рабочая программа по музыке 4 класс

  • docx
  • 24.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, по УМК "Школа России"
Иконка файла материала музыка.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Горекинская основная общеобразовательная школа

Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края

Принята:

На педагогическом совете школы

Протокол №_________________________

«__»___________________________

Утверждено

Директор МОУ Горекинская ООШ

Харин Р. В.__________________

«__»________________________________________

Рабочая программа

Музыка

Учитель: Васильева О. И.

Год составления: 2020-2021 учебный год

Класс: 4

Общее количество часов по плану: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Учебно – методический комплект:

1.Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс», М.: Просвещение, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«________»________________                                                                                               

_________ (Васильева О. И.)

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-     Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-     Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-     Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;

¾              Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

-     Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

-     Примерная программа по предмету музыка.

УМК:

1.Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс», М.: Просвещение, 2013

3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс»: Тетрадь для учащихся 3 класса, М.: Просвещение, 2013

4.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс»: Пособие для учителя/сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.: Просвещение, 20045.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс» - (CD mp3, М.: Просвещение, 2009)

  Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения музыки в 4 классе из расчёта 1 час в неделю.

Цели:

 - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,

- к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Программой предусмотрено изучение разделов:

№ п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1.

Россия – Родина моя

4

2.

О России петь - что  стремиться в храм

4

3.

День, полный событий

4

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

5.

В концертном зале

8

6.

В музыкальном театре

4

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6

 

Итого

34 часа

 

Содержание учебного предмета

1.Россия – Родина моя(4 ч) 

Мелодия. Ты запой мне ту песню…  Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

2. О России петь – что стремиться в храм (3ч)

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник

3. День, полный событий (5ч)

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки!!! Три чуда.  Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Композитор – имя ему народ. Народные песни. Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей» Белорусская народная сказка. Народные праздники. Троица

 5. В концертном зале (8 ч)

 Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель).Ноктюрн. Вариации на тему рококо.

Сюита.Старый замок Счастье в сирени живет…. «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий.. Царит гармония оркестра

6. В музыкальном театре (4 ч)

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка.

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского Русский Восток. Сезам, откройся. Балет «Петрушка»

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч)

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек Музыкальные инструменты (гитара)..  Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.

Планируемые результаты освоения курса

 В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

К концу 4 класса обучающиеся научатся:

·                      узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

·                     продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

·                     продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

·                     высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

·                     продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

·                     эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

·                     показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

·                     выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, пластические движения);

·                     охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

·                     определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

·                     использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

·                     исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,  импровизация и др.).

Календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса

( 34 недели , 1 час в неделю, всего 34 часа)

 

№ урока

Наименование разделов и тем

 

Характеристика  деятельности учащихся

 

 Дата по плану

 Дата по факту

Россия-Родина моя (4ч)

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

 

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

 

2

Как сложили песню. Звучащие картины..

 

 

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

 

 

4

«Я пойду по полю белому…», « На великий праздник собралася  Русь!»

 

 

«О России петь, что стремиться в храм» (3ч )

5

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.

 

 

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственные музыкально- исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

 

 

6

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

 

 

7

 

Родной обычай старины. Светлый праздник

 

 

 

 

 

 

«День, полный событий» (5ч)

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений, распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

Участвовать в коллективно музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др. ).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

 

 

 

 

9

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

 

 

10

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда

 

 

11

Ярмарочное гулянье.  

 

 

 

12

Святогорский монастырь. «Приют, сияньем  муз одетый…».  

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

13

Композитор – имя ему народ..Народные песни

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (Хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять приемы мелодично варьирования на предлагаемые тексты.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственные исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

 

 

14

Музыкальные инструменты России

 

 

15

 

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка

 

 

 

16

 Народные праздники. Троица

 

 

В концертном зале (8 ч)

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель).Ноктюрн.

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

 

 

18

Вариации на тему рококо.

 

 

19

Сюита.Старый замок.

 

 

 

20

Счастье в сирени живет…

 

 

21

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

 

 

 

22

Танцы, танцы, танцы…

 

 

23

Патетическая соната.

 

 

24

Годы странствий.. Царит гармония оркестра

 

 

В музыкальном театре (4 ч)

25

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Музыкальный образ.Танцы:

полонез, мазурка

 

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с исполнением знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

 

 

 

 

26

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского

 

 

27

. Русский Восток. Сезам, откройся

 

 

28

Балет «Петрушка»

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч)

29

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их зависимости и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостаятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

 

 

30

Мастерство исполнителя.

 

 

31

.В каждой интонации спрятан человек

 

 

32

Музыкальные инструменты (гитара).

 

 

33

Музыкальный сказочник.

 

 

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок

 

 

 

 

 

 

Итого: 34ч