ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5 класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2016) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
|
Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской |
«Музыка. 5 класс» |
5 класс |
М.: Просвещение, 2016 |
|
Цель:
развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся..
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики». В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· метод эмоциональной драматургии;
· метод интонационно-стилевого постижения музыки;
· метод художественного контекста;
· метод создания «композиций»;
· метод перспективы и ретроспективы;
· метод игры.
Планируемые результаты:
Личностные :
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
· формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
· формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные:
Учащиеся научатся:
· логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
· применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
· обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
· осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
· использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
· пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
· научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
· удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Предметные:
У учащихся будут сформированы:
· первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
· основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
· активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
· слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
· ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
· наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
· моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
· использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
· воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
· ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
· творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
· оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета:
Информация о количестве учебных часов:
Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 5 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|
Комплексная контрольная работа |
проект |
|||
1 |
«Музыка и литература» |
17 |
1 |
Музыкальная викторина. |
2 |
«Музыка и изобразительное искусство» |
17 |
1 |
Тестирование. |
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Работа с одаренными детьми:
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток (в младшей школе) можно предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие музыкально одарённых детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Обязательным видом деятельности является участие в конкурсах, внеклассных мероприятиях. К примеру, проект создания собственного музыкального клипа – може увлечь ребят, так как учитываются интересы и уровни дарования каждого ребёнка в команде. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Основы деятельности педагога в работе с одаренными детьми. Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося, одготовки учащихся к концертной деятельности, организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.
Работы со слабоуспевающими учащимися:
1) Найти подход к ученику. Применять коуч-технологии, метод в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но и раскрытие потенциала ученика. То есть коучинг – это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат. С помощью данной методики можно способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у ученика уверенность в своих силах и в свои возможности. Ведь именно ситуация успеха — необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Для этого перед учеником ставим посильные задачи, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. И у детей появляется сильная мотивация, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.
2) разбивание класса на пары: сильный-слабый. Слабоуспевающих учеников прикреплять к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.
3) Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Такую работу проводить не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока.
4) При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю специальные задания. Учитывать объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.
5) Работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использовать активные методы обучения, которые вызывают у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку.
На первом же занятии со слабоуспевающими предложить детям самим решить, чего они ждут от урока, чего хотят достигнуть.
Все выше сказанные приемы и методы позволяют: раскрыть у детей свои способности; приобрести уверенность в себе, совершенствовать свои коммуникативные навыки, возможность формировать у учащихся творческое мышление, формировать опыт взаимодействия в коллективе.
Работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться учителем систематически.
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый;
фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
самостоятельная работа, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды/ формы контроля |
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
По плану |
По факту |
|
|||||||||||||||||||||
Раздел 1. Музыка и литература |
|
||||||||||||||||||||||
1 |
|
Что роднит музыку с литературой. |
Вводный |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Творческое задание. Викторины. Устный опрос. Тестирование. |
|
|
||||||||||||||||
2 |
|
|
Вокальная музыка. Песня. |
Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
|
||||||||||||||||||
3 |
|
|
Вокальная музыка. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
|
||||||||||||||||||
4 |
|
|
Вокальная музыка. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||||||||||||||||
5 |
|
|
Фольклор в музыке русских композиторов. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||||||||||||||||
6 |
|
|
Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
|
||||||||||||||||||
7 |
|
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки. |
Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. |
|
|
||||||||||||||||
8 |
|
|
Вторая жизнь песни. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки. |
|
|
||||||||||||||||
9 |
|
|
Вторая жизнь песни. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. |
|
|
||||||||||||||||
10 |
|
|
Всю жизнь мою несу родину в душе... |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. |
|
|
||||||||||||||||
11 |
|
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. |
|
|
||||||||||||||||
12 |
|
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) |
|
|
||||||||||||||||
13 |
|
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) |
|
|
||||||||||||||||
14 |
|
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. |
|
|
||||||||||||||||
15 |
|
|
Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова – «Садко» |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
знакомство с жанром мюзикла, разучивание отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыгрывание отдельные сцены. |
|
|
||||||||||||||||
16 |
|
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. |
|
|
||||||||||||||||
Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
17 |
|
|
Музыка в театре, кино, на телевидении. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства |
|
|
||||||||||||||||
18 |
|
|
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. |
|
|
|||||||||||||||
19 |
|
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством. |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. |
|
|
||||||||||||||||
20 |
|
|
Небесное и земное в звуках и красках. |
Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. |
|
|
||||||||||||||||
21 |
|
|
|
Звать через прошлое к настоящему. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» |
|
|
|||||||||||||||
22 |
|
|
Музыкальная живопись и живописная музыка |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) |
|
|
||||||||||||||||
23 |
|
|
Музыкальная живопись и живописная музыка. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. |
|
|
||||||||||||||||
24 |
|
|
|
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений); |
|
||||||||||||||||
25 |
|
|
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. |
|
|
|||||||||||||||
26 |
|
|
Волшебная палочка дирижера. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. |
|
|
||||||||||||||||
27 |
|
|
Образы борьбы и победы в искусстве. |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. |
|
|
||||||||||||||||
28 |
|
|
Застывшая музыка. |
Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой |
|
|
||||||||||||||||
29 |
|
|
Полифония в музыке и живописи. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса |
|
|
||||||||||||||||
30 |
|
|
Музыка на мольберте. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. |
|
|
||||||||||||||||
31 |
|
|
Импрессионизм в музыке и живописи. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. |
|
|
||||||||||||||||
32 |
|
|
О подвигах, о доблести, о славе |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества. |
|
|
||||||||||||||||
33 |
|
|
|
Мир композитора. |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. |
|
|
|||||||||||||||
34 |
|
|
Обобщающий урок учебного года |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем |
Обобщение музыкальных представлений |
|
|
||||||||||||||||
|
Предмет
Класс
Учитель
2021-2022 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплект:
· Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
· Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
· Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
· Музыка. Фоиохрсстоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
· Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Литература
1. Методические пособия для учителя.
· Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
· Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
· Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
· Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
· Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.
· Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По
· пов. СПб., 2002.
· Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.