Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Куликовская средняя общеобразовательная школа»
Нагайбакского муниципального района Челябинской области
Рабочая программа учебного предмета
ОБЖ
10-11 классы
п. Северный
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов составлена на основе рабочих программдля общеобразовательных организацийпо предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-11 классов, авторыСмирнов А.Т. и Хренников Б.О., предметная линия учебников под ред. А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2018. Программа соответствует федеральномукомпоненту Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом регионального компонента и комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса ОБЖ. В программу включён раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляют рекомендации по формированию у обучающихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Кроме того, при разработке программы учтеныосновные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов,необходимых для качественной организации образовательного процесса.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на системно-деятельностном подходе к формированию у подростков современного уровня правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:
· углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
· расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
· совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
· распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
· окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
· применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
· анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
· обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
· формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрены по одному часу в неделю в каждом классе.
Объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне.
Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 138 ч на два года обучения (по 1 ч в неделю)
Содержание программы учебного предмета, курса для 10-11 классов
10 класс
Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. ЧС природного характера и их последствия. Рекомендации населению по обеспечениюличной безопасности в условиях ЧС природного характера. ЧС техногенного характера и их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.
Раздел 2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Раздел 3. ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ. Основные положения Конституции РФ, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодёжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на здоровье человека. Значение двигательной активности и физкультуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Модуль 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Раздел 6. ОСНОВЫОБОРОНЫГОСУДАРСТВА
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона. Основные виды оружия и их поражающие свойства. Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ).
Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. История создания Вооружённых Сил РФ. Памяти поколений – дни воинской славы России. Состав Вооружённых Сил РФ и управление Вооружёнными Силами РФ.
Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника СВ. Воздушно-космические силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.
Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Раздел 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Размещение и быт военнослужащих. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.
Организация караульной службы. Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.
Огневая подготовка. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
11 класс
Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.
Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правовой режим контртеррористической операции. Роль и место ГО в противодействии терроризму. Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Участие ВС РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.
Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Нравственность и здоровье. Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Понятие оВИЧ-инфекция и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Раздел 5. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Первая помощь при неотложных состояниях. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая помощь при остановке сердца.
Модуль 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Раздел 6. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства. Основные задачи современных Вооружённых Сил. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести.Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды.
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе.
Раздел 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Особенности военной службы. Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ.Строевой устав ВС РФ.
Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества. Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. Военнослужащий – специалист своего дела. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.
Прохождение военной службы по контракту. Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Тематическое планирование программы ОБЖ
10 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства |
13 |
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
3 |
|
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства |
17 |
|
|
Резерв |
2 |
|
ВСЕГО |
35 |
11 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства |
5 |
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
7 |
|
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства |
21 |
|
|
Резерв |
1 |
|
ВСЕГО |
34 |
Календарно-тематическое планирование по Основам безопасности жизнедеятельности, 10 класс, 35 ч
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс»: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова, «Просвещение»
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Наименование темы урока
|
Количество часов |
Элементы Содержания |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (13 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (6 ч) Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (3 ч) |
|||||
1 |
Автономное пребывание в природной среде
|
1 |
Добровольная и вынужденная автономия. Ориентирование на местности. Движение по азимуту. Разведение костра. |
Знать основные способы ориентирования. Уметь двигаться по азимуту и разводить костер. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§1- 2 с.6-15
|
|
2 |
Личная безопасность на дорогах |
1 |
Основные обязанности пешеходов. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
Знать опасныеситуации на дорогах. Уметь оценивать уровень опасности на дорогах и в транспорте, действовать в соответствии с ПДД. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§3 с.16-21
|
|
3 |
Личная безопасность вкриминогенных ситуациях |
1 |
Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Профилактика насилия. |
Знать опасные криминогенные ситуации. Уметь оценивать уровень опасности и принимать адекватные решения. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§4 с.22-25
|
|
|
|
|
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (2 ч) |
|
||||
4 |
Чрезвычайные ситуации природного характера |
1 |
Последствия ЧС природного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности. |
Знать основные ЧС природного характера. Уметь действовать в соответствии с рекомендациями |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§5-6 с.26-37
|
|
5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера |
1 |
Последствия ЧС техногенного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности. |
Знать основные ЧС техногенного характера. Уметь действовать в соответствии с рекомендациями по обеспечению личной безопасности.
|
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§7-8 с.38-47
|
|
|
|
|
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 ч) |
|
||||
6 |
Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона |
1 |
Основные угрозы военной безопасности для РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. |
Знать основные угрозы военной безопасности для РФ. Иметь представление о характере и особенностях современной войны. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§9-10 с.48-55
|
|
|
|
|
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера (1 ч) Тема 4. Нормативно-правовая база по защите населения от ЧС природного и техногенного характера (1 ч) |
|||||
7 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) |
1 |
Федеральные законы РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС. Структура и задачи системы РСЧС. |
Знать основные права и обязанности граждан РФ по защите от ЧС природного и техногенного характера. Иметь представления о структуре и задачах системы РСЧС. |
Проверка рабочих тетрадей |
Конституция РФ, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» |
§11-12 с.56-63
|
|
|
|
|
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (6 ч) Тема 5. Экстремизм и терроризм (6 ч) |
|||||
8 |
Терроризм |
1 |
Классификация видов терроризма. Особенности терроризма в РФ. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния |
Знать основные тенденции современного терроризма в мире и в РФ. Уметь противостоять попыткам вовлечения в террористическую деятельность. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «О противодействии терроризму» |
§13-14 с.64-75
|
|
9 |
Экстремизм |
1 |
Виды и направления экстремисткой деятельности. Основные принципы и направления противодействия экстремисткой деятельности |
Знать основные принципы и направления противодействия экстремизму. Уметь противостоять пропаганде идей экстремизма в обществе. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» |
§15-16 с.76-87
|
|
10 |
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
|
1 |
Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремисткой деятельности». Обеспечение национальной безопасности РФ |
Знать основные термины и понятия ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремисткой деятельности». Иметь представление о национальных интересах РФ. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремисткой деятельности» |
§17-18 с.88-97
|
|
11 |
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму |
1 |
Значение нравственных позиций и личных качеств человека при формировании антитеррористического поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и мышления |
Знать традиционные национальные ценности. Формировать позицию неприятия идей терроризма и экстремизма. Уметь жить в согласии с собой и научиться строить взаимоотношения с другими людьми. |
Проверка рабочих тетрадей. Словарный диктант |
|
§19-20 с.98-107
|
|
12 |
Уголовная ответственность за террористическую деятельность |
1 |
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовная ответственность за экстремистскую деятельность. |
Знать основания привлечения к уголовной ответственности за террористическую деятельность и экстремизм. Иметь представление о видах уголовных наказаний. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
УК РФ |
§21, 22 с.108-119
|
|
13 |
Личная безопасность при угрозе террористического акта |
1 |
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта: - взрыв (опасность взрыва); - захват в заложники; - перестрелка; - угрозы по телефону. |
Знать признаки взрывных устройств, порядок действий при взрыве и перестрелке, порядок приема сообщений при угрозах по телефону. Уметь навыки безопасного поведения при угрозе террористического акта. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§23 с.120-125
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (3 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) Тема 6. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч) |
|||||
14 |
Основные инфекционные болезни |
1 |
Необходимость укрепления здоровья. Классификация инфекционных болезней. Профилактика инфекционных заболеваний. |
Знать признаки основных инфекционных болезней. Формировать позицию поддержания высокого иммунитета. Иметь понятия об иммунной системе. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§24-25 с.126-137
|
|
15 |
Здоровый образ жизни
|
1 |
Критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Составляющие здорового образа жизни. Биологические ритмы. Значение двигательной активности. |
Знать критерии и факторы, влияющие на здоровье. Уметь учитывать биоритмы в повседневной жизни, поддерживать здоровый образ жизни. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§26-28 с.138-151
|
|
16 |
Вредные привычки |
1 |
Алкоголь. Курение. Наркотики. Профилактика вредных привычек |
Знать влияние вредных привычек на здоровье. Выполнять рекомендации по профилактике вредных привычек в повседневной жизни. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§29 с.152-159
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (17 ч) Раздел 6. Основы обороны государства (13 ч) Тема 7. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 ч) |
|||||
17 |
Гражданская оборона |
1 |
История гражданской обороны (ГО) Основные задачи ГО |
Знать этапы создания ГО Иметь представление об основных задачах ГО |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§30 с.160-163
|
|
18 |
Основные виды оружия |
1 |
Современные обычные средства поражения (ОСП). Ядерное оружие (ЯО). Химическое оружие (ХО). Биологическое оружие (БО). Высокоточное оружие (ВТО). |
Знать классификацию ОСП и оружия массового поражения. Иметь представление об ЯО, ХО, БО и ВТО. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§31 с.164-169
|
|
19 |
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях |
1 |
Системы оповещения. Способы оповещения. Действия по сигналу «Внимание всем!». |
Знать способы оповещения. Уметь правильно действовать по сигналу «Внимание всем!». |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§32 с.170-173
|
|
20 |
Инженерная защита населения |
1 |
Защитные сооружения (ЗС). Убежища и противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. |
Знать защитные свойства ЗС и правила поведения в них. Уметь оборудовать простейшие укрытия. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§33 с.174-177
|
|
21 |
Средства индивидуальной защиты
|
1 |
Состав средств индивидуальной защиты (СИЗ). Фильтрующие противогазы. Средства защиты кожи. Медицинские СИЗ Порядок действий при надевании противогаза. |
Знать устройство противогаза ГП-7 и состав АИ-2. Уметь подбирать размер противогаза, правильно надевать его. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§34 с.178-183
|
|
22 |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы |
1 |
Аварийно-спасательные работы (АСР). Другие неотложные работы (ДНР). Мероприятия медицинской защиты. |
Знать мероприятия АСР и ДНР. Уметь правильно действовать в зоне завалов. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§35 с.184-187
|
|
23 |
Гражданская оборона в общеобразовательных учреждениях |
1 |
Эвакуация. Мероприятия плана ГО в школе. Действия учащихся. |
Знать порядок эвакуации в школе и дома. Уметь правильно действовать при эвакуации. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§36 с.188-191
|
|
|
|
|
Тема 8. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (3 ч) |
|
||||
24 |
История создания Вооруженных Сил РФ |
1 |
Военные реформы России и СССР ВС РФ на современном этапе.
|
Знать основные этапы военных реформ в России. Иметь представление о современном состоянии армии и флота. |
Проверка рабочих тетрадей |
ФЗ «Об обороне» |
§37 с.192-197
|
|
25 |
Дни воинской славы России |
1 |
ФЗ РФ «О днях воинской славы и памятных датах России». Дни воинской славы России. |
Знать даты дней воинской славы России. Иметь представление об основных этапах ВОВ. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ РФ «О днях воинской славы и памятных датах России» |
§38 с.198-207
|
|
26 |
Состав Вооруженных Сил РФ |
1 |
Виды и рода войск ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. |
Знать виды и рода войск ВС РФ. Иметь представление о руководстве ВС РФ. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§39 с.208-211
|
|
|
|
|
Тема 9. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (2 ч) |
|
||||
27 |
Виды Вооруженных Сил РФ |
1 |
Виды и рода ВС РФ. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. |
Знать виды и рода войск ВС РФ. Иметь представление о военной технике и вооружении видов ВС РФ. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§40-42 с.212-225
|
|
28 |
Рода войск Вооруженных Сил РФ
|
1 |
Ракетные войска стратегического назначения. ВДВ. Войска воздушно-космической обороны. Войска, не входящие в состав ВС РФ. |
Знать состав и предназначение родов войск ВС РФ. Иметь представление о военной технике и вооружении родов ВС РФ. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§43-46 с.226-241
|
|
|
|
|
Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ (1 ч) |
|
||||
29 |
Патриотизм и верность воинскому долгу
|
1 |
Боевые традиции ВС РФ. Основы патриотизма. Верность воинскому долгу. Воинский коллектив. |
Знать боевые традиции ВС РФ. Иметь представление о воинском долге, дружбе и войсковом товариществе. |
Проверка рабочих тетрадей |
Общевоинские уставы ВС РФ. ФЗ «О статусе военнослужащих» |
§47-48 с.242-251
|
|
|
|
|
Раздел 7. Основы военной службы (4 ч) Тема 11. Основные понятия о военной службе (4 ч) |
|||||
30 |
Размещение военнослужащих |
1 |
Размещение военнослужащих по призыву. Распорядок дня войсковой части. Охрана здоровья военнослужащих |
Знать порядок размещения военнослужащих по призыву, распорядок дня. Иметь представление об охране здоровья военнослужащих. |
Проверка рабочих тетрадей. |
УВС ВС РФ |
§49-51 с.252-263
|
|
31 |
Суточный наряд |
1 |
Состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. |
Знать порядок размещения военнослужащих по призыву, распорядок дня. Иметь представление о суточном наряде части. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
УВС ВС РФ |
§52-54 с.264-273
|
|
32 |
Организация караульной службы |
1 |
Караул и его назначение. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. |
Знать обязанности часового. Иметь представление о составе караула. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
УГКС ВС РФ |
§55-57 с.274-287
|
|
33 |
Огневая подготовка |
1 |
Назначение и боевые свойства АК. Порядок неполной разборки и сборки. Приемы и правила стрельбы из автомата. |
Знать назначение и боевые свойства АК, меры безопасности при стрельбе. Уметь проводить неполную разборку и сборку автомата. |
Проверка рабочих тетрадей. Практическая работа |
|
§64-66 с.314-329
|
|
34-35 |
Подведение итогов (резерв) |
2 |
Подведение итогов за год |
|
Контрольная работа |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по Основам безопасности жизнедеятельности, 11 класс, 34 часа
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс»: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова, «Просвещение»
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Наименование темы урока
|
Количество часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Раздел 1. Основы комплексной безопасности Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
|||||
1 |
Личная безопасность при пожаре |
1 |
Причины пожара в быту. Законодательство РФ о пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при опасных ситуациях во время пожара. |
Знать причины пожара в быту. Уметь правильнодействовать при опасных ситуациях во время пожара. |
Проверка рабочих тетрадей |
ФЗ «О пожарной безопасности» |
§1-2 с.6-17
|
|
2 |
Личная безопасность на водоемах |
1 |
Безопасный отдых на водоемах. Безопасность в различных бытовых ситуациях. |
Знать правила безопасного поведения при отдыхе на водоемах. Уметь правильнодействовать при опасных ситуациях в быту. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§3-4 с.18-29
|
|
|
|
|
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ Тема 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ |
|||||
3 |
Контртеррористическая операция |
1 |
Национальный антитеррористический комитет. Контртеррористическая операция и ее правовой режим. |
Знать условия проведения контртеррористической операции. Иметь представление о мерах и ограничениях на период проведения контртеррористической операции. |
Проверка рабочих тетрадей |
ФЗ «О противодействии терроризму» |
§5-7 с.30-45
|
|
4 |
Роль гражданской обороны в противодействии терроризму |
1 |
ГО как составная часть национальной безопасности. Гуманитарная помощь населению. |
Знать направления деятельности ГО при проведении контртеррористической операции. Иметь представление о мероприятиях ГО во время аварийно-спасательных работ в зоне поражения. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§8 с.46-51
|
|
5 |
Роль Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом
|
1 |
Порядок применения ВС РФ для пресечения терактов. Участие ВС РФ по пресечению международной террористической деятельности за пределами страны. |
Знать условия применения ВС РФ в борьбе с терроризмом. Иметь представление об операциях по пресечению международной террористической деятельности. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§9-10 с.52-59
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Раздел 4. Основы здорового образа жизни Тема 3. Нравственность и здоровье |
|||||
6 |
Нравственность и здоровый образ жизни |
1 |
Правила личной гигиены. Рациональное питание. Нравственное поведение. |
Знать правила личной гигиены и рационального питания. Соблюдать нормы нравственности и правила семейной жизни. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§11-12 с.62-69
|
|
7 |
Инфекции, передаваемые половым путем |
1 |
Признаки основных инфекций, передаваемых половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции. Меры профилактики. |
Знать признаки основных инфекций, передаваемых половым путем. Соблюдать общие правила профилактики инфекционных заболеваний. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§13-14 с.70-77
|
|
8 |
Семья в современном обществе |
1 |
Семья – ячейка общества. Взаимоотношения в семье. Воспитание детей. Отношение к браку. |
Знать основные положения Семейного кодекса, роль родителей и детей, их прав и обязанностей.
|
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
Семейный кодекс РФ |
§15 с.78-81
|
|
|
|
|
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Тема 4. Первая помощь при неотложных состояниях |
|||||
9 |
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
1 |
Первая помощь при острой сердечной недостаточности. Первая помощь при инсульте. |
Знать причины острой сердечной недостаточности и инсультов. Уметь оказывать первую помощь при ОСН и инсультах. |
Проверка рабочих тетрадей. Практическая работа |
|
§16 с.82-85
|
|
10 |
Первая помощь при ранениях |
1 |
Классификация ран. Первая помощь раненым. Остановка кровотечения. |
Знать основные правила оказания первой помощи. Уметь оказывать первую помощь при ранениях. |
Проверка рабочих тетрадей. Практическая работа |
|
§17-19 с.86-97 |
|
11 |
Первая помощь при травмах |
1 |
Травмы опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговые травмы, травмы груди и живота. Травмы в области таза, при повреждении позвоночника, спины. |
Знать причины, внешний вид и признаки травм. Уметь оказывать первую помощь при травмах. |
Проверка рабочих тетрадей. Практическая работа |
|
§20-23 с.98-113
|
|
12 |
Первая помощь при остановке сердца |
1 |
Экстренная реанимационная помощь. Последовательность действий спасателей. |
Знать этапы реанимации. Уметь оказывать экстренную реанимационную помощь. |
Проверка рабочих тетрадей. Практическая работа |
|
§24 с.114-119
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Раздел 6. Основы обороны государства Тема 5. Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства |
|||||
13 |
Основные задачи современных ВС России |
1 |
Военная доктрина РФ. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. |
Знать общие положения Военной доктрины РФ. Иметь представление об основных задачах ВС РФ. |
Проверка рабочих тетрадей |
Военная доктрина РФ |
§25 с.120-127
|
|
14 |
Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ |
1 |
Значение международной деятельности ВС РФ. Миротворческие операции ВС РФ. |
Знать задачи военно-политического сотрудничества РФ. Иметь представление об использовании российских миротворцев в военных конфликтах за рубежом. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§26 с.128-131
|
|
|
|
|
Тема 6. Символы воинской чести |
|
||||
15 |
Боевое знамя воинской части |
1 |
Предназначение Боевого знамени для воинской части. Роль Боевого знамени в воспитании высоких морально-боевых качеств воинов. |
Знать роль Боевого знамени для военнослужащих части. Иметь представление о порядке выноса Боевого знамени. |
Проверка рабочих тетрадей |
Положение о Боевом знамени воинской части |
§27 с.132-135
|
|
16 |
Ордена – почетные награды |
1 |
История почетных наград за воинские отличия и заслуги в бою. Ордена и медали РФ. |
Знать ордена и медали РФ. Иметь представление об истории государственных наград России. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§28 с.136-141
|
|
17 |
Военная форма одежды |
1 |
Разновидности военной формы одежды. Знаки различия военнослужащих. |
Знать разновидности военной формы одежды. Иметь представление о знаках различия военнослужащих. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
|
§29 с.142-145
|
|
|
|
|
Тема 7. Воинская обязанность |
|
||||
18 |
Воинская обязанность и воинский учет |
1 |
Суть воинской обязанности. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. |
Знать суть воинской обязанности и обязанности граждан по воинскому учету. Уметь в установленные сроки становиться на воинский учет. |
Проверка рабочих тетрадей |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
§30-33 с.146-161
|
|
19 |
Подготовка граждан к военной службе |
1 |
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. |
Знать перечень воинских должностей. Иметь представление о военно-учетных специальностях.
|
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
§34-37 с.162-179
|
|
20 |
Медицинское освидетельствование граждан |
1 |
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Профессионально-психологический отбор. |
Знать категории годности к военной службе. Иметь представление о мероприятиях профессионально-психологического отбора. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
§38-39 с.180-189
|
|
21 |
Увольнение граждан с военной службы и пребывание в запасе |
1 |
Запас Вооруженных Сил РФ. Состав запаса. Военные сборы. |
Знать состав запаса и разряды граждан, пребывающих в запасе. Иметь представление о порядке призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы. |
Проверка рабочих тетрадей. Тест |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
§40 с.190-193
|
|
|
|
|
Раздел 7. Основы военной службы Тема 8. Особенности военной службы |
|||||
22 |
Статус военнослужащего |
1 |
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. |
Знать права и свободы военнослужащих. Иметь представление о военных аспектах международного права. |
Проверка рабочих тетрадей |
ФЗ «О статусе военнослужащих». Женевские конвенции |
§41-43 с.194-207
|
|
23 |
Общевоинские уставы |
1 |
Устав внутренней службы ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ. Строевой устав ВС РФ. |
Знать основные положения общевоинских уставов. Иметь представление об обязанностях военнослужащих в соответствии воинскими уставами. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
Общевоинские уставы ВС РФ |
§44-48 с.208-227
|
|
|
|
|
Тема 9. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества |
|
||||
24 |
Основные виды и особенности воинской деятельности |
1 |
Исполнение обязанностей военной службы. Виды воинской деятельности. Особенности воинской деятельности. |
Знать основные виды и особенности воинской деятельности. Иметь представление о классах сходных воинских должностей. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§49-51 с.208-243
|
|
25 |
Военнослужащий – патриот, специалист и подчиненный |
1 |
Понятие патриотизма. Основные качества военнослужащего. Воинская дисциплина. |
Знать основные качества военнослужащего и понятие воинской дисциплины. Иметь представление об основных обязанностях военнослужащих. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§52-56 с.244-263
|
|
|
|
|
Тема 10. Ритуалы Вооруженных Сил РФ |
|
||||
26 |
Вручение Боевого знамени воинской части |
1 |
История вручения боевых знамен и штандартов в русской армии. Порядок вручения Боевого знамени воинской части. |
Знать случаи вручения Боевого знамени воинской части. Иметь представление о порядке вручения Боевого знамени воинской части. |
Проверка рабочих тетрадей |
Положение о порядке вручения Боевого знамени воинской части |
§57 с.264-267
|
|
27 |
Приведение к Военной присяге
|
1 |
Порядок приведения к Военной присяге. Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ. |
Знать текст Военной присяги (обязательства). Иметь представление о порядке приведения к Военной присяге и ритуале подъема и спуска Государственного флага РФ. |
Проверка рабочих тетрадей. Наизусть текст присяги |
Устав внутренней службы ВС РФ |
§58-60 с.268-279
|
|
|
|
|
Тема 11. Прохождение военной службы |
|
||||
28 |
Призыв на военную службу |
1 |
Порядок и сроки призыва граждан, не пребывающих в запасе. Право на освобождение от призыва. Ответственность за уклонение от призыва. |
Знать перечень документов при явке на призывную комиссию. Иметь представление о порядке и сроках призыва на военную службу. |
Проверка рабочих тетрадей |
|
§61 с.280-283
|
|
29 |
Порядок прохождения военной службы |
1 |
Начало военной службы. Предназначение внутренней службы в воинской части. Составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих. |
Знать составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих. Иметь представление о порядке прохождения военной службы по призыву. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§62 с.284-289
|
|
30 |
Размещение и быт военнослужащих по призыву |
1 |
Размещение военнослужащих. Распорядок дня части. |
Знать помещения роты. Иметь представление о порядке размещения военнослужащих в казарме и распорядке дня. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
Устав внутренней службы ВС РФ |
§63 с.290-293
|
|
31 |
Особенности военной службы по контракту |
1 |
Условия и сроки контрактной службы. Кто имеет право заключать контракт о прохождении военной службы? Воинские должности, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту. |
Знать условия и сроки контрактной службы. Иметь представление о критериях отбора граждан на военную службу по контракту.
|
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
§64 с.294-299
|
|
32 |
Альтернативная гражданская служба |
1 |
Условия и сроки альтернативной гражданской службы. Прохождение альтернативной гражданскаяслужбы. |
Знать условия и сроки альтернативной гражданской службы. Иметь представление о критериях отбора граждан на альтернативную гражданскую службу. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
|
§65 с.300-309
|
|
33 |
Военные образовательные учреждения |
1 |
Военные образовательные учреждения (ВОУ) РФ. Учебный процесс в ВОУ. Правила приема в ВОУ |
Знать правила поступления в ВОУ в зависимости от воинской специальности. Иметь представление об истории военного образования в России. |
Проверка рабочих тетрадей. Устный опрос |
|
Прил. с.312-315 |
|
34 |
Резерв |
1 |
Подведение итогов |
|
Контрольная работа |
|
|
|
Требования к уровню подготовкиобучающихся
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Знать:
- основные понятия ГО;
- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;
- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;
- организацию гражданской обороны в школе.
- основные понятия и структуру ЗОЖ;
- роль питания как составляющей ЗОЖ;
- влияние двигательной активности на здоровье человека;
- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.
- основные понятия, функции и показатели здоровья;
- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;
- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.
- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
- общие черты международного терроризма.
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;
- потенциально опасные объекты в районе проживания.
- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;
- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;
- правила поведения при захвате в заложники или похищении.
Уметь:
- определить вид применённого оружия;
- пользоваться убежищем;
- подобрать противогаз и пользоваться им;
- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе
- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию
- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;
- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.
- работать с правовыми документами.
-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;
- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- правила личной гигиены;
- связь гигиены и физической культуры;
- роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;
- основные положения законодательства о семье и браке.
- симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности;
- правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;
- признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации.
- структуру и содержание общевоинских уставов;
- условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге;
- организацию призыва на военную службу;
- порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;
особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой
- требования к воину-специалисту;
- порядок подготовки по воинским специальностям;
- понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;
- требования, предъявляемые к офицеру военной службой;
- важнейшие положения международного права войны.
Уметь:
- оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания.
- порядок определения годности к военной службе;
- цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе;
- назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе;
- порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.
- работать с правовыми документами.
использовать приобретенные знания и умения на практике для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• полготовки граждан к военной службе;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
• подготовки к профессиональной деятельности.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей по предмету «ОБЖ»
Национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) отражают социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, географические, культурно-исторические особенности Челябинской области. Содержание национально-регионального компонента интегрировано в содержание учебного предмета в объёме 20 % от общего количества часов. Содержание НРЭО, заявленное в теме, реализуется по предмету «ОБЖ» в течение всего урока. При реализации НРЭО используются пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал.
Количество часов НРЭО: 7 час.
Тема урока |
№ урока в календарно-тематическом планировании |
Тема НРЭО |
Кол-во часов |
|
|
1 |
Нравственность и здоровый образ жизни. |
«Факторы, влияющие на здоровье человека в г. Магнитогорске.» |
1 |
||
2 |
Личная безопасность на дорогах. |
«УлицыМагнитогорска, Фершампенуаза, Северного» |
1 |
||
3 |
Подготовка граждан к военной службе |
Особенности работы военкомата Верхнеуральского и Нагайбакского района |
1 |
||
4 |
Первая помощь при ранениях, травмах |
Особенности работы врачей нашего региона |
1 |
||
5 |
Ордена- почётные награды |
"История почётных наград жителей Челябинской области" |
|
||
6 |
Личная безопасность при пожаре |
«Пожары в нашем регионе» |
1 |
||
7 |
Личная безопасность на водоёмах. |
«Службы спасения Челябинской области «Особенности реки Урал, Темир-Зингейки в зимнее время» |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Формы контроля
· Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального и фронтального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях.
· Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, по опросному листу;
· Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, теста по опросному листу, творческой работы (реферат или презентация).
Виды контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания – главная составляющая учебного процесса.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий;допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Оценка тестовых работ.
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 50% правильных ответов.
«3» - от 50% до 60% правильных ответов.
«4» - от 61% до 80% правильных ответов.
«5» - от 81% и более правильных ответов.
Учебно- методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / |А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / A. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.
11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11кл.: поурочные разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. — М.; Просвещение, 2010.
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10—11 классы»
· Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
· Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
· Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10—11 классов
Нормативно-правовые документы
· Конституция Российской Федерации
· Правила дорожного движения Российской Федерации
· Семейный кодекс Российской Федерации
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
· Уголовный кодекс Российской Федерации
· Федеральный закон «О гражданской обороне»
· Закон «Об образовании»
· Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
· Федеральный закон «О пожарной безопасности»
· Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
· Федеральный закон «О противодействии терроризму»
· Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
· Подшивка газет «Добрая дорога детства»
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
· http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
· http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Мин. обр. и науки РФ;
· http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
· http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
· http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
· http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
· http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
· http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
· http: //www.sputnik.mto.ru – Канал единой образовательной информационной среды;
· http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
· http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
· http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
· http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
· http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
· http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Ресурсоы по ОБЖ РОП;
· http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты;
· http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
· http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
· http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, учебные пособия по ОБЖ;
· http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
· http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
· http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по ОБЖ;
· http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - БЭНП по ОБЖ для 5-11 классов;
· http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;
· http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
· http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
· http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, документы;
· http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по БЖ;
· http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
· http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
· http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
· http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
· http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
· http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.