Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Приказа Минобрнауки России №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Авторской программы Плешакова А.А. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М. «Просвещение», 2011г.);
- Учебного плана на 2020/2021 учебный год.
Для реализации программы используется учебник «Окружающий мир» 2 класс для общеобразовательных организаций: в 2 частях А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2014г.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- эстетических чувств, впечатлений через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- познавательных мотивов учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Где мы живём?
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- сравнивать город и село;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру.
Обучающийся получит возможность научиться:
- извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Природа
Обучающийся научится:
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- обнаруживать связи между живой и неживой природой;
- выполнять правила безопасного поведения в природе;
- осознавать ценность природы;
- осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Жизнь города и села
Обучающийся научится:
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- узнавать различные строительные машины и материалы;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находит взаимосвязи между трудом людей различных профессий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны;
- извлекать из текста необходимую информацию.
Здоровье и безопасность
Обучающийся научится:
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать правила личной гигиены;
- применять изученные правила дорожного движения;
- применять изученные правила безопасного поведения в быту;
- применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде;
- пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Общение
Обучающийся научится:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в круг сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность традиций своей семьи;
- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе;
- применять правила вежливости на практике.
Путешествия
Обучающийся научится:
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водные объекты, узнавать их по описанию;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны, различные страны.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать полученные знания в жизни;
- работать со схемами;
-сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте;
-осознавать себя жителями великой страны.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем (4 часа)
Повторение 1 класс
Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Повторение 1 класс
Зачем нужны автомобили, поезда, корабли, самолеты? Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос?
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии. В гости к осени.
Практические работы. Знакомство с устройством термометра.Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности, равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии. В гости к весне.
Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов |
Количество часов |
Количество контр. работ |
1 |
Повторение 1класс. Где мы живём? |
4 |
|
2 |
Повторение за 1класс. Природа |
20 |
1 |
3 |
Жизнь города и села |
10 |
1 |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 |
|
5 |
Общение |
7 |
1 |
6 |
Путешествия |
18 |
1 |
|
Итого |
68 |
4 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.