ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школа «Новое поколение»
СогласованоУтверждаю
Зам. Директора по УВР Директор ЧОУ Школа
____________Пепеляева Н.А. «Новое поколение»
______________Маркелова О.А.
«____» _______________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
окружающий мир
2019-2020 учебный год
Учитель Садыкова Татьяна Васильевна
Класс 2
Всего часов в год68 ч
Всего часов в неделю2ч
г. Омск, 2019
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ЧОУ Школа «Новое поколение», авторской программыПлешакова А. А. Окружающий мир. М: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год ( 2 час в неделю), что соответствует Учебному плану начального общего образования ЧОУ Школа «Новое поколение»
Цель курса:
- изучения окружающего мира;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;
-воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших
взаимосвязях.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия
для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозироватьнаправление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться
дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-
научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы
позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры вих
единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном
развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем
самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой
природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительноеи отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к
окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего
человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-
определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и
динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с
помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками
урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той
или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя.
– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
• распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• правилам поведения в природе;
• называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
• называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; « распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
• называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
• называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
· представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
· представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
· овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
· понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
· познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
· представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
· эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
· этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
· способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном
окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
· бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных
профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
· планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
· контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
· находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
· использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
· осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
· моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
· высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
· поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
· составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
· находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
· называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
· различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
· приводить примеры народов России;
· сравнивать город и село, городской и сельский дома;
· различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
· оценивать отношение людей к окружающему миру
различать объекты и явления неживой и живой природы;
· находить связи в природе, между природой и человеком;
· проводить наблюдения и ставить опыты;
· измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
· определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
· сравнивать объекты природы, делить их на группы;
· ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
· находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
· соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
· различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
· прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
· узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
· различать виды транспорта;
· приводить примеры учреждений культуры и образования;
· определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
· различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
· правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
· соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
· различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
· соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
· правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
· оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
· приводить примеры семейных традиций;
· соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
· различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
· ориентироваться на местности разными способами;
· различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
· различать водоёмы, узнавать их по описанию;
· читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
· находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
· различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»
представлены в программе блоками «Человек и природа», «Человек общество», «Правила безопасной жизни».
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в
жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. По-
сильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных
воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта,
телеграф, телефон, электронная почта.Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурномунаследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.вМеждународное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Содержаниеучебногопредмета
№ п/п |
Названиераздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Гдемыживём? |
4 |
|
2. |
Природа. |
20 |
|
3. |
Жизньгорода и села. |
10 |
|
4. |
Здоровье и безопасность. |
9 |
|
5. |
Общение. |
7 |
|
6. |
Путешествия. |
18 |
|
Содержание учебного предмета окружающий мир 2класса
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа:Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия:наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа:определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
№п/п |
Тема урока |
Основное термины и понятия. Демонстрации. Практические работы |
Характеристика основных видов деятельности(предметный результат) |
Виды контроля |
Домашнее задание |
Дата по плану |
Дата по факту. |
Гдемыживём? (4 часа)
|
|||||||
1. |
Родная страна. Семья народов России. |
Наша Родина-Россия. Природа, города, народы России. Символика России. Демонстрация: глобус, физическая карта России, герб, флаг
России, картинки с изображением родной природы и предста- вителей разных народов России, герб родного города, школьные словарики, -энциклопедии, |
Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона |
Фронтальныйопрос |
Повторить текст гимна, в рабочей тетради№1,5с.6-8 |
2.09 |
|
2. |
Город и село. Наш дом .Наши проекты .Родной город(село) |
Город ,село Демонстрация: фотографии и картинки с изображением города и села, презентация «Родной город» Наши проекты .Родной город(село) |
Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. |
Индивидуальныйопрос |
Перечитать информационный текст на с.8, в рабочей тетради№3,4с.10-11. |
5.09 |
|
3. |
Природа и рукотворный мир. Наше отношение к миру. |
Природа ,рукотворный и нерукотворныйй мир. Демонстрация: картинки е изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (видеофрагменты, картинки, фотографии ) |
Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.15, в рабочей тетради№2,с.14. |
9.09 |
|
4. |
Проверим себя и свои достижения. |
|
Научатсяоцениватьсвоидостижения |
Письменный опрос |
|
12.09 |
|
Природа(20часов) |
|||||||
5. |
Живая и неживая природа. |
Живая и неживая природа картинки к загадкам |
Научатся различать объекты живой и неживой природы. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.25, в рабочей тетради№1-2,с.17 |
16.09 |
|
6. |
Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры». |
Сезонные явления, температура, термометр Демонстрация: термометры разных видов, стаканы с теплой и холодной водой. Практическая работа «Измерение температуры». |
Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. |
Работа с приборами |
Перечитать информационный текст на с.28, в рабочей тетради№6-7,с.23-24. |
19.09 |
|
7. |
Что такое погода? |
Погода, температура воздуха,облачность,осадки..
|
Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.33, в рабочей тетради№1-3,с.24-25 |
23.09 |
|
8. |
В гости к осени. Экскурсия. |
Экскурсия. |
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.36-37, в рабочей тетради№1,с.27. |
26.09 |
|
9. |
Природа осенью. |
Иней, заморозки, туман ,ледостав Демонстрация: картинки, слайды , видеофрагменты об осени, картинки с изображением животных для игры «Отгадай животное» |
Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними. Получат возможность научиться осознавать ценность природы. |
Фронтальный опрос |
Перечитать вывод на с.39, в рабочей тетради№3,с.28-29.. |
30.09 |
|
10. |
Звёздное небо. |
Созвездия и их виды. Демонстрация: карта звездного неба |
Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. Получат возможность научиться моделировать созвездия |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.41, в рабочей тетради№2,с.31 |
3.10 |
|
11. |
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. |
Горные породы и минералы Демонстрация: коллекция горных пород и минералов; Практическая работа. |
Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию |
Комбинированный опрос |
Перечитать информационный текст на с.44-45, в рабочей тетради№1,с.32-33. |
7.10 |
|
12. |
Про воздух. |
Воздух Демонстрация: фотографии,картины с изображением неба; |
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.49, в рабочей тетради№2,с.35 |
10.10 |
|
13. |
…И про воду. |
Вода Демонстрация: картины с изображением воды, презентация «Красота воды»
|
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.53, в рабочей тетради№3,с.37 |
14.10 |
|
14. |
Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
Деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные деревья. Демонстрация: картинки с изображением растений, презентация «Разнообразие и красота растений» Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. |
Комбинированный опрос |
Перечитать информационный текст на с.56, в рабочей тетради№ 3,с.39 |
17.10 |
|
15. |
Какие бывают животные? Проверочная работа. |
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные и пресыкающиеся. Демонстрация: картинки с изображением животных разных групп, видеофрагменты Проверочная работа. |
Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. |
Комбинированный опрос |
Перечитать информационный текст на с.60-61, в рабочей тетради№1,4,с.42-43 |
21.10 |
|
16. |
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. |
Невидимые нити |
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.
Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. |
Фронтальный опрос |
Выучить стихотворение Б. Заходера наизусть,с.66-67, рабочей тетради№1,с.45 |
24.10 |
|
17. |
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
Дикорастущие и культурные растения. Демонстрация: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.
Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека |
Комбинированный опрос |
Перечитать информационный текст на с.68, в рабочей тетради№1,2,с.48-49 |
28.10 |
|
18. |
Дикие и домашние животные. |
Дикие и домашние животные. Демонстрация: картинки с изображением диких и домашних животных |
Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.
Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.72, в рабочей тетради№2,4,с.50-52 |
31.10 |
|
19. |
Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
Герань, калла, сансевьера, гирреаструм, кактус Демонстрация: презентация «Комнатные растения» Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.
Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала |
Комбинированный опрос |
Перечитать информационный текст на с.77, в рабочей тетради№1,4,с.53-55 |
11.11 |
|
20. |
Животные живого уголка. |
Макропод, меченосец, Гуппи, сомик, гурами Демонстрация: Картинки приспособлений для ухода за животными живого уголка |
Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.
Получат возможность научиться готовить сообщение. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.80, в рабочей тетради№1,2,с.55-56 |
14.11 |
|
21. |
Про кошек и собак |
Группы собакгруппы; охотничьи, служебные, декоративные. Демонстрация: картинки с изображением кошек и собак разных пород; |
Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.
Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.85, в рабочей тетради№5,с.59 |
18.11 |
|
22. |
Красная книга. |
Красная книга Демонстрация: картинки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу |
Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.
Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.91,в рабочей тетради №5,с.61 |
21.11 |
|
23. |
Будь природе другом. Проект «Красная книга» или «Возьмем под защиту». |
Экологические знаки. Демонстрация: картинки с изображением экологических знаков Проект «Красная книга» или «Возьмем под защиту». |
Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.
Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. |
Индивидуальный |
Перечитать информационный текст на с.93, в рабочей тетради№1,с.62 |
25.11 |
|
24. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Природа». Тест. |
|
|
Письменный опрос |
28.11 |
|
|
Жизнь города и села(10часов) |
|||||||
25. |
Что такое экономика? |
Экономика Демонстрация: фотографии, па которых представлены разные области экономики. |
Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.
Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.104, в рабочей тетради№5,6,с.69 |
2.12 |
|
26. |
Что из чего сделано? |
Природные материалы Демонстрация: различные предметы из глины, шерсти, металла, дерева |
Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.
Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.108, в рабочей тетради№2,с.71 |
5.12 |
|
27. |
Как построить дом. |
Бригадир, Майна, Вира, машины-землекопы, землеройные машины Демонстрация: картинки с изображением сельского и городского домов; |
Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.
Получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.114-115, в рабочей тетради№2,с.72 |
9.12 |
|
28. |
Какой бывает транспорт. |
Специальный транспорт, виды транспорта Демонстрация: картинки с изображением разных видов транспорта |
Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.
Получат возможность научиться общий план рассказа. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.116, в рабочей тетради№1,с.73-75 |
12.12 |
|
29. |
Культура и образование. |
Культура ,учреждения культуры, образовательные учреждения Демонстрация: картинки и фотографии с изображением учреждений культуры и образования. |
Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.
Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.121, в рабочей тетради№4,5,с.79-80 |
16.12 |
|
30. |
Все профессии важны. |
Демонстрация: картинки, фотографии с изображением людей разных профессий |
Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.
Получат возможность научиться обсуждать прочитанное |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.124, в рабочей тетради№1,с.80 |
19.12 |
|
31. |
Проект «Профессии». |
Проект «Профессии». |
Индивидуальный |
|
23.12 |
|
|
32. |
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. |
Экскурсия. |
Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.
Получат возможность научиться проводить исследования |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.131, в рабочей тетради№1,с.84 |
26.12 |
|
33. |
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. |
Гололедица, снегопад ,изморозь Демонстрация: карточки со следами зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, м ы ш и, волка. картинки с изображением животных и зимующих птиц, зимние пейзажи |
Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.133, в рабочей тетради№3,с.84 |
13.01 |
|
34. |
Проверим себя по теме «Жизнь города и села». Тест. |
тест |
Научатсяоцениватьсвоидостижения. |
Комбинированный |
|
16.01 |
|
Здоровье и безопасность(9часов) |
|||||||
35. |
Строение тела человека. |
Внешнее строение и внутреннее строение Демонстрация: рисунок «Внутренние органы человека» губка, литровая банка, бельевая веревка длиной 8 м, воздушный шарик . |
Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.
Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.4-5, в рабочей тетради№2,с.4 |
20.01 |
|
36. |
Если хочешь быть здоров. |
Режим дня,гигиена,осанка. Демонстрация: силуэт человека на доске, карточки с изображением внутренних органов |
Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.
Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.11, в рабочей тетради№2,с.5-6 |
23.01 |
|
37. |
Берегись автомобиля! |
Светофор Демонстрация: дорожные знаки, красный, желтый и зеленый круги. |
Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.13, в рабочей тетради№2,с.9 |
27.01 |
|
38. |
Школа пешехода. Практическая работа. |
Правила безопасного поведения на дорогах. Демонстрация: дорожные знаки. Практическая работа. |
Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения.
|
Комбинированный опрос |
В рабочей тетради№3,с.9 |
30.01 |
|
39. |
Домашние опасности. Тест. |
Правила безопасного поведения в быту Демонстрация: знаки поведения в быту. Тест |
Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. |
Комбинированный |
Перечитать информационный текст на с.19-20, в рабочей тетради№3,с.13 |
3.02 |
|
40. |
Пожар. |
Служба спасения Демонстрация: Картинки с изображением пожарников, пожарной машины и пожарных средств
|
Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.
Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.
|
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.23, в рабочей тетради№1-2,с.15 |
6.02 |
|
41. |
На воде и в лесу. |
Волчье лыко, вороний глаз, бледная поганка, мухомор. Демонстрация: картинки с изображением животных (лось, заяц, медведь, змея), картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений |
Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания.
Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.29, в рабочей тетради№6,с.20 |
10.02 |
|
42. |
Опасные незнакомцы. |
Номер телефона-102,112 Демонстрация: Игрушечный телефон |
Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.
Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.31, в рабочей тетради№2,с.21 |
13.02 |
|
43. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Здоровье и безопасность». |
|
Научатсяоцениватьсвоидостижения. |
Письменный опрос |
|
17.02 |
|
Общение(7часов) |
|||||||
44. |
Наша дружная семья. |
Культура общения, семья, семейные традиции Демонстрация: плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; |
Научатся объяснять, что такое культура общения.
Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.45, в рабочей тетради№5,с.25 |
20.02 |
|
45. |
Проект «Родословная». |
Демонстрация: родословное древо семьи А.С. Пушкина. Проект «Родословная». |
Научатся составлять родословное древо своей семьи. Получат возможность научиться собирать информацию. |
Индивидуальный |
|
|
|
46. |
В школе. |
Школа, школьный коллектив Демонстрация: Памятка поведения в школе. |
Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.
Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.51, в рабочей тетради№3,с.32 |
27.02 |
|
47. |
Правила вежливости. |
Культура поведения, вежливые слова, вежливые поступки. Демонстрация: Памятка культурного поведения. |
Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.
Получат возможность применять правила вежливости на практике. |
Фронтальный опрос |
Повторить вывод на с.55, в рабочей тетради№2,с.34 |
2.03 |
|
48. |
Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». |
Дружба Демонстрация: запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича Практическая работа «Отработка основных правил этикета». |
Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.
Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. |
Комбинированный |
повторить вывод по уроку, перечитать пословицы и поговорки на с. 58—59, в рабочей тетради: выполнить задание № 5 ,с. 40. |
5.03 |
|
49. |
Мы - зрители и пассажиры. Проверочная работа. |
Зрители,пассажиры Проверочная работа. |
Научатся вести себя в общественных местах.
Получат возможность научиться применять полученные знания на практике |
Комбинированный |
Повторить вывод на с.63, в рабочей тетради№2,с.41 |
12.03 |
|
50. |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Общение». Тест. |
|
Научатсяоцениватьсвоидостижения. |
Письменный опрос |
|
16.03 |
|
Путешествия(18часов) |
|||||||
51. |
Посмотрите вокруг. Творческая работа |
Горизонт,линиягоризонта,стороны горизонта Демонстрация: Картинка модели «Стороны горизонта» |
Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.
Получат возможность научиться работать с текстом. |
комбинированный |
Перечитать информационный текст на с.70-71, в рабочей тетради№3,4,с.44 |
19.03 |
|
52. |
Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». |
Компас, ориентирование на местности Демонстрация: компас. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». |
Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.
Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни |
Комбинированный |
Перечитать информационный текст на с.75, в рабочей тетради№6,с.48 |
2.04 |
|
53. |
Формы земной поверхности. |
Равнина, гора, горные хребты,холм,овраг. Демонстрация: картинки, фотографии с изображением гор и равнин, презентация «Горы» |
Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.
Получат возможность научиться работать со схемой. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.78-79, в рабочей тетради№2,3,с.49 |
6.04 |
|
54. |
Водоёмы. Водные богатства. |
Исток,устье,русло, берег,приток Демонстрация: картинки, фотографии с изображением водных пейзажей, три стакана и три воронки с почвой, песком и размельченной глиной |
Научатся называть части реки; анализировать схему.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.83, в рабочей тетради№3,с.51 |
9.04 |
|
55. |
В гости к весне. Экскурсия. |
Ледоход,половодье Экскурсия. |
Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.
Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.87, в рабочей тетради№1,с.54 |
13.04 |
|
56. |
Россия на карте. |
Карта Демонстрация: текст песни « Красно солнышко» (по одному на парту),. |
Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.
Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. |
Фронтальный опрос |
В учебнике: повторить вывод по уроку и определение карты. В рабочей тетради: выполнить задание № 2, с. 59. |
16.04 |
|
57. |
Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». |
Карта,читать карту Демонстрация: физическая карта России, глобус Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». |
Комбинированный |
С помощью карты учебника научиться приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России, в рабочей тетради№4,с.61 |
20.04 |
|
|
58. |
Проект «Города России». |
Демонстрация: физическая карта России, фотографии достопримечательностей городов России. Проект «Города России». |
Узнают новую информацию о городах России.
Получат возможность научиться собирать информацию. |
индивидуальный |
|
23.04 |
|
59. |
Путешествие по Москве. |
План Демонстрация: картинки, фотографии достопримечательностей Москвы, герб Москвы; |
Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. |
Фронтальный опрос |
В учебнике: повторитьвыводпо уроку, перечитать информационный текст на с. 98, выполнить задание на с. 101 (со взрослыми). В рабочейтетради: выполнить задания №5, 6 ,с. 66. |
27.04 |
|
60. |
Московский Кремль. |
Московский Кремль,Санкт-Петербург Демонстрация: картинки и фотографии с изображением Кремля и Красной площади,картинки, фотографии с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга; |
Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.
Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. Получат возможность научиться работать с текстом. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.103, в рабочей тетради№2,с.68 Перечитать информационный текст на с.108, в рабочей тетради№1,4.с70-71 |
30.04 |
|
61. |
Город на Неве. |
||||||
62. |
Путешествие по планете. |
Карта мира ,океаны, материки(континенты) ,части света Демонстрация: картинки и фотографии, иллюстрирующие рассказы о материках, глобус, карта мира |
Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.
Получат возможность научиться готовить сообщения Получат возможность научиться работать с картой и глобусом. |
Фронтальный опрос |
В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать информационный текст на с. 115.В рабочей тетради: выполнить задания №1,с. 73. В учебнике: повторить вывод по уроку, с.123.В рабочей тетради: выполнить задания №1,с. 76. |
7.05 |
|
63. |
Путешествие по материкам. |
||||||
64. |
Страны мира. |
Карты политические и физические Демонстрация: физическая и политическая карты мира, таблички сназваниям и стран; |
Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.
Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. |
Фронтальный опрос |
В учебнике: повторить вывод по уроку, с.127..В рабочей тетради: выполнить задания №2,с. 79. |
14.05 |
|
65. |
Проект «Страны мира». |
Проект «Страны мира». |
Индивидуальный |
|
18.05 |
|
|
66. |
Впереди лето. Экскурсия. |
Экскурсия. |
Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.
Получат возможность научиться записывать свои наблюдения. |
Фронтальный опрос |
Перечитать информационный текст на с.130, в рабочей тетради№2,с.84 |
21.05 |
|
67. |
Обобщающий урок по теме «Путешествие». |
|
|
Фронтальный опрос |
|
25.05 |
|
68. |
Итоговая диагностическая работа. Тест. |
Итоговая диагностическая работа. Тест. |
|
Письменный опрос |
|
28.05 |
|
Параметры оценки достижений ФГОС обучающимися по предмету;
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметнойобученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-неправильное определение понятия, замена существенной характеристики ---понятия несущественной;
-нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, -когда она является существенной;
-неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины,
-закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; -неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
- отсутствие обозначений и подписей;
-отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, -не приводящие к неправильному результату;
-неточности в определении назначения прибора и его применение -осуществляется после наводящих вопросов;
-неточности при нахождении объекта на карте.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимостьподбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнотараскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждениепроверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием,моделями.Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Характеристика цифровой оценки (отметки):
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Учебно-методические средства
1.Плешаков А.А, Окружающий мир. Учебник. 2 класс, М.: Просвещение, 2018 в 2-х частях.
2.Плешаков А.А.Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 2 класс, М., Просвещение, 2018
3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012
4.Плешаков А.А.,Гара Н.Н.,Назарова З.Д.Тесты по предмету «Окружающий мир». М.:Просвещение,2019
5.Плешаков А.А.Тетради для проверочных работ по окружающему миру 2класс. М.:Просвещение,2019
6.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. — М.: ВАКО,2015.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.