Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл
Оценка 4.8

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Оценка 4.8
docx
27.01.2020
Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс.docx

Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красновская средняя общеобразовательная школа

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 23.08.2019 г.

Руководитель МО  ______Попова Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР Демьяненко И.Н.

 

Подпись

28.08.2019 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Председатель  _____ Воликов Ю.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______ Воликов Ю.В.

Приказ от 30.08.2019 г. № 119

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Уровень общего образования, класс: основное общее, 5 класс

Количество часов: 1 час

Учитель: Попова Л. Н.

 

Квалификационная категория:высшая

2019-2020 учебный год

РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА».

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5  классе составлена в соответствии  с нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

     - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

- приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минпросвещения России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

           - письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа разработана  с учетом следующего учебно-методического комплекта:

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 5 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019

Рабочая тетрадь к учебному изданию протоиерея Виктора Дорофеева, О. Л. Янушкявичене «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» для 5 класса общеобразовательных организаций   О. Л. Янушкявичене, Т. В. Комарова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Основной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобщение школьников к культурному, традиционному наследию народов нашей страны и их религии, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и готового вести конструктивный диалог с представителями других культур и народов для общественного блага.

Общая цель определяет задачи учебного предмета

 расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;

 развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности;

 формирование представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества, мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

 формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

 воспитание патриотических чувс тв; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

 формирование  гражданской  идентичности,  осознание  своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;

 воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

При знакомстве с основными ценностями культуры и религии народов России происходит осознание школьником себя как самоценной личности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Восприятие существующего поликультурного мира; понимание личной и национальной свободы; формирования доверия к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям, традициям, семейным и коллективным ценностям; уважение достоинства человека, равноправия, ответственность и чувство долга, свободы совести и вероисповедания.

Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования реализуется в рамках учебного плана за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве отдельного учебного предмета, в

5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 34 часа.

Срок реализации программы  - 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: РАЗДЕЛ «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА».

Изучение предметной области ОДНКНР через одноименный учебный предмет  предполагает  в  соответствии  с  ФГОС  ООО  достижение обучающимися трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Изучение ОДНКНР направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

 - в рамках воспитания российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение

традиционных ценностей многонационального российского общества;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, вере, к культуре, религии, традициям, ценностям народов России;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- понимание культурного многообраз разия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;

- умение отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном  многокультурном,  многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

- использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;

- формирование системы интегративных связей разных предметных областей значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно- выразительные особенности языков народов России;

- знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а так же духовно-нравственной культуры.

Предметные результаты.

-  воспитание  способности  к  духовному  развитию,  нравственному самосовершенствованию;  воспитание  веротерпимости,  уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,  в становлении  гражданского общества  и  российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 5 классе:

В результате изучения пятиклассник научится:

· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения

учебных и практических задач.

Пятиклассник получит возможность научиться:

· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

намечать способы саморазвития.

· Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»

      Раздел 1. Кто ты, человек? (10 ч)
Тема 1. Как произошёл наш мир Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Тема 2. Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Тема 3. Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Тема 4. Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и зло. Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Тема 5. Творчество
Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Тема 6. Обязанности человека по отношению к миру Задача человека – сохранение мира. Современные экологические проблемы. Ответственность за мир. Необходимое условие для изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Тема 7. Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд.
Тема 8. Вред для души. Совесть Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос сердца. Совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Причины «окаменения» сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Тема 9. Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Тема 10. Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа. Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва – мать всех добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение, молитва.
Раздел 2. Духовный мир (2 ч)
Тема 11. Небесные силы
Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и силы Тьмы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Тема 12. Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве Крещения. Ангел-хранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелы-хранители не оказывают помощь.
Основные термины и понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Раздел 3. Дорога в небо (6 ч)
Тема 13. Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются строить свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Тема 14. Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в жизни каждого человека. Смысл поста, его главная сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Тема 15. Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека. Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Тема 16. Монашество. Монастыри Причины появления монашества. Монахи – люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость общения с Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты. Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты, послушник, постриженник.
Тема 17. На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности (3 ч)
Тема 18. Начало. Мои наставники
Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины, духовник.
Тема 19. Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость приложения усилий для достижения духовного совершенства. Последствия неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
Тема 20. На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти Отношения к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире. Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Раздел 5. Не от мира сего (13 ч)
Тема 21. Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных христиан от других людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
Тема 22. В деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Тема 23. Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Тема 24. Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества Христианское понимание причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский долг.
Тема 25. Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Тема 26. Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.

Тема 27. Братья и сёстры

Сообщества людей. Основа единства христиан всего мира. Соборность. Начало разделения людей на национальности. Воссоединение людей после Пришествия Иисуса Христа. Основные термины и понятия: соборность, братство, национальность.

Тема 28. Столп и утверждение истины

День рождения Церкви. Единство Церкви. Церкви земная (воинствующая) и

небесная (торжествующая). Необходимость быть членом Церкви для достижения духовного совершенства. Три степени священства. Храм.

Основные термины и понятия: Церкви воинствующая и торжествующая, степени  священства, храм.

Тема 29. Жизнь в Церкви

Значение храма для православного человека. Семь Таинств Православной церкви. Литургия. Ланчанское чудо. Требы. Основные термины и понятия: Таинства, Крещение, Миропомазание, Исповедь Причащение (Евхаристия), Венчание, Священство, Соборование, требы, Литургия.

Тема 30. О будущих судьбах мира

Пророчества Библии о конце мира. Второе пришествие Иисуса Христа. Сроки

Второго пришествия, его признаки, последующие события. Участь людей после Страшного  суда. Основные термины и понятия: пророчества, Второе пришествие, Страшный суд.

Тема 34. Православие в истории родного края

Изучение различных аспектов истории Православия в родном крае: миссионерская

деятельность, история отдельных храмов/монастырей, жизнеописание подвижников

благочестия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

Надпись: РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

урока

Раздел (количество часов)

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения урока

Корректировка даты (в случае необходимости)

Надпись: 1 четверть – 9 часов

Надпись: Раздел 1:  Кто ты, человек? (10 ч.)

1

Как произошёл наш мир

1

6.09

 

2

Сотворение человека

1

13.09

 

3

Бессмертная душа

1

20.09

 

4

Свобода воли. Добро и зло . Исследовательский проект «Добро и зло в жизни человека».

1

27.09

 

5

Творчество Бога и человека

1

4.10

 

6

Обязанности человека по отношению к миру

1

11.10

 

7

Труд .Исследовательский проект "Люди труда". 

1

18.10

 

8

Вред для души. Совесть

1

25. 10

 

9

Спасение

1

1.11

 

2 четверть – 7 часов

10

Цель христианской жизни. Проверочная работа по теме «Кто ты, человек?»

1

15.11

 

Раздел 2: Духовный мир. (2 ч)

11

Небесные силы

1

22.11

 

12

Кто сильнее? Ангел-хранитель. Тест по теме «Духовный мир»

1

29.11

 

Раздел 3: Дорога в небо (6 ч)

13

Основы православной веры

1

6.12

 

14

Как найти «дорогу в небо»?

1

13.12

 

15

Молитва. Невидимая борьба

1

20.12

 

16

Монашество. Монастыри

1

27.12

 

3 четверть – 10 часов

17

Информационный проект «Храмы и монастыри родной земли» 

1

17.01

 

18

На высотах духа. Проверочная работа по теме «Дорога в небо»

1

24.01

 

Раздел 4: Путь от рождения до вечности (3 ч)

19

Начало. Мои наставники христианина

1

31.01

 

20

Середина пути. Устроение жизни христианина

1

7.02

 

21

На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти. Тест по теме «Путь от рождения до вечности»

1

14.02

 

Раздел 5: Не от мира сего (13 ч)

22

Чем отличаются христиане от других людей?

1

21.02

 

23

В деньгах ли счастье?

1

28.02

 

24

Исследовательский проект «Счастье – это?»

1

6.03

 

25

Гордость житейская

1

13.03

 

26

Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества.

1

20.03

 

4 четверть – 8 часов

27

Спасение от одиночества

1

3.04

 

28

Любовь настоящая и выдуманная

1

10.04

 

29

Братья и сёстры

1

17.04

 

30

Столп и утверждение истины

1

24.04

 

31

Жизнь в Церкви.

 

8.05

 

32

О будущих судьбах мира. Тест по теме «Не от мира сего»

 

15.05

 

33

Итоговая контрольная работа.

 

22.05

 

34

Православие в истории родного края

1

29.05

 

                                                                           Итого 34 ч.

 

 

 

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл

Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020