Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
«Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2019г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019 г.
|
Рабочая программа
«ОБЖ»
8 класс
Составлена: Максимовым Л.А.
преподавателем ОБЖ
высшей категории
Кяхта
2019г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
· Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15(в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015)
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
· Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
· Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
· Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений 5-11 классов, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский – М: Дрофа, 2017 г.;
· Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
Программа ориентирована на УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков; под ред. В.Н. Латчука. – М.: Дрофа, 2018.
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по ОБЖ разработана для учащихся 8 класса, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о безопасности жизнедеятельности человека.
Предмет «ОБЖ» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8–9 классах в общем объеме 70 часов, в 8 классе по 1 часу в неделю (35 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины. Предмет изучается на базовом уровне.
В изучении предмета реализованы требования Федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Межпредметные связи: Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История»,
«Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Актуальность
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера во всех сферах человеческой деятельности. Он предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании таких ситуаций и определения способов защиты от них. Курс предусматривает также получение школьниками необходимых знаний и навыков по оказанию первой помощи и основам здорового образа жизни.
Возрастные особенности учащихся.
В восьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в это период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины в классе, особенно на последних уроках или после контрольных работ. Подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов реагирования нарастающего сексуального возбуждения. Поэтому любое слово взрослого в свободном общении или на уроке, ассоциирующееся у ребят с сексуальной тематикой, вызывает смех. Настроение подростков подвержено резким перепадам. Переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности могут затруднять взаимодействие с ними. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость». Некоторые прибегают для этого к демонстрации сверстникам своих сексуальных контактов или же к принятию алкоголя. Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться, на уроках и дома подростки стремятся общаться, переписываться. Они начинают подолгу разговаривать с друг другом по телефону. При этом значимым для них становится не только статус в классе или компании, но и то, какие качества видят в них сверстники. Поэтому им особенно интересно, что о них думают, как их воспринимают. В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее. В отношении взрослых подростки занимают двойственную позицию. Они четко делят на тех, кому можно и кому нельзя доверять. С первыми они готовы обсуждать глубокие личные проблемы, свои переживания поп поводу непонимания. От вторых резко закрываются, формализуют контакты. Новому взрослому завоевать доверие подростков достаточно сложно, это занимает много времени. В отношениях с родителями подростки, как правило, уже наработали те или иные защитные механизмы, которые позволяют им справляться со своими переживаниями. Это могут быть запреты на чувства, закрытость в своем внутреннем мире или что-то другое. В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.
Особенности программного материала.
Бoльшую часть содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе составляют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Важность изучаемого учебного материала обусловлена тем, что в зонах возможного воздействия поражающих факторов производственных аварий и катастроф проживает около 90 млн. жителей страны.
Учебно-воспитательный процесс в рамках курса ОБЖ охватывает урочное и внеурочное время, что создает оптимальные условия для формирования у школьников знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. При этом основной формой организации учебно-познавательной деятельности школьников в курсе ОБЖ является урок.
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Цели изучения курса:
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
- уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества, таких как права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
- антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
- готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Курс предназначен для решения следующих задач:
- освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
- развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному по- ведению.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.
Контроль осуществляется через различные формы работ:
· Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения
материала и выполнение задания в рабочей тетради;
· Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
· Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
· Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
· Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.
Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии выставления отметок за устные работы
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; - свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи; - уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач; - излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя; - рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; - допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- показывает знание всего изученного учебного материала; - дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя; - анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя; - соблюдает основные правила культуры устной речи; - применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ. |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
- демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала; - применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу; - допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета; - показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; - затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов; - даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом; - использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ. |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
- не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов; - не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу; - допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
за письменные работы:
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета. |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
выполнил не менее половины работы, допустив при этом: - не более двух грубых ошибок; - либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет; - либо три негрубые ошибки; - либо одну негрубую ошибку и три недочета; - либо четыре-пять недочетов. |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
выполнил менее половины работы; - либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно». |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы. |
за выполнение тестовых работ:
Отметка «5» - от 90 – 100% выполненного тестового занятия
Отметка «4» - от 76 – 90 % выполненного тестового занятия
Отметка «3» - от 50 – 75 % выполненного тестового занятия
Отметка «2» от 0 – 49 % выполненного тестового занятия
Оценивание индивидуального проекта (реферат, презентация и т.д.):
Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) |
|
Цель не сформирована |
0 |
Цель определена, но план её достижения отсутствует |
1 |
Цель определена, дан краткий план её достижения |
2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения |
3 |
Критерий глубины раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) |
|
Тема проекта не раскрыта |
0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно |
1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. |
2 |
Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
3 |
Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) |
|
Использована неподходящая информация |
0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы |
1 |
Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников |
2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников |
3 |
Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) |
|
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора |
0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода |
1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества |
2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта |
3 |
Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) |
|
Письменная часть проекта отсутствует |
0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении |
1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру |
2 |
Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами |
3 |
Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла) |
|
Проектный продукт отсутствует |
0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) |
1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества |
2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
3 |
Отметка «5» - 16-18 баллов
Отметка «4» - 13-15 баллов
Отметка «3» - 10-12 баллов
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «1» - работа не выполнена
За практические (лабораторные) работы
отметка |
характеристика |
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование; - выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности; - получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI классов); - грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения); - экономно использовал расходные материалы; - обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте. |
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование; - выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности; - выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично». |
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если: |
- самостоятельно определил цель работы; - выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя; · выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности; - выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично». |
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если: |
- не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно; - выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности. |
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если: |
- не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы. |
ВИДЫ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
Недочётами при выполнении работ считаются:
Содержание курса
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Производственные аварии и катастрофы
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы таких чрезвычайных ситуаций, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Взрывы и пожары
Из истории катастроф
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро-и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро-и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам, интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, пониженное содержание кислорода и др. Вторичные факторы поражения. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ
Из истории химических аварий
Виды аварий на химически опасных объектах.
Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Из истории радиационных аварий
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно-опасных объектах. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно-опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радио-чувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Воздействие радиоактивных веществ на продукты питания и воду.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно-опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Гидродинамические аварии
Из истории гидродинамических аварий
Аварии на гидродинамически-опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически-опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически-опасных объектах.
Чрезвычайные ситуации на транспорте
Из истории транспортных аварий
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге. Средства велозащиты.
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайных ситуациях экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача, основная цель и мероприятия первой помощи.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия, общеядовитого действия, удушающего и общеядовитого действия, нейротропного действия, удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами, отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка, ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения взаимопонимания в семье. Защита прав ребенка.
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
УУД |
Виды деятельности |
Вид контроля. |
Информационное сопровождение |
Домашнее задание |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства( 28 ч.) |
|||||||
Производственные аварии и катастроф – 3 часа |
|||||||
1 |
Вводный урок. |
1 |
Предметные: Понятие «безопасность жизнедеятельности» Метапредметные: - Регулятивные: Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое безопасность»? - Коммуникативные: Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников - Познавательные: Обучающиеся научатся давать определение понятиям Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
Стр. 3-4 |
2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Объяснение значения основных понятий темы. |
Фронтальный опрос |
http://festival.1september.ru |
§ 1, вопрос № 5 |
3 |
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики причин ЧС |
Составление таблицы и схемы. |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 2, вопрос № 2 |
|
Взрывы и пожары – 6 часов |
|||||||
4 |
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Тестирование |
http://www.school-obz.org |
§ 3, 4, задание № 1, 2 |
5 |
Классификация пожаров. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики причин ЧС |
Составление таблицы и схемы. |
http://www.k-yroky.ru |
§ 5, задание № 3 |
|
6 |
Причины пожаров и взрывов, их последствия. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики причин ЧС |
Составление таблицы и схемы. |
http://festival.1september.ru |
§ 6, задание № 4 |
|
7 |
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Индивидуальный опрос |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 7, задание № 7, 8 |
|
8 |
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах . |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Тестирование |
http://www.k-yroky.ru |
§ 8,задание № 9-11 |
|
9 |
Пожары и паника. Практическая работа. |
1 |
Объяснение значения основных понятий темы. |
Практическая работа |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 9 |
|
Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ – 5 часов |
|||||||
10 |
Виды аварий на химически опасных объектах. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Подбор критериев и составление характеристики видов аварий |
Составление таблицы и схемы. |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 10 |
11 |
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 11 |
|
12 |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Тестирование |
http://festival.1september.ru |
§ 12 |
|
13 |
Защита населения от аварийно химически опасных объектов. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики методов защиты населения от АХОВ |
Составление таблицы и схемы. |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 13, ватно-марлевая повязка |
|
14 |
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Индивидуальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 14, задание № 13-15 |
|
Аварии с выбросом радиоактивных веществ – 4 часа |
|||||||
15 |
Радиация вокруг нас. Из истории радиационных аварий. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://festival.1september.ru |
§ 15, задание № 16 |
16 |
Аварии на радиационно опасных объектах. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Тестирование |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§16 |
|
17 |
Последствия радиационных аварий. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики последствий аварий |
Составление таблицы и схемы. |
http://www.k-yroky.ru |
§ 17, задание № 17 |
|
18 |
Защита от радиационных аварий. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Тестирование |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 18, задание № 19-23 |
|
Гидродинамические аварии – 2 часа |
|||||||
19 |
Аварии на гидродинамически опасных объектах. Их причины и последствия. |
1
|
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 19, задание № 24-25 |
20 |
Защита от гидродинамических аварий. |
1
|
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Индивидуальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 20, задание № 26 |
|
Чрезвычайные ситуации на транспорте- 2 часа |
|||||||
21 |
Автомобильные аварии и катастрофы. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил поведения на дорогах и на транспорте |
Подбор критериев и составление характеристики аварий и катастроф |
Составление таблицы и схемы. |
http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
§ 21 |
22
|
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. |
1
|
Объяснение значения основных понятий темы. |
Тестирование |
http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
§ 22 |
|
Чрезвычайные ситуации экологического характера – 6 часов |
|||||||
23 |
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. |
1 |
Предметные: распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях |
Подбор критериев и составление характеристики состояния природной среды |
Составление таблицы и схемы. |
http://www.k-yroky.ru |
§ 23 |
24 |
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://festival.1september.ru |
§ 24 |
|
25 |
Изменение состояния гидросферы (водной среды). |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 25 |
|
26 |
Изменение состояния суши (почвы). |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 26 |
|
27 |
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. |
1 |
Подбор критериев и составление характеристики нормативов |
Составление таблицы и схемы. |
http://festival.1september.ru |
§ 27 |
|
28 |
Практическая работа. |
1 |
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний. |
Практическая работа |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
Повторить материал |
|
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи - 3 часа |
|||||||
29 |
Первая помощь при массовых поражениях. |
1 |
Предметные: понимать значимость современной культуры безопасности здорового образа жизни; формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, к индивидуальной и общественной ценности Метапредметные: умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки Личностные: формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 28 |
30 |
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://festival.1september.ru |
§ 29 |
|
31 |
Первая помощь при бытовых отравлениях. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
§ 30 |
|
Раздел III. Основы здорового образа жизни - 3 часа |
|||||||
32 |
Физическая культура и закаливание. |
1 |
Предметные: понимать значимость современной культуры безопасности здорового образа жизни; формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, к индивидуальной и общественной ценности Метапредметные: умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки Личностные: формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://www.k-yroky.ru |
§ 31 |
33 |
Семья в современном обществе. |
1 |
Восприятие и анализ информации сообщаемой учителем. |
Фронтальный опрос |
http://festival.1september.ru |
§ 32 |
|
34 |
Итоговый урок. |
1 |
Предметные: развивать личные, духовные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний. |
Контрольная работа. |
http://chronicl.chat.ru/security.htm |
Повторить материал |
35 |
Отработка действий в случае возникновения ЧС, возможной в нашей местности |
1 |
Предметные: развивать личные, духовные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека Личностные: развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний. |
Практическая работа |
http://www.k-yroky.ru |
Повторить материал |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса ученики должны:
Знать/понимать:
- Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- Способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- О различных опасных и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
правила поведения при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;
Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Личностными результатами учащихся 8 класса, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
- развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты изучения ОБЖ выпускниками основной школы проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
- умении самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умении согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
- умении оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
- овладении навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
- умении формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
Предметными результатами освоения учащимися 8 класса содержания программы по ОБЖ являются
Ученик научится:
-распознавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основным видам активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
- понимать значимость современной культуры безопасности здорового образа жизни;
- формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- ответственному отношению к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, к индивидуальной и общественной ценности;
Ученик получит возможность научиться:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формировать убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
- развивать личные, духовные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа социальной информации, получаемой из различных источников.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 8 класс. Из-во «Дрофа, 2017
2.Миронов С.К., Смагин В.Н. Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, м.И. Кузнецова, В.Н. Латчука Основы безопасности жизнедеятельности. – Из-во «Дрофа, 2017
Список литературы:
1. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008;
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. : Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа,2009;
3. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П. Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;
4. Злейший враг (О последствиях наркомании и токсикомании) / А.Н. Кудрин, Н.П. Скакун: - М.: Знание, 1990;
5. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук / Под общей редакцией Г.Н. Кириллова: - М.: НЦ АНАС, 2001;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
«Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2019г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019 г.
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков
ОБЖ
2019-2020 учебный год
(35 ч. – 1ч. в неделю)
Класс 8 «А»
8 «Б»
Составлена: Максимовым Л.А.
преподавателем ОБЖ
высшей категории
Кяхта 2019
№ |
Наименование разделов и тем программы |
8 «А» |
8«Б» |
||
По плану |
По факту |
По плану |
По факту |
||
1 |
Вводный урок. |
|
|
|
|
2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. |
|
|
|
|
3 |
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. |
|
|
|
|
4 |
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. |
|
|
|
|
5 |
Классификация пожаров. |
|
|
|
|
6 |
Причины пожаров и взрывов, их последствия. |
|
|
|
|
7 |
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. |
|
|
|
|
8 |
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах . |
|
|
|
|
9 |
Пожары и паника. Практическая работа. |
|
|
|
|
10 |
Виды аварий на химически опасных объектах. |
|
|
|
|
11 |
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. |
|
|
|
|
12 |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. |
|
|
|
|
13 |
Защита населения от аварийно химически опасных объектов. |
|
|
|
|
14 |
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. |
|
|
|
|
15 |
Радиация вокруг нас. Из истории радиационных аварий. |
|
|
|
|
16 |
Аварии на радиационно опасных объектах. |
|
|
|
|
17 |
Последствия радиационных аварий. |
|
|
|
|
18 |
Защита от радиационных аварий. |
|
|
|
|
19 |
Аварии на гидродинамически опасных объектах. Их причины и последствия. |
|
|
|
|
20 |
Защита от гидродинамических аварий. |
|
|
|
|
21 |
Автомобильные аварии и катастрофы. |
|
|
|
|
22 |
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. |
|
|
|
|
23 |
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. |
|
|
|
|
24 |
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). |
|
|
|
|
25 |
Изменение состояния гидросферы (водной среды). |
|
|
|
|
26 |
Изменение состояния суши (почвы). |
|
|
|
|
27 |
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. |
|
|
|
|
28 |
Практическая работа. |
|
|
|
|
29 |
Первая помощь при массовых поражениях. |
|
|
|
|
30 |
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. |
|
|
|
|
31 |
Первая помощь при бытовых отравлениях. |
|
|
|
|
32 |
Физическая культура и закаливание. |
|
|
|
|
33 |
Семья в современном обществе. |
|
|
|
|
34 |
Итоговый урок. |
|
|
|
|
35 |
Отработка действий в случае возникновения ЧС, возможной в нашей местности |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.