Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
ГО Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО (ФГОС) МОУ СОШ №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень обучения – 8 – 9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 2019-2021 гг.
Разработчик: Клименко Павел Павлович,
Преподаватель – организатор ОБЖ
г. Богданович
I. Нормативная база.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2009 г №1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
4. Письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 года № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
6. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 253 от 31.03.2014 года
7. Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием/Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03
8. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15.07.2013
9. Примерная Основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г №1/15)
10. Устав ОО
11. ООП ООО
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
- здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
- чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
Содержание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Тематическое планирование 8 класс
Разделы учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, включая контрольные работы |
Содержание |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. |
Раздел 2. Основы комплексной безопасности (7 часов в т.ч. 2 часа практической работы) |
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста |
Тематическое планирование 9 класс
Разделы учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, включая контрольные работы |
Содержание |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) |
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объекта экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Терроризм, экстремизм, наркотизм сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасности при похищении или захвате в заложники. (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. |
Раздел 2. Основы комплексной безопасности (7 часов в т.ч. 2 часа практической работы) |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Основы оказания первой помощи. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока |
Тема урока |
Время, отводимое на изучение темы |
1. |
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
1 |
2. |
Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их источники. |
1 |
3. |
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. |
1 |
4. |
Пожары. |
1 |
5. |
Взрывы. |
1 |
6. |
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. |
1 |
7. |
Последствия пожаров и взрывов. |
1 |
8. |
Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. |
1 |
9. |
Опасные химические вещества и объекты. |
1 |
10. |
Характеристика ахов и их поражающих факторов. |
1 |
11. |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. |
1 |
12. |
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. |
1 |
13. |
Первая помощь пострадавшим от АХОВ. |
1 |
14. |
Радиоактивность и радиационные опасные объекты. |
1 |
15. |
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. |
1 |
16. |
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. |
1 |
17. |
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. |
1 |
18. |
Гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения. |
1 |
19. |
Последствия гидродинамических аварий. |
1 |
20. |
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. |
1 |
21. |
Экология и экологическая безопасность |
1 |
22. |
Биосфера и человек |
1 |
23. |
Загрязнение атмосферы |
1 |
24. |
Загрязнения почв |
1 |
25. |
Загрязнения природных вод |
1 |
26. |
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. |
1 |
27. |
Характеристика экологической обстановки в России |
1 |
28. |
Безопасность на дороге. |
1 |
29. |
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира общественного транспорта. |
1 |
30. |
Правила для велосипедистов. |
1 |
31. |
Средства индивидуальной защиты велосипедиста. |
1 |
32. |
Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. |
1 |
33. |
Водитель – главный участник дорожного движения |
1 |
34. |
Проезд перекрёстка |
1 |
35. |
Экстремальные ситуации аварийного характера. Обобщающий урок. |
1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс.
№ урока |
Тема урока |
Время, отводимое на изучение темы |
1. |
Россия в мировом сообществе. |
1 |
2. |
Национальные интересы России в современном мире. |
1 |
3. |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. |
1 |
4. |
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. |
1 |
5. |
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. |
1 |
6. |
ЧС природного характера, их причины и последствия. |
1 |
7. |
ЧС техногенного характера их причина и последствия. |
1 |
8. |
Военные угрозы национальной безопасности России. |
1 |
9. |
Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. |
1 |
10. |
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. |
1 |
11. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) |
1 |
12. |
ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
1 |
13. |
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС |
1 |
14. |
Мониторинг и прогнозирование ЧС. |
1 |
15. |
Инженерная защита населения и территорий от ЧС. |
1 |
16. |
Оповещение населения о ЧС. |
1 |
17. |
Эвакуация населения. |
1 |
18. |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. |
1 |
19. |
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. |
1 |
20. |
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. |
1 |
21. |
Система борьбы с терроризмом. |
1 |
22. |
Правила поведения при угрозе террористического акта. |
1 |
23. |
Государственная политика противодействия наркотизму. |
1 |
24. |
Профилактика наркомании. |
1 |
25. |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. |
1 |
26. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
27. |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. |
1 |
28. |
Ранние половые связи и их последствия. |
1 |
29. |
Инфекции, передаваемые половым путем. |
1 |
30. |
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека |
1 |
31. |
Брак и семья |
1 |
32. |
Основы семейного права в Российской Федерации. |
1 |
33. |
Первая помощь при массовых поражениях |
1 |
34. |
Первая помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. |
1 |
35. |
Первая помощь при отравлениях в быту. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.