Рабочая программа по ОБЖ 9 класс Смирнов Хренников

  • docx
  • 05.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Бушманов 5-9 ФГОС.docx

Приложение к Образовательной программе

основного общего образования,

утвержденной приказом директора

от 28.08.21г. № 933

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1г. Белоярский» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Основы безопасности жизнедеятельности

5-9 КЛАССЫ

 

 

 

 

Составитель: Бушманов А.М.,

преподаватель – организатор основ

безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

ü приказа МОН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный № 19644);

ü приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

ü санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

ü Рабочей программы по ОБЖ, созданной на основе ФГОС (предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнов 5-9 классы); авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М.: «Просвещение», 2016г.;

ü Учебного плана СОШ №1 г. Белоярский на 2021-2022 учебный год.

ü  ООП СОО СОШ №1 г. Белоярский;

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

ü освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального

характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан  по защите государства.

ü воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

ü развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

ü овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

ü формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска в деятельности человека и общества;

ü выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;

ü формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования в условиях реализации ФГОС направлен на: формирование у школьников современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения – наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение (обучение основанное на общении), компьютерные методы обучения (адаптивныеметоды, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать образовательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности вразличных регионах России с учетом ихреальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 – 9классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Программа разработана на основе:

Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение. 2016г.

Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 6 класс. -М.: Просвещение. 2016г.

Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 7 класс. -М.: Просвещение. 2016г.

Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 8 класс. -М.: Просвещение. 2016г.

Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 9 класс. -М.: Просвещение. 2016г.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»в базисном учебномплане

В учебном плане основного общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования впервые вводится обязательное изучение учебного предмета «ОБЖ» для учащихся 7-9 классов, 5-6 класс из части, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение предмета отводится 141 час, из них: 5 класс – 18 часов (0,5 час в неделю); 6 класс – 18 часов (0,5 час в неделю); 7 класс – 35 часов (1 час в неделю); 8 класс – 35 часов (1 час в неделю); 9 класс – 35 часов (1 час в неделю).

Изучение содержания курса по ОБЖ в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Юные инспектора дорожного движения, Основы оказания первой медицинской помощи. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

«Основы безопасности жизнедеятельности» - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в деятельности образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможностирешения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и поаналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказаниепервой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

5 класс

-формирование первичных навыков определения потенциальных опасностейприродного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих вповседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

-формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;

-формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;

-умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

-знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;

- владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;

-умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

-знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

-владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;

-владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.

6 класс

-владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном (добровольное и вынужденное) существовании человека в природной среде;

-владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним;

-овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе;

-владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;

-умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;

-понимание необходимости вести здоровый образ жизни;

-вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и других психоактивных веществ;

-знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.

7 класс

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

-умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;

-умения предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-знания по организации защиты населения от ситуаций природного характера;

-знания об организации подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

-умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

-умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях природного характера;

-знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу национальной безопасности России;

-вырабатывание отрицательного отношения к террористической деятельности, привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

-формирование понятий о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья;

- знание анатомо-физиологических особенностей человека в подростковом возрасте;

-формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего.

8 класс

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

-умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;

-умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

-знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;

-умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

-умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

-умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;

-умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

-обеспечение личной и общественной  безопасности при пожаре;

-вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;

-владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;

-владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;

-понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.

9 класс

-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в  опасных и чрезвычайных ситуациях;

- организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

 - предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

 

Планируемые результаты реализации программы

Изучение учебного предмета направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Выпускник научится:

·      классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

·      использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

·      использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

·      безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

·      безопасно использовать бытовые приборы;

·      безопасно использовать средства бытовой химии;

·      безопасно использовать средства коммуникации;

·      классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

·      предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

·      безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

·      адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

·      безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

·      безопасно применять первичные средства пожаротушения;

·      соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

·      соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

·      соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;

·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

·      использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

·      готовиться к туристическим походам;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

·      адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

·      добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

·      добывать и очищать воду в автономных условиях;

·      добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

·      подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

·      характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

·      предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

·      классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

·      безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

·      характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

·      предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

·      классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

·      безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

·      безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

·      комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

·      классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

·      классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

·      классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

·      классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

·      предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

·      оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

·      характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

·      классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

·      планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

·      адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

·      выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

·      безопасно использовать ресурсы интернета;

·      анализировать состояние своего здоровья;

·      определять состояния оказания неотложной помощи;

·      использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

·      классифицировать средства оказания первой помощи;

·      оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

·      извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

·      оказывать первую помощь при ушибах;

·      оказывать первую помощь при растяжениях;

·      оказывать первую помощь при вывихах;

·      оказывать первую помощь при переломах;

·      оказывать первую помощь при ожогах;

·      оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

·      оказывать первую помощь при отравлениях;

·      оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

·      оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

·      безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

·      готовиться к туристическим поездкам;

·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

·      анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

·      анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

·      безопасно вести и применять права покупателя;

·      анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

·      предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

·      характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

·      классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

·      владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

·      классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

·      оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

·      оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

·      оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

·      оказывать первую помощь при коме;

·      оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

·      использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

·      усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

·      исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

·      творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

 

2. Содержание курса «ОБЖ»

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет: эффективнее организовать учебно-воспитательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;  структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности

Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.

Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.

Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:

освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология и география ХМАО», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

 

3. Учебно-тематический план

 

Наименование

темы/раздела

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Контроль

 

5 класс

18

 

 

 

 

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

3

2

 

1

 

Глава 2.Опасные ситуации техногенного характера

4

3

 

1

 

Глава 3.Опасные ситуации природного характера

2

1

 

1

 

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 

1

1

 

 

 

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

1

1

 

 

 

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

3

2

 

1

 

Глава 7. Возрастные особенности развития человека  и здоровый образ жизни

1

1

 

 

 

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье

1

1

 

 

 

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

2

1

 

1

 

Итого

18

13

 

5

 

6 класс

18

 

 

 

 

Тема 1. Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе

3

2

 

1

 

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность

4

3

 

1

 

Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности.

4

3

 

1

 

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 

2

2

 

 

 

Глава 5. Опасные ситуации природного характера

2

2

 

 

 

Глава 6. Первая помощь при неотложном состоянии

1

1

 

 

 

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

2

1

 

1

 

Итого

18

14

 

4

 

7 класс

35

29

 

4

 

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

4

1

 

1

 

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

7

6

 

1

 

Глава 3. Чрезвычайные ситуации  метеорологического происхождения

4

3

 

1

 

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 

8

7

 

1

 

Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

      3

3

 

 

 

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

3

2

 

1

 

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

3

 

 

 

Глава 8. Первая помощь при неотложном состоянии

3

 

2

1

 

Итого

35

27

2

6

 

8 класс

35

25

 

7

 

Глава 1. Пожарная безопасность

4

3

 

1

 

Глава 2. Безопасность на дорогах

4

3

 

1

 

Глава 3. Безопасность на водоемах

4

3

 

1

 

Глава 4. Экология и безопасность 

3

2

 

1

 

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

6

5

 

1

 

Глава 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуации

4

4

 

 

 

Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуации техногенного характера

4

3

 

1

 

Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие

3

3

 

 

 

Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях

3

2

 

1

 

Итого

35

28

 

7

 

9 класс

35

29

 

6

 

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире

5

4

 

1

 

Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

4

4

 

 

 

Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

2

 

1

 

Глава 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуации мирного и военного времени 

4

3

 

1

 

Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуации мирного и военного времени

4

3

 

1

 

Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6

6

 

 

 

Глава 7. Основы здорового образа жизни

4

3

 

1

 

Глава 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 

2

2

 

 

 

Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

1

1

 

 

 

Глава 10. Оказание первой медицинской помощи

2

1

 

1

 

Итого

35

29

 

6

 

 

Нормы оценок

 Оценивание результатов обучения по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Все тестовые задания по ОБЖ оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающихся по ОБЖ:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 5 класс:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.— М., 2016. «Просвещение»

МЕДИАТЕКА:

Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);

Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.

Плакаты:

  1. Землетрясения;
  2. Лавины, обвалы, оползни, сели;
  3. Правила пользования спасательными плав средствами;
  4. Дорожно-транспортное происшествие;
  5. Железнодорожная авария;
  6. Аварии на морских (речных) судах;
  7. Аварии в метрополитене;
  8. Химические аварии;
  9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  10.  Взрыв;
  11.  Лесной пожар;
  12. Смерч, буря, ураган;
  13. Общие правила;
  14. Падения с высоты;
  15. Поражение электротоком;
  16. Ожоги;
  17. Наводнение;
  18. Электротравмы;
  19.  Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
  20. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
  21. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 6 класс:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 кл.— М., 2016. «Просвещение»

МЕДИАТЕКА:

Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);

Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.

Плакаты:

  1. Землетрясения;
  2. Лавины, обвалы, оползни, сели;
  3. Правила пользования спасательными плав средствами;
  4. Дорожно-транспортное происшествие;
  5. Железнодорожная авария;
  6. Аварии на морских (речных) судах;
  7. Аварии в метрополитене;
  8. Химические аварии;
  9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  10.  Взрыв;
  11.  Лесной пожар;
  12. Смерч, буря, ураган;
  13. Общие правила;
  14. Падения с высоты;
  15. Поражение электротоком;
  16. Ожоги;
  17. Наводнение;
  18. Электротравмы;
  19.  Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
  20. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
  21. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.
  22. Авиационные катастрофы;
  23. Транспортная авария;
  24. Аварийная эвакуация из воздушно-транспортных средств;
  25. Радиационная авария;
  26. Артериальное кровотечение;
  27. Первая помощь при ранении;
  28. Остановка кровотечения;

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 7 класс:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.— М., 2016. «Просвещение»

МЕДИАТЕКА:

Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);

Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.

Плакаты:

  1. Землетрясения;
  2. Лавины, обвалы, оползни, сели;
  3. Правила пользования спасательными плав средствами;
  4. Дорожно-транспортное происшествие;
  5. Железнодорожная авария;
  6. Аварии на морских (речных) судах;
  7. Аварии в метрополитене;
  8. Химические аварии;
  9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  10.  Взрыв;
  11.  Лесной пожар;
  12. Смерч, буря, ураган;
  13. Общие правила;
  14. Падения с высоты;
  15. Поражение электротоком;
  16. Ожоги;
  17. Наводнение;
  18. Электротравмы;
  19.  Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
  20. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
  21. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.
  22. Авиационные катастрофы;
  23. Транспортная авария;
  24. Аварийная эвакуация из воздушно-транспортных средств;
  25. Радиационная авария;
  26. Артериальное кровотечение;
  27. Первая помощь при ранении;
  28. Остановка кровотечения;
  29. Гидродинамические аварии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 8 класс:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл.— М., 2016. «Просвещение»

МЕДИАТЕКА:

Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);

Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.

Плакаты:

  1. Землетрясения;
  2. Лавины, обвалы, оползни, сели;
  3. Правила пользования спасательными плав средствами;
  4. Дорожно-транспортное происшествие;
  5. Железнодорожная авария;
  6. Аварии на морских (речных) судах;
  7. Аварии в метрополитене;
  8. Химические аварии;
  9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  10.  Взрыв;
  11.  Лесной пожар;
  12. Смерч, буря, ураган;
  13. Общие правила;
  14. Падения с высоты;
  15. Поражение электротоком;
  16. Ожоги;
  17. Наводнение;
  18. Электротравмы;
  19.  Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
  20. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
  21. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.
  22. Авиационные катастрофы;
  23. Транспортная авария;
  24. Аварийная эвакуация из воздушно-транспортных средств;
  25. Радиационная авария;
  26. Артериальное кровотечение;
  27. Первая помощь при ранении;
  28. Остановка кровотечения;
  29. Гидродинамические аварии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 9 класс:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 кл.— М., 2016. «Просвещение»

МЕДИАТЕКА:

Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);

Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.

Плакаты:

  1. Землетрясения;
  2. Лавины, обвалы, оползни, сели;
  3. Правила пользования спасательными плав средствами;
  4. Дорожно-транспортное происшествие;
  5. Железнодорожная авария;
  6. Аварии на морских (речных) судах;
  7. Аварии в метрополитене;
  8. Химические аварии;
  9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
  10.  Взрыв;
  11.  Лесной пожар;
  12. Смерч, буря, ураган;
  13. Общие правила;
  14. Падения с высоты;
  15. Поражение электротоком;
  16. Ожоги;
  17. Наводнение;
  18. Электротравмы;
  19.  Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
  20. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
  21. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.
  22. Авиационные катастрофы;
  23. Транспортная авария;
  24. Аварийная эвакуация из воздушно-транспортных средств;
  25. Радиационная авария;
  26. Артериальное кровотечение;
  27. Первая помощь при ранении;
  28. Остановка кровотечения;
  29. Гидродинамические аварии;