ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________ Никифорова И.А.
_______________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1-4 КЛАССЫ
Составители:
Ефременко Инна Романовна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыке» для 1-4 классов разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с такими нормативными документами:
1. Закон ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ «Об образовании».
2. Приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
3. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормами Луганской Народной Республики (СанПин).
4. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018. №774-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных учреждениях (организациях) Луганской Народной Республики».
5. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018 г. №772-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
6. Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР.
7. Едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся и педагогического коллектива.
8. Единым орфографическим режимом начальной школы.
9. Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
Рабочая программа предмета «Музыка» разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по музыке для I – IV классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 г. № 483
Изучение предмета направлено на достижение цели:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии культур; ;
- формирование уважительного отношения к культуре других
народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении
учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование
мотивации к осуществлению музыкально-творческой деятельности.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности
отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям Луганского
края, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном
развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как
составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать
явления музыкальной культуры, выражать свои 6 мысли и чувства, обусловленные
восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при
создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
У школьников будут сформированы следующие умения: размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству, осуществлять различные виды музыкальной деятельности, в результате чего у школьников формируется интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализации музыкально- творческого потенциала.
У
обучающихся развиваются коммуникативные способности, умение вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение
социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через
музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и
саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-
творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования,
совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
в учебной и музыкально-творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах музыкально- творческой деятельности;
- использование знаково-символических средств - представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения и анализа, установления художественных аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
- овладение начальными сведениями об особенностях художественных объектов, процессов и музыкальных явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно- нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально- творческих, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских, хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также (народного, академического, церковного, и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст, простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Накопил музыкально-слуховой багаж разножанровых произведений в области народной, отечественной и зарубежной классики.
10. Владеет навыком ритмо-пластической импровизации (танцевальные, маршеобразные движения, пластическое интонирование под музыку).
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Луганской Народной Республики.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Рекомендуется сопровождение
хорового исполнения шумовыми инструментами детского оркестра
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные инструментальные навыки игры в детском оркестре (инструментальном ансамбле)
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных, песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации);
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность; музицировать;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Формы реализации
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок- путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок- презентация, урок-импровизация и другие.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий;
художественный;
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» изучается в 1 – 4 классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2 – 4 классах).
Тематическое распределение количества
часов
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
||||
Всего |
по классам |
|||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|||
1 |
Мир музыкальных звуков |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Ритм – движение жизни |
5 |
5 |
|
|
|
3 |
Музыкальная азбука или где живут ноты |
8
|
8 |
|
|
|
4 |
Музыкальные краски |
5 |
5 |
|
|
|
5 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш |
4 |
4 |
|
|
|
6 |
Мелодия – царица музыки |
6 |
6 |
|
|
|
7 |
Я – артист |
13 |
2 |
3 |
2 |
6 |
8 |
Музыкально-театрализованное представление |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды |
4 |
|
4 |
|
|
10 |
Широка страна моя родная |
11 |
|
6 |
5 |
|
11 |
Музыкальное время и его особенности |
5 |
|
5 |
|
|
12 |
Музыкальная грамота |
19 |
|
3 |
7 |
9 |
13 |
«Музыкальный конструктор» |
7 |
|
7 |
|
|
14 |
Жанровое разнообразие в музыке |
5 |
|
5 |
|
|
15 |
Музыкальный проект «Сочиняем сказку». |
5 |
|
|
5 |
|
16 |
Хоровая планета |
5 |
|
|
5 |
|
17 |
Мир оркестра |
5 |
|
|
5 |
|
18 |
Формы и жанры в музыке |
4 |
|
|
4 |
|
19 |
Песни народов мира |
2 |
|
|
|
2 |
20 |
Оркестровая музыка |
8 |
|
|
|
8 |
21 |
Музыкально-сценические жанры |
4 |
|
|
|
4 |
22 |
Музыка кино |
2 |
|
|
|
2 |
23 |
Учимся, играя |
2 |
|
|
|
2 |
|
ИТОГО: |
135 ч |
33 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
Содержание учебного предмета
1 класс
Мир музыкальных звуков-2 часа
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Ритм – движение жизни- 5 часов
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Музыкальная азбука или где живут ноты-8 часов
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Музыкальные жанры: песня, танец, марш-4 часа
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Мелодия – царица музыки-6 часов
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Музыкальные краски-5 часов
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Я – артист-2 часа
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Музыкально-театрализованное представление-1 час
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
2 класс
Широка страна моя родная-6 часов
Государственные символы ЛНР (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Луганской Народной Республики.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Музыкальная грамота-3 часа
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Я – артист- 3часа
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Музыкально-театрализованное представление-1 час
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы.
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды-4 часа
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Музыкальное время и его особенности-5 часов
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
«Музыкальный конструктор»-7 часов
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Жанровое разнообразие в музыке-5 часов
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
3 класс
Широка страна моя родная-5 часов
Народное творчество. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Музыкальный проект «Сочиняем сказку»- 5 часов.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Хоровая планета-5 часа
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Мир оркестра-5 часов
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Музыкальная грамота-7 часов
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Формы и жанры в музыке-4 часа
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Я – артист- 2 часа
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Музыкально-театрализованное представление - 1 час
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
4 класс
Песни народов мира-2 часа
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Музыкальная грамота-9 часов
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Оркестровая музыка-8 часов
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Музыкально-сценические жанры-4 часа
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Музыка кино-2 часа
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Учимся, играя-2 часа
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Я – артист-6 часов
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Музыкально-театрализованное представление-1 час
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
«Рассмотрено»
МО учителей нач. классов
Протокол №_1_
«___»_______2018г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______________/Минько Л.А. /
«___»_______2018г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.