Рабочая программа по математике 5 класс

  • docx
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс.docx

 Ростовская область   Красносулинский район  село  Прохоровка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОХОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета Протокол №_1___

от    26.08.2020  г.

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

_________________

Клименко О.Н.

Приказ №  77

от  31.08.2020 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по математике

 

Учитель  Семенуха Н.В.

                                          (Ф.И.О.)

 

Класс  5

Количество часов в неделю  5

Количество часов по учебному плану  -175

Количество часов согласно календарному учебному графику МБОУ Прохоровской ООШ  на 2020-2021 учебный год, расписанию уроков на 2020-2021 учебный  год  и с учётом праздничных дней -   169 ч

Программа разработана на основе «Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Прохоровской ООШ» и  в соответствии с учебным планом и программой  для общеобразовательных учреждений по математике в рамках ФГОС,  авторской программы 5 - 9 классы / А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский и др.  – М.: Вентана-Граф, 2016 г

 

Учебник   Математика 5  класс.: учебник для общеобразовательных учреждений

/ А.Г Мерзляк, Вентана-Граф, 2016 г Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

                                                    

                                                        2020-2021 учебный год

 

 

Планируемые результаты освоения курса «Математики  5 класс»

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих тре­бованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1)      Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2)      Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3)      Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной  траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом познавательных интересов, а также  на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4)      Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5)      Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1)      Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)      Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3)      Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4)      Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ;

5)      Развитие компетентности в области использования информационно –коммуникативных технологий;

6)      Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7)      Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8)      Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9)      Умение понимать и использовать математические средства наглядности(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10)  Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11)  Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 

Предметные результаты:

1)      Осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2)      Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3)      Развитие умений работать с учебным математическим текстом(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4)      Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5)      Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

·         Выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

·         Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

·         Изображать фигуры на плоскости;

·         Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

·         Измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;

·         Распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

·         Проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;

·         Использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

·         Строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;

·         Читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы(столбчатой или круговой), в графическом виде;

·         Решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

 

Предметными результатами  изучения предмета «Математика » являются следующие  учения :

Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

·         понимать особенности десятичной системы счисления;

·         использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

·         выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

·         сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

·         выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

·         использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Учащийся получит возможность:

·         углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

·         научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычис­ления, выбирая подходящий для ситуации способ.

   Числовые и буквенные выражения. Уравнения

По окончании изучения курса учащийся научится:

·         выполнять операции с числовыми выражениями;

·         решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

·         развить представления о буквенных выражениях;

·         овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как тексто­вых, так и практических задач.

 

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

·         распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окру­жающем мире плоские и пространственные геометриче­ские фигуры и их элементы;

·         строить углы, определять их градусную меру;

·          распознавать и изображать развёртки куба, прямоуголь­ного параллелепипеда, правильной пирамиды;

·         вычислять   объём   прямоугольного   параллелепипеда и куба.

 

Учащийся получит возможность:

·         научиться вычислять объём пространственных геомет­рических фигур, составленных из прямоугольных парал­лелепипедов;

·         углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

·         научиться применять понятие развёртки для выполне­ния практических расчётов.

 

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

·   решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций.

 

Учащийся получит возможность:

·   научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

 

 

Содержание  курса математики  5 класса

 

  Натуральные числа

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись .Отрезок. Длина отрезка .Ломаная.. Плоскость. Прямая. Луч  Шкала Координатный луч. Сравнение нату­ральных чисел.

Виды учебной деятельности:

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур.

Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.

Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки.

Участие в мини проектной деятельности «История счета», «Появление нуля».

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение нату­ральных чисел. Вычитание нату­ральных чисел .Числовые и буквен­ные выражения. Формулы. Уравнение .Угол. Обозначение углов. Виды углов. Изме­рение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Построение треугольников. Прямоугольник и квадрат.  Ось симметрии фигуры.

Виды учебной деятельности:

Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию

задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.

Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Участие в мини проектной деятельности сказка «В царстве геометрических фигур »

Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение. Пере­местительное свой­ство умножения. Сочетательное и распределитель­ное свойства умножения. Деление .Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямо­угольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объём прямо­угольного парал­лелепипеда. Комбинаторные задачи.

Виды учебной деятельности:

 

Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий.

Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.

Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул.  Выражать одни единицы  площади через другие.

Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы  объёма через другие.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора  вариантов.

Участие в мини проектной деятельности «Модель многогранников»

 

Обыкновенные дроби

 Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные  числа. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычи­тание дробей с оди­наковыми знаменателями.

Виды учебной деятельности:

Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби.

Участие в мини проектной деятельности «Обыкновенные дроби. Исторический экскурс».

 

Десятичные дроби

Представление о де­сятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычи­тание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Среднее арифмети­ческое. Среднее значение величи­ны. Проценты. Нахож­дение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Виды учебной деятельности:

Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам.

Участие в мини проектной деятельности «Прогнозирование четвертной и годовой отметки»

 

 

 

 

                              

 

 

  Календарно – тематическое  планирование в 5 классе

                                                              

№ ур.

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

 

Глава 1 Натуральные числа . (21 час)

 

Сентябрь

 

1

 Повторение за курс начальной школы

    1

1

 

2

Ряд натуральных чисел

1

2

 

3

Натуральные числа

1

3

 

4

Цифры. Десятичная запись  натуральных чисел

1

4

 

5

Запись натуральных чисел

1

7

 

6

Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых

1

8

 

7

Отрезок.

1

9

 

8

Длина отрезка.

1

10

 

9

Решение задач на нахождение длин отрезков

1

11

 

10

Ломаная. Длина ломаной

1

14

 

11

Плоскость. Прямая.

1

15

 

12

Луч

1

16

 

13

Решение задач на построение

1

17

 

14

Шкалы.

1

18

 

15

Координатный луч

1

21

 

16

Построение координатных лучей

1

22

 

17

Сравнение нату­ральных чисел

1

23

 

18

Сравнение чисел с помощью координатной прямой

1

24

 

19

Двойное неравенство

1

25

 

20

Повторение и систематизация знаний.

1

28

 

21

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

 

    1

    29

 

 

Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел.

 (33 часа)

 

 

 

22

Анализ контрольной работы .Сложение нату­ральных чисел.

1

30

 

23

Сложение натуральных чисел

1

Октябрь

1

 

24

Свойства сложения

1

2

 

25

Упрощение выражений

1

5

 

26

Вычитание нату­ральных чисел

1

6

 

27

Вычитание суммы из числа

1

7

 

28

Вычитание числа из суммы

1

8

 

29

Нахождение разности

1

9

 

30

Решение задач

1

12

 

31

Числовые и буквен­ные выражения.

1

13

 

32

Нахождение значений выражений

1

14

 

33

Формулы

1

15

 

34

Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

16

 

35

Анализ контрольной работы. Уравнение

1

19

 

36

Нахождение корней уравнений

1

20

 

37

Решение уравнений

1

21

 

38

Угол. Обозначение углов

1

22

 

39

Биссектриса угла

1

23

 

 

40

Виды углов.

1

26

 

41

Изме­рение углов

1

27

 

42

Построение углов

1

Ноябрь

5

 

43

Решение задач на построение

1

6

 

44

Решение задач

1

9

 

45

Многоугольники.

1

10

 

46

Равные фигуры

1

11

 

47

Треугольник

1

12

 

48

Виды треугольников

1

13

 

49

Построение треугольников

  1

16

 

50

Прямоугольник и квадрат. 

1

17

 

51

Периметр квадрата и прямоугольника

1

18

 

52

Ось симметрии фигуры

1

19

 

53

Повторение и систематизация учебного материала.

1

20

 

54

Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники»

 

1

23

 

 

Глава 3  Умножение и деление натуральных чисел.

 (38 часов)

 

 

 

55

Анализ контрольной работы. Умножение.

1

24

 

56

Умножение.

1

25

 

57

Пере­местительное свой­ство умножения

1

26

 

58

Решение задач

1

27

 

59

Сочетательное   свойство умножения

1

30

 

60

Распределитель­ное свойство умножения

1

Декабрь

1

 

61

Упрощение выражений

1

2

 

62

Деление

1

3

 

63

Нахождение частного двух чисел

1

4

 

64

Неизвестный множитель

1

7

 

65

Неизвестное делимое

1

8

 

66

 Неизвестный делитель

1

9

 

67

Решение задач с помощью уравнений

1

10

 

68

Решение задач

1

11

 

69

Деление с остатком

1

14

 

70

Нахождение остатка при делении

1

15

 

71

Решение задач

1

16

 

72

Степень числа

1

17

 

73

Возведение числа в степень

1

18

 

74

Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел. Степень числа»

1

21

 

75

Анализ контрольной работы. Площадь.

1

22

 

76

 Свойства площади фигуры

1

23

 

77

Площадь прямо­угольника

1

24

 

78

Площадь квадрата

1

25

 

79

Прямоугольный параллелепипед.

1

28

 

80

Куб

1

29

 

81

Пирамида

1

Январь

11

 

82

Объём прямо­угольного парал­лелепипеда

1

12

 

83

Свойства объёма фигуры

1

13

 

84

Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда

1

14

 

85

Вычисление объёма куба

1

15

 

86

Комбинаторные задачи

1

18

 

87

Схемы решения комбинаторных задач

1

19

 

88

Решение задач

1

20

 

89

Обобщение и систематизация знаний

1

21

 

90

Действия с натуральными числами

1

22

 

91

Подготовка к контрольной работе

1

25

 

92

Контрольная работа № 5 «Площадь прямоугольника и объём  параллелепипеда»

 

1

26

 

 

Глава 4 Обыкновенные дроби . (18 часов)

 

 

 

93

Анализ контрольной работы . Понятие обыкно­венной дроби

1

27

 

94

Нахождение дроби от числа

1

28

 

95

Нахождение числа по значению его дроби

1

29

 

96

Правильные и не­правильные дроби.

1

Февраль

1

 

97

Сравнение дробей с равными знаменателями

1

2

 

98

Сравнение дробей с единицей

1

3

 

99

Сравнение дробей с одинаковыми числителями

1

4

 

100

Сравнение дробей с помощью координатной прямой

1

5

 

101

Сложение  дробей с оди­наковыми знаменателями

1

8

 

102

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

9

 

103

Дроби и деление натуральных чисел.

1

10

 

104

Смешанные числа

1

11

 

105

Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

1

12

 

106

Сложение и смешанных чисел

1

15

 

107

Нахождение разности двух смешанных чисел

1

16

 

108

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

17

 

109

Обобщение по теме «Обыкновенные дроби»

1

18

 

110

Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби»

 

1

19

 

 

Глава 5. Десятичные дроби. (48  часов)

 

 

 

111

Анализ контрольной работы. Представление о де­сятичных дробях

1

22

 

112

Запись в виде десятичной дроби

1

24

 

113

Запись чисел в виде десятичной дроби или смешанного числа

1

25

 

114

Сравнение десятичных дробей с неравными целыми частями

1

26

 

115

Сравнение десятичных дробей с равными целыми частями

1

Март

1

 

116

Сравнение десятичных дробей

1

2

 

117

Округление десятичных дробей

1

3

 

118

Округление натуральных чисел

1

4

 

119

Округление чисел. Прикидки

1

5

 

120

Сложение десятичных дробей

1

9

 

121

Вычитание десятичных дробей

1

     10

 

122

Решение уравнений

1

11

 

123

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

12

 

124

Решение задач

1

15

 

125

Подготовка к контрольной работе

1

16

 

126

Контрольная работа № 7 « Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

1

17

 

127

Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.

1

18

 

128

Умножение двух десятичных дробей

1

19

 

129

Умножение дробей на 0,1 ; 0,01; 0,001 и т. д.

1

Апрель

1

 

130

Применение свойств  умножения

1

2

 

131

Упрощение выражений

1

5

 

132

Решение задач на движение

1

6

 

133

Решение задач

1

7

 

134

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

8

 

135

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.

1

9

 

136

Деление десятичных дробей на десятичную дробь

1

12

 

137

Деление десятичных дробей на 0,1 ; 0,01; 0,001 и т. д.

1

13

 

138

Решение уравнений

1

14

 

139

Решение задач

1

15

 

140

Все действия с десятичными дробями

1

16

 

141

Подготовка к контрольной работе

1

19

 

142

Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей»

1

20

 

143

Среднее арифмети­ческое.

1

21

 

144

Среднее значение величи­ны

1

22

 

145

Решение задач

1

23

 

146

Проценты.

1

26

 

147

Запись процента в виде дробей

1

27

 

148

Представление дробей в процентах

1

28

 

149

Нахож­дение процентов от числа

1

29

 

150

Решение задач 

1

30

 

151

Нахождение числа по его процентам

1

Май

4

 

152

Решение задач

1

5

 

153

Решение задач на проценты

1

6

 

154

Решение уравнений

1

7

 

155

Нахождение числа по процентам

1

11

 

156-157

Повторение и систематизация учебного материала.

2

12,13

 

158

Контрольная работа № 9 «Проценты

1

14

 

 

Повторение и систематизация учебного материала.

(10 часов)

11

 

 

159-160

Повторение по теме «Натуральные числа»

Действия с натуральными числами

2

17,18

 

161-162

Повторение по теме «Обыкновенные дроби»

Действия с дробями

2

19,20

 

163

Повторение по теме «Десятичные дроби»

1

21

 

164

Повторение по теме «Уравнение»

1

24

 

165

Решение задач на составление уравнений

1

25

 

166

Решение задач на движение

1

26

 

167

Итоговая контрольная работа за курс  5 касса

1

27

 

168-169

Повторение изученного в 5 классе

1

28,31