I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Музыка» 6 класс.
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика – учебный предмет «Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности каждого ребенка с нарушением интеллекта; оценить уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Отличительные особенности программы:
-интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
-обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
-использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки).
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с проблемами в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных заведений.
Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
В связи с отсутствием учебников по учебному предмету «Музыка», составленной по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010., допускается частичное использование учебника
-Учебник. «Музыка» для 6 класса Науменко Т.И, Алеева В.В., М.: Дрофа, 2010 год.
4. Количество часов на учебный предмет «Музыка» 6 класс (1 час в неделю-34 часа в год).
Урок музыки в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Музыке» в 6 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается в 6 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки в 6 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 6 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 6 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
6 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по музыке на конец обучения (VII класс):
Минимальный уровень:
определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и в середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
различать песню, танец, марш;
умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);
владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
иметь представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас-балалайка);
иметь представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять выученные песни без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию песни, марши, танцы;
владеть элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Личностными результатами изучения музыки являются:
Предметными результатами изучения музыки являются:
· Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
· Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
· Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Обучающиеся должны знать:
знать и понимать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии, специальности;
- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни.
III. Содержание учебного предмета «Музыка» 6 класс.
Содержание музыкального образования школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.
Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.
Рабочая программа по музыке и пению состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Пение.
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки с мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: равность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительное быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передовая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки.
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В.Моцарт, Л.Бетховен, Э.Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальной викторины «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота.
Формирование о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т.д.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
6 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
Слушание песни Ю. Чичкова «Наташка-первоклашка». |
1 |
|
|
2. |
Пение песни Ю. Чичкова «Наташка-первоклашка». |
1 |
|
|
3. |
Творчество и биография В.А. Моцарта. |
1 |
|
|
4. |
Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина. |
1 |
|
|
5. |
Пение песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина. |
1 |
|
|
6. |
Музыкальная грамота. Лад. Мажор и минор. |
1 |
|
|
7. |
Разучивание песни Е. Крылатова «Лесной олень». |
1 |
|
|
8. |
Пение песни Е. Крылатова «Лесной олень». |
1 |
|
|
9. |
Разучивание песни «Веселый марш монтажников» Н.Рыбникова. |
1 |
|
|
10. |
Пение песни «Веселый марш монтажников» Н.Рыбникова. |
1 |
|
|
11. |
Разучивание песни «Три белых коня» Е.Крылатова. |
1 |
|
|
12. |
Пение песни «Три белых коня» Е.Крылатова. |
1 |
|
|
13. |
Симфонический оркестр. |
1 |
|
|
14. |
Разучивание песни Е.Крылатова «Кабы не было зимы». |
1 |
|
|
15. |
Пение песни Е.Крылатова «Кабы не было зимы». |
1 |
|
|
16. |
Разучивание песни А.Морозова «Волшебная сказка». |
1 |
|
|
17. |
Пение песни А.Морозова « Волшебная сказка». |
1 |
|
|
18. |
Тема Армии в песнях композиторов. |
1 |
|
|
19 |
Пение песни «Три танкиста» Д.Покрасса. |
1 |
|
|
20. |
Симфонический оркестр. |
1 |
|
|
21. |
Э.Григ. Жизнь и творчество. |
1 |
|
|
22. |
Разучивание песни В.Шаинского «Песенка про папу». |
1 |
|
|
23. |
Пение песни В.Шаинского «Песенка про папу». |
1 |
|
|
24. |
Разучивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна». |
1 |
|
|
25. |
Пение песни Ю.Визбора «Ты у меня одна». |
1 |
|
|
26. |
Разучивание песни М.Дунаевского «Мерси боку». |
1 |
|
|
27. |
Пение песни М.Дунаевского «Мерси боку». |
1 |
|
|
28 |
Разучивание песни Е.Крылатова «Крылатые качели». |
1 |
|
|
29. |
Симфонический оркестр. |
1 |
|
|
30. |
Пение песни Е.Крылатова «Крылатые качели». |
1 |
|
|
31. |
Тема Великой Отечественной войны в музыке. |
1 |
|
|
32. |
Разучивание песни Ю.Чичкова «Наша школьная страна». |
1 |
|
|
33. |
Пение песни Ю.Чичкова «Наша школьная страна». |
1 |
|
|
34. |
Музыкальная викторина «Угадай мелодию». |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.