Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синеборская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ» : Зам. дир. по УВР Директор школы
МБОУ «Синеборская СОШ» МБОУ «Синеборская СОШ»
Брантова Т.Ю. Каблукова Н.Г. «___» ___________2019 г. «____» ___________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 КЛАСС
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна
п. Синеборск
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ, требованиями Примерной образовательной программы.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная, игровая.
Предпочтительные формы учебной деятельности – экскурсия, урок-путешествие, урок –сказка, урок – игра.
Технологии: ИКТ, КСО, игровая.
Учебный предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и . естествознание (окружающий мир)».
Рабочая программа рассчитана
1 класс на 66 часов в год ( 2 ч в неделю, 33 учебной недели)
2 класс на 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
3 класс на 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
4 класс на 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
· Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
· Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
· Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
• Личностные
качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с
участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
· Формирование основ российской гражданской идентичности.
· Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
· Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
· Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
· Понимание особой роли России в мировой истории.
· Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
· Воспитание уважительного отношения к своей стране.
· Воспитание уважительного отношения к истории страны.
·
Воспитание
любви к родному краю,
Воспитание любви
к своей семье.
· Воспитание гуманного отношения к людям.
·
Воспитание толерантности к
людям, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания.
· Понимание роли человека в обществе.
· Принятие норм нравственного поведения в природе.
· Принятие норм нравственного поведения в обществе.
· Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
· Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
• Формирование основ экологической культуры.
• Понимание ценности любой жизни.
•
Освоение правил
индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений средь
обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные регулятивные и коммуникативные действия:
· познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
·
регулятивные как владение способами организации, планирования
различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
· коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по лучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
· Осознание целостности окружающего мира.
· Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
· Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
· Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
· Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
·
Овладение наиболее
существенными методами изучения окружающего мира
(опыт).
· Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
· Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
в Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
· Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие
тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов
семьи."
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
— называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды
как вещества, приводить примеры различных состояний
воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система;
сообщество, деревья-
кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные
культуры»;
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
• характеризовать условия жизни на Земле;
• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
• описывать свойства воды (воздуха);
• различать растения разных видов, описывать их;
• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
• объяснять отличия грибов от растений;
• характеризовать животное как организм;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
• составлять описательный рассказ о животном;
• приводить примеры (конструировать) цепи питания;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
• называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
• работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
• приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
• проводить несложные опыты по размножению растений;
• проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
• ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся.
· выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
· моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
· устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
· оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
· анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
· описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
· составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
· различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
· соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
· называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
· различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента современной России;
· описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
· называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
· применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
· различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
· раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Введение. Этот удивительный мир (1 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы – школьники (2 ч)
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье (6 часов)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.
Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини- сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна – Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).
Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …».
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина) народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно- этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии.
Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
2 класс
Введение. Что тебя окружает (1ч.)
Окружающий
мир: неживая природа(солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные,
растения, люди);
предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое,
будущее.
Универсальные учебные действия:
«Читать» информацию, представленную в виде схемы;
сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14ч.)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (6ч.)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия- твоя Родина(13ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.
Флаг и герб России. Родной край —' частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.
Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России.
Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в VIX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин»._______________
Мы- жители Земли (9ч.)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества (23ч.)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек (2ч.)
Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Практическая часть программы
Экскурсия В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практическая работа. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа».
Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3 класс
Земля — наш общий дом (7ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятии «историческое время».
Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников
Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.
Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Характеризовать значение растений для жизни;
Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений.
Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
Называть древние города, описывать их достопримечательности;
Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»
4 класс
Человек - живое существо (организм) (16 часов)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (12 часов)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Человек — часть природы (2 часа)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (5 часов)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края (10 часов)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек— творец культурных ценностей» (12 часов)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. A.C. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, H.A. Некрасов, В.И. Даль, A.A. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (A.A. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек — защитник своего Отечества (5 часов)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство (3 часа)
Россия — наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Рабочей программой предусмотрено выполнение 5 контрольных работ, 1 теста (в рамках текущего контроля); проведение 2 экскурсий, 2 практических работ и 3 опытов.
Перечень экскурсий и контрольных работ
№ |
Дата проведения |
Форма контроля |
|
план факт |
|||
1 |
13.09. |
|
Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. Опыт «Значение тепла в жизни растений» |
2 |
19.09. |
|
Водная оболочка Земли. Значение воды для жизни на Земле Опыт «Значение воды в жизни растений» |
3 |
20.09. |
|
Воздушная оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Опыт «Дыхание растений» |
4 |
26.09. |
|
Контрольная работа по разделу «Земля - наш общий дом»
|
5 |
3.10. |
|
Географическая карта. Практическая работа «Работа с географической картой» |
6 |
10.10. |
|
Тест по разделу «Человек изучает Землю»
|
7 |
18.10. |
|
Растения. Экскурсия в природу
|
8 |
24.10. |
|
Если бы на Земле не было растений. Практическая работа с гербарным материалом. |
9 |
5.12. |
|
Контрольная работа по теме «Растения»
|
10 |
23.01. |
|
Контрольная работа по разделу «Царства природы»
|
11 |
28.02. |
|
Контрольная работа по разделу «Наша Родина: от Руси до России» |
12 |
19.03. |
|
Скажи, какой у тебя дом. Экскурсия в школьный музей
|
13 |
15.05. |
|
Контрольная работа по теме «Как трудились в старину»
|
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Корректи ровка |
Тема урока |
Земля - наш общий дом (7 ч) |
|||
1 |
5.09. |
|
Где и когда ты живешь. Счет лет в истории . |
2 |
6.09. |
|
Солнечная система. Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела. |
3 |
12.09. |
|
Солнце – звезда. Планета Земля – шар. |
4 |
13.09. |
|
Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. Опыт «Значение тепла в жизни растений». |
5 |
19.09. |
|
Водная оболочка Земли. Значение воды для жизни на Земле Опыт «Значение воды в жизни растений». |
6 |
20.09. |
|
Воздушная оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Опыт «Дыхание растений». |
7 |
26.09. |
|
Контрольная работа по разделу «Земля - наш общий дом». |
Как человек изучает Землю (4 ч) |
|||
8 |
27.09. |
|
Человек познает мир. Как изображают Землю. |
9 |
3.10. |
|
Географическая карта. Практическая работа «Работа с географической картой». |
10 |
4.10. |
|
Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу. |
11 |
10.10. |
|
Тест по разделу «Человек изучает Землю». |
Царства природы (26) |
|||
12 |
11.10. |
|
Бактерии. |
13 |
17.10. |
|
Грибы. |
14 |
18.10. |
|
Растения. Экскурсия в природу |
15 |
24.10. |
|
Если бы на Земле не было растений. Практическая работа с гербарным материалом. |
16 |
25.10. |
|
Разнообразие мира растений (флоры). Водоросли. Мхи. Папоротники. |
17 |
31.10. |
|
Хвойные растения. Цветковые растения. Растения прекрасные, но опасные. |
18 |
1.11. |
|
Растения – живые существа (организмы). Корень, его значение. |
19 |
14.11. |
|
Побег – сложный наземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега. |
20 |
15.11. |
|
Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды. Как плоды и семена попадают на новые территории. |
21 |
21.11. |
|
Размножение растений. |
22 |
22.11. |
|
Размножение растений. |
23 |
28.11. |
|
Растения дикорастущие и культурные. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли. |
24 |
29.11. |
|
Красная книга России. Какие страницы есть в Красной книге. |
25 |
5.12. |
|
Контрольная работа по теме «Растения» |
26 |
6.12. |
|
Животные. Если бы на Земле не было животных. |
27 |
12.12. |
|
Животные. Разнообразие мира животных (фауны). |
28 |
13.12. |
|
Беспозвоночные животные. Каких животных называют беспозвоночными. |
29 |
19.12. |
|
Разнообразие насекомых. Пауки. |
30 |
20.12. |
|
Позвоночные животные. Рыбы. |
31 |
26.12. |
|
Земноводные (амфибии). Пресмыкающиеся (рептилии). |
32 |
27.12. |
|
Птицы. |
33 |
9.01. |
|
Млекопитающие (звери). |
34 |
10.01. |
|
Животные – живые существа (организмы). Как животные приспосабливаются к условиям жизни. |
35 |
16.01. |
|
Природные сообщества. |
36 |
17.01. |
|
Почему люди приручали диких животных. О заповедниках. |
37 |
23.01. |
|
Контрольная работа по разделу «Царства природы» |
Наша Родина: от Руси до России (11ч) |
|||
38 |
24.01. |
|
Древнерусское государство. Как люди узнают о прошлом. |
39 |
30.01. |
|
Восточнославянские племена. |
40 |
31.01. |
|
Первые русские князья. |
41 |
6.02. |
|
Первые русские князья. |
42 |
7.02. |
|
Московская Русь. Как Москва стала столицей. |
43 |
13.02. |
|
Иван IV Грозный – первый русский царь. |
44 |
14.02. |
|
Российская империя. Петр I Великий. |
45 |
20.02. |
|
Екатерина II Великая. |
46 |
21.02. |
|
Последний российский император Николай II. |
47 |
27.02. |
|
Советская Россия. СССР. Российская Федерация. |
48 |
28.02. |
|
Контрольная работа по разделу «Наша Родина: от Руси до России» |
Как люди жили в старину (12 ч) |
|||
49 |
5.03. |
|
Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. |
50 |
6.03. |
|
Какими людьми были славяне. |
51 |
12.03. |
|
Какими людьми были славяне. |
52 |
13.03. |
|
Скажи, какой у тебя дом. |
53 |
19.03. |
|
Скажи, какой у тебя дом. Экскурсия в школьный музей |
54 |
20.03. |
|
По одёжке встречают. |
55 |
2.04. |
|
По одёжке встречают. |
56 |
3.04. |
|
Русская трапеза. |
57 |
9.04. |
|
Верования языческой Руси. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы. |
58 |
10.04. |
|
Верования языческой Руси. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы. |
59 |
16.04. |
|
Принятие христианства на Руси. Крещение на Руси. Христианские праздники. |
60 |
17.04. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
Как трудились в старину (7 ч) |
|||
61 |
23.04. |
|
Что создавалось трудом крестьянина? |
62 |
24.04. |
|
Труд в крестьянском хозяйстве. Тяжелый труд крепостных. |
63 |
30.04. |
|
Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло? Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле. |
64 |
7.05. |
|
О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники. |
65 |
14.05. |
|
Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. |
66 |
15.05. |
|
Контрольная работа по теме «Как трудились в старину» |
67 |
21.05. |
|
О первых железных дорогах. |
68 |
22.05. |
|
Изобретения, которые сделал человек в XIX–XX веках. О пароходе. Об автомобиле. О самолете и аэростате. Время космических полетов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.