Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 кл. раб.прог. ОДНКНР 2019-2020г..docx

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

 сл. СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(полное наименование образовательного учреждения)

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

Семено-Камышенская ООШ

приказ № 63 от 30.08. 2019 года

____________ Савченко Н.И.

(подпись руководителя ОУ)    (ФИО)

печать

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по основам духовно-нравственной культуры народов России

(указать предмет, курс, модуль)

                                                                                            

Уровень общего образования (класс) основное общее 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

                                                               

Количество часов 35 ч               Уровень         базовый_____

                                                                                                                 (базовый, профильный)   

 

Учитель: Быкадорова Алёна Александровна

 

 

 

Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».

 

 

2019-2020 уч. год

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.

в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 26.07.2019);

 

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

 

-  приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об        утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской от 28 декабря 2018 г. № 345»;

- письмо  минобразования Ростовской области от 31.05.2019 № 24/4.1-7171«О направлении рекомендаций» (рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории  Ростовской области, на 2019-2020 учебный год);


- письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области  от 25.06.2019 года  «О формировании  учебных планов в    общеобразовательных учреждениях    в  2019 - 2020 учебном году».

 

-  основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ);

 

- учебным планом МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ).

 

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В  пятом  классе  реализуется  главная  цель: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В  процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  реализуется  авторская  идея,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

 

В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно  общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире культуры»).

2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы    «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Как  сохранить  духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Конечно,  предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе являются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

              становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

Принципы организации обучения

1.                 Культурологический принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов РФ: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это обеспечивает благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и успешное воспитание важнейших нравственных качеств гражданина многонационального и многоконфессионного государства — толерантность, эмпатию, гуманизм, справедливость.

2.                 Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., стремление к самоанализу и самостоятельности суждений. Это позволяет познакомить подростка с достаточно сложными, часто философскими, вопросами социальной жизни. При этом необходимо учитывать психологические особенности, малый жизненный опыт младших подростков, их статус в обществе. Дети этого возраста при тяге к философским жизненным проблемам не всегда правильно их воспринимают и оценивают. Реализация принципа природосообразности требует бережного отношения к объему знаний, который могут усвоить учащиеся 5 класса. Очень важно при этом учитывать еще одну психологическую особенность детей подросткового возраста — тягу к эмоциональным впечатлениям, актуальность образного мышления и чувственного восприятия.

Для реализации принципа природосообразности используется краеведческий материал как доступный для чувственного восприятия. Обучение проходит в естественной среде, частью которого является труд, быт, традиции, праздники, этические нормы и др. Важность привлечения краеведческого материала обусловлена тем, что, изучая родной край, подростки начинают осознавать значение малой родины в делах и судьбе страны, в развитии общероссийской культуры.

3.                 Принцип диалогичности. Поскольку российская культура есть диалог различных культур, то и знакомство с ними предполагает разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной, так и в религиозной культуре. Поскольку ведущей деятельностью подростка является коммуникативная, необходимо создавать условия для ее развития, и учебный диалог — оптимальное средство. Диалогичность реализуется в процессе обучения и другими способами: работа с текстами учебников, обсуждение проблемных ситуаций, совместная деятельность в парах и группах.

4.                 Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание, которое предъявляется обучающимся, постепенно углубляется и расширяется. Школьники начинают решать более серьезные интеллектуальные задачи и обсуждать социально значимые проблемы. Учитель должен обеспечить преемственные связи с предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который изучался в начальной школе. Особенно важно знать, по какому модулю работали младшие школьники, и компенсировать недостаточное изучение содержания других модулей. Это объясняется общей целью изучения обсуждаемых предметов: учащиеся должны знакомиться не с одной выбранной в соответствии с модулем религией или светской этикой, а понимать общие особенности каждой традиционной религии России и основные идеи светской этики.

 

Психологические предпосылки усвоения содержания курса

Подростковый возраст — этап бурного процесса социализации. Дети вступают в отрочество: заканчивается детство, но многие чувства и переживания напоминают реакции младшего школьника на происходящие события. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, впитывает нормы поведения, общение со взрослыми становится более желанным и востребованным, чем общение со сверстниками. В этом возрасте дети уже ориентируются в истории нашего государства, понимают, что такое культура. У них развиваются предпосылки исторического мышления, логическое мышление и воображение находится уже на таком уровне, который позволяет подростку решать достаточно сложные учебные и жизненные задачи.

Под влиянием происходящих в организме физиологических изменений нервная система подростка не всегда адекватно реагирует на изменившиеся ситуации, отсюда быстрая и неожиданная смена настроения. Поэтому так важны для детей этого возраста «взрослые» коллективные разговоры о различных жизненных проблемах. Учебный диалог позволяет решить эту задачу.

Главной формой организации в 5 классе остается урок с традиционной структурой. Вместе с тем, возрастает доля мини-лекций, дискуссий, учебных диалогов. Важнейшим структурным элементом урока становится работа с рубриками «Послушаем друг друга», «Обсудим вместе». Большое внимание уделяется парной и групповой форме организации обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                        Образовательная программа предусматривает:

·         количество учебных недель – 35 (основание: Устав ОУ);

·         количество учебных дней в неделю – 5;

·         количество часов по предмету – 1 час в неделю (согласно приказу №63 от 30.08.2019 г.);

·         Всего часов за год – 35 часов (согласно расписанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (35 ч)

 

Введение (3 ч)

 

Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.

Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура.

Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.

Раздел I В мире культуры (11 ч)

 

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел II Нравственные ценности российского народа (20 ч)

 

«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса. 

Жизнь ратными подвигами полна.Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Герои Великой Отечественной войны.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). 

«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).

Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.

Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.

Заключительный урок (1ч).


РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

 

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение (3 часа)

Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

Работа с информацией, представленной учителем. Выделение главной мысли рассказа учителя об отношении к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.

Что такое культура общества.

1

Работа со схемой Источники развития культуры» (анализ и обсуждение).

Расширение кругозора.

1

Приводим примеры культурной жизни народов в разные исторические времена. Слушаем и анализируем рассказ учителя о зарождении культуры в первобытном обществе.

Раздел 1. В мире культуры (11 часов)

Величие многонациональной российской культуры

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

 

Российская культура-сплав культур народов, проживающих на территории РФ.

1

Фольклор народов России.

1

Декоративно-прикладное творчество народов России.

1

Деятели науки- представители разных национальностей.

1

Деятели культуры- представители разных национальностей.

1

Человек- творец и носитель культуры

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек — творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек — носитель культуры», «Человек — творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов)

Вне культуры жизнь человека невозможна.

1

Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.

1

Законы нравственности- часть культуры общества.

1

Источники, создающие нравственные установки.

1

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (20 часов)

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур — стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог («Обсудим вместе»): сравнение эпических героев

Патриотические чувства-характеристика культурного человека.

1

Представления о патриотизме в фольклорах разных народов.

1

 

Герои национального эпоса разных народов.

1

Былинные герои русского эпоса.

1

Жизнь ратными подвигами полна

1

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России.

1

Патриоты- представители разных конфессий.

1

Герои Великой Отечественной войны.

1

В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов.

1

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «ПочемуМикула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли

«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.

1

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.

1

Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учёба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников

Бережное отношение к природе- нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками.

1

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока

Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.

1

 

Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.

1

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь — главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чём состоит ценность человеческого общения?» Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи

Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка- главные семейные ценности

1

О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.

1

Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов.

1

Семья- первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье.

1

Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.

1

Заключение(1 час)

Заключительный урок

1

Систематизация и обобщение знаний по предмету. Выполнение тестового задания.

 


РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

 

№ п.п. урока

Раздел учебной программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату (предметные, метапредметные, личностные УУД)

Дата проведения урока

Виды контроля

по плану

фактическая

Введение (3 часа).

1.

Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

Работа с информацией, представленной учителем. Выделение главной мысли рассказа учителя об отношении к культуре родного народа, Родине как отражение патриотических чувств человека.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

 

05.09.

 

Входной

2.

Что такое культура общества.

1

Работа со схемой Источники развития культуры».

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения (анализ и обсуждение).

12.09.

 

Текущий

3.

Расширение кругозора.

1

Приводим примеры культурной жизни народов в разные исторические времена. Слушаем и анализируем рассказ учителя о зарождении культуры в первобытном обществе.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

19.09.

 

Текущий

В мире культуры (11 часов).

4.

Величие многонациональной    российской культуры

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста   учебника.   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей?   Чем   они   прославили Россию?».     Восприятие     и     оценка информации,        представленной        в видеофильме.     

Выделение      главной мысли  рассказа  учителя  о  жизни  и творчестве                 Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося       деятеля       культуры России».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

26.09.

 

Текущий

5.

Российская культура-сплав культур народов, проживающих на территории РФ.

 

1

03.10.

 

Текущий

6.

Фольклор народов России.

 

1

10.10.

 

Текущий

7.

Декоративно-прикладное творчество народов России.

 

1

17.10.

 

Текущий

8.

Деятели науки- представители разных национальностей.

 

1

24.10.

 

Текущий

9.

Деятели культуры- представители разных национальностей.

 

1

31.10.

 

Текущий

10..

Человек – творец и носитель культуры.

 

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек     –     творец     и     носитель культуры».    Конструирование    схем: «Человек     –     носитель     культуры», «Человек   –   творец   культуры»   (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации, представленной   в   рассказе   учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике.

Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек»   и   «Для   любознательных» (составление плана пересказа текстов).

 

 

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

14.11.

 

Текущий

11.

Вне культуры жизнь человека невозможна.

 

1

21.11.

 

Текущий

12.

Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.

 

1

28.11.

 

Текущий

13.

Законы нравственности- часть культуры общества.

 

1

05.12.

 

Текущий

14.

Источники, создающие нравственные установки.

1

12.12.

 

Текущий

Нравственные ценности российского народа (20 часов).

15.

«Береги   землю родимую, как мать любимую».

 

1

Объяснение    значения    пословиц    и поговорок о Родине и патриотических чувствах.    Чтение    текста    «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного   портрета   героя.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем.

Совместная деятельность    в    парах: чтение    и обсуждение  башкирской   легенды  об Урал-батыре.                Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение эпических героев.

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

19.12.

 

Текущий

16.

Патриотические чувства-характеристика культурного человека.

 

1

26.12.

 

Текущий

17.

Представления о патриотизме в фольклорах разных народов.

 

1

16.01.

 

Текущий

18.

Герои национального эпоса разных народов.

 

1

23.01.

 

Текущий

19.

Былинные герои русского эпоса.

 

1

30.01.

 

Текущий

20.

Жизнь ратными подвигами полна.

 

1

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой        «Картинная        галерея»: описание   героя   картины.  

Чтение   и оценка   информации   из   текстов   об участии      в   Великой   Отечественной войне представителей разных народов России.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

 

06.02.

 

Текущий

21.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России.

 

1

13.02.

 

Текущий

22.

Патриоты- представители разных конфессий.

 

1

20.02.

 

Текущий

23.

Герои Великой Отечественной войны.

 

1

27.02.

 

Текущий

24.

В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов.

 

1

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста   татарской   сказки   «Звёздочка Зухра».    Чтение    и    анализ    текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович   стал   героем   народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два    плуга?»,    выделение    главной мысли.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

 

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

 

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

 

 

05.03.

 

Текущий

25.

«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.

 

1

Учебный         диалог:         обсуждение высказывания     буддийского     монаха Шантидевы.      Определение      главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

 

12.03.

 

Текущий

26.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.

 

1

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение  проблемы:   «Как   может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика,     чтобы     его     труд     был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

 

19.03.

 

Текущий

27.

Бережное отношение к природе- нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками.

 

1

Оживление          и          использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как   древние   люди   относились   к природе?».       Анализ       информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.     Совместная     работа     в группах:         анализ         информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка          видеофильма.          Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

02.04.

 

Текущий

28.

Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.

1

09.04.

 

Текущий

29.

Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.

1

Учебный        диалог        на        основе иллюстративного                   материала. Коммуникативная        деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения   «Бабушкины   сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах       рубрики       «Картинная галерея». Составление описательного рассказа    по    картине.   

Совместная деятельность   в   группах:   чтение   и анализ народной сказки. Учебный   диалог:   обсуждение   темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение   текстов   и   анализ   главной мысли.

Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций.

Связывать графическое и текстовое представление информации

16.04.

 

Текущий

30.

Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка- главные семейные ценности.

 

1

23.04.

 

Текущий

31.

О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.

 

1

30.04.

 

Текущий

32.

Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов.

1

07.05.

 

Текущий

33.

Семья- первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье.

1

14.05.

 

Текущий

34.

Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.

1

21.05.

 

Текущий

Заключительный урок (1 час).

35.

Заключительный урок

1

Выполнение тестового задания

 

Систематизация и обобщение знаний по предмету.

28.05.

 

Итоговый


РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Программа :комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015; 

Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Российский учебник, 2019

 

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Рабочая тетрадь: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

Интернет-ресурсы:

 

1.      Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

2.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - http://school-collection.edu.ru/

3.      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

4.      Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/

5.      Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» - http://orkce.apkpro.ru

6.      Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

7.      Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

8.      Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru

9.      Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви - www.patriarchia.ru

10.  Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru

11.  Школьный портал - http://www.portalschool.ru

12.  Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru

13.  Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru

 

Техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран, проектор.

4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

 

Планируемые результаты реализации программы по предмету:

В  соответствии  с  федеральным  государственным образовательным стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностные  цели  представлены  двумя  группами

Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Вторая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);

•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение, прежде  всего, образовательных задач: 

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые  сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). 

Рефлексивные: 

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.

Информационные:

–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________(Ковалева А.Г.)

__________________ 2019 года


 

Скачано с www.znanio.ru