РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,
сл. СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(полное наименование образовательного учреждения)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
Семено-Камышенская ООШ
приказ № 63 от 30.08. 2019 года
____________ Савченко Н.И.
(подпись руководителя ОУ) (ФИО)
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной культуры народов России
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень общего образования (класс) основное общее 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 35 ч Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Учитель: Быкадорова Алёна Александровна
Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
2019-2020 уч. год
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.
в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 26.07.2019);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- письмо минобразования Ростовской области от 31.05.2019 № 24/4.1-7171«О направлении рекомендаций» (рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год);
-
письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области
от 25.06.2019 года «О формировании учебных планов в общеобразовательных
учреждениях в 2019 - 2020 учебном году».
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ);
- учебным планом МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ).
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В пятом классе реализуется главная цель: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе реализуется авторская идея, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе являются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.
1. Культурологический принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов РФ: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это обеспечивает благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и успешное воспитание важнейших нравственных качеств гражданина многонационального и многоконфессионного государства — толерантность, эмпатию, гуманизм, справедливость.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., стремление к самоанализу и самостоятельности суждений. Это позволяет познакомить подростка с достаточно сложными, часто философскими, вопросами социальной жизни. При этом необходимо учитывать психологические особенности, малый жизненный опыт младших подростков, их статус в обществе. Дети этого возраста при тяге к философским жизненным проблемам не всегда правильно их воспринимают и оценивают. Реализация принципа природосообразности требует бережного отношения к объему знаний, который могут усвоить учащиеся 5 класса. Очень важно при этом учитывать еще одну психологическую особенность детей подросткового возраста — тягу к эмоциональным впечатлениям, актуальность образного мышления и чувственного восприятия.
Для реализации принципа природосообразности используется краеведческий материал как доступный для чувственного восприятия. Обучение проходит в естественной среде, частью которого является труд, быт, традиции, праздники, этические нормы и др. Важность привлечения краеведческого материала обусловлена тем, что, изучая родной край, подростки начинают осознавать значение малой родины в делах и судьбе страны, в развитии общероссийской культуры.
3. Принцип диалогичности. Поскольку российская культура есть диалог различных культур, то и знакомство с ними предполагает разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной, так и в религиозной культуре. Поскольку ведущей деятельностью подростка является коммуникативная, необходимо создавать условия для ее развития, и учебный диалог — оптимальное средство. Диалогичность реализуется в процессе обучения и другими способами: работа с текстами учебников, обсуждение проблемных ситуаций, совместная деятельность в парах и группах.
4. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание, которое предъявляется обучающимся, постепенно углубляется и расширяется. Школьники начинают решать более серьезные интеллектуальные задачи и обсуждать социально значимые проблемы. Учитель должен обеспечить преемственные связи с предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который изучался в начальной школе. Особенно важно знать, по какому модулю работали младшие школьники, и компенсировать недостаточное изучение содержания других модулей. Это объясняется общей целью изучения обсуждаемых предметов: учащиеся должны знакомиться не с одной выбранной в соответствии с модулем религией или светской этикой, а понимать общие особенности каждой традиционной религии России и основные идеи светской этики.
Подростковый возраст — этап бурного процесса социализации. Дети вступают в отрочество: заканчивается детство, но многие чувства и переживания напоминают реакции младшего школьника на происходящие события. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, впитывает нормы поведения, общение со взрослыми становится более желанным и востребованным, чем общение со сверстниками. В этом возрасте дети уже ориентируются в истории нашего государства, понимают, что такое культура. У них развиваются предпосылки исторического мышления, логическое мышление и воображение находится уже на таком уровне, который позволяет подростку решать достаточно сложные учебные и жизненные задачи.
Под влиянием происходящих в организме физиологических изменений нервная система подростка не всегда адекватно реагирует на изменившиеся ситуации, отсюда быстрая и неожиданная смена настроения. Поэтому так важны для детей этого возраста «взрослые» коллективные разговоры о различных жизненных проблемах. Учебный диалог позволяет решить эту задачу.
Главной формой организации в 5 классе остается урок с традиционной структурой. Вместе с тем, возрастает доля мини-лекций, дискуссий, учебных диалогов. Важнейшим структурным элементом урока становится работа с рубриками «Послушаем друг друга», «Обсудим вместе». Большое внимание уделяется парной и групповой форме организации обучения.
РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная программа предусматривает:
· количество учебных недель – 35 (основание: Устав ОУ);
· количество учебных дней в неделю – 5;
· количество часов по предмету – 1 час в неделю (согласно приказу №63 от 30.08.2019 г.);
· Всего часов за год – 35 часов (согласно расписанию).
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна.Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.
Заключительный урок (1ч).
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Темы |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
Введение (3 часа) |
|||
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
1 |
Работа с информацией, представленной учителем. Выделение главной мысли рассказа учителя об отношении к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. |
|
Что такое культура общества. |
1 |
Работа со схемой Источники развития культуры» (анализ и обсуждение). |
|
Расширение кругозора. |
1 |
Приводим примеры культурной жизни народов в разные исторические времена. Слушаем и анализируем рассказ учителя о зарождении культуры в первобытном обществе. |
|
Раздел 1. В мире культуры (11 часов) |
|||
Величие многонациональной российской культуры |
1 |
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»
|
|
Российская культура-сплав культур народов, проживающих на территории РФ. |
1 |
||
Фольклор народов России. |
1 |
||
Декоративно-прикладное творчество народов России. |
1 |
||
Деятели науки- представители разных национальностей. |
1 |
||
Деятели культуры- представители разных национальностей. |
1 |
||
Человек- творец и носитель культуры |
1 |
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек — творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек — носитель культуры», «Человек — творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов) |
|
Вне культуры жизнь человека невозможна. |
1 |
||
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. |
1 |
||
Законы нравственности- часть культуры общества. |
1 |
||
Источники, создающие нравственные установки. |
1 |
||
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (20 часов) |
|||
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
1 |
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур — стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог («Обсудим вместе»): сравнение эпических героев |
|
Патриотические чувства-характеристика культурного человека. |
1 |
||
Представления о патриотизме в фольклорах разных народов. |
1 |
|
|
Герои национального эпоса разных народов. |
1 |
||
Былинные герои русского эпоса. |
1 |
||
Жизнь ратными подвигами полна |
1 |
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России |
|
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. |
1 |
||
Патриоты- представители разных конфессий. |
1 |
||
Герои Великой Отечественной войны. |
1 |
||
В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов. |
1 |
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «ПочемуМикула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли |
|
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии. |
1 |
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока |
|
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины. |
1 |
Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учёба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников |
|
Бережное отношение к природе- нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. |
1 |
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока |
|
Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. |
1 |
|
|
Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. |
1 |
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь — главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чём состоит ценность человеческого общения?» Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи |
|
Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка- главные семейные ценности |
1 |
||
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. |
1 |
||
Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. |
1 |
||
Семья- первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. |
1 |
||
Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. |
1 |
||
Заключение(1 час) |
|||
Заключительный урок |
1 |
Систематизация и обобщение знаний по предмету. Выполнение тестового задания. |
|
РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п.п. урока |
Раздел учебной программы Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Требования к результату (предметные, метапредметные, личностные УУД) |
Дата проведения урока |
Виды контроля |
|
по плану |
фактическая |
||||||
Введение (3 часа). |
|||||||
1. |
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
1 |
Работа с информацией, представленной учителем. Выделение главной мысли рассказа учителя об отношении к культуре родного народа, Родине как отражение патриотических чувств человека. |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
|
05.09. |
|
Входной |
2. |
Что такое культура общества. |
1 |
Работа со схемой Источники развития культуры». |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения (анализ и обсуждение). |
12.09. |
|
Текущий |
3. |
Расширение кругозора. |
1 |
Приводим примеры культурной жизни народов в разные исторические времена. Слушаем и анализируем рассказ учителя о зарождении культуры в первобытном обществе. |
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
19.09. |
|
Текущий |
В мире культуры (11 часов). |
|||||||
4. |
Величие многонациональной российской культуры |
1 |
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
26.09. |
|
Текущий |
5. |
Российская культура-сплав культур народов, проживающих на территории РФ.
|
1 |
03.10. |
|
Текущий |
||
6. |
Фольклор народов России.
|
1 |
10.10. |
|
Текущий |
||
7. |
Декоративно-прикладное творчество народов России.
|
1 |
17.10. |
|
Текущий |
||
8. |
Деятели науки- представители разных национальностей.
|
1 |
24.10. |
|
Текущий |
||
9. |
Деятели культуры- представители разных национальностей.
|
1 |
31.10. |
|
Текущий |
||
10.. |
Человек – творец и носитель культуры.
|
1 |
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
14.11. |
|
Текущий |
11. |
Вне культуры жизнь человека невозможна.
|
1 |
21.11. |
|
Текущий |
||
12. |
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
|
1 |
28.11. |
|
Текущий |
||
13. |
Законы нравственности- часть культуры общества.
|
1 |
05.12. |
|
Текущий |
||
14. |
Источники, создающие нравственные установки. |
1 |
12.12. |
|
Текущий |
||
Нравственные ценности российского народа (20 часов). |
|||||||
15. |
«Береги землю родимую, как мать любимую».
|
1 |
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
19.12. |
|
Текущий |
16. |
Патриотические чувства-характеристика культурного человека.
|
1 |
26.12. |
|
Текущий |
||
17. |
Представления о патриотизме в фольклорах разных народов.
|
1 |
16.01. |
|
Текущий |
||
18. |
Герои национального эпоса разных народов.
|
1 |
23.01. |
|
Текущий |
||
19. |
Былинные герои русского эпоса.
|
1 |
30.01. |
|
Текущий |
||
20. |
Жизнь ратными подвигами полна.
|
1 |
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
|
06.02. |
|
Текущий |
21. |
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России.
|
1 |
13.02. |
|
Текущий |
||
22. |
Патриоты- представители разных конфессий.
|
1 |
20.02. |
|
Текущий |
||
23. |
Герои Великой Отечественной войны.
|
1 |
27.02. |
|
Текущий |
||
24. |
В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов.
|
1 |
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
|
05.03. |
|
Текущий |
25. |
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
|
1 |
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
|
12.03. |
|
Текущий |
26. |
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.
|
1 |
Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
|
19.03. |
|
Текущий |
27. |
Бережное отношение к природе- нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками.
|
1 |
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
02.04. |
|
Текущий |
28. |
Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. |
1 |
09.04. |
|
Текущий |
||
29. |
Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. |
1 |
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Формулировать смысловое содержание иллюстраций. Связывать графическое и текстовое представление информации |
16.04. |
|
Текущий |
30. |
Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка- главные семейные ценности.
|
1 |
23.04. |
|
Текущий |
||
31. |
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
|
1 |
30.04. |
|
Текущий |
||
32. |
Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. |
1 |
07.05. |
|
Текущий |
||
33. |
Семья- первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. |
1 |
14.05. |
|
Текущий |
||
34. |
Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. |
1 |
21.05. |
|
Текущий |
||
Заключительный урок (1 час). |
|||||||
35. |
Заключительный урок |
1 |
Выполнение тестового задания
|
Систематизация и обобщение знаний по предмету. |
28.05. |
|
Итоговый |
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа :комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015;
Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Российский учебник, 2019
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Рабочая тетрадь: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
4. Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
5. Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» - http://orkce.apkpro.ru
6. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
9. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви - www.patriarchia.ru
10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран, проектор.
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.
РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты реализации программы по предмету:
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Вторая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________(Ковалева А.Г.)
__________________ 2019 года
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.