Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования № 62»
г. Старая Купавна
Богородский городской округ Московская область
«Утверждаю»
Директор
________Л.А.Игнатьева
Пр. № 5/3 от 13.09.2021г.
Рабочая программа
по обществознанию
7 «А»»Б«В» класы
на 2021-2022 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Ткаченко Александр Сергеевич
2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Л. Н. Боголюбова и с учетом годового календарного графика на 2021-2022 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета обществознания.
Цели:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Задачи:
- создать содержательные и организационно – педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, учебных недель в году 34 недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения обучающимися 7 класса программы по обществознанию являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности:
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по обществознанию являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
Коммуникативные УУД
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами освоения программы по обществознанию является сформированность следующих умений:
1. Умение понимать связи между людьми в обществе:
2. Добывать и критически оценивать информацию.
3. Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
4. Обобщать.
5. Группировать.
6. Сравнивать факты, явления и понятия.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся к концу 7 класса научится:
1.Иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знать ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знать ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Уметь находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Обучающийся к концу 7 класс получит возможность научиться:
1. Применять знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимать их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
2. Быть привержены гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
3. Знать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
4. Понимать значения трудовой деятельности для личности и общества;
5. Понимать специфику познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
6. Понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;
7.Знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
8. Узнать новые возможности для коммуникации в современном обществе; уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
9. Понимать язык массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
10. Понимать значения коммуникации в межличностном общении;
11. Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса.
Введение
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе |
5 |
2 |
Глава II. Человек в экономических отношениях |
9 |
3 |
Глава III. Человек и закон |
17 |
4 |
Итоговый модуль.
|
3 |
5 |
Итого |
34 |
Освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ
Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
Должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоения основной образовательной программы в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности проведенной коррекционной работы.
Ключевые воспитательные задачи из модуля «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
ü установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
ü побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
ü привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
ü использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
ü применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
ü включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
ü организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
ü инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Так же учителями внедряются в школьный урок элементы финансовой грамотности. Актуальность вопросов финансовой грамотности продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны - лёгкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования всё больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан.
Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.
Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем финансовой грамотности. Учить этому необходимо с первых ступеней школьного образования. Реализация этого способствует формированию личности социально – развитого, критически мыслящего, конкурентно способного воспитанника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за своё будущее, за будущее своих близких, страны.
Календарно-тематическое планирование
по курсу обществознания на 2021– 2022 уч. год. 7 класс
|
№ п/п |
Тема урока |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
|||||||||||||||||
|
|
7а |
7б |
7в |
7а |
7б |
7в |
|
||||||||||||||
|
1 триместр Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.
|
|||||||||||||||||||||
|
1.-2 |
Что значит жить по правилам |
1.09.2021 – 03.09.2021 06.09.2021 - 10.09.2021
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
3-4 |
Права и обязанности граждан |
13.09.2021– 17.09.2021 20.09.2021– 24.09.2021
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
5 |
Почему необходимо соблюдать законы? |
27.09.2021– 01.10.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
11.10.2021 – 14.11.2021 |
|
|
|||||||||||||||||||
|
6 |
Защита Отечества. |
11.10.2021– 15.10.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
7-8 |
Для чего нужна дисциплина? |
18.10.2021– 22.10.2021 25.10.2021– 29.10.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
9 |
Виновен – отвечай. |
01.11.2021– 05.11.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
10 |
Кто стоит на страже закона |
08.11.2021– 12.11.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
2 триместр
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
11 |
Кто стоит на страже закона |
22.11.2021– 26.11.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
12 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Регулирование поведения людей в обществе» |
29.11.2021– 03.12.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Глава II. Человек в экономических отношениях
|
|
||||||||||||||||||||
|
13-14 |
Экономика и ее основные участники |
06.12.2021– 10.12.2021 13.12.2021– 17.12.2021 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
15-16 |
Золотые руки работника |
20.12.2021– 24.12.2021 27.12.2020– 30.12.2020 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
10.01.2022 – 20.02.2022 |
|
||||||||||||||||||||
|
17-18 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
10.01.2022– 14.01.2022 17.01.2022– 21.01.2022 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
19-20 |
Виды и формы бизнеса |
24.01.2022– 28.01.2022 31.01.2022– 04.02.2022 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
21-22 |
Обмен, торговля, реклама
|
07.02.2022– 11.02.2022 14.02.2022– 18.02.2022 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
3 триместр
|
|
||||||||||||||||||||
23-24 |
Деньги и их функции |
28.02.2022– 04.03.2022 07.03.2022– 11.03.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
25 |
Экономика семьи. |
14.03.2022– 18.03.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
26 |
Повторение и обобщение изученного по теме « Регулирование поведения людей в обществе |
21.03.2022– 25.03.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Глава III. Человек и природа. |
|
|||||||||||||||||||||
27 |
Воздействие человека на природу |
28.03.2022– 01.04.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
11.04.2022 – 29.05.2022 |
|
|||||||||||||||||||||
28 |
Охранять природу – значит охранять жизнь |
11.04.2022– 15.04.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
29-30 |
Закон на страже природы |
18.04.2022– 22.04.2022 25.04.2022– 29.04.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
31 |
Повторение и обобщение изученного по теме « Человек и природа» |
02.05.2022– 06.05.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Итоговый модуль |
|
|||||||||||||||||||||
32 |
Итоговое повторение |
09.05.2022– 13.05.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
33 |
Итоговое повторение |
16.05.2022– 20.05.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
34 |
Резерв |
23.05.2022– 29..05.2022 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2019.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное
обществознание : метод. пособие для учителя
с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2020.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 2019
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2019
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2020.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Лист корректировки
Календарно – тематического планирования
Предмет ________________________
Класс __________________________
Учитель ________________________
20____- 20____ учебный год
№ урока |
тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
Карантин
Или
Выходной день
или
Больничный лист |
Уплотнение программы
или
Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем
или
Объединением тем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей __________________
Протокол № ____
от ___________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ Ситушкина Р.Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.