Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
«Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2019г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019 г.
|
Рабочая программа
«ОБЖ»
11 класс
Базовый уровень
Составлена: Максимовым Л.А.
преподавателем ОБЖ
высшей категории
Кяхта
2019г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень);
- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
- Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников М.: Просвещение, 2011
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по ОБЖ разработана для учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа (1урок в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины.
В соответствии с федеральным базисным учебном планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавания курса ОБЖ на 34 часа (1 час в неделю) что соответствует учебному плану МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1» .
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Актуальность.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Возрастные особенности. Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.
Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.
Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности программного материала
Учебно-воспитательный процесс в рамках курса ОБЖ охватывает урочное и внеурочное время, что создает оптимальные условия для формирования у школьников знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. При этом основной формой организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе ОБЖ является урок.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.
Контроль осуществляется через различные формы работ:
· Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения
материала и выполнение задания в рабочей тетради;
· Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
· Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
· Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
· Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.
Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии выставления отметок за устные работы
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; - свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи; - уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач; - излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя; - рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; - допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- показывает знание всего изученного учебного материала; - дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя; - анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя; - соблюдает основные правила культуры устной речи; - применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ. |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
- демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала; - применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу; - допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; - затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов; - даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом; - использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ. |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
- не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов; - не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу; - допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
за письменные работы:
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета. |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
выполнил не менее половины работы, допустив при этом: - не более двух грубых ошибок; - либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет; - либо три негрубые ошибки; - либо одну негрубую ошибку и три недочета; - либо четыре-пять недочетов. |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
выполнил менее половины работы; - либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно». |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы. |
за выполнение тестовых работ:
Отметка «5» - от 90 – 100% выполненного тестового занятия
Отметка «4» - от 76 – 90 % выполненного тестового занятия
Отметка «3» - от 50 – 75 % выполненного тестового занятия
Отметка «2» от 0 – 49 % выполненного тестового занятия
Оценивание индивидуального проекта (реферат, презентация и т.д.):
Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) |
|
Цель не сформирована |
0 |
Цель определена, но план её достижения отсутствует |
1 |
Цель определена, дан краткий план её достижения |
2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения |
3 |
Критерий глубины раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) |
|
Тема проекта не раскрыта |
0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно |
1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. |
2 |
Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
3 |
Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) |
|
Использована неподходящая информация |
0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы |
1 |
Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников |
2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников |
3 |
Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) |
|
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора |
0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода |
1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества |
2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта |
3 |
Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) |
|
Письменная часть проекта отсутствует |
0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении |
1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру |
2 |
Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами |
3 |
Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла) |
|
Проектный продукт отсутствует |
0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) |
1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества |
2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
3 |
Отметка «5» - 16-18 баллов
Отметка «4» - 13-15 баллов
Отметка «3» - 10-12 баллов
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «1» - работа не выполнена
За практические (лабораторные) работы
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование; - выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности; - получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI классов); - грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения); - экономно использовал расходные материалы; - обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте. |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование; - выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности; - выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично». |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя; · выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности; - выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично». |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
- не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно; - выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности. |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы. |
ВИДЫ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
Недочётами при выполнении работ считаются:
Содержание курса
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
Государственная система обеспечения безопасности населения. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС). Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
Основы обороны государства и воинская обязанность. Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу. Общие обязанности и права военнослужащих. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля. |
Информационное сопровождение |
Д/З |
Раздел 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА – 6 часов |
|||||||
Основы комплексной безопасности – 4 часа |
|||||||
1 |
Пожарная безопасность и правила личной безопасности |
1 |
Пожар. Наиболее распространенные причины пожаров в быту. Законодательство РФ о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности при пожаре. |
Знать правила личной безопасности при пожаре |
Фронтальный опрос |
http://www.school-obz.org |
§ 1-2 |
2 |
Обеспечение личной безопасности на водоемах |
1 |
Безопасный отдых на водоемах. Безопасность на замерзших водоемах. Безопасное обращение с электричеством. Безопасное обращение с бытовым газом. Меры безопасности при пользовании в доме водой и средствами бытовой химии, при работе с инструментами. |
Знать правила личной безопасности в различных ситуациях |
Фронтальный опрос |
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
§ 3 |
3 |
Обеспечение личной безопасности в бытовых ситуациях и природной среде |
1 |
Бытовые ситуации и безопасность |
Знать правила личной безопасности в различных ситуациях |
Тестирование |
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm |
§ 4-5 |
4 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы комплексной безопасности» |
1 |
|
Уметь применять полученные знания при решении заданий |
Практическое занятие |
|
|
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – 2 часа |
|||||||
5 |
Организационные основы системы противодействия терроризму в РФ |
1 |
Терроризм. Террористический акт. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму». Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения в случае захвата заложников. Правила поведения, если есть опасность нападения с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Угроза по телефону. Государственная политика противодействия наркотизму. |
Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов |
тестирование |
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ |
§ 6-9 |
6 |
Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом |
1 |
Вооруженные Силы и противодействие терроризму внутри РФ и за ее пределами. |
Знать правила личной безопасности в различных ситуациях |
Индивидуальный опрос |
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 |
§ 10-11 |
Раздел 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – 9 часов |
|||||||
Основы здорового образа жизни – 3 часа |
|||||||
7 |
Правила личной гигиены |
1 |
Гигиена. Правила личной гигиены. Рациональное питание. Нравственность. Семья. Здоровье. |
Знать основные правила личной гигиены. Пропаганда здорового образа жизни |
Тестирование |
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 |
§ 12-13 |
8 |
Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ-инфекция и СПИД |
1 |
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. СПИД. ВИЧ-инфекция.
|
Иметь понятие об ИППП, ВИЧ-инфекции, СПИДе. Пропаганда здорового образа жизни |
Фронтальный опрос |
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 |
§ 14-15 |
9 |
Законодательство и семья |
1 |
Брак. Семья. Семейное законодательство. Условия и порядок заключения брака. |
Знать современное семейное законодательство |
Фронтальный опрос |
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com |
§ 16 |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 6 часов |
|||||||
10 |
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и при остановке сердца |
1 |
ПМП при острой сердечной недостаточности. ПМП при инсульте. Асептика. Антисептика. |
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь |
Тестирование |
http://www.shkolazhizni.ru/tag |
§ 17, 25 |
11 |
Первая помощь при ранениях |
1 |
ПМП при ранениях. Виды ран. Травматический шок у пострадавшего. Основные правила оказания ПМП. |
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь |
Индивидуальный опрос |
http://www.school.holm.ru/predmet/obg |
§ 18 |
12 |
Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения |
1 |
Кровотечение, его виды. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Техника наложения жгута-закрутки.
|
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь |
Фронтальный опрос |
http://www.shkolazhizni.ru/tag |
§ 19-20 |
13 |
Способы иммобилизации. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, в области таза, при повреждении позвоночника, спиты |
1 |
Иммобилизация, его способы. Переноска пострадавшего, способы переноски. Основные виды травм ОДА. ПМП при травмах ОДА.
|
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь |
Тестирование |
http://www.warning.dp.ua |
§ 21-22, 24 |
14 |
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, живота |
1 |
ПМП при черепно-мозговой травме. ПМП при травмах груди, живота. ПМП при переломах. ПМП при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. |
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь |
Фронтальный опрос |
http://www.school-obz.org |
§ 23 |
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы медицинских знаний» |
1 |
|
Уметь применять полученные знания при решении заданий |
Практическое занятие |
|
|
Раздел 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА – 18 часов |
|||||||
Основы обороны государства – 8 часов |
|||||||
16 |
Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства |
1 |
Основные функции ВС РФ. Основные задачи. Концепция национальной безопасности РФ. Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Проведение антитеррористических совместных учений. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ. Использование российских миротворцев. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Презентация учащихся |
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
§ 26-27 |
17 |
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы |
1 |
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы. |
Знать и уважать боевые традиции российской армии |
Презентация учащихся |
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm |
§ 28 |
18 |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
1 |
История создания российских орденов. Советская наградная система. Современная наградная система. |
Знать и уважать боевые традиции российской армии |
Фронтальный опрос |
http://www.school-obz.org |
§ 29 |
19 |
Военная форма одежды |
1 |
История создания военной формы одежды. Военная форма одежда военнослужащих. |
Знать и уважать боевые традиции российской армии |
Фронтальный опрос |
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
§ 30 |
20 |
Воинская обязанность и организация воинского учета |
1 |
Воинская обязанность граждан РФ. Мобилизация. Военное положение. Военное время. Воинский учет. Организация воинского учета. Документы по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Тестирование |
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm |
§ 31-34 |
21 |
Подготовка граждан к военной службе |
1 |
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским специальностям Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ |
§ 35-38 |
22 |
Организация медицинского освидетельствования, профессиональный и психологический отбор |
|
Занятия граждан военно-прикладными видами спорта. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 |
§ 39-40 |
23 |
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе |
1 |
Увольнение с военной службы и его предназначение |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Тестирование |
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 |
§ 41 |
Основы военной службы – 10 часов |
|||||||
24 |
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего |
1 |
Военная служба – особый вид государственный службы. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Права и обязанности военнослужащих. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Тестирование |
http://www.school-obz.org |
§ 42-44 |
25 |
Общевоинские уставы – Устав внутренней службы |
1 |
«Право войны». Международные правила поведения в бою. Особая защита международным правом. Военные преступления. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
|
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
§ 45-46 |
26 |
Дисциплинарный устав ВС РФ |
1 |
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Презентация учащихся |
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm |
§ 47 |
27 |
Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав ВС РФ. |
1 |
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ. Строевой устав Вооруженных Сил РФ. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ |
§ 48-49 |
28 |
Основные виды и особенности воинской деятельности |
1 |
Учебно-боевая подготовка. Служебно-боевая деятельность. Реальные боевые деятельности. Основные особенности воинской деятельности. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Тестирование |
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 |
§ 50-52 |
29 |
Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего |
1 |
Военнослужащий – патриот. Примеры героических подвигов российских воинов. |
Знать и уважать боевые традиции российской армии |
Фронтальный опрос |
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 |
§ 53-54 |
30 |
Основные обязанности военнослужащего |
1 |
Военная дисциплина. Воинская дисциплина. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com |
§ 55-57 |
31 |
Ритуалы Вооруженных Сил РФ |
1 |
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Военная присяга. Ритуал приведения к Военной присяге (принесения обязательства) Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.shkolazhizni.ru/tag |
§ 58-61 |
32 |
Прохождение военной службы по призыву |
1 |
Порядок призыва граждан на военную службу. Отсрочка и освобождение от призыва на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Составы и воинские звания военнослужащих ВС РФ. Размещение и быт военнослужащих |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Фронтальный опрос |
http://www.school.holm.ru/predmet/obg |
§ 62-64 |
33 |
Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная служба. |
1 |
Прохождение военной службы по контракту, ее особенности Альтернативная гражданская служба. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу |
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
Практическое занятие |
http://www.shkolazhizni.ru/tag |
§ 65-66 |
34 |
Итоговый урок за курс ОБЖ |
1 |
|
|
Практическое занятие |
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ |
Повторить материал |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
- Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение» 2014 г.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004
Учебные пособия:
- Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М., Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
- Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
- Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;
Список литературы
- Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2014.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. – М,, 1998-2006.
- В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности Методическое пособие Москва. Дрофа. 2000.
- Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 11 класс Основы безопасности жизнедеятельности. Москва. НЦ ЭНАС 2002.
- Сборник нормативных и правовых документов по основам военной службы Москва. «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.
- Русские военачальники. А.В. Суворов М.И. Кутузов. П.С. Нахимов. Г.К. Жуков. Москва 1996.
- Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил
- Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего отечества. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» 10 класс, часть 1., М.: 2001.
- Боевые традиции вооруженных сил. Символы воинской чести. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» 10 класс, часть 2, М.: 2001. Синова И.В., Государственные праздники России – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Синова И. В., Герб, Гимн, флаг России, СПб,: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учеб.-метод. Пособие / М.: Дрофа. 2005.
- Воинская обязанность военнослужащих – защитник своего отечества. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» 11 класс, часть 1., М.: 2001.
- Чрезвычайные ситуации – энциклопедия школьника, под общей редакцией С.К. Шайгу, 2004.
Законодательные акты и нормативные правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (последняя редакция).
3. Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
4. Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция).
5. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» (последняя редакция).
6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
8. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).
9. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
10. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
11. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).
12. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
13. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от
15 февраля 2006 года № 116).
14. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года).
15. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116).
16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).
17. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690).
18. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
19. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
20. Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
21. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
22. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
23. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
«Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2019г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019г.
|
Календарно-тематическое планирование уроков
ОБЖ
2019-2020 учебный год
(34 ч. – 1ч. в неделю)
Класс 11«А»
Базовый уровень
Составлена: Максимовым Л.А.
преподавателем ОБЖ
высшей категории
Кяхта
2019
№ |
Наименование разделов и тем программы |
11 «А» |
|
По плану |
По факту |
||
1 |
Пожарная безопасность и правила личной безопасности |
|
|
2 |
Обеспечение личной безопасности на водоемах |
|
|
3 |
Обеспечение личной безопасности в бытовых ситуациях и природной среде |
|
|
4 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы комплексной безопасности» |
|
|
5 |
Организационные основы системы противодействия терроризму в РФ |
|
|
6 |
Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом |
|
|
7 |
Правила личной гигиены |
|
|
8 |
Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ-инфекция и СПИД |
|
|
9 |
Законодательство и семья |
|
|
10 |
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и при остановке сердца |
|
|
11 |
Первая помощь при ранениях |
|
|
12 |
Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения |
|
|
13 |
Способы иммобилизации. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, в области таза, при повреждении позвоночника, спиты |
|
|
14 |
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, живота |
|
|
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы медицинских знаний» |
|
|
16 |
Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства |
|
|
17 |
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы |
|
|
18 |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
|
|
19 |
Военная форма одежды |
|
|
20 |
Воинская обязанность и организация воинского учета |
|
|
21 |
Подготовка граждан к военной службе |
|
|
22 |
Организация медицинского освидетельствования, профессиональный и психологический отбор |
|
|
23 |
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе |
|
|
24 |
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего |
|
|
25 |
Общевоинские уставы – Устав внутренней службы |
|
|
26 |
Дисциплинарный устав ВС РФ |
|
|
27 |
Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав ВС РФ. |
|
|
28 |
Основные виды и особенности воинской деятельности |
|
|
29 |
Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего |
|
|
30 |
Основные обязанности военнослужащего |
|
|
31 |
Ритуалы Вооруженных Сил РФ |
|
|
32 |
Прохождение военной службы по призыву |
|
|
33 |
Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная служба. |
|
|
34 |
Итоговый урок за курс ОБЖ |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.