Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»________________________________________ |
Рабочая программа
Музыка
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 4
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Учебно – методический комплект:
1.Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс», М.: Просвещение, 2013
«________»________________
_________ (Васильева О. И.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету музыка.
УМК:
1.Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс», М.: Просвещение, 2013
3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс»: Тетрадь для учащихся 3 класса, М.: Просвещение, 2013
4.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс»: Пособие для учителя/сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.: Просвещение, 20045.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс» - (CD mp3, М.: Просвещение, 2009)
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения музыки в 4 классе из расчёта 1 час в неделю.
Цели:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,
- к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Программой предусмотрено изучение разделов:
№ п/п |
Изучаемый материал |
Количество часов |
1. |
Россия – Родина моя |
4 |
2. |
О России петь - что стремиться в храм |
4 |
3. |
День, полный событий |
4 |
4. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло |
4 |
5. |
В концертном зале |
8 |
6. |
В музыкальном театре |
4 |
7. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
6 |
|
Итого |
34 часа |
Содержание учебного предмета
1.Россия – Родина моя(4 ч)
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!
2. О России петь – что стремиться в храм (3ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник
3. День, полный событий (5ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки!!! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Композитор – имя ему народ. Народные песни. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей» Белорусская народная сказка. Народные праздники. Троица
5. В концертном зале (8 ч)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Ноктюрн. Вариации на тему рококо.
Сюита.Старый замок Счастье в сирени живет…. «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий.. Царит гармония оркестра
6. В музыкальном театре (4 ч)
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка.
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского Русский Восток. Сезам, откройся. Балет «Петрушка»
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек Музыкальные инструменты (гитара).. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
· узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
· продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
· продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
· высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
· продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
· эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
· показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
· выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, пластические движения);
· охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
· определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
· исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса
( 34 недели , 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока |
Наименование разделов и тем
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата по плану |
Дата по факту |
Россия-Родина моя (4ч) |
||||
1 |
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
|
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
|
|
2 |
Как сложили песню. Звучащие картины.. |
|
|
|
3 |
«Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
|
|
|
4 |
«Я пойду по полю белому…», « На великий праздник собралася Русь!» |
|
|
|
«О России петь, что стремиться в храм» (3ч ) |
||||
5 |
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.
|
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственные музыкально- исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
|
|
6 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. |
|
|
|
7
|
Родной обычай старины. Светлый праздник |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
«День, полный событий» (5ч) |
||||
8 |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» |
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений, распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Участвовать в коллективно музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др. ). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
|
|
|
9 |
«Зимнее утро», «Зимний вечер» |
|
|
|
10 |
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда |
|
|
|
11 |
Ярмарочное гулянье.
|
|
|
|
12 |
Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…». |
|
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) |
||||
13 |
Композитор – имя ему народ..Народные песни |
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (Хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять приемы мелодично варьирования на предлагаемые тексты. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственные исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
|
|
14 |
Музыкальные инструменты России |
|
|
|
15
|
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка
|
|
|
|
16 |
Народные праздники. Троица |
|
|
|
В концертном зале (8 ч) |
||||
17 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Ноктюрн. |
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
|
|
18 |
Вариации на тему рококо. |
|
|
|
19 |
Сюита.Старый замок.
|
|
|
|
20 |
Счастье в сирени живет… |
|
|
|
21 |
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
|
|
|
|
22 |
Танцы, танцы, танцы… |
|
|
|
23 |
Патетическая соната. |
|
|
|
24 |
Годы странствий.. Царит гармония оркестра |
|
|
|
В музыкальном театре (4 ч) |
||||
25 |
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Музыкальный образ.Танцы: полонез, мазурка
|
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с исполнением знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
|
|
|
|
||||
26 |
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского |
|
|
|
27 |
. Русский Восток. Сезам, откройся |
|
|
|
28 |
Балет «Петрушка» |
|
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч) |
||||
29 |
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. |
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их зависимости и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостаятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
|
|
30 |
Мастерство исполнителя. |
|
|
|
31 |
.В каждой интонации спрятан человек |
|
|
|
32 |
Музыкальные инструменты (гитара). |
|
|
|
33 |
Музыкальный сказочник. |
|
|
|
34 |
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: 34ч |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.