Рабочая программа по музыке 6.2
Оценка 4.7

Рабочая программа по музыке 6.2

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл
10.11.2023
Рабочая программа по музыке 6.2
В данном документе вы найдёте программу по музыке для 6.2 для 3 класса
Музыка 3 класс.docx

 

Приложение к АОП НОО 6.2

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Музыка

УМК «Школа России»

 3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Долгова И.С.

учитель начальных классов

 

 

2023-2024 учебный год

п. Пятидорожное

 

                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для обучающихся  по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.).составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Чепелкиной Н.В. и предназначена для обучения учащихся 3 класса

·                     Составлена на основе:

·                    1.Федерального государственного образовательного стандарта  для обучающихся с ОВЗ

·                    2.Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»( программа 6.2)

Цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

                     формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

                     воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

                     развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

                     освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

                     овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Задача:

Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цели коррекционной работы:

- развитие познавательной деятельности

- коррекция мелкой моторики  и формирование пространственных представлений

 - коррекция эмоционально-личностной сферы, учебной мотивации

- развитие высших психических функций

                             Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На основании учебного плана НОО МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»  на изучение учебного предмета « Музыка» отводится 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров учебного предмета

Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективногомузицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

 Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):

инвариантные:

модуль № 1 «Народная музыка России»;

модуль № 2 «Классическая музыка»;

модуль № 3 «Музыка в жизни человека»

вариативные:

модуль № 4 «Музыка народов мира»;

модуль № 5 «Духовная музыка»;

модуль № 6 «Музыка театра и кино»;

модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 8 «Музыкальная грамота»

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.

Инвариантные модули

 

Модуль № 1 «Народная музыка России»

 

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

Край, в котором ты живёшь

Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.

Виды деятельности обучающихся:

разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков;

диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края;

вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.

Русский фольклор

Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).

Виды деятельности обучающихся:

разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров;

участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие);

сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора;

вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным песням;

Русские народные музыкальные инструменты

Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов;

определение на слух тембров инструментов;

классификация на группы духовых, ударных, струнных;

музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;

двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;

слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов;

вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках.

Сказки, мифы и легенды

Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с манерой сказывания нараспев;

слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;

в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера;

создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям;

вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины.

Жанры музыкального фольклора

Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.

Виды деятельности обучающихся:

различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая;

определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей;

определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные);

разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации;

импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах);

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.

Народные праздники

Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;

разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации);

вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника;

посещение театра, театрализованного представления;

участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.

Первые артисты, народный театр

Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.

Виды деятельности обучающихся:

чтение учебных, справочных текстов по теме;

диалог с учителем;

разучивание, исполнение скоморошин;

вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.

Фольклор народов России

Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации;

определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);

разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах;

вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи;

творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России.

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.

Виды деятельности обучающихся:

диалог с учителем о значении фольклористики;

чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;

слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций;

определение приёмов обработки, развития народных мелодий;

разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке;

сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте;

обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения;

вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.

 

Модуль № 2 «Классическая музыка»

 

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

Композитор – исполнитель – слушатель

Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.

Виды деятельности обучающихся:

просмотр видеозаписи концерта;

слушание музыки, рассматривание иллюстраций;

диалог с учителем по теме занятия;

«Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз);

освоение правил поведения на концерте;

вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки.

Композиторы – детям

Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором;

подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;

определение жанра;

музыкальная викторина;

вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера.

Оркестр

Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром.

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыки в исполнении оркестра;

просмотр видеозаписи;

диалог с учителем о роли дирижёра, «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки;

разучивание и исполнение песен соответствующей тематики;

вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры.

Музыкальные инструменты. Фортепиано

Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с многообразием красок фортепиано;

слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов;

«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;

слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя;

демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами);

вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей).

Музыкальные инструменты. Флейта

Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов;

слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов;

чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Виды деятельности обучающихся:

игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;

музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов;

разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам;

вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём.

Вокальная музыка

Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов;

знакомство с жанрами вокальной музыки;

слушание вокальных произведений композиторов-классиков;

освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений;

вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона;

проблемная ситуация: что значит красивое пение;

музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов;

разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков;

вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов.

Инструментальная музыка

Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки;

слушание произведений композиторов-классиков;

определение комплекса выразительных средств;

описание своего впечатления от восприятия;

музыкальная викторина;

вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря музыкальных жанров.

Программная музыка

Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.

Виды деятельности обучающихся:

слушание произведений программной музыки;

обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором;

вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе.

Симфоническая музыка

Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов;

определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра;

слушание фрагментов симфонической музыки;

«дирижирование» оркестром;

музыкальная викторина;

вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра.

Русские композиторы-классики

Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии;

слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;

круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;

наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;

чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера;

вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;

вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.

Европейские композиторы-классики

Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии;

слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;

круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;

наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;

чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера;

вокализация тем инструментальных сочинений;

разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;

вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.

Мастерство исполнителя

Содержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки;

изучение программ, афиш консерватории, филармонии;

сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов;

беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»;

вариативно: посещение концерта классической музыки;

создание коллекции записей любимого исполнителя.

 

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»

 

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

Красота и вдохновение

Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.

Виды деятельности обучающихся:

диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека;

слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии;

двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»;

выстраивание хорового унисона – вокального и психологического;

одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра;

разучивание, исполнение красивой песни;

вариативно: разучивание хоровода

Музыкальные пейзажи

Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

Виды деятельности обучающихся:

слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы;

подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;

сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;

двигательная импровизация, пластическое интонирование;

разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте;

вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай моё настроение».

Музыкальные портреты

Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

Виды деятельности обучающихся:

слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей;

подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;

сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;

двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения;

разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки;

вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; игра-импровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов.

Какой же праздник без музыки?

Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

Виды деятельности обучающихся:

диалог с учителем о значении музыки на празднике;

слушание произведений торжественного, праздничного характера;

«дирижирование» фрагментами произведений;

конкурс на лучшего «дирижёра»;

разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику;

проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка;

вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа».

Танцы, игры и веселье

Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.

Виды деятельности обучающихся:

слушание, исполнение музыки скерцозного характера;

разучивание, исполнение танцевальных движений;

танец-игра;

рефлексия собственного эмоционального состояния после участияв танцевальных композициях и импровизациях;

проблемная ситуация: зачем люди танцуют;

ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра;

Музыка на войне, музыка о войне

Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы.

Виды деятельности обучающихся:

чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны;

слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения;

обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне?

Главный музыкальный символ

Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.

Виды деятельности обучающихся:

разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации;

знакомство с историей создания, правилами исполнения;

просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов;

чувство гордости, понятия достоинства и чести;

обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны;

разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы.

Искусство времени

Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.

Виды деятельности обучающихся:

слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения;

наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки;

проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека;

вариативно: программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль».

 

Модуль № 4 «Музыка народов мира»

 

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов.

Певец своего народа

Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством композиторов;

сравнение их сочинений с народной музыкой;

определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;

вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;

разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;

творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.

Музыка стран ближнего зарубежья

Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;

определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);

знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов;

определение на слух тембров инструментов;

классификация на группы духовых, ударных, струнных;

музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;

двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;

сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народовс фольклорными элементами народов России;

разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи;

творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.

Музыка стран дальнего зарубежья

Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие).

Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.

Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.

Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;

определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);

знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов;

определение на слух тембров инструментов;

классификация на группы духовых, ударных, струнных;

музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;

двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;

сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России;

разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи;

творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.

Диалог культур

Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством композиторов;

сравнение их сочинений с народной музыкой;

определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;

вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;

разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;

творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.

 

Модуль № 5 «Духовная музыка»

 

Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.

Звучание храма

Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.

Виды деятельности обучающихся:

обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов;

диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона; знакомство с видами колокольных звонов;

слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие);

выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором;

двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне;

ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок;

вариативно: просмотр документального фильма о колоколах;

сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов.

Песни верующих

Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

Виды деятельности обучающихся:

слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания;

диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах;

знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания;

вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы;

рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

Инструментальная музыка в церкви

Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.

Виды деятельности обучающихся:

чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении;

ответы на вопросы учителя;

слушание органной музыки И.С. Баха;

описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств;

игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания);

звуковое исследование – исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа;

наблюдение за трансформацией музыкального образа;

вариативно: посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки.

Искусство Русской православной церкви

Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы.

Виды деятельности обучающихся:

разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки;

прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи;

анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики;

сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице;

вариативно: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах.

Религиозные праздники

Содержание: Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации.

В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания;

разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки;

вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников.

 

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»

 

Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

Музыкальная сказка на сцене, на экране

Содержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

Виды деятельности обучающихся:

видеопросмотр музыкальной сказки;

обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев;

игра-викторина «Угадай по голосу»;

разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки;

вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм».

Театр оперы и балета

Содержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;

просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя;

определение особенностей балетного и оперного спектакля;

тесты или кроссворды на освоение специальных терминов;

танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета;

разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы);

«игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля;

вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши.

Балет. Хореография – искусство танца

Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).

Виды деятельности обучающихся:

просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов;

музыкальная викторина на знание балетной музыки;

вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета;

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского -Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

слушание фрагментов опер;

определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения;

знакомство с тембрами голосов оперных певцов;

освоение терминологии;

звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний;

разучивание, исполнение песни, хора из оперы;

рисование героев, сцен из опер;

вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы.

Сюжет музыкального спектакля

Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля;

рисунок обложки для либретто опер и балетов;

анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон;

наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором;

вокализация, пропевание музыкальных тем, пластическое интонирование оркестровых фрагментов;

музыкальная викторина на знание музыки;

звучащие и терминологические тесты;

вариативно: создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета.

Оперетта, мюзикл

Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с жанрами оперетты, мюзикла;

слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра;

разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей;

сравнение разных постановок одного и того же мюзикла;

вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей.

Кто создаёт музыкальный спектакль?

Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие.

Виды деятельности обучающихся:

диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля;

знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников;

просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках;

обсуждение различий в оформлении, режиссуре;

создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей;

вариативно: виртуальный квест по музыкальному театру.

Патриотическая и народная тема в театре и кино

Содержание: История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения).

Виды деятельности обучающихся:

чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку;

диалог с учителем;

просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов;

обсуждение характера героев и событий;

проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;

разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев;

вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики.

 

Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»

 

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

Современные обработки классической музыки

Содержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

Виды деятельности обучающихся:

различение музыки классической и её современной обработки;

слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом;

обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки;

вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента;

Джаз

Содержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с творчеством джазовых музыкантов;

узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений;

определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию;

вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов.

Исполнители современной музыки

Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи.

Виды деятельности обучающихся:

просмотр видеоклипов современных исполнителей;

сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой);

вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций.

Электронные музыкальные инструменты

Содержание: Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах;

сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения;

подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму;

вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (например, Garage Band).

 

Модуль № 8 «Музыкальная грамота»

 

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

Весь мир звучит

Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звуками музыкальными и шумовыми;

различение, определение на слух звуков различного качества;

игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации;

артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков.

Звукоряд

Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с элементами нотной записи;

различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков;

пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»;

разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда.

Интонация

Содержание: Выразительные и изобразительные интонации.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера;

разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций;

слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций.

Ритм

Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз;

исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;

игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов;

разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;

слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);

Ритмический рисунок

Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз;

исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;

игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов;

разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;

слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);

Размер

Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Виды деятельности обучающихся:

ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах);

определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4;

исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами;

слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку;

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере.

Музыкальный язык

Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи;

определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений;

наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов);

исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками;

использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря.

Высота звуков

Содержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).

Виды деятельности обучающихся:

освоение понятий «выше-ниже»;

определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации;

наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра;

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.

Мелодия

Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками;

исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков;

вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.

Сопровождение

Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения;

различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения;

показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента;

различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш;

составление наглядной графической схемы;

импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах);

вариативно: исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах.

Песня

Содержание: Куплетная форма. Запев, припев.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со строением куплетной формы;

составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы;

исполнение песен, написанных в куплетной форме;

различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений;

вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.

Лад

Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух ладового наклонения музыки;

игра «Солнышко – туча»;

наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада;

распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора;

исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской;

вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах.

Пентатоника

Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов.

Виды деятельности обучающихся:

слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике

Ноты в разных октавах

Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с нотной записью во второй и малой октаве;

прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах;

определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент;

вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.

Дополнительные обозначения в нотах

Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с дополнительными элементами нотной записи;

исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.

Ритмические рисунки в размере 6/8

Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8;

исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов;

игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами;

разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;

слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);

вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8.

Тональность. Гамма

Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе).

Виды деятельности обучающихся:

определение на слух устойчивых звуков;

игра «устой – неустой»;

пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам;

освоение понятия «тоника»;

упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»;

вариативно: импровизация в заданной тональности.

Интервалы

Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.

Виды деятельности обучающихся:

освоение понятия «интервал»;

анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон);

различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту;

подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов;

разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении;

элементы двухголосия;

вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами.

Гармония

Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.

Виды деятельности обучающихся:

различение на слух интервалов и аккордов;

различение на слух мажорных и минорных аккордов;

разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движениемпо звукам аккордов;

вокальные упражнения с элементами трёхголосия;

определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений;

вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни.

Музыкальная форма

Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо;

слушание произведений: определение формы их строения на слух;

составление наглядной буквенной или графической схемы;

исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме;

вариативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы.

Вариации

Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

Виды деятельности обучающихся:

слушание произведений, сочинённых в форме вариаций;

наблюдение за развитием, изменением основной темы;

составление наглядной буквенной или графической схемы;

исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций;

вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности.

1.Освоение терминологии.                    5.Слушание музыки.

2.Изучение нотной грамоты.                 6.Пение.

3.Движения под музыку.

4.Театрализация.

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

 

1

Край, в котором ты живёшь

 1

Библиотека ЦОК

2

Русский фольклор

 1

Библиотека ЦОК

3

Русские народные музыкальные инструменты и народные песни

 1

Библиотека ЦОК

4

Жанры музыкального фольклора

 1

Библиотека ЦОК

5

Фольклор народов России

 1

Библиотека ЦОК

6

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

 1

Библиотека ЦОК

7

Композитор – исполнитель – слушатель

 1

Библиотека ЦОК

8

Композиторы – детям

 1

Библиотека ЦОК

9

Музыкальные инструменты. Фортепиано

 1

Библиотека ЦОК

10

Вокальная музыка

 1

Библиотека ЦОК

11

Инструментальная музыка

 1

Библиотека ЦОК

12

Русские композиторы-классики

 1

Библиотека ЦОК

13

Европейские композиторы-классики

 1

Библиотека ЦОК

14

Мастерство исполнителя

 1

Библиотека ЦОК

15

Музыкальные пейзажи

 1

Библиотека ЦОК

16

Танцы, игры и веселье

 1

Библиотека ЦОК

17

[Музыка на войне, музыка о войне

 1

Библиотека ЦОК

18

Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов

 1

Библиотека ЦОК

19

Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов

 1

Библиотека ЦОК

20

Образы других культур в музыке русских композиторов

 1

Библиотека ЦОК

21

Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов

 1

Библиотека ЦОК

22

[Религиозные праздники

 1

Библиотека ЦОК

23

Троица

 1

Библиотека ЦОК

24

Патриотическая и народная тема в театре и кино

 1

Библиотека ЦОК

25

Патриотическая и народная тема в театре и кино

 1

Библиотека ЦОК

26

Сюжет музыкального спектакля

 1

Библиотека ЦОК

27

Сюжет музыкального спектакля

 1

Библиотека ЦОК

28

Кто создаёт музыкальный спектакль

 1

Библиотека ЦОК

29

Исполнители современной музыки

 1

Библиотека ЦОК

30

Исполнители современной музыки

 1

Библиотека ЦОК

31

Особенности джаза

 1

Библиотека ЦОК

32

Электронные музыкальные инструменты

 1

Библиотека ЦОК

33

Интонация

 1

Библиотека ЦОК

34

Ритм

 1

Библиотека ЦОК

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 

              

Описание  учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методическое пособие.

Компьютер

Проектор, принтер, сканер.

Магнитная доска.


 

Приложение к АОП НОО 6.2

Приложение к АОП НОО 6.2

Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для обучающихся по

Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для обучающихся по

Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры

Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры

Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить…

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить…

Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка

Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка

Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки)…

Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки)…

Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание…

Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание…

России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов

Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов

Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов

Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов

Содержание: Симфонический оркестр

Содержание: Симфонический оркестр

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»

Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов

Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов

Гимна своей республики, города, школы

Гимна своей республики, города, школы

России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или…

России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или…

Модуль № 5 «Духовная музыка»

Модуль № 5 «Духовная музыка»

Инструментальная музыка в церкви

Инструментальная музыка в церкви

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие

Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие

Современные обработки классической музыки

Современные обработки классической музыки

Garage Band ). Модуль № 8 «Музыкальная грамота»

Garage Band ). Модуль № 8 «Музыкальная грамота»

Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим…

Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим…

Составление музыкального словаря

Составление музыкального словаря

Лад Содержание: Понятие лада

Лад Содержание: Понятие лада

Тональность. Гамма Содержание:

Тональность. Гамма Содержание:

Вариации Содержание: Варьирование как принцип развития

Вариации Содержание: Варьирование как принцип развития

Русские композиторы-классики 1

Русские композиторы-классики 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023