Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД МБОУ «Мглинская СОШ №2»
______ Соловьева Л.Н.
Протокол №________
от «__ » __2021 г.
|
Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2»
____________Кондрат Е.В.
«___» _____2021 г. |
Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2»
___________ Жевна С. А.
Приказ№________
от «_____» ___ 2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
3 класс
Молодьковой Анны Васильевны
Соответствие занимаемой должности
Туймановой Веры Владимировны
1 квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №______
от « » ____ 2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной «Музыка. 1-4 классы» М., Просвещение, 2011, и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2021-2022учебный год.
Учебник для общеобразовательных учреждений 3 класс (Критская Е.Д. Музыка.3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М., Просвещение, 2016)
.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цели предмета:
· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
· обогащение знаний о музыкальном искусстве;
· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи предмета:
· развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
· понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
· освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
· изучение особенностей музыкального языка;
· формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета.
№ п.п |
Раздел |
Количество часов |
Контрольные уроки |
1 |
Россия - Родина моя |
5 |
Проект «Россия в песнях и стихах» |
2 |
День, полный событий |
4 |
Урок-концерт |
3 |
«О России петь – что стремиться в храм» |
7 |
Итоговое тестирование учащихся |
4 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
3 |
Масленица – праздник русского народа. |
5 |
В музыкальном театре |
6 |
|
6 |
«В концертном зале » |
5 |
|
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
4 |
Итоговый контрольный урок |
Итого |
|
34 |
|
Календарно - тематическое планирование.
№п/п |
Разделы и темы |
Колчас |
Дата |
I четверть |
|||
Россия - Родина моя (5 ч) |
|||
1 |
Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) |
1 |
|
2 |
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») |
1 |
|
3 |
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. |
1 |
|
4 |
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева |
1 |
|
5 |
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. |
1 |
|
День, полный событий (4 ч) |
|||
6 |
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) |
1 |
|
7 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») |
1 |
|
8 |
Детские образы М. Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П. Чайковского («Детский альбом») |
1 |
|
9 |
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». |
1 |
|
II четверть |
|||
«О России петь – что стремиться в храм» (7 ч) |
|||
10 |
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова) |
1 |
. |
11 |
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов |
1 |
|
12 |
Образ матери в современном искусстве. |
1 |
|
13 |
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) |
1 |
|
14 |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. |
1 |
|
15 |
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. |
1 |
|
16 |
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся. |
1 |
|
III четверть |
|||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) |
|||
17 |
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе |
1 |
|
18 |
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля |
1 |
|
19 |
Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова |
1 |
|
«В музыкальном театре» (6 ч) |
|||
20 |
Опера «Руслан и Людмила»М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.. |
1 |
|
21 |
Опера «Руслан и Людмила»М.Глинки. Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. |
1 |
|
22 |
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). |
1 |
|
23 |
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова |
1 |
|
24 |
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского
|
1 |
|
25 |
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова |
1 |
|
«В концертном зале » (2 ч) |
|||
26 |
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. |
1 |
|
27 |
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение. |
1 |
|
IV четверть |
|||
«В концертном зале» (3 ч) |
|||
28 |
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» |
1 |
|
29 |
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части). Особенности интонационно-образного развития образов. |
1 |
|
30 |
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения) |
1 |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч) |
|||
31 |
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. |
1 |
|
32 |
Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора |
1 |
|
33 |
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») |
1 |
|
34 |
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса. Итоговый контрольный урок. |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.