Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 2 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
· Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
· Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
· Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
· Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
· Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
· Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание учебного предмета
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п |
Тема урока |
Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
Количество часов |
Россия – Родина моя |
3 |
||
1 |
Музыкальные образы родного края |
1.Урок Знаний 1 сентября - День знаний
|
1 |
2 |
Песенность как отличительная черта русской музыки |
1 |
|
3 |
Мелодия – душа музыки |
1 |
|
День, полный событий |
6 |
||
4 |
Мир ребенка в музыкальных образах |
1.Урок в библиотеке Международный день школьных библиотек
|
1 |
5 |
Природа и музыка |
1 |
|
6 |
Танцы, танцы, танцы |
1 |
|
7 |
Эти разные марши |
1 |
|
8 |
Расскажи сказку |
1 |
|
9 |
Обобщающий урок по теме: «День, полный событий» |
1 |
|
О России петь - что стремиться в храм |
7 |
||
10 |
Колокольные звоны России |
1.Музейные\ библиотечные уроки: -День неизвестного солдата -День Героев Отечества -День Конституции |
1 |
11 |
Святые земли русской. Александр Невский |
1 |
|
12 |
Святые земли русской. Сергий Радонежский |
1 |
|
13 |
Жанр молитвы |
1 |
|
14 |
Рождественские праздники |
1 |
|
15 |
Музыка на новогоднем празднике. |
1 |
|
16 |
Урок-концерт |
1 |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
5 |
||
17 |
Оркестр русских народных инструментов |
1.Музейные\ Библиотечные уроки «Блокада Ленинграда» |
1 |
18 |
Фольклор –народная мудрость |
1 |
|
19 |
Музыка в народном стиле |
1 |
|
20 |
Праздники русского народа. Масленица |
1 |
|
21 |
Праздники русского народа. Встреча весны |
1 |
|
В музыкальном театре |
4 |
||
22 |
Детский музыкальный театр |
1.Музейные\ Библиотечные уроки 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
1 |
23 |
Балет на сказочный сюжет |
1 |
|
24 |
Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов |
1 |
|
25 |
Опера “Руслан и Людмила” |
1 |
|
В концертном зале |
3 |
||
26 |
Жанр симфонической сказки. Симфоническая сказка «Петя и волк». |
1.Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория» |
1 |
27 |
В концертном зале.Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” |
1 |
|
28 |
Мир музыки Моцарта |
1 |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
6 |
||
29 |
Интонация |
1.Международный день памятников и исторических мест «Прогулка по историческим местам» |
1 |
30 |
Выразительность и изобразительность в музыке |
1 |
|
31 |
Песня, танец и марш в музыке Кабалевского |
1 |
|
32 |
Жанр инструментального концерта |
1 |
|
33 |
Мир музыки Прокофьева и Чайковского |
1 |
|
34 |
Обобщающий урок -концерт |
1 |
|
Итого: |
|
34 часа |
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата план |
Дата факт |
Россия – Родина моя |
3 |
|
||
1 |
Музыкальные образы родного края |
1 |
1.09 |
|
2 |
Песенность как отличительная черта русской музыки |
1 |
8.09 |
|
3 |
Мелодия – душа музыки |
1 |
15.09 |
|
День, полный событий |
6 |
|
||
4 |
Мир ребенка в музыкальных образах |
1 |
22.09 |
|
5 |
Природа и музыка |
1 |
29.09 |
|
6 |
Танцы, танцы, танцы |
1 |
6.10 |
|
7 |
Эти разные марши |
1 |
13.10 |
|
8 |
Расскажи сказку |
1 |
20.10 |
|
9 |
Обобщающий урок по теме: «День, полный событий» |
1 |
3.11 |
|
О России петь - что стремиться в храм |
7 |
|
||
10 |
Колокольные звоны России |
1 |
10.11 |
|
11 |
Святые земли русской. Александр Невский |
1 |
17.11 |
|
12 |
Святые земли русской. Сергий Радонежский |
1 |
24.11 |
|
13 |
Жанр молитвы |
1 |
1.12 |
|
14 |
Рождественские праздники |
1 |
8.12 |
|
15 |
Музыка на новогоднем празднике. |
1 |
15.12 |
|
16 |
Урок-концерт |
1 |
12.01 |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
5 |
|
||
17 |
Оркестр русских народных инструментов |
1 |
19.01 |
|
18 |
Фольклор –народная мудрость |
1 |
26.01 |
|
19 |
Музыка в народном стиле |
1 |
2.02 |
|
20 |
Праздники русского народа. Масленица |
1 |
9.02 |
|
21 |
Праздники русского народа. Встреча весны |
1 |
16.02 |
|
В музыкальном театре |
4 |
|
||
22 |
Детский музыкальный театр |
1 |
2.03 |
|
23 |
Балет на сказочный сюжет |
1 |
9.03 |
|
24 |
Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов |
1 |
16.03 |
|
25 |
Опера “Руслан и Людмила” |
1 |
30.03 |
|
В концертном зале |
3 |
|
||
26 |
Жанр симфонической сказки. Симфоническая сказка «Петя и волк». |
1 |
6.04 |
|
27 |
В концертном зале.Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” |
1 |
13.04 |
|
28 |
Мир музыки Моцарта |
1 |
20.04 |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
6 |
|
||
29 |
Интонация |
1 |
27.04 |
|
30 |
Выразительность и изобразительность в музыке |
1 |
4.05 |
|
31 |
Песня, танец и марш в музыке Кабалевского |
1 |
11.05 |
|
32 |
Жанр инструментального концерта |
1 |
18.05 |
|
33 |
Мир музыки Прокофьева и Чайковского |
1 |
25.05 |
|
34 |
Обобщающий урок -концерт |
1 |
25.05 |
|
Итого: |
34 часа |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.