Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гжельская средняя общеобразовательная школа
с изучением предметов художественно-эстетического цикла
Утверждено приказом № ___ от _______ 202_ г. директор МОУ Гжельская средняя школа __________ Туляшева Н.М.
|
Рабочая программа по предмету
«Обществознание»
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Дементьев Александр Олегович,
учитель первой категории
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 6-х классов составлена в соответствии со следующими нормативными требованиями:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
4. Авторская программа Боголюбова Л. Н. (Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.)
5. Образовательная программа школы;
6. Учебный план на 2021-2022учебный год;
7. Положение о структуре, порядке и утверждения рабочих программ в МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла;
Исходя из основной цели курса — формирование у подростков доступных их
возрасту знаний об обществе и человеке, необходимых для их социальной адаптации в
период взросления.
В задачи курса входит:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской федерации;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Общее количество часов в учебном году на изучение предмета составляет 34 часа. Недельная нагрузка обучения — 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Авторская программа рассчитана на 35 учебных часа. Сокращение объёма учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель в соответствии с годовым календарным графиком (сокращение производится за счёт резервного времени, отведенного на итоговое повторение и обобщение).
В течение учебного года возможна корректировка выполнения рабочей программы за счет объединения часов в рамках одной темы, вынесения тем для самостоятельного изучения и применения форм дистанционного обучения.
Выбор формы и методов обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся каждого класса и изучаемой темы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
— межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно-мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.
Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям).
Ученик научится:
· использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
· характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
· в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
· характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
· приводить примеры основных видов деятельности человека;
· выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Ученик получит возможность научится:
· выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
· оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
· оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
· использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
· моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Содержание
Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Загадка человека |
12 |
3 |
Человек и его деятельность |
9 |
4 |
Человек среди людей |
11 |
5 |
Итоговое повторение и обобщение |
1 |
|
Итого |
34 |
В течение учебного года возможна корректировка выполнения рабочей программы за счет объединения часов в рамках одной темы, вынесения тем для самостоятельного изучения и применения форм дистанционного обучения.
Выбор формы и методов обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся каждого класса и изучаемой темы.
Календарно-тематическое планирование 6 «А»
№ п/п |
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока фактическая |
Электронное сопровождение урока |
1 |
1 |
Вводный урок. Что изучает предмет «обществознание»? |
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1123/ |
|
Загадка человека (12 ч) |
|
||||
2 |
1 |
Принадлежность к двум мирам |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/zagadka-cheloveka |
3 |
2 |
Принадлежность к двум мирам |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/zagadka-cheloveka |
4 |
3 |
Человек — личность |
|
|
https://videouroki.net |
5 |
4 |
Человек — личность Входной контроль. Тест |
|
|
https://videouroki.net |
6 |
5 |
Отрочество — особая пора |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni |
7 |
6 |
Отрочество — особая пора |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni |
8 |
7 |
Потребности и способности человека |
|
|
https://presentacii.ru/presentation/46610_prezentaciya-na-temu-potrebnosti-cheloveka-6-klass |
9 |
8 |
Потребности и способности человека |
|
|
https://presentacii.ru/presentation/46610_prezentaciya-na-temu-potrebnosti-cheloveka-6-klass |
10 |
9 |
Когда возможности ограниченны |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obshestvoznaniyu-6-klass-4191293.html |
11 |
10 |
Когда возможности ограниченны |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obshestvoznaniyu-6-klass-4191293.html |
12 |
11 |
Мир увлечений |
|
|
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/6_klass_obshestvoznanie_urok_mir_uvlechenij_120823.html |
13 |
12 |
Практикум к теме «Загадка человек» Тематический контроль. Тест |
|
|
https://infourok.ru/praktikum-po-teme-zagadka-cheloveka-2208657.html |
Человек и его деятельность (9 ч) |
|||||
14 |
1 |
Деятельность человека |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1126/ |
15 |
2 |
Деятельность человека |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1126/ |
16 |
3 |
Труд — основа жизни |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/conspect/255500/ |
17 |
4 |
Труд — основа жизни Полугодовая проверочная работа. Тест |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/conspect/255500/ |
18 |
5 |
Учение — деятельность школьника |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/conspect/255748/ |
19 |
6 |
Учение — деятельность школьника |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/conspect/255748/ |
20 |
7 |
Познание человеком мира и себя |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/conspect/255438/ |
21 |
8 |
Познание человеком мира и себя |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/conspect/255438/ |
22 |
9 |
Практикум к теме «Человек и его деятельность» Тематический контроль. Тест |
|
|
https://videouroki.net/razrabotki/produktivnyie-zadaniia-po-obshchiestvoznaniiu-6-7-klassy.html |
Человек среди людей (11 ч) |
|||||
23 |
1 |
Отношения с окружающими |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-klasse-mezhlichnostnie-otnosheniya-523344.html |
24 |
2 |
Отношения с окружающими |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-klasse-mezhlichnostnie-otnosheniya-523344.html |
25 |
3 |
Общение |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/20/prezentatsiya-po-obshchestvoznaniyu-tema-obshchenie |
26 |
4 |
Общение |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/20/prezentatsiya-po- obshchestvoznaniyu-tema-obshchenie |
27 |
5 |
Человек в группе |
|
|
https://www.uchportal.ru/load/143-1-0-81081 |
28 |
6 |
Человек в группе |
|
|
https://www.uchportal.ru/load/143-1-0-81081 |
29 |
7 |
Отношения со сверстниками |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7126/conspect/255562/ |
30 |
8 |
Конфликты в межличностных отношениях |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/conspect/255655/ |
31 |
9 |
Конфликты в межличностных отношениях |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/conspect/255655/ |
32 |
10 |
Семья и семейные отношения |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/conspect/255624/ |
33 |
11 |
Практикум к теме «Человек среди людей». ИТОГОВАЯ проверочная работа. Тест |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-konflikti-v-mezhlichnostnih-otnosheniyah-klass-61772.html |
34 |
1 |
Итоговое повторение и обобщение |
|
|
https://onlinetestpad.com/ru/testview/144667-test-po-obshhestvoznaniyu-6-klass |
Календарно-тематическое планирование 6 «Б»
№ п/п |
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока фактическая |
Электронное сопровождение урока |
1 |
1 |
Вводный урок. Что изучает предмет «обществознание»? |
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1123/ |
|
Загадка человека (12 ч) |
|
||||
2 |
1 |
Принадлежность к двум мирам |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/zagadka-cheloveka |
3 |
2 |
Принадлежность к двум мирам |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/zagadka-cheloveka |
4 |
3 |
Человек — личность |
|
|
https://videouroki.net |
5 |
4 |
Человек — личность Входной контроль. Тест |
|
|
https://videouroki.net |
6 |
5 |
Отрочество — особая пора |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni |
7 |
6 |
Отрочество — особая пора |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/01/otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni |
8 |
7 |
Потребности и способности человека |
|
|
https://presentacii.ru/presentation/46610_prezentaciya-na-temu-potrebnosti-cheloveka-6-klass |
9 |
8 |
Потребности и способности человека |
|
|
https://presentacii.ru/presentation/46610_prezentaciya-na-temu-potrebnosti-cheloveka-6-klass |
10 |
9 |
Когда возможности ограниченны |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obshestvoznaniyu-6-klass-4191293.html |
11 |
10 |
Когда возможности ограниченны |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obshestvoznaniyu-6-klass-4191293.html |
12 |
11 |
Мир увлечений |
|
|
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/6_klass_obshestvoznanie_urok_mir_uvlechenij_120823.html |
13 |
12 |
Практикум к теме «Загадка человек» Тематический контроль. Тест |
|
|
https://infourok.ru/praktikum-po-teme-zagadka-cheloveka-2208657.html |
Человек и его деятельность (9 ч) |
|||||
14 |
1 |
Деятельность человека |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1126/ |
15 |
2 |
Деятельность человека |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1126/ |
16 |
3 |
Труд — основа жизни |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/conspect/255500/ |
17 |
4 |
Труд — основа жизни Полугодовая проверочная работа. Тест |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/conspect/255500/ |
18 |
5 |
Учение — деятельность школьника |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/conspect/255748/ |
19 |
6 |
Учение — деятельность школьника |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/conspect/255748/ |
20 |
7 |
Познание человеком мира и себя |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/conspect/255438/ |
21 |
8 |
Познание человеком мира и себя |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/conspect/255438/ |
22 |
9 |
Практикум к теме «Человек и его деятельность» Тематический контроль. Тест |
|
|
https://videouroki.net/razrabotki/produktivnyie-zadaniia-po-obshchiestvoznaniiu-6-7-klassy.html |
Человек среди людей (11 ч) |
|||||
23 |
1 |
Отношения с окружающими |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-klasse-mezhlichnostnie-otnosheniya-523344.html |
24 |
2 |
Отношения с окружающими |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-klasse-mezhlichnostnie-otnosheniya-523344.html |
25 |
3 |
Общение |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/20/prezentatsiya-po-obshchestvoznaniyu-tema-obshchenie |
26 |
4 |
Общение |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/20/prezentatsiya-po- obshchestvoznaniyu-tema-obshchenie |
27 |
5 |
Человек в группе |
|
|
https://www.uchportal.ru/load/143-1-0-81081 |
28 |
6 |
Человек в группе |
|
|
https://www.uchportal.ru/load/143-1-0-81081 |
29 |
7 |
Отношения со сверстниками |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7126/conspect/255562/ |
30 |
8 |
Конфликты в межличностных отношениях |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/conspect/255655/ |
31 |
9 |
Конфликты в межличностных отношениях |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/conspect/255655/ |
32 |
10 |
Семья и семейные отношения |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/conspect/255624/ |
33 |
11 |
Практикум к теме «Человек среди людей». ИТОГОВАЯ проверочная работа. Тест |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-konflikti-v-mezhlichnostnih-otnosheniyah-klass-61772.html |
34 |
1 |
Итоговое повторение и обобщение |
|
|
https://onlinetestpad.com/ru/testview/144667-test-po-obshhestvoznaniyu-6-klass |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей от «____»
_________________20_____г. №________
Согласовано
Зам. директора по УВР Горелова Е.Е.
______________________________
«____»____________20___г.
План корректировки тем по предмету:
№ |
Предмет |
Класс |
Тема |
Пути ликвидаций отставаний в программном материале |
|
По программе |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.