Рабочая программа по обществознанию для 8 классов по ФГОС третьего поколения

  • pdf
  • 09.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ID1404388.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Управление образования администрации г.Оренбурга

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей истории и обществознания

председатель

______________Л.К. Галиева Протокол №1

от "27" 082022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________О.В.Макарова Протокол 1

от "27" 08  2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1296481) учебного предмета

«Обществознание»

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ "СОШ № 72"

______________О.Ю. Белка Приказ №261

от "28" 082022 г.

для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Белак Ирина Александровна учитель истории и обществознания Оренбург 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности нацио​нальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

—  воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового ​самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

—  развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

—  формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически ​осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

—  освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

—  создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

—  формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек в экономических отношениях

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.

Экономическая система и её функции. Собственность.

Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.

Производительность труда. Разделение труда.

Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.

Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.

Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.

Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.

Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.

Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.

Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.

Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.

Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.

Человек в мире культуры

Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.

Современная молодёжная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.

Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.

Образование в Российской Федерации. Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.

Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и

законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).  

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном

обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность

оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый

образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права

другого человека. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной

организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.    

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области

окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимо​связи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:  

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих

ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и

знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;        

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе

способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции

в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и

преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и

их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по

аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наи​более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием

ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,

исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и

форм  представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в

различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или

сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями

общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать

идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и

координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в

группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать

предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной

задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку

приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,

установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Человек в экономических отношениях

—  осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;

—  характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;

—  приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;

—  классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;

—  сравнивать различные способы хозяйствования;

—  устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;

—  использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;

—  определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;

—  решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;

—  овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безрабо​тицы;

—  извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;

—  анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

—  оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

—  приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;

—  приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);

—  осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек в мире культуры

—  осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;

—  характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;

—  приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;

—  классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

—  сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;

—  устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;

—  использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;

—  определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;

—  решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;

—  овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

—  осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;

—  анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;

—  оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;

—  использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;

—  приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

 

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях

 

 

 

 

 

1.1.

Экономика — основа жизнедеятельности человека

 

5

1

0

01.09.2022

30.09.2022

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах: описывать различные способы хозяйствования и формулировать основания для сравнения;

Контрольная работа;

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-poobshestvoznaniyu

1.2.

Рыночные отношения в экономике

5

0

0

03.10.2022 31.10.2022

Приводить примеры использования способов повышения эффективности производства: иллюстрировать на основе социальных фактов различные способы повышения его эффективности;

Тестирование;

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-poobshestvoznaniyu

1.3.

Финансовые отношения в экономике

5

0

0

07.11.2022 30.11.2022

Анализировать, обобщать, систематизировать, критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; выполнять задания к предложенным учителем фрагментам;

Устный опрос;

Письменный контроль;

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-poobshestvoznaniyu

1.4.

Домашнее хозяйство

3

0

0

01.12.2022

11.12.2022

Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их экономической рациональности: давать оценку рациональному распределению семейных ресурсов. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;

Устный опрос;

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-poobshestvoznaniyu

1.5.

Экономические цели и  функции государства

2

0

0

12.12.2022

25.12.2022

Выявлять причинно-следственные связи при изучении экономических явлений и процессов;

Тестирование;

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-poobshestvoznaniyu

Итого по разделу

20

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Человек в мире культуры

 

 

 

 

 

 

2.1.

Культура, её многообразие и формы

 

1

0

0

09.01.2023 16.01.2023

Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни:

различать в предлагаемых ситуациях формы культуры, выявлять их описания в тексте, составлять опорные схемы и планы;

Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры:

сопоставлять определённые примеры с указанными формами (видами) культуры, составлять собственные модельные примеры различных видов культуры;

Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм культуры в предлагаемых ситуациях и примерах;

Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности: описывать взаимовлияние различных форм культуры, современной молодёжной культуры и личностного развития личности;

Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры: составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи в процессе совместной работы. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Содействовать формированию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Устный опрос;

https://studref.com/453955/sotsiologiya/religiya_kultura

2.2.

Наука и образование в Российской Федерации

4

0

0

23.01.2023

26.02.2023

Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе образования в Российской Федерации: отбирать с заданных позиций приведённые в тексте описания;

Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить их сходства и различия в предлагаемых примерах;

Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий в области науки, образования, самообразования. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Осуществлять поиск информации об ответственности со- временных учёных в разных источниках: сопоставлять и Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных источниках: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную);

Приводить примеры политики Российского государства в сфере культуры и образования: отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и

СМИ;

Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования: выполнять индивидуальные и групповые проекты; Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности (получению образования);

Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном обществе;

Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном обществе;

Устный опрос;

https://studref.com/453955/sotsiologiya/religiya_kultura

 

2.3.

Роль  религии в жизни общества

 

2

0

0

01.03.2023

12.03.2023

;

Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях: различать в предлагаемых ситуациях мировые религии, особенности религии как социального института;

Сравнивать мировые и национальные религии: составлять сравнительную таблицу;

Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в

Российской Федерации в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную);

Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции; Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и создавать информационные тексты в различных форматах, в том числе цифровых;

Устный опрос;

https://studref.com/453955/sotsiologiya/religiya_kultura

2.4.

Роль искусства в жизни человека

 

2

0

0

13.03.2023

26.03.2023

;

Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам искусства;

Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для его характеристики;

Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы; Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни человека и общества в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудио- визуальную);

Формировать готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности в определении своего отношения к искусству как форме общественного сознания;

Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых;

Устный опрос;

https://studref.com/453955/sotsiologiya/religiya_kultura

 

2.5.

Роль информации в современном мире

 

1

0

0

10.04.2023

23.04.2023

Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе современного общества: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам информации;

Характеризовать информационную культуру и информационную безопасность: отбирать в тексте признаки информационной культуры, особенности информационной безопасности;

Приводить конкретные примеры правил информационной безопасности: моделировать ситуации, отражающие их действие и значение;

Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания факты общественной жизни, своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, пра- вилам безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;

Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете: составлять алгоритм безопасного поведения в Интернете, сопоставляя и обобщая информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную);

Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом; Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

Устный опрос;

рорр

Итого по разделу

10

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Итоговое повторение

 

 

 

 

 

3.1.

Защита проектов

4

0

0

08.05.2023 21.05.2023

Защита проектов;

Устный опрос;

 

Итого по разделу

4

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

1

0

 

 

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор

1

0

0

03.09.2022

Устный опрос;

2.

Экономическая система и ее функции. Собственность

1

0

0

10.09.2022

Тестирование;

3.

Производство – источник экономических благ.

Факторы производства.

Трудовая деятельность.

1

0

1

17.09.2022

Практическая работа;

4.

Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Производительность труда.Разделение труда

1

0

0

24.09.2022

Устный опрос;

5.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы

1

0

0

01.10.2022

Устный опрос;

6.

Рыночная экономика.

Конкуренция.

Многообразие рынков

1

0

0

08.10.2022

Контрольная работа;

7.

Спрос и предложение.

Рыночное равновесие.

Невидимая рука рынка

1

0

0

15.10.2022

Устный опрос;

8.

Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства

1

0

0

22.10.2022

Устный опрос;

9.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица

1

0

0

29.10.2022

Устный опрос;

 

10.

Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и

облигации

1

0

0

12.11.2022

Тестирование;

11.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платежная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание

1

0

0

19.11.2022

Устный опрос;

12.

Страховые услуги

1

0

0

26.11.2022

Устный опрос;

13.

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

0

0

03.12.2022

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

14.

Экономические функции домохозяйств

1

0

0

10.12.2022

Устный опрос;

15.

Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования

1

0

0

17.12.2022

Устный опрос;

16.

Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.Способы и формы сбережений

1

0

0

24.12.2022

Практическая работа;

17.

Экономические цели и функции государства

1

0

0

14.01.2023

Устный опрос;

18.

Доходы и расходы государства. Налоги. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции

1

0

0

21.01.2023

Письменный контроль;

 

19.

Обобщающий урок: Человек в экономических отношениях

1

1

0

28.01.2023

Практическая работа;

20.

Контрольная работа по разделу: Человек в экономических отношениях

1

0

1

04.02.2023

Тестирование;

21.

Культура, ее многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура

1

0

0

11.02.2023

Устный опрос;

22.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества

1

0

0

18.02.2023

Устный опрос;

23.

Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе

1

0

0

25.02.2023

Устный опрос;

24.

Образование в Российской Федерации.

Самообразование

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос;

25.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

26.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос;

27.

Национальные и мировые религии.

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос;

28.

Религии и религиозные объединения в Российской

Федерации

1

0

0

08.04.2023

Устный опрос;

29.

Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания

1

0

0

15.04.2023

Устный опрос;

 

30.

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества

1

0

0

22.04.2023

Устный опрос;

31.

Роль информации и информационных технологий в современном мире.

1

0

0

29.04.2023

Устный опрос;

32.

Информационная культура и информационная безопасность.

1

0

0

06.05.2023

Устный опрос;

33.

Итоговое обобщение

1

1

0

13.05.2023

Контрольная работа;

34.

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

1

0

20.05.2023

Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

2

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 8 кл. Издательство «Просвещение»;

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 кл. Издательство "Просвещение";

Лексин И.В., Черногор Н.Н.; под редакцией Никонова В.А. Обществознание. 8 кл. ООО «Русское слово-учебник»;

Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В. Обществознание. 8 кл. ООО «ДРОФА»; АО

«Издательство Просвещение»;

Гринберг Р.С, Королёва Г.Э., Соболева О.Б.; под общей редакцией Тишкова В.А. Обществознание. 8 кл. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;

Сорвин К.В., Давыдова Е.А., Кулакова Т.В., Фёдоров О.Д. Обществознание. 8 кл. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://coko38.ru/documents/gia11/stats/overall/overall_stats_2020_gia11.pdf

[2]  http://imoc.sheledu.ru/index.php/ege1/174-statistika-2

[3]  Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей.

Пинская М.А., 2009, с.2

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://coko38.ru/documents/gia11/stats/overall/overall_stats_2020_gia11.pdf

[2]  http://imoc.sheledu.ru/index.php/ege1/174-statistika-2

[3]  Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей.

Пинская М.А., 2009, с.2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы, справочный материал, оборудование класса

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

раздаточный материал