Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«Новороссийский колледж радиоэлектронного Приборостроения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебного предмета
ОУД. 01 Русский язык
для специальности
38.02.07 Банковское дело
социально-экономического профиля
2021
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № ___ от ________ 2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК НКРП _______________ И.В. Сугаипова ___ ___________ 2021 г.
|
Рассмотрена Советом по методическим вопросам протокол от __________ 2021 г. № __ Председатель ____________ Е.В. Кужилева
|
|
Одобрена УМО общих гуманитарных и социальных дисциплин Протокол от ________ 2021 г. № __ Председатель УМО ______________ Л.В. Рузмикина
|
|
Рабочая программа учебного предмета ОУД. 01 Русский язык предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 (ред. от 29.12.2014), требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности
38.02.07 Банковское дело (утв. приказом Минобрнауки РФ от 28 июля 2014 №837, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 18 августа 2014 г. № 33622), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» (далее ГБПОУ КК НКРП)
Разработчик: Преподаватели ГБПОУ КК НКРП (должность, место работы) |
____________________________ _____________ |
Л.Н. Добрынина В.А. Дорохова О.В. Кобелева |
Рецензенты: |
|
|
Нефедова О.А., |
__________ |
преподаватель филологических дисциплин высшей категории ГАПОУ КК НКСЭ
|
Федорова Т.П., |
__________
|
преподаватель филологических дисциплин высшей категории ГАПОУ КК НКСЭ |
Содержание
|
|
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
4 |
2 |
Общая характеристика учебного предмета |
5 |
3 |
Место учебного предмета в учебном плане |
11 |
4 |
Результаты освоения учебного предмета – личностные, метапредметные, предметные |
11 |
5 |
Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования |
14 |
6 |
Тематическое планирование Тематический план Характеристика основных видов учебной деятельности |
23 27 |
7 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета |
30 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645), рекомендаций «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), методических рекомендаций по формированию программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, рассмотренные научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края Протокол №2 от 23.04.2015 года, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)», одобренных Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО» Протокол №3 от 25.05.2017 г., рекомендации Министерства просвещения РФ от 14.04.2021г. «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования».
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
1 Общая характеристика учебного предмета
Изучение предметной области «Филология» учебного предмета «Русский язык» обеспечивает:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Формы организации обучения: индивидуальная; групповая; парная; коллективная.
Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.
При проведении занятий используются активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В основу обучения русскому языку положен системно-деятельностный подход, при котором особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий.
Виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция с заранее запланированными ошибками; проблемная лекция; урок-экскурсия.
Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – гражданина, развивает общие креативные способности.
Ведущие формы и методы обучения:
- методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);
- методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);
- методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию преподавателя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:
- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
- занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;
- составление тестов для самоконтроля;
- подготовка докладов, сообщений;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
Основной
целью контроля и оценки освоения программы ОУД.01. Русский язык является оценка
умений и знаний обучающихся.
Оценка умений осуществляется с использованием следующих
форм и методов контроля:
- для текущего контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, выполнение заданий в тестовой форме, орфографический и пунктуационный диктанты, изложения, сочинения, наблюдение за выполнением индивидуального задания, наблюдение за выполнением практических заданий;
- для промежуточной аттестации: экзамен.
Методы оценки: количественные (отметки).
Контроль и оценка освоения программы ОУД. 01 Русский язык проводится в кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Контроль и оценка освоения программы обучающимися проводятся за счет времени, выделенного учебным планом.
К промежуточной аттестации ОУД.01 Русский язык допускаются обучающиеся, выполнившие все практические задания по учебной дисциплине. Условие успешной сдачи экзамена – правильное выполнение 70% заданий.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, мастерские и т.д.
Рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению обучающимися данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний обучающихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам). Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. В связи с этим предполагается выполнить различные формы творческих работ (подготовка и защита докладов), а также написание сочинений.
Изучение учебного материала по русскому языку предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей (разноуровневые карточки, тесты по вариантам).
Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования планируется через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры: художественная культура; социально-экономическая и правовая культура; культура здоровья и охрана жизнедеятельности; информационная культура.
Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия обучающихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении. Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационный; ценностно-ориентационный; деятельностно – коммуникативный.
Содержание предметно-информационной и деятельностно- коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания. Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». В связи с этим содержание регионального компонента курса русского языка реализуется следующим образом. Во-первых, включаются словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во - вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей Кубани, историческую ономастику, топо - и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для Краснодарского края, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п. С целью воспитания патриотических чувств, любви к своей Малой Родине, формирования национального самосознания через художественные произведения, развития самообразовательной деятельности, ознакомления студентов с произведениями русской литературы, созданными под впечатлением от пребывания на Кубани и Кавказе, предусмотрено изучение регионального компонента в соответствующих разделах и темах.
Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка используются следующие методы:
- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове преподавателя, беседах с обучающимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях, словарях и т.д.);
- проблемно-поисковый (как ведущий);
- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;
- учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- устный опрос;
- тестирование, анкетирование;
- комплексный анализ текста;
- письменные работы, сочинения, изложения с творческим заданием, диктанты;
- творческие работы (сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.).
Формы промежуточной аттестации - контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями - предусмотрены в виде экзамена.
2 Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет ОУД.01 Русский язык относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ с учетом требований ФГОС СПО и социально-экономического профиля профессионального образования.
3 Результаты освоения учебного предмета - личностные, метапредметные, предметные
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
- метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
4 Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования
Содержание учебного предмета
Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Содержание учебного материала:
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Освещение темы чемпионата WorldSkills (компетенция «Экономика») в средствах массовой информации.
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности
Содержание учебного материала:
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности
Содержание учебного материала:
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры
Содержание учебного материала:
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Составление деловых бумаг: автобиография, резюме, заявление.
Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры
Содержание учебного материала:
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки
Содержание учебного материала:
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Тема 1.6. Текст, его признаки и структура
Содержание учебного материала:
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Информационная переработка текстов по специальности «Экономика» (план, тезисы).
Тема 1.7. Функционально-смысловые типы речи
Содержание учебного материала:
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема 2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка
Содержание учебного материала:
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение
Содержание учебного материала:
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения
Содержание учебного материала:
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии
Содержание учебного материала:
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Раздел 3. Лексикология и фразеология
Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы
Содержание учебного материала:
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления
Содержание учебного материала:
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Профессиональная лексика.
Контрольная работа № 1 «Фонетика и лексика»
Содержание учебного материала:
Контрольная работа по разделам «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», «Лексика и фразеология».
Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас
Содержание учебного материала:
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Тема 3.4. Фразеология
Содержание учебного материала:
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Тема 3.5. Лексические нормы
Содержание учебного материала:
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
Тема 4.1. Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Содержание учебного материала:
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Тема 4.2. Способы словообразования. Словообразовательный анализ
Содержание учебного материала:
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Тема 4.3. Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи
Содержание учебного материала:
Правописание приставок при- / пре-. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Содержание учебного материала:
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Тема 4.5. Правописание сложных слов
Содержание учебного материала:
Правописание сложных слов.
Раздел 5. Морфология и орфография
Тема 5.1. Грамматические признаки слова
Содержание учебного материала:
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Основные выразительные средства морфологии.
Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание
Содержание учебного материала:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление
Содержание учебного материала:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление
Содержание учебного материала:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление
Содержание учебного материала:
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление
Содержание учебного материала:
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление
Содержание учебного материала:
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Тема 5.8. Слова категории состояния
Содержание учебного материала:
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи
Содержание учебного материала:
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Употребление производных предлогов в деловой документации по специальности «Экономика».
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение
Содержание учебного материала:
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Словосочетания разных видов связи по специальности «Экономика».
Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении
Содержание учебного материала:
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Тема 6.3. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым
Содержание учебного материала:
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста
Содержание учебного материала:
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Тема 6.5. Односоставные и неполные предложения
Содержание учебного материала:
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Тема 6.6. Осложненное простое предложение
Содержание учебного материала:
Осложненное простое предложение
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Обращения в профессиональной деятельности.
Тема 6.7. Сложные предложения
Тема 6.7.1. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Содержание учебного материала:
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Содержание учебного материала:
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Сложноподчинённые предложения в профессиональной деятельности.
Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис»
Содержание учебного материала:
Контрольная работа по разделам «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».
Тема 6.7.3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Содержание учебного материала:
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Содержание учебного материала:
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи
Содержание учебного материала:
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Составление диалога по специальности «Экономика» – деловая игра.
Экзамен
5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
С целью реализации основных направлений государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», современными потребностями экономики и общества, обеспечения подготовки востребованного, иквалифицированного, конкурентноспособного специалиста по учебному предмету ОУД.01 Русский язык увеличено количество часов с 39 до 117.
В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии углубленное изучение предмета ОУД. 01 Русский язык призвано обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся, а именно:
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, программы орфографического контроля, поисковые системы).
При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.
Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией профессиональной направленности. Усилена речевая и практическая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы: «Язык и речь», «Функциональные стили», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».
5.1 Тематический план учебного предмета
ОУД. 01 Русский язык
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Количество часов аудиторной нагрузки |
Консультации |
|
Всего |
В том числе практические и лабораторные занятия |
|||
|
1 семестр |
51 |
|
|
|
Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры |
2 |
|
|
1 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
16 |
|
|
1.1 |
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности |
2 |
|
|
1.2 |
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности |
2 |
|
|
1.3 |
Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры |
4 |
|
|
1.4 |
Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры |
2 |
|
|
1.5 |
Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки |
2 |
|
|
1.6 |
Тема 1.6. Текст, его признаки и структура |
2 |
|
|
1.7 |
Тема 1.7. Функционально-смысловые типы речи |
2 |
|
|
2. |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
8 |
|
|
2.1 |
Тема 2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка |
2 |
|
|
2.2 |
Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение |
2 |
|
|
2.3 |
Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения |
2 |
|
|
2.4 |
Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии |
2 |
|
|
3 |
Раздел 3. Лексикология и фразеология |
12 |
|
|
3.1 |
Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы |
2 |
|
|
3.2 |
Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления |
2 |
|
|
|
Контрольная работа № 1 «Фонетика и графика» |
2 |
|
|
3.3 |
Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас |
2 |
|
|
3.4 |
Тема 3.4. Фразеология |
2 |
|
|
3.5 |
Тема 3.5. Лексические нормы |
2 |
|
|
4 |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография |
13 |
|
|
4.1 |
Тема 4.1. Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова |
2 |
|
|
4.2 |
Тема 4.2. Способы словообразования. Словообразовательный анализ |
2 |
|
|
4.3 |
Тема 4.3. Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи |
3 |
|
|
4.4 |
Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов |
3 |
|
|
4.5 |
Тема 4.5. Правописание сложных слов |
3 |
|
|
|
2 семестр |
66 |
|
|
5 |
Раздел 5. Морфология и орфография |
32 |
|
|
5.1 |
Тема 5.1. Грамматические признаки слова |
2 |
|
|
5.2 |
Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание |
4 |
|
|
5.3 |
Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление |
4 |
|
|
5.4 |
Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление |
4 |
|
|
5.5 |
Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление |
2 |
|
|
5.6 |
Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление |
6 |
|
|
5.7 |
Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление |
2 |
|
|
5.8 |
Тема 5.8. Слова категории состояния |
2 |
|
|
5.9 |
Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи |
6 |
|
|
6 |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация |
34 |
|
|
6.1 |
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение |
2 |
|
|
6.2 |
Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении |
2 |
|
|
6.3 |
Тема 6.3. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым |
2 |
|
|
6.4 |
Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста |
2 |
|
|
6.5 |
Тема 6.5. Односоставные и неполные предложения |
2 |
|
|
6.6 |
Тема 6.6. Осложненное простое предложение |
4 |
|
|
6.7 |
Тема 6.7. Сложные предложения |
18 |
|
|
6.7.1 |
Тема 6.7.1. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
4 |
|
|
6.7.2 |
Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
4 |
|
|
|
Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис» |
2 |
|
|
6.7.3 |
Тема 6.7.3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
4 |
|
|
6.7.4 |
Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
2 |
|
|
6.8 |
Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи |
2 |
|
|
|
Экзамен |
|
|
8 |
|
ИТОГО |
117 |
|
|
5.2 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи |
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации; характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно -научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология |
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет |
Морфемика, словообразование, орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания ; составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. Профессиональное образование. – МИЦ «Академия», 2019 г.
2. Электронная библиотека https://profspo.ru
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. – МИЦ «Академия», 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
4. www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
5. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
6. www. gramota. ru (Справочная служба).
6.2 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебного предмета осуществляется
в учебном кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Оснащение учебного кабинета:
- лингвистические словари;
- электронные пособия;
- художественная литература.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- телевизор
Учебно-методическое и программное обеспечение:
методические разработки занятий и мероприятий
Наглядные пособия:
- комплект учебно-наглядных пособий по литературе;
- тексты художественных произведений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.