Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 4 Б класса составлена в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и наук РФ от 06.10.2009г. №373),
· на основе рабочей программы по предмету «Математика», авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., издательство «Просвещение», 2021 год;
· на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. В.Н.Михайлова.
Уровень изучения предмета - базовый.
Цели обучения математике:
· Математическое развитие младших школьников.
· Формирование системы начальных математических знаний.
· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи программы, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место предмета в учебном плане
Класс |
Количество часов |
4 |
136 часов в год ( 4 часа в неделю) |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
• ** уважительное отношение к иному мнению и культуре;
• навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
• * навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
• мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
• интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
• умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
• * навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• ** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• ** уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:
• понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
• адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
• устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета
Числа и величины
названия и последовательность чисел в пределах 1 000 000 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду сумма разрядных слагаемых); как образуется каждая следующая счѐтная единица; разряды и классы
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм, грамм, центнер, тонна); вместимости (литр), объёма (литр), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Создание математического справочника «Наш город Королев»*
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач; осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c: 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях, входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Вычислять объём параллелепипеда (куба); - вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами. Использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости; распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр при изменении их положения в пространстве;
- находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
Решение задач с информацией об экономико-географическом образе России(сведения об площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог)*
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы. Чтение и заполнение таблиц, находить вероятности простейших случайных событий;
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование по математики в 4 классе
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
ПОВТОРЕНИЕ |
12 часов |
2 |
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 .НУМЕРАЦИЯ Создание математического справочника «Наш город Королев»* |
10часов |
3 |
ВЕЛИЧИНЫ Решение задач с информацией об экономико-географическом образе России(сведения об площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог)* |
14часов |
4 |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ |
11часов |
5 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ |
17часов |
6 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ |
40часов |
7 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ |
22 часов |
8 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ |
10 часов |
Итого |
136 |
УМК для учителя:
· Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по математике»: 4 класс, 2021 г
УМК для обучающихся
1. Моро М.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1. М. Просвещение 2017 г.
2. Моро М.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2. М. Просвещение 2017 г.
Материально- техническое обеспечение
· Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
· Экспозиционный экран.
· Персональный компьютер.
· Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
· Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по предмету
· Тренинги и тесты в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Календарно-тематическое планирование математики в 4 классе
№ |
Дата |
Тема урока
|
Кол-во часов |
||
|
по плану |
по факту |
|||
ПОВТОРЕНИЕ( 12 часов) |
|||||
1. |
|
|
Нумерация Счет предметов |
1 |
|
2. |
|
|
Четыре арифметических действия. Выражения и его значения. |
1 |
|
3. |
|
|
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
1 |
|
4. |
|
|
Сложение и вычитание. |
1 |
|
5. |
|
|
Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
1 |
|
6. |
|
|
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. |
1 |
|
7. |
|
|
Умножение трёхзначного числа на однозначное. |
1 |
|
8. |
|
|
Свойства умножения |
1 |
|
9. |
|
|
Алгоритм письменного деления на однозначное число. |
1 |
|
10. |
|
|
Алгоритм письменного деления на однозначное число. |
1 |
|
11. |
|
|
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. |
1 |
|
12. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились»
|
1 |
|
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 НУМЕРАЦИЯ (10ч) |
||||
13. |
|
|
Новая счетная единица- тысяча . Класс единиц и класс тысяч. |
1 |
14. |
|
|
Входная контрольная работа |
1 |
15. |
|
|
Работа над ошибками. Чтение и запись многозначных чисел. |
1 |
16. |
|
|
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
1 |
17. |
|
|
Сравнение многозначных чисел. |
1 |
18. |
|
|
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000 раз |
1 |
19. |
|
|
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. |
1 |
20. |
|
|
Класс миллионов. |
1 |
21. |
|
|
Наш проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город Королев»* |
1 |
22. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
ВЕЛИЧИНы ( 14часов) |
||||
23. |
|
|
Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. |
1 |
24. |
|
|
Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. |
1 |
25. |
|
|
Единицы площади. Квадратный километр |
1 |
26. |
|
|
Единицы площади. Квадратный миллиметр. |
1 |
27. |
|
|
Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. Решение задач с информацией об экономико-географическом образе России(сведения об площади страны, протяженности рек, железных и шоссейных дорог)* |
1 |
28. |
|
|
Масса. Единицы массы. Центнер, тонна. |
1 |
29. |
|
|
Таблица единиц массы. |
1 |
30. |
|
|
Время.Единицы времени: секунда, век. |
1 |
31. |
|
|
Время.Единицы времени: секунда, век. |
1 |
32. |
|
|
Время.Единицы времени: секунда, век. |
1 |
33. |
|
|
Таблица единиц времени. |
1 |
34. |
|
|
Таблица единиц времени. |
1 |
35. |
|
|
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. |
|
36. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились» |
1 |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ( 11часов) |
||||
37. |
|
|
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. |
1 |
38. |
|
|
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел |
1 |
39. |
|
|
Решение уравнений |
1 |
40. |
|
|
Решение уравнений |
1 |
41. |
|
|
Нахождение нескольких долей целого |
1 |
42. |
|
|
Нахождение нескольких долей целого |
1 |
43. |
|
|
Решение задач на увеличение- уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
1 |
44. |
|
|
Решение задач на увеличение- уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме |
1 |
45. |
|
|
Сложение и вычитание значений величин |
1 |
46. |
|
|
Контрольная работа на тему: «Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел» |
1 |
47. |
|
|
Работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились».«Странички для любознательных» |
1 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (17часов) |
||||
48. |
|
|
Алгоритмы письменного умножения многозначного числа на однозначное |
1 |
49. |
|
|
Алгоритмы письменного умножения многозначного числа на однозначное |
1 |
50. |
|
|
Алгоритмы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулем |
1 |
51. |
|
|
Алгоритмы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулем |
1 |
52. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. |
1 |
53. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. |
1 |
54. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное |
1 |
55. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное |
1 |
56. |
|
|
Решение уравнений |
1 |
57. |
|
|
Решение текстовых задач на пропорциональное деление. |
1 |
58. |
|
|
Решение текстовых задач на пропорциональное деление. |
1 |
59. |
|
|
Закрепление |
1 |
60. |
|
|
Закрепление |
1 |
61. |
|
|
Закрепление |
1 |
62. |
|
|
Закрепление |
1 |
63. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
64. |
|
|
Контрольная работа на тему: «Алгоритм письменного умножения и деления многозначно-го числа на однозначное» |
1 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ( 40 часов) |
||||
65. |
|
|
Работа над ошибками. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние |
1 |
66. |
|
|
Единицы скорости. |
1 |
67. |
|
|
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
1 |
68. |
|
|
Решение задач с величинами: скорость. время, расстояние. |
1 |
69. |
|
|
Умножение числа на произведение. |
1 |
70. |
|
|
Умножение числа на произведение |
1 |
71. |
|
|
Умножение числа на произведение. |
1 |
72. |
|
|
Устные приемы умножения вида 18 х20. 25х12 |
1 |
73. |
|
|
Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
74. |
|
|
Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
75. |
|
|
Задачи на одновременное встречное движение |
1 |
76. |
|
|
«Странички для любознательных». |
1 |
77. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
78. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
79. |
|
|
Деление числа на произведение. |
1 |
80. |
|
|
Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600: 800 |
1 |
81. |
|
|
Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600: 800 |
1 |
82. |
|
|
Деление с остатком на 10, 100,1000. |
1 |
83. |
|
|
Деление с остатком на 10, 100,1000. |
1 |
84. |
|
|
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
85. |
|
|
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
1 |
86. |
|
|
Решение задач разных видов |
1 |
87. |
|
|
Решение задач разных видов |
1 |
88. |
|
|
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. |
1 |
89. |
|
|
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. |
1 |
90. |
|
|
Проект: «Математика вокруг нас» Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
1 |
91. |
|
|
Проверочная работа по теме: «Деление числа на произведение» |
1 |
92. |
|
|
Работа над ошибками. Умножение числа на сумму. |
1 |
93. |
|
|
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число |
1 |
94. |
|
|
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число |
1 |
95. |
|
|
Письменное умножение многозначного числа на двузначное. число |
1 |
96. |
|
|
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число |
1 |
97. |
|
|
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число |
1 |
98. |
|
|
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
99. |
|
|
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное. |
1 |
100. |
|
|
Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям |
1 |
101. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
1 |
102. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
1 |
103. |
|
|
Контрольная работа на тему: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное» |
1 |
104. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
УМНОЖЕНЕ И ДЕЛЕНИЕ ( 22 часов) |
||||
105. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
106. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
107. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
108. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
109. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
1 |
110. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
1 |
111. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
1 |
112. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
1 |
113. |
|
|
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
1 |
114. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное. |
1 |
115. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное. |
1 |
116. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное. |
1 |
117. |
|
|
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное. |
1 |
118. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
1 |
119. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
1 |
120. |
|
|
Проверка умножения делением и деления умножением |
1 |
121. |
|
|
Проверка умножения делением и деления умножением. |
1 |
122. |
|
|
Проверка деления с остатком умножением |
1 |
123. |
|
|
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и названия геометрических тел |
1 |
124. |
|
|
Распознавание и названия геометрических тел: куб, шар, пирамида. |
1 |
125. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
126. |
|
|
Повторение пройденного: «Что узнали, чему научились» |
1 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 часов) |
||||
127. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Сложение и вычитание» |
1 |
128. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Сложение и вычитание» |
1 |
129. |
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
130. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
131. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Умножение и деление». |
1 |
132. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Умножение и деление». |
1 |
133. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Решение задач ». |
1 |
134. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Решение задач ». |
1 |
135. |
|
|
Итоговое повторение по теме: «Решение задач ». |
1 |
136. |
|
|
Итоговое повторение. |
1 |
Лист коррекции
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.