Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине Русский язык
Оценка 5

Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине Русский язык

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
20.08.2022
Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине Русский язык
Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.07 Банковское дело социально-экономического профиля
2. РП Рус яз 1-Ф-1.docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики

 Краснодарского края

 

Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

«Новороссийский колледж радиоэлектронного Приборостроения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебного предмета

 

ОУД. 01 Русский язык

 

 

для специальности

 

38.02.07 Банковское дело

 

социально-экономического  профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

Рассмотрена

на заседании педагогического совета 

протокол № ___ от ________ 2021 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК НКРП

_______________    И.В. Сугаипова

___  ___________   2021 г.

 

Рассмотрена

Советом по методическим вопросам

протокол от __________ 2021 г. № __ Председатель

____________   Е.В. Кужилева

 

 

Одобрена

УМО общих гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол от ________ 2021  г. № __

Председатель УМО

______________  Л.В. Рузмикина

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета ОУД. 01 Русский язык предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 (ред. от 29.12.2014), требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности

38.02.07 Банковское дело (утв. приказом Минобрнауки РФ от 28 июля 2014 №837, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 18 августа 2014 г. № 33622), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

 

Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» (далее ГБПОУ КК НКРП)

Разработчик:

Преподаватели ГБПОУ КК НКРП

(должность, место работы)

 

 

____________________________

_____________

 

 

Л.Н. Добрынина

В.А. Дорохова

О.В. Кобелева

 

 

 

Рецензенты:

 

 

 Нефедова О.А.,

__________

преподаватель филологических дисциплин высшей категории ГАПОУ КК НКСЭ

 

Федорова Т.П.,

__________

 

преподаватель филологических дисциплин высшей категории ГАПОУ КК НКСЭ

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Общая характеристика учебного предмета

5

3

Место учебного предмета в учебном плане

11

4

Результаты освоения учебного предмета – личностные, метапредметные, предметные

 

11

5

Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования

 

14

6

Тематическое планирование

Тематический план

Характеристика основных видов учебной деятельности

 

23

27

7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645), рекомендаций «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), методических рекомендаций по формированию программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, рассмотренные научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края Протокол №2 от 23.04.2015 года, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)», одобренных Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО» Протокол №3 от 25.05.2017 г., рекомендации Министерства просвещения РФ от 14.04.2021г. «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования».

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

•        совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

•        формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

•        совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

•        дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков

 

1 Общая характеристика учебного предмета

 

Изучение предметной области «Филология» учебного предмета «Русский язык» обеспечивает:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) владение различными приемами редактирования текстов;

7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;

10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;

12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);

13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.

 

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание  и развитие обучающихся.

Формы организации обучения: индивидуальная; групповая; парная; коллективная.

Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.

При проведении занятий используются  активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом    и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В основу обучения русскому языку положен  системно-деятельностный подход,     при котором особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий.

Виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция с заранее запланированными ошибками; проблемная лекция; урок-экскурсия.

         Форма проведения таких занятий и их тематика зависят                                         от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся.     Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – гражданина, развивает общие креативные способности.

Ведущие формы и методы обучения:

-         методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

-         методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа     с книгой);

-         методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).

Методы и приёмы обучения:

-         обобщающая беседа по изученному материалу;

-         различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-         виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

-         составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ  в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);

-         наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию преподавателя;

-         изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-         письмо под диктовку;

-         комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

-         оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-         взаиморецензирование;

-         анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности                       и уместности их употребления;

-         разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-         лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-         разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи                                     и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;

-         аудирование;

-         информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста                  с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

-         создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей                     и жанров;

-         докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

-         участие в дискуссии;

-         создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

-         составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;

-         работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

-         работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);                                         

-         занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;                                  

-         составление тестов для самоконтроля;                                                            

-         подготовка докладов, сообщений;

-         работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов                                      с результирующим выбором и изложением актуального значения).                                                

 

Основной целью контроля и оценки освоения программы ОУД.01. Русский язык является оценка умений и знаний обучающихся.
Оценка умений осуществляется с использованием следующих форм                           и методов контроля:

-         для текущего контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, выполнение заданий в тестовой форме, орфографический                                        и пунктуационный  диктанты, изложения, сочинения, наблюдение                       за выполнением  индивидуального задания, наблюдение за выполнением практических заданий;

-         для промежуточной аттестации: экзамен.

         Методы оценки: количественные (отметки).

        Контроль и оценка освоения программы ОУД. 01 Русский язык проводится в кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Контроль и оценка освоения программы обучающимися проводятся                      за счет времени, выделенного учебным планом.

К промежуточной аттестации ОУД.01 Русский язык допускаются обучающиеся, выполнившие все практические задания по учебной дисциплине. Условие успешной сдачи экзамена – правильное выполнение 70% заданий.

Работа  по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, мастерские и т.д.

Рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение    в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению обучающимися данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение                  и углубление знаний обучающихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

         Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам). Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. В связи с этим предполагается выполнить различные формы творческих работ (подготовка и защита докладов), а также написание сочинений.

           Изучение учебного материала по русскому языку предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей (разноуровневые карточки, тесты по вариантам).

Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования планируется через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры:  художественная культура; социально-экономическая и правовая культура; культура здоровья и охрана жизнедеятельности; информационная культура.

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия обучающихся     с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении. Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования:  предметно-информационный; ценностно-ориентационный; деятельностно – коммуникативный.

Содержание предметно-информационной и деятельностно- коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания. Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». В связи с этим содержание регионального компонента курса русского языка реализуется следующим образом. Во-первых, включаются словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную    и духовную культуру края, и, во - вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей Кубани, историческую ономастику, топо - и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для Краснодарского края, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п. С целью воспитания патриотических чувств, любви к своей Малой Родине, формирования национального самосознания через художественные произведения, развития самообразовательной деятельности, ознакомления студентов  с произведениями русской литературы, созданными под впечатлением от пребывания на Кубани  и Кавказе, предусмотрено изучение регионального компонента в соответствующих разделах и темах.

Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка используются следующие методы: 

-         репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове преподавателя, беседах с обучающимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях, словарях  и т.д.); 

-         проблемно-поисковый (как ведущий);

-         коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

-         учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;

-          учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой                                           и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

-         учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

-         устный опрос;

-         тестирование, анкетирование;

-         комплексный анализ текста;

-         письменные работы, сочинения, изложения с творческим заданием, диктанты;

-         творческие работы (сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.).

 

Формы промежуточной аттестации - контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями - предусмотрены в виде экзамена.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

 

Учебный предмет ОУД.01 Русский язык относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ с учетом требований ФГОС СПО и социально-экономического профиля профессионального образования.

 

3 Результаты освоения учебного предмета - личностные, метапредметные, предметные

 

ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

-         личностных:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского  и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;

 готовность и способность к самостоятельной, творческой  и ответственной деятельности;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания      в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой   и ответственной деятель­ности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение   к непрерывному образо­ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

-         метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач    в процессе изуче­ния русского языка;

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор­мулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить                     ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской                           и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-         предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия   в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож­ностях русского языка;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

4 Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования

 

Содержание учебного предмета

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала:

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение                          в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении про­фессий СПО и специальностей СПО.

Освещение темы чемпионата WorldSkills (компетенция «Экономика») в средствах массовой информации.

 

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

 

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала:

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация                                    и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

 

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

Содержание учебного материала:

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

 

Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры

Содержание учебного материала:

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Составление деловых бумаг: автобиография, резюме, заявление.

 

Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры

Содержание учебного материала:

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

 

Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки

Содержание учебного материала:

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

 

Тема 1.6.  Текст, его признаки и структура

Содержание учебного материала:

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное

синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Информационная переработка текстов по специальности «Экономика» (план, тезисы).

 

Тема 1.7.  Функционально-смысловые типы речи

Содержание учебного материала:

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

 

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 

Тема 2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка

Содержание учебного материала:

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотно­шение буквы и звука. Фонетическая фраза.

 

Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение

Содержание учебного материала:

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетиче­ский разбор слова.

 

Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

Содержание учебного материала:

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произно­шение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфо­эпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллите­рация.

 

Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии

Содержание учебного материала:

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

 

Раздел 3. Лексикология и фразеология

 

Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы

Содержание учебного материала:

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

 

Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления

Содержание учебного материала:

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимство­ванная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологиче­ская лексика.

Профессиональная лексика.

 

Контрольная работа № 1 «Фонетика и лексика»

Содержание учебного материала:

         Контрольная работа по разделам «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», «Лексика                                     и фразеология».

 

Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас

Содержание учебного материала:

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явле­ния традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

 

Тема 3.4. Фразеология

Содержание учебного материала:

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеоло­гизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-­фразеологический разбор.

 

Тема 3.5. Лексические нормы

Содержание учебного материала:

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреб­лении фразеологических единиц и их исправление.

 

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

 

Тема 4.1. Понятие морфемы; многозначность, синонимия                                       и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Содержание учебного материала:

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

 

Тема 4.2.  Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Содержание учебного материала:

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Осо­бенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

 

Тема 4.3. Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок            и суффиксов в разных стилях речи

Содержание учебного материала:

Правописание приставок при- / пре-. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно­коренных слов.

 

Тема 4.4.  Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Содержание учебного материала:

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

 

Тема 4.5. Правописание сложных слов

Содержание учебного материала:

Правописание сложных слов.

 

Раздел 5. Морфология и орфография

 

Тема 5.1. Грамматические признаки слова

Содержание учебного материала:

            Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

            Основные выразительные средства морфологии.

 

Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание

Содержание учебного материала:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

 

Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление

Содержание учебного материала:

            Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

 

Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

            Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

            Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

            Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

 

Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

            Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

            Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

 

Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление

Содержание учебного материала:

            Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

            Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

            Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

            Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

            Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

            Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

 

Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

 

Тема 5.8. Слова категории состояния

Содержание учебного материала:

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

 

Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи

Содержание учебного материала:

            Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

            Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

            Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

            Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

            Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

            Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

            Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

         Употребление производных предлогов в деловой документации по специальности «Экономика».

 

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение

Содержание учебного материала:

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтак­сическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значе­ние словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

         Словосочетания разных видов связи по специальности «Экономика».

 

Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении

Содержание учебного материала:

Виды предложений по цели высказывания; восклицатель­ные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функ­ции и роль порядка слов в предложении.

 

Тема 6.3. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым

Содержание учебного материала:

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

 

Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста                                                 

Содержание учебного материала:

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

 

Тема 6.5.  Односоставные и неполные предложения               

Содержание учебного материала:

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

 

Тема 6.6. Осложненное простое предложение                                    

Содержание учебного материала:

            Осложненное простое предложение

            Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определе­ний. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление прило­жений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предло­жения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

         Обращения в профессиональной деятельности.

 

Тема 6.7.  Сложные предложения

 

Тема 6.7.1. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении        

Содержание учебного материала:

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

 

Тема 6.7.2.  Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении                                  

Содержание учебного материала:                                                 

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

         Сложноподчинённые предложения в профессиональной деятельности.

 

Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис»

Содержание учебного материала:

            Контрольная работа по разделам «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».

 

Тема 6.7.3.  Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Содержание учебного материала:

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

 

Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи                                           

Содержание учебного материала:

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые                                                 и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

 

Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи

Содержание учебного материала:

            Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

            Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

         Составление диалога по специальности  «Экономика» – деловая игра.

 

Экзамен

 

 

 

 

 

5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

С целью реализации основных направлений государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», современными потребностями экономики и общества, обеспечения подготовки востребованного, иквалифицированного, конкурентноспособного специалиста по учебному предмету ОУД.01 Русский язык увеличено количество часов с 39 до 117.

В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии углубленное изучение предмета ОУД. 01 Русский язык призвано обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся, а именно:

-       усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

-       овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;

-       формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;

-       использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, программы орфографического контроля, поисковые системы).

 

При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией профессиональной направленности. Усилена речевая и практическая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы: «Язык и речь», «Функциональные стили», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».

 

 

5.1 Тематический план учебного предмета

 

ОУД. 01 Русский язык

 

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Консультации

Всего

В том числе практические и лабораторные занятия

 

1 семестр

51

 

 

 

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

2

 

 

1

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

16

 

 

1.1

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности

2

 

 

1.2

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

2

 

 

1.3

Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры

4

 

 

1.4

Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры

2

 

 

1.5

Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки

2

 

 

1.6

Тема 1.6.  Текст, его признаки и структура

2

 

 

1.7

Тема 1.7.  Функционально-смысловые типы речи

2

 

 

2.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

 

 

2.1

Тема  2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка

2

 

 

2.2

Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение

2

 

 

2.3

Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

2

 

 

2.4

Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся  традиционным принципам русской орфографии

2

 

 

3

Раздел 3. Лексикология и фразеология

12

 

 

3.1

Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы

2

 

 

3.2

Тема 3.2.  Лексика с точки зрения её употребления

2

 

 

 

Контрольная работа № 1 «Фонетика и графика»

2

 

 

3.3

Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас

2

 

 

3.4

Тема 3.4. Фразеология

2

 

 

3.5

Тема 3.5. Лексические нормы

2

 

 

4

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

13

 

 

4.1

Тема 4.1. Понятие морфемы;  многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор  слова

2

 

 

4.2

Тема 4.2.  Способы словообразования. Словообразовательный анализ

2

 

 

4.3

Тема 4.3.  Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи

3

 

 

4.4

Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

3

 

 

4.5

Тема 4.5.  Правописание сложных слов

3

 

 

 

2 семестр

66

 

 

5

Раздел 5. Морфология и орфография

32

 

 

5.1

Тема 5.1. Грамматические признаки слова

2

 

 

5.2

Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание

4

 

 

5.3

Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление

4

 

 

5.4

Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление

4

 

 

5.5

Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление

2

 

 

5.6

Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление

6

 

 

5.7

Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление

2

 

 

5.8

Тема 5.8. Слова категории состояния

2

 

 

5.9

Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи

6

 

 

6

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

34

 

 

6.1

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение

2

 

 

6.2

Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении                       

2

 

 

6.3

Тема 6.3.  Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым

2

 

 

6.4

Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста

2

 

 

6.5

Тема 6.5.  Односоставные и неполные предложения

2

 

 

6.6

Тема 6.6. Осложненное  простое предложение

4

 

 

6.7

Тема 6.7. Сложные предложения

18

 

 

6.7.1

Тема 6.7.1.  Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в

сложносочиненном предложении

4

 

 

6.7.2

Тема 6.7.2.  Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

4

 

 

 

Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис»

2

 

 

6.7.3

Тема 6.7.3.  Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

4

 

 

6.7.4

Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

 

 

6.8

Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи

2

 

 

 

Экзамен

 

 

8

 

ИТОГО

117

 

 

 

 

5.2 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор­мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональ­ный тип речи, формулировать основную мысль художествен­ных текстов;

вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­разительности, уместности употребления языковых средств;

подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художе­ственных произведений;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русско­го литературного языка;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных син­таксических конструкций);

анализировать тексты разных жанров научного (учебно­ -научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин­формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических сло­варей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет

Морфемика,

словообразование,

орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста;

проводить морфемный, словообразовательный, этимологиче­ский, орфографический анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообра­зовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразова­ния в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, слово­образовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения право­писания и лексического значения слова

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра­зующей роли;

проводить морфологический, орфографический, пунктуаци­онный анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т. д.;

подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфо­грамм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения тексто­образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологи­ческий, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

комментировать ответы товарищей;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунк­туационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т.д.;

подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистиче­скую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

производить синонимическую замену синтаксических кон­струкций;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

    пунктуационно оформлять предложения с разными смысловы­ми отрезками; определять роль знаков препинания ;

составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

 

6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета

 

Основные источники:

1.     Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. Профессиональное образование. – МИЦ «Академия», 2019 г.

2.     Электронная библиотека https://profspo.ru

Дополнительные источники:

1.     Антонова Е.С., Воителева Т.М.  Русский язык. Учебник.  – МИЦ «Академия», 2012 г.

Интернет-ресурсы:

1.     www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

2.     www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

3.     www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

4.     www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

5.     www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

6.     www. gramota. ru (Справочная служба).

 

 

6.2 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебного предмета осуществляется

в учебном кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:

-         посадочные места по количеству обучающихся;

-         рабочее место преподавателя;

Оснащение учебного кабинета:

-         лингвистические словари;

-         электронные пособия;

-         художественная литература.

Технические средства обучения:

-       ноутбук;

-       телевизор

Учебно-методическое и программное обеспечение:

методические разработки занятий и мероприятий

Наглядные пособия:

-        комплект учебно-наглядных пособий по литературе;

-        тексты художественных произведений.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № ___ от ________ 2021 г

Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № ___ от ________ 2021 г

Содержание

Содержание

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета разработана на основе

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; • формирование функциональной грамотности и всех…

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; • формирование функциональной грамотности и всех…

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода

Методы и приёмы обучения: - обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - виды работ,…

Методы и приёмы обучения: - обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - виды работ,…

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: - работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов); - занятия в…

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: - работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов); - занятия в…

К онтроль и оценка освоения программы обучающимися проводятся за счет времени, выделенного учебным планом

К онтроль и оценка освоения программы обучающимися проводятся за счет времени, выделенного учебным планом

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия обучающихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного…

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия обучающихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного…

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их…

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их…

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого…

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого…

Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования

Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования

Публицистический стиль речи, его назначение

Публицистический стиль речи, его назначение

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения

Фольклорная лексика и фразеология

Фольклорная лексика и фразеология

Тема 5.1. Грамматические признаки слова

Тема 5.1. Грамматические признаки слова

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

Употребление союзов в простом и сложном предложении

Употребление союзов в простом и сложном предложении

Синонимия согласованных и несогласованных определений

Синонимия согласованных и несогласованных определений

Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение

Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии 2 3

Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии 2 3

Тема 5.1. Грамматические признаки слова 2 5

Тема 5.1. Грамматические признаки слова 2 5

Тема 6.6. Осложненное простое предложение 4 6

Тема 6.6. Осложненное простое предложение 4 6

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Лексикология и фразеология Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их…

Лексикология и фразеология Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их…

Синтаксис и пунктуация Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения тексто­образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный,…

Синтаксис и пунктуация Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения тексто­образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный,…

Справочная служба русского языка)

Справочная служба русского языка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022