Рабочая программа по окружающему миру " Школа России" Для детей с ОВЗ 1 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру " Школа России" Для детей с ОВЗ 1 класс

Оценка 4.8
docx
03.06.2022
Рабочая программа по окружающему миру " Школа России" Для детей с ОВЗ 1 класс
р.п. окр мир 1 класс.docx

Пояснительная записка

            Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих нормативных документов:

·                     Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года).

·                     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009

·                     Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

·                     Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (приказ от 30.08.2016№01-05/86/-01).

·                    «Положение о рабочей программе муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №»

·                    «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ №»

 

Цель изучения учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

 

Задачи:

 

В соответствии с ПрАООп определяются общие задачи предмета:

-                                сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-                                сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-                                способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

-                                развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;

-                                способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.

УМК программы

      Адаптированная рабочая программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Школа России») - М. : Просвещение, 2014

 

Место предмета в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе  отводится 66 часов (33 учебные недели) 2 ч. в неделю. Предусмотрено проведение:  практических работ – 15, проектов - 3, опыт – 1, комплексная контрольная работа – 1. При проведении  уроков использую беседы, экскурсии, презентации, дидактические игры, работу в группах, работу в парах.

 

 

Содержание рабочей программы

 

Название темы

Содержание разделов

1

Задавайте вопросы

(1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом- определителем «От земли до неба», книгами для чтения.

2

Что и кто (24 ч)

Наша Родина – Россия. Ценностно-смысловое содержание понятий. Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России. Уважительное отношение к своему и другим народам. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Родной край — частица России.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

  Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья. Животные, их разнообразие. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Признаки предметов(цвет, форма, сравнительные размеры и др.). средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения на дорогах. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Родной край — частица России.

3

Как, откуда и куда

 (15 ч)

     Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

     Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

    Водоемы. Их разнообразие, использование человеком.

    Вода. Состояния воды, ее распространение в природе. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Бережное отношение человека к растениям.

  Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода. Тепло, пища). Бережное отношение человека к животным.

      Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных. Бережное отношение человека к животным.

    Человек — часть природы. Посильное участие в охране природы.

    Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы.

   Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. 

4

Где и когда (13 ч)

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

  Младший школьник. Классный, школьный коллективы, совместная учеба, игры, отдых. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе.

    Времена года, их особенности. Смена времен года в родном крае.

     Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,  вода, тепло, пища).

      Примеры явлений природы: смена времен года, перелеты птиц.

       Человек – член общества, носитель и создатель культуры.

      Правила безопасного поведения на дорогах.

       Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.  

5

Почему и зачем (13 ч)

  Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

    Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.)

     Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

     Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным.

      Правила поведения в природе.

      Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

       Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет.

        Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

      Звезды и планеты. Земля – планета.

     Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы.

      Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным.       

Итого: 66 часов

 

Рабочая программа по окружающему миру  1 класса по сравнению с авторской программой, которая рассчитана на 1 год, составлена на 1,5 года обучения (33 недели первого класса + 16 недель первого полугодия второго класса = 49 недель).

Сравнение тематического планирования (окружающий мир)

 

Первый класс (первый год обучения)

 

№ п/п

ТЕМА

Авторская программа 1-го класса (22 недели первого класса)

Рабочая программа (33 недели первого класса)

1

Задавайте вопросы

1

1

2

Что и кто

20

24

3

Как, откуда и куда

12

15

4

Где и когда

11

13

5

Почему и зачем

11

13

 

ИТОГО

55

66

 

Первый класс (второй год обучения)

 

№ п/п

ТЕМА

Авторская программа 1-го класса (11 недель второго полугодия первого класса)

Авторская программа 2-го класса (11 недель первого полугодия второго класса)

Рабочая программа (33 недели первого класса)

1

Введение

-

1

1

2

Почему и зачем

11

-

14

3

Где мы живем

-

4

6

4

Природа

-

10

15

5

Жизнь города и села

-

5

6

6

Здоровье и безопасность

-

4

7

7

Общение

-

3

5

8

Путешествия

-

9

12

 

ИТОГО

11

36

66

 

Второй класс

 

№ п/п

ТЕМА

Авторская программа 2-го класса (23-недели второго полугодия второго класса)

Рабочая программа (34 недели)

1

Введение

-

1

2

Природа

10

18

3

Жизнь города и села

5

10

4

Здоровье и безопасность

5

12

5

Общение

4

10

6

Путешествия

9

17

 

ИТОГО

33

68

 

Рабочая программа по окружающему миру  1 класса по сравнению с авторской программой, которая рассчитана на 1 год, составлена на 1,5 года обучения (33 недели первого класса + 16 недель первого полугодия второго класса = 49 недель).

                                                                                        

Тематическое планирование

Задавайте вопросы 1 ч.

  Учимся задавать вопросы. Знакомство с учебником и учебными пособиями(рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения). Постоянные персонажи учебника—Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха.

Что и кто  24 ч

Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице.  Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием кам­ней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природ­ного окружения, их распознавание по листьям; сравнитель­ное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Как, откуда и куда  15 ч

Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

 

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро­приборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов  ухода  за  комнатными  растениями;   изготовление  простейшей кормушки для птиц.

Проект: Моя семья»

Где и когда 13 ч

Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

       История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Проект: «мой класс и моя школа»

Почему и зачем  13 ч

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

        Почему  идет дождь  и  дует  ветер.  Роль дождя  и  ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблю­дений, опытов, книг и других источников информации в по­знании окружающего мира. Проект: «Мои домашние питомцы».

 

Планируемые  предметные результаты освоения учебного предмета

 

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

1)                              расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

2)                              усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

3)                              развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

 

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности ученика

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ (1 ч)

 

1

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Знакомство с учебником и учебными пособиями. 

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

ЧТО и КТО ( 24 ч)

1

Что такое Родина.

 

Родина — это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различают и описывать  герб и флаг России;

— рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечать  на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

 

 

2

Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

 

Родина — это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различают и описывать  герб и флаг России;

— рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечать  на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

 

3

Что мы знаем о народах России.

 

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

—работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке.

4

Что мы знаем о Москве. Презентация «Экскурсия  по Москве»

 

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная

площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

— узнать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

5

Что мы знаем о Москве. Презентация «Достопримечательности Москвы»

 

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

— узнать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

6

Проект «Моя малая Родина».

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

— фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины;

— находят в семейном фотоархиве соответствующий материал;

— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать  с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

7

Что у нас над головой. ПР/Р: Модель Солнца и созвездий (пластилин). Инструктаж по т/б

 

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать и сравнивать  дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

— моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

— работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Что у нас под ногами. ПР/Р: «Образцы камней» (по фотографиям, рисункам атласа- определителя). Инструктаж по т/б

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— различать гранит, кремень, известняк;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

9

Что общего у разных растений. ПР/Р: «Части растений». Инструктаж по т/б

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Что растёт на подоконнике. ПР/Р: «Распознавание комнатных растений класса». Инструктаж по т/б

 

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— различать изученные растения;

— работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку;

— приводить примеры комнатных растений;

— рассказывать об особенностях любимого ра­стения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Что растёт на клумбе. ПР/Р: «Распознавание растений цветника». Инструктаж по т/б

 

 

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать за растениями и узнавать их по рисункам;

— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

12

Экскурсия: «Пришкольный участок осенью». Инструктаж по т/б

 

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать за растениями и узнавать их по рисункам;

— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

— отвечают на итоговые вопросы и оценивают  свои достижения на уроке

13

Что это за листья. ПР/Р: «Определение деревьев по листьям». Инструктаж по т/б

 

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях;

— узнать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам;

— описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Что такое хвоинки. ПР/Р: «Распознавание хвойных деревьев». Инструктаж по т/б

 

 

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— сравнивать ель и сосну;

— описывать дерево по плану;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке

15

Кто такие насекомые.

 

 

Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых;

— работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых;

— сочинять и рассказывают сказочные истории  по рисункам;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке

16

Кто такие рыбы. Морские и речные рыбы

 

Рыбы — водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

 

— Понимать учебную задачу урока и стараются её выполнять;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— моделировать  строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

— описывают рыбу по плану;

— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке

17

Кто такие птицы. ПР/Р: «Исследовать строение пера птицы». Инструктаж  по т/б

 

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводитьсамопроверку;

— описывают птицу по плану;

— сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

18

Кто такие звери. ПР/Р: «Исследование строения шерсти зверей». Презентация:  «Домашние животные»

Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку;

— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

19

Что окружает нас дома. Просмотр видеофильма: «Город, в котором я живу»

Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—характеризовать назначение бытовых пред­метов;

— находить на рисунке достопримечательности города;

— работать в паре: группировать предме­ты домашнего обихода; проводить взаимопро­верку;

— приводят примеры предметов разных групп;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

20

Что умеет компьютер. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.

 

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— определять  составные части компьютера;

— характеризовать назначение частей компью­тера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук;

— работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

— моделировать  устройство компьютера;

— соблюдать  правила безопасного обращения с компьютером;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке

 

21

Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— определять  составные части компьютера;

— характеризовать назначение частей компью­тера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук;

— работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

— моделировать  устройство компьютера;

— соблюдать  правила безопасного обращения с компьютером;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

22

Что вокруг нас может быть опасным. Презентация:  «Соблюдение ПДД»

 

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

— характеризовать опасность бытовых пред­метов;

— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

— моделирровать устройство светофора;

— оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

23

На что похожа наша планета. Презентация «Моя планета». ПР/Р: «Моделируем форму Земли» (пластилин)

 

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— выдвигать предположения и доказывать их;

— использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты;

— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

— моделируютовать форму Земли;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

24

Проверка и оценка знаний  по разделу «Что и кто?». Тестовая работа.  Презентация проекта «Моя малая Родина»

 

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

КАК, ОТКУДА и КУДА (15 ч)

1

Как живет семья.

 

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты

 

— Понимать учебную задачу данного урока и стараться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

— интервьюировать членов семьи;

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

2

Как живет семья. Проект “Моя семья”

Сбор материала к проекту «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты

 

— Понимать учебную задачу данного урока и стараться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

— интервьюировать членов семьи;

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

3

Как живет семья. Проект “Моя семья”. Защита проекта

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты

 

— Понимать учебную задачу данного урока и стараться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

— интервьюировать членов семьи;

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

4

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Презентация. ПР/Р: «Очистка загрязнённой воды». Инструктаж по т/б

Значение воды в доме. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды.

ПР/Р: «Очистка загрязнённой воды»

Л/Р: “Состояние воды в природе. Свойства воды”

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

— Понимать  учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Л/Р: “Состояние воды в природе. Свойства воды”. Инструктаж по т/б

Значение воды в доме. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды.

Л/Р: “Состояние воды в природе. Свойства воды”

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

— Понимать  учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

6

Откуда в наш дом приходит электричество. ПР/Р: «Сборка простейшей электрической цепи». Инструктаж по т/б

 

 

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

— запоминать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке

7

Как путешествует письмо. 

 

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

— работа в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку;

— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Куда текут реки. ПР/Р: Изготовление морской воды. Правила поведения на водоемах. Инструктаж по т/б

 

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

— сравнивать реку и море;

— различать пресную и морскую воду;

— практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды;

— сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

9

Откуда берутся снег и лед. ПР/Р: Исследование свойств снега и льда. Инструктаж  по т/б

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Как живут растения. ПР/Р: Приемы   ухода за комнатными растениями. Инструктаж по т/б

 

 

 

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

— прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения;

— формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

— отвечать на итоговые вопросы

11

Как живут животные. Особенности питания животных.

 

 

Особенности питания животных.

Взаимосвязь в природном сообществе.

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

— оценивать свои достижения на уроке

12

Как зимой помочь птицам. ПР/Р: Изготовление простейших кормушек из подручных средств. Инструктаж по т/б

 

 

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

ПР/Р: Изготовление простейших кормушек

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе;

— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм;

— запоминать правила подкормки птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Откуда берется и куда девается мусор.

ПР/Р: Сортировать мусор по характеру материала.инструктаж по т/б

Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

—— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Откуда в снежках грязь. ПР/Р: Исследование снежка и снеговой воды на наличие загрязнений. Инструктаж  по т/б

 

 

 

 

Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

— обсуждать источники появления загрязнений в снегу;

— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

— сочинять и рассказывать сказку на предло­женную тему;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15

Проверка  и оценка достижений по разделу: “Как, откуда и куда”. Презентация проекта “Моя семья”.

 

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ГДЕ и КОГДА (13ч)

1

Когда учиться интересно. Инструктаж по т/б. Экскурсия: Наша школа (в столярные мастерские, в швейный класс)

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе;

— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

2

Когда придет суббота. Последовательность дней недели

 

 

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее;

— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль;

— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

— сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3

Когда наступит лето. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Дидактическая игра: «Расположи правильно»

 

 

 

 

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносит времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

4

Где живут белые медведи.

 

 

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

5

ПР/Р: Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Инструктаж по т/б

 

 

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять  самокон­троль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

6

Где живут слоны.

 

 

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку;

— работа в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

— приводить примеры животных жарких райо­нов;

— устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Презентация: «Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес». ПР/Р: Животный мир жарких районов. Определение на глобусе экватора. Инструктаж по т/б

 

 

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

— Понимать учебную задачу урока и стараются её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

— приводить примеры животных жарких райо­нов;

— устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Где зимуют птицы.

Презентация: «Зимующие и перелетные птицы»

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек;

— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку;

— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9

Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

 

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек;

— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку;

— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Когда появилась одежда. История появления одежды и развития моды. ПР/Р: Моделирование маскарадного костюма. Инструктаж по т/б

 

 

История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная)

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

— отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

— работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

— работать со взрослыми: изготавливать ма­скарадный костюм;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Когда изобрели велосипед. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

 

 

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— сравнивать старинные и современные велоси­педы;

— работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку;

— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

— запоминать правила безопасной езды на вело­сипеде;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

12

Когда мы станем взрослыми. Определение профессий по внешнему виду

 

 

 

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

— определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

— работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием;

— рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Проверка и оценка  знаний по разделу: «Где и когда»

 

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать  свои достижения и достижения других учащихся

 

ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ (13 ч)

1

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью. 

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку;

— использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва;

— работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

2

Презентация: «Созвездия» 

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку;

— использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва;

— работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

3

Почему Луна бывает разной.

 

Луна — спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

— моделировать из пластилина форму Луны;

— рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку;

— работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

4

Луна -  спутник Земли. ПР/Р: моделирование из пластилина формы Луны. Инструктаж по т/б

 

Луна — спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

— моделировать из пластилина форму Луны;

— рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку;

— работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

5

Почему идет дождь и дует ветер.

 

 

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать  за дождями и ветром;

— работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать

 свои достижения на уроке

6

Дождь и ветер. Их значение для человека, растений и животных

 

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать  за дождями и ветром;

— работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Почему звенит звонок.

ПР/Р: Исследование возникновения и распространения звуков. Инструктаж по т/б

 

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать рисунок учебника и переда­ют голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследуют возникновение и распространение звуков;

— обсуждать, почему и как следует беречь уши;

— высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

8

Почему радуга разноцветная.

 

 

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника;

— запоминать последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку;

— сочинять и рассказывать  сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

9

Цвета радуги. ПР/Р: моделирование радуги из пластилина. Инструктаж по т/б

 

 

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника;

— запоминать последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работают в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку;

— сочинять и рассказывать  сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

10

Почему мы любим кошек и собак.

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку);

— обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам;

— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: знакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Особенности ухода за кошкой и собакой. Предметы ухода за домашними животными

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку);

— обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам;

— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: знакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

ПР/Р: Составить правила поведения на лугу. Инструктаж по т/б

 

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку;

— рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном;

— устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника;

— сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Проверка и оценка достижений по разделу: «Почему и зачем»

 

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли .

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

 

-Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать

выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Итого: 66 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

При проведении уроков использую беседы, экскурсии, презентации, дидактические игры, работу в группах, работу в парах

При проведении уроков использую беседы, экскурсии, презентации, дидактические игры, работу в группах, работу в парах

Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы

Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы

ТЕМА Авторская программа 1-го класса (22 недели первого класса)

ТЕМА Авторская программа 1-го класса (22 недели первого класса)

Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя)

Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя)

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом

Тема урокаСодержание урокаВиды деятельности ученика

Тема урокаСодержание урокаВиды деятельности ученика

Многонациональный характер населения

Многонациональный характер населения

Проект «Моя малая Родина».

Проект «Моя малая Родина».

Что у нас под ногами. ПР/Р: «Образцы камней» (по фотографиям, рисункам атласа- определителя)

Что у нас под ногами. ПР/Р: «Образцы камней» (по фотографиям, рисункам атласа- определителя)

Что растёт на клумбе. ПР/Р: «Распознавание растений цветника»

Что растёт на клумбе. ПР/Р: «Распознавание растений цветника»

Лиственные и хвойные деревья

Лиственные и хвойные деревья

Инструктаж по т/б Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных

Инструктаж по т/б Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных

Что умеет компьютер. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями

Что умеет компьютер. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями

Соблюдение ПДД» Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом

Соблюдение ПДД» Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом

Проверка и оценка знаний по разделу «Что и кто?»

Проверка и оценка знаний по разделу «Что и кто?»

Понимать учебную задачу данного урока и стараться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей…

Понимать учебную задачу данного урока и стараться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей…

Л/Р: “Состояние воды в природе

Л/Р: “Состояние воды в природе

Как путешествует письмо.

Как путешествует письмо.

Как живут растения. ПР/Р:

Как живут растения. ПР/Р:

Откуда берется и куда девается мусор

Откуда берется и куда девается мусор

ГДЕ и КОГДА (13ч) 1

ГДЕ и КОГДА (13ч) 1

Дидактическая игра: «Расположи правильно»

Дидактическая игра: «Расположи правильно»

ПР/Р: Определение на глобусе Северного

ПР/Р: Определение на глобусе Северного

Инструктаж по т/б Жаркие районы

Инструктаж по т/б Жаркие районы

Когда появилась одежда. История появления одежды и развития моды

Когда появилась одежда. История появления одежды и развития моды

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях…

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях…

Презентация: «Созвездия»

Презентация: «Созвездия»

Луна - спутник Земли. ПР/Р: моделирование из пластилина формы

Луна - спутник Земли. ПР/Р: моделирование из пластилина формы

Почему звенит звонок. ПР/Р:

Почему звенит звонок. ПР/Р:

Цвета радуги. ПР/Р: моделирование радуги из пластилина

Цвета радуги. ПР/Р: моделирование радуги из пластилина

Особенности ухода за кошкой и собакой

Особенности ухода за кошкой и собакой

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022