Рабочая программа по музыке Критская 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Оценка 5
docx
02.02.2020
Рабочая программа по музыке Критская 3 класс
музыка.docx

 

Пояснительная записка

       Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целями изучения предмета «Музыка» в начальной школе являются:

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика предмета, курса

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки,  знания и умения, приобретенные при ее изучении,  начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,  постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

     воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

    ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том чис­ле родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

    воплощать художественно-образное содержание и инто­национно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

       реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в раз­личных видах деятельности;

       организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и ис­пользовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

    соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

    наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

    общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

    реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

    использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

    владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

       исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

       определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

    оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творче­ства разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

     адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональ­ного и музыкально-поэтического творчества народов мира;

     оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представ­лять широкой публике результаты собственной музыкаль­но-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкаль­ные коллекции (фонотека, видеотека).

 

Содержание тем учебного предмета, курса

    Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

    Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

   Основные закономерности музыкального искусства.

   Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

   Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

   Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

   Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

   Музыкальная картина мира.

   Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

   Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

   Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

     Критерии отбора музыкального материала: это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

     Основные методические принципы: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

     Основные виды музыкальной деятельности:

   Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам

музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем

многообразии ее видов, жанров и форм.

   Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

   Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

   Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

   Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Описание содержания учебного предмета, курса

3 класс 1 час в неделю (всего – 34 часа)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

        Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

        Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

        Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». 

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

        Урок 6. Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».

        Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

        Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.

        Урок 9. Обобщающий  урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).  

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

        Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

        Урок 11-12. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

       Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 14. Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

       Урок 15. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Урок 16. Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

       Урок 17. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

       Урок 18. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).

      Урок 19. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н. Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

      Урок 20-21. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 22. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 23. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

        Урок 24. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

        Урок 25.  В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч)

        Урок 26. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

        Урок 27. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

Тема раздела: «В концертном зале» (2 ч)

        Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».  

       Урок 29-30. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)

      Урок 31. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

  Урок 32. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.

      Урок 33. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

 

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского.

      Урок 34. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Разделы и темы

Кол-во часов (программа)

Кол-во часов (рабочая программа)

Практика

Контрольные работы.

1.

Россия-Родина моя.

5

5

-

-

2.

День, полный событий.

4

4

-

-

3.

«О России петь – что стремиться в храм».

4

7

-

1

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

3

-

-

5.

В музыкальном театре.

6

6

-

-

6.

В концертном зале.

6

5

-

-

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

4

-

1

итого

34

34

-

2

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы и темы

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

Россия - Родина моя (5 ч)

 

 

1

Мелодия – душа музыки

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)

   

    Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

    Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

    Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

    Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи.

    Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

 

 

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)

 

 

3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.

 

 

4

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

 

 

5

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.

 

 

День, полный событий (4 ч)

 

 

6

День, полон событий. С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

   Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать  средства его воплощения.

    Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

    Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

    Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.

    Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

    Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

   

 

 

 

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

 

 

8

Детские образы М. Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и  П. Чайковского («Детский альбом»)

 

 

9

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

 

 

«О России петь – что стремиться в храм» (7 ч)

 

 

10

Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова).

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

    Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

  Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

    Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради

.

 

 

11

Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов.

 

 

12

Образ матери в современном искусстве.

 

 

13

Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

 

 

14

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

 

 

15

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

 

 

16

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

 

 

17

Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального  творчества.

    Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

    Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

    Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

    Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

 

 

 

18

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля

 

 

19

Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального  творчества.

    Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

    Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

    Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

    Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

 

 

 

«В музыкальном театре» (6 ч)

 

 

20

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора..

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).

    Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

    Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

    Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.

    Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

 

 

 

 

21

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

 

 

22

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).

 

 

23

Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова

 

 

24

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского

 

 

25

Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова

 

 

«В концертном зале » (5 ч)

 

 

26

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.

    Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

    Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

    Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

    Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры музыкальных инструментов.

    Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

 

 

 

27

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.

 

 

28

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

    Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

    Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

    Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры музыкальных инструментов.

    Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

 

 

 

29

Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части). Особенности интонационно-образного развития образов.

 

 

30

Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)

 

 

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч)

 

 

31

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

    Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

    Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

    Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

    Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

    Различать характерные черты языка современной музыки.

    Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

    Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

    Участвовать в подготовке заключительного  урока – концерта.

    Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

 

 

 

 

32

Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора

 

 

33

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)

 

 

34

Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

·      Слова и мелодию Гимна России;

·      Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

·      Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

·      Названия изученных жанров и форм музыки;

·      Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);

·      Названия изученных произведений и их авторов;

·      Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

·      Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

·      Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

·      Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

·      Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

·      Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

·      Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; 

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

- участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою

Предметные результаты изучения музыки

Предметные результаты изучения музыки

Выпускник получит возможность научиться: • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональ­ного и музыкально-поэтического творчества народов мира; • оказывать помощь…

Выпускник получит возможность научиться: • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональ­ного и музыкально-поэтического творчества народов мира; • оказывать помощь…

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений

Пение. Самовыражение ребенка в пении

Пение. Самовыражение ребенка в пении

Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть

Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть

Музыкальные темы-характеристики главных героев

Музыкальные темы-характеристики главных героев

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись

О России петь – что стремиться в храм» (7 ч) 10Два музыкальных обращения к

О России петь – что стремиться в храм» (7 ч) 10Два музыкальных обращения к

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки

Русь! Народная и профессиональная музыка

Русь! Народная и профессиональная музыка

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс

Рабочая программа по музыке Критская 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020