
МП Окружность. Круг. С. 94 – 95
|
Урок изучения нового материала.
|
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. |
|
61 |
Контрольная работа за первое полугодие. |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
62 |
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. С. 102 – 103 Самостоятельная работа |
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
63 |
МП Диаметр окружности (круга). Разметка окружности. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. С. 96 – 97 Пособие МиК, С. 67-71, 76-78 |
Урок изучения нового материала.
|
Чертить диаметр окружности. Находить долю величины и величину по её доле. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
64 |
Единицы времени. С. 98 – 100
|
Урок формирования умений и навыков. |
Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя. Анализировать табель-календарь. |
|
3 четверть (40 уроков) Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 часов) |
||||
65 |
Умножение и деление круглых чисел. С. 4 |
Урок введения в новую тему.
|
Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. |
|
66 |
Случаи деления вида 80 : 20. С. 5 |
Урок формирования умений и навыков. |
Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
67 |
Умножение суммы на число. С. 6-7 |
Урок изучения нового материала. |
Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. |
|
68 |
МП Взаимное расположение окружностей на плоскости. Пособие МиК, С. 82-85, 35. |
Урок развития умений и навыков.
|
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. |
|
69 |
Умножение двузначного числа на однозначное. С. 8 |
Урок формирования умений и навыков. |
Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. Повторять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. |
|
70 |
Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. С. 9 Самостоятельная работа |
Урок развития умений и навыков.
|
Использовать правила умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
71 |
МП Закрепление изученного. Решение задач на построение. Пособие МиК, Пособие. С. 86-87. |
Урок формирования умений и навыков. |
Решать задачи на приведение к единице пропорционального. Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
|
72 |
Деление суммы на число. С. 12 – 13 |
Урок изучения нового материала. |
Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления. |
|
73 |
Деление суммы на число. Закрепление. С. 14 |
Урок развития умений и навыков.
|
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
74 |
МП Деление двузначного числа на однозначное. Решение геометрических задач. С. 15 |
Урок развития умений и навыков.
|
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
|
|
75 |
Делимое. Делитель. С. 16
|
Урок формирования умений и навыков. |
Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
76 |
Проверка деления. С. 17 |
Урок изучения нового материала. |
Использовать разные способы для проверки выполненных действий при решении примеров и уравнений. Совершенствовать вычислительные навыки. |
|
77 |
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. С. 18 |
Урок развития умений и навыков.
|
Делить двузначное число на двузначное способом подбора. |
|
78 |
Проверка умножения делением. С. 19 |
Урок-исследование.
|
Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. |
|
79 |
МП Нахождение площади квадрата. Решение уравнений. С. 20
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
80 |
Решение уравнений. С. 21 Самостоятельная работа |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
81 |
Закрепление изученного. С. 24 |
Комбинированный урок. |
Решать уравнения разных видов. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
82 |
МП Закрепление изученного. Решение задач. РК С. 25
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. |
|
83 |
Контрольная работа по теме «Решение уравнений». |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
84 |
Анализ контрольной работы. Деление с остатком. С. 26 |
Урок изучения нового материала.
|
Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. |
|
85 |
Деление с остатком. С. 27 |
Урок изучения нового материала. |
Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. |
|
86 |
Деление с остатком. Закрепление. С. 28 |
Урок развития умений и навыков.
|
Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
87 |
Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. С. 29 Самостоятельная работа |
Урок формирования умений и навыков. |
Делить с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Решать простые и составные задачи. |
|
88 |
МП Решение задач на деление с остатком. С. 30
|
Урок развития умений и навыков.
|
Решать задачи на деление с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. |
|
89 |
Случаи деления, когда делитель больше делимого. С. 31 Практическая работа. |
Комбинированный урок.
|
Рассмотреть случай деления с остатком, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя). Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
90 |
Проверка деления с остатком. С. 32 |
Урок-исследование. |
Выполнять деление с остатком и его проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
91 |
Что узнали. Чему научились. С. 33 – 34 Тест учебник с. 38-39 |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
92 |
МП Наши проекты «Задачи-расчёты». С. 36 - 37 |
Урок-проект.
|
Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. |
|
93 |
Контрольная работа по теме «Деление с остатком». |
Контроль знаний, умений и навыков.
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) |
||||
94 |
Анализ контрольной работы. Тысяча. С. 41 – 42 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. |
|
95 |
Образование и названия трёхзначных чисел. Запись трёхзначных чисел. С. 43 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с пропорциональными величинами. |
|
96 |
МП Решение геометрических задач. С. 44 – 45
|
Урок развития умений и навыков.
|
Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи, преобразовывать единицы длины. |
|
97 |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. С. 46 Математический диктант. |
Урок-исследование.
|
Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
|
98 |
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. С. 47 |
Урок развития умений и навыков.
|
Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение. Читать, записывать трёхзначные числа. |
|
99 |
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. С. 48 Самостоятельная работа |
Урок формирования умений и навыков.
|
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
100 |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. С. 49 |
Урок развития умений и навыков.
|
Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
101 |
Сравнение трёхзначных чисел. Письменная нумерация чисел в пределах 1000. С. 50 |
Комбинированный урок. |
Рассматривать приёмы сравнения трёхзначных чисел. Проверять усвоение изучаемой темы. |
|
102 |
МП Решение различных задач. С. 51
|
Комбинированный урок.
|
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
103 |
Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». |
Контроль знаний, умений и навыков |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
104 |
Анализ контрольной работы. Единицы массы. Грамм. РК С. 54 |
Урок изучения нового материала.
|
Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. |
|
4 четверть (32 урока) |
||||
105 |
Закрепление изученного. С. 58 – 60
|
Урок формирования умений и навыков.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. |
|
106 |
МП Закрепление изученного.Решение задач. РК С. 60 – 61 Тест учебник с. 62-63 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
|
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 часов) |
||||
107 |
Приёмы устных вычислений. С. 66
|
Урок введения в новую тему.
|
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять знания устной и письменной нумерации. |
|
108 |
Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. С. 67 |
Урок формирования умений и навыков. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять умения делить с остатком, решать задачи. |
|
109 |
Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. С. 68 |
Урок формирования умений и навыков. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
110 |
Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. С. 69 Самостоятельная работа |
Урок изучения нового материала.
|
Выполнять устно вычисления, используя приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. |
|
111 |
Приёмы письменных вычислений. С. 70
|
Урок-исследование.
|
Применять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. |
|
112 |
Алгоритм сложения трёхзначных чисел. С. 71 |
Урок формирования умений и навыков. |
Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. |
|
113 |
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. С. 72
|
Урок формирования умений и навыков.
|
Применять алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. |
|
114 |
МП Виды треугольников по сторонам. С. 73 Пособие МиК, С. 12-15. Практическая работа. |
Комбинированный урок.
|
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. |
|
115 |
Закрепление изученного. С. 74
|
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
|
116 |
Что узнали. Чему научились. С. 76 – 79
|
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
|
117 |
МП Правильная треугольная пирамида. Пособие МиК, С. 20-25 |
Комбинированный урок.
|
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
|
118 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
|
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 часов) |
|
||
119 |
Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. С. 82 |
Урок изучения нового материала.
|
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. |
|
120 |
Приёмы устных вычислений. С. 83
|
Урок формирования умений и навыков. |
Выполнять устно деление и умножение трёхзначных чисел на основе умножения суммы на число и деления суммы на число. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
121 |
Приёмы устных вычислений. С. 84 Самостоятельная работа |
Урок формирования умений и навыков. |
Выполнять устное деление трёхзначных чисел способом подбора. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения.
|
|
122 |
МП Виды треугольников по углам. С. 85 Пособие МиК,с. 16-19 |
Комбинированный урок. |
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
123 |
Закрепление изученного. РК С. 86 – 87 |
Урок развития умений и навыков. |
Выполнять устное деление трёхзначных чисел. |
|
Приёмы письменных вычислений (13 часов) |
||||
124 |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. С. 88
|
Урок изучения нового материала.
|
Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
125 |
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. С. 89 |
Урок изучения нового материала.
|
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. |
|
126 |
МП Геометрические фигуры и величины. Работа с танграмом. Закрепление изученного. С. 90 Пособие МиК |
Урок развития умений и навыков.
|
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
127 |
Итоговая контрольная работа.
|
Контроль знаний, умений и навыков. |
Оценить результаты освоения тем за 3 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
128 |
МП Нахождение периметра. Закрепление изученного. С. 91
|
Урок обобщения и систематизации.
|
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
129 |
Приём письменного деления в пределах 1000. С. 92 |
Урок изучения нового материала.
|
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
130 |
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. С. 93 Самостоятельная работа |
Урок развития умений и навыков.
|
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. |
|
131 |
Проверка деления. С. 95 Математический диктант. |
Урок развития умений и навыков.
|
Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
132 |
МП Взаимное расположение треугольника и окружности. Решение заданий на логику. РК С. 95 – 96 Пособие МиК,с. 88-90 |
Комбинированный урок. |
Находить и объяснять ошибки в вычислениях. Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
133 |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление». |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
134 |
МП Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. С. 96 – 98 |
Урок изучения нового материала.
|
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.
|
|
135 |
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. С. 100 – 102 Итоговый тест за 3 класс. |
Урок обобщения и систематизации.
|
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
136 |
Обобщающий урок. Игра «По океану Математики». С. 103 – 109 |
Урок обобщения и систематизации.
|
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
– карточки с заданиями по математике для 3 класса.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
– электронное приложение к учебнику.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик;
– материалы: бумага писчая.
Демонстрационные пособия
– объекты, предназначенные для демонстрации счёта;
– наглядные пособия для изучения состава чисел;
– демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки);
– демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра);
– демонстрационная таблица умножения.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие
учебные пособия:
1. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. С.И. Волкова Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразоват. Организаций . – М.: Просвещение, 2019
учебно – методическая литература:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
3. Математика. Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.О. Будённая, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: Спб.: Просвещение, 2013.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.