Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной по курсу «Музыка» утверждённой Министерством образования РФ;Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник для 1 класса под редакцией авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной по курсу «Музыка» др., Москва «Просвещение» 2012г. выпуска, обеспечивающие процесс обучения. Количество часов в неделю — 1, в год — 31 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия наэлектронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека»,
«Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки. Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
1. «Музыка вокруг нас».
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
2. «Музыка и ты».
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
Учебный план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
«Музыка вокруг нас». |
14 ч. |
2 |
«Музыка и ты». |
17 ч. |
|
Итого: |
31 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Музыка 1класс – 31 час
№ |
Тема раздела, урока |
Дата |
Примечание |
Музыка вокруг нас (14 часов) |
|||
1 |
«И муза вечная со мной!» Композитор – исполнитель – слушатель. С. 8-9 |
|
|
2 |
«Хоровод муз». Песни и танцы разных народов мира. С.10-11 |
|
|
3 |
«Повсюду музыка слышна». Песня, танец, марш. С.12-13 |
|
|
4 |
«Душа музыки – мелодия». Песни, танцы и марши – основа многообразных музыкальных впечатлений. С.14-15 |
|
|
5 |
«Музыка осени». Образы осени в литературе, музыке. Песни об осени. С.16-17 |
|
|
6 |
«Сочини мелодию». Выразительность и изобразительность в речи и в музыке. С.18-19 |
|
|
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. С.20-21 |
|
|
8 |
«Музыкальная азбука». Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. С.22-23 |
|
|
9 |
«Музыкальные инструменты». Народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. Н.Римский-Корсаков. «Садко». С.24-27 |
|
|
10 |
«Музыкальные инструменты». «Звучащие картины». Музыка народная и авторская в исполнении на арфе, свирели, гуслях, флейте. С. 28-31 |
|
|
11 |
«Разыграй песню». Песня – основа музыкальных впечатлений детей. С.32-33 |
|
|
12 |
«Пришло Рождество, начинается торжество». Рождественские колядки и песни народов мира. С.34-35 |
|
|
13 |
«Родной обычай старины». Рождественские песни. С.36-37 |
|
|
14 |
«Добрый праздник среди зимы». Музыка в жизни человека. С.38-39 |
|
3 чет |
Музыка и ты (17 часов) |
|||
15 |
«Край, в котором ты живёшь». Музыкальные произведения о Родине, о красоте родной природы. С.42-43 |
|
|
16 |
«Поэт, художник, композитор». Своеобразие произведений в выражении чувств человека. |
|
|
17 |
«Музыка утра». . С.46-47 |
|
|
18 |
«Музыка вечера». С.48-49 |
|
|
19 |
«Музыкальные портреты». Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. С.50-51 |
|
|
20 |
«Разыграй сказку». Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. С. 52-53 |
|
|
21 |
«У каждого свой музыкальный инструмент». Музыкальные инструменты С.54-55 |
|
|
22 |
«Музы не молчали». Героические образы в искусстве. С.56-57 |
|
|
23 |
«Музыкальные инструменты». Сопоставление тембров, имитация игры на них. С.58-59 |
|
|
24 |
«Мамин праздник». С. 60-61 |
|
|
25 |
«Музыкальные инструменты». С. 62-65 |
|
|
26 |
«Звучащие картины». Музыкальные инструменты. С.66-67 |
|
|
27 |
«Музыка в цирке». Песни о животных.Своеобразие музыкальных инструментов. С.68-69 |
|
|
28 |
«Дом, который звучит». Путешествие в музыкальный театр. С.70-71 |
|
|
29 |
«Опера-сказка». Песенность, танцевальность, маршевость в оперной и балетной музыке. С. 72-73 |
|
|
30 |
«Ничего на свете лучше нету…». С.74-75 |
|
|
31 |
«Музыка в жизни ребёнка». Итоговый урок.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.