Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»________________________________________ |
Рабочая программа
Окружающий мир
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 3
Общее количество часов по плану: 68 часов
Количество часов в неделю: 3 час
Учебно-методическое обеспечение:
1. Плешаков А. А. окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2 Ч. М.: Просвещение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования.
Авторская программа разработана на 68 часов. На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразуещем стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Рабочая программа по классам |
||||
Примерная программа |
Рабочая программа |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
||
1 |
Человек и природа. |
139 |
139 |
38 |
34 |
37 |
30 |
2 |
Человек и общество. |
89 |
89 |
18 |
21 |
18 |
32 |
3 |
Правила безопасной жизни. |
25 |
25 |
6 |
8 |
9 |
2 |
4 |
Проверочные работы. |
17 |
17 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
Итого: |
270 |
270 |
66 |
68 |
68 |
68 |
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Требования к уровню подготовлен ности учащихся |
Опыты и наблюдения
|
Элементы содержания |
Универсальная учебная деятельность |
Домаш нее задание |
|
||||||||||||||||||
|
І четверть |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Как устроен мир (6 ч) |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
1 |
|
Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. |
Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
|
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно |
Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
|
Стр. 4-9, задания 1,3стр.8. ) |
|
||||||||||||||||||
2 |
|
Человек. Ступеньки познания.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. |
Наблюдения над процессами памяти. |
Стр. 10-15, зад.1 стр.15 |
|
||||||||||||||||||||
3 |
|
Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. |
|
|
|
Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. |
|
|
|||||||||||||||||||
4 |
|
Общество.
|
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. |
Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.
|
Стр. 16-21, стр.21 задание1, 3, составить рассказ «Моя семья». |
|
||||||||||||||||||||
5 |
|
Мир глазами эколога.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. |
Наблюдение над связями каждой группы в природе. |
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. |
Стр.22-26, зад.1,2 стр.26. |
|
|||||||||||||||||||
6 |
|
Природа в опасности. Охрана природы.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
|
Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
|
Стр.27-32, ответы на вопросы. |
|
|||||||||||||||||||
|
Эта удивительная природа(18 ч)
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
7 |
|
Тела, вещества, частицы. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифициро вать тела и вещества. Приводить примеры. |
Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» |
Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека |
Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Стр.34-38, |
|
||||||||||||||||||
8 |
|
Разнообразие веществ.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. |
Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах.
|
Стр.39-43, ответы на вопросы стр.43. |
|
||||||||||||||||||||
9 |
|
Воздух и его охрана.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. |
Опыт «Расширение воздуха» |
|
Стр.44-48, нарисовать плакат «Берегите воздух» |
|
|||||||||||||||||||
10 |
|
Вода и жизнь. Свойства воды.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. |
Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» |
Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. |
Стр. 49-52, стр.52 зад 1,2. |
|
|||||||||||||||||||
11 |
|
Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.
|
Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. |
|
Стр.53-56, зад.1,стр. 56. |
|
|||||||||||||||||||
1 2 |
|
Берегите воду!
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
|
Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. |
Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. |
Стр.57-61, придумать и нарисовать плакат «Берегите воду!» |
|
|||||||||||||||||||
1 3
|
|
Как разрушаются камни! Что такое почва?
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. |
Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». |
Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. |
Стр. 62-64, задание 1,2 стр.64. Стр.65-70, |
|
|||||||||||||||||||
1 4 |
|
Разнообразие растений. |
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . |
Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» |
Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. |
|
Стр.71-75, стр. 75 зад.1,2. |
|
||||||||||||||||||
1 5 |
|
Солнце, растения и мы с вами.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. |
Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» |
Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных |
Стр. 76-79, задания 1,2,стр.79. |
|
|||||||||||||||||||
1 6 |
|
Размножение и развитие растений.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
|
Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» |
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) |
Стр.80-83, стр. 83, зад.1,2.3 |
|
|||||||||||||||||||
1 7 |
|
Охрана растений.
|
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. |
Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. |
Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям |
|
Стр.84-88, задание 1,2 стр. 87. |
|
||||||||||||||||||
18 |
|
Разнообразие животных. |
Комби-ниро- ван- ный |
Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания |
Моделирование |
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных. |
Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Стр.89-95, задание 1,2,3 стр.95. |
|
||||||||||||||||||
19 |
|
Кто что ест? Проект «Разнообра- зие природы родного края» |
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. |
Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» |
Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. |
Стр.96-99, задание 1,2 стр.98. |
|
|||||||||||||||||||
20 |
|
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов. |
Наблюдение цепей питания в природе. |
Стр.100-104, задание 2 стр.104 (по группам |
|
||||||||||||||||||||
21 |
|
Размножение и развитие животных. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать способы размножения животных. |
Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» |
Стр.105-111, стр. 111, зад.1,4(по группам) |
|
||||||||||||||||||||
22 |
|
Охрана животных.
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. |
Наблюдение в природе причин исчезновения животных. |
Стр.112-117, задания 1,2,3 стр. 116. |
|
||||||||||||||||||||
23 |
|
В царстве грибов.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. |
Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. |
Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. |
|
Стр.118 -123, стр.122, зад. 1,3 |
|
||||||||||||||||||
24 |
|
Великий круговорот жизни.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. |
Моделирование « Круговорот веществ в природе» |
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ
|
|
Стр.124-126, задание2, стр.126. |
|
||||||||||||||||||
Мы и наше здоровье (10 ч) |
|
|
|
|
|
Стр.118-123, задание 3 стр.22. |
|||||||||||||||||||||
25 |
|
Организм человека. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. |
|
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. |
Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
Стр.128-131, придумать сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье. |
|
||||||||||||||||||
26 |
|
Органы чувств. |
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. |
Наблюдение за работой органов чувств. |
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира |
Стр.132-135, ответы на вопросы. |
|
|||||||||||||||||||
27 |
|
Надёжная защита организма. |
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. |
Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» |
Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) |
Стр.136-139, зад.1,2 стр. 139, найти интересный материал о коже. |
|
|||||||||||||||||||
28 |
|
Опора тела и движение. Проверочная работа. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. |
Наблюдение за работой различных групп мышц.
|
Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека.Важность выработки и сохранения правильной осанки.Рль физической культуры в поддержании тонуса мышц. |
Стр.140- 143, зад.1,2 стр.143. |
|
|||||||||||||||||||
29 |
|
Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров»
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. |
|
Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. |
Стр.144-147, стр. 147. Зад. 1,2 |
|
|||||||||||||||||||
30 |
|
О дыхании, о движении крови |
Изуче-ние ново го мате-риала |
Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. |
Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» |
Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота. |
Стр.148- 150, ответы на вопросы. |
|
|||||||||||||||||||
31
|
|
Умей предупреждать болезни |
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. |
Практическая работам 11 «Моделирование строения организма человека» |
Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания |
|
Стр. 151-153, задание 1,2 |
|
||||||||||||||||||
32 |
|
Здоровый образ жизни.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. |
Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. |
Понятие о здоровом образе жизни. |
Стр.154-157, ответы на вопросы |
|
|||||||||||||||||||
33 |
|
Проверочная работа |
|
Выполнять тесты с выбором ответа |
|
Проверка знаний и умений |
|
|
|
||||||||||||||||||
34 |
|
Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
Комби-ниро- ванный |
Представление результатов проектной деятельности. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Наша безопасность (7 ч) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
35 |
|
Огонь, вода и газ.
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. |
|
Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа |
Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
|
Стр.4-7, задания 1-4 стр.7. |
|
||||||||||||||||||
36 |
|
Чтобы путь был счастливым.
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
|
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте |
Стр. 8-13, ответы на вопросы. |
|
|||||||||||||||||||
37
|
|
Дорожные знаки.
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. |
|
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. |
Стр.14-17, задания 1,2 стр.16.
|
|
|||||||||||||||||||
38 |
|
Проект «Кто нас защищает» |
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. |
|
|
|
||||||||||||||||||||
39 |
|
Опасные места.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. |
|
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. |
Стр.18-22, вопросы стр. 22. |
|
|||||||||||||||||||
40
|
|
Природа и наша безопасность.
|
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.
|
|
Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)
|
Стр.23-28, задание 1 стр.28,задание 2(индиви дуально) |
|
|||||||||||||||||||
41
|
|
Экологичес- кая безопасность.
|
Комби-ниро- ванный
|
Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. |
|
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности |
Стр.29-34, задания 1,2 стр. 34. |
|
|||||||||||||||||||
|
Чему учит экономика (12 ч) |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
42 |
|
Для чего нужна экономика?
|
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. |
|
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
|
Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
|
Стр.36-39, выполнить задания раздела «Подумай!» |
|
||||||||||||||||||
43 |
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. |
|
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. |
Стр.40-47, описать «рождение» предмета по выбору |
|
|||||||||||||||||||
44
|
|
Полезные ископаемые. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. |
|
Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. |
Стр.48-52, задания 1,2,3(по группам) стр.52. |
|
|||||||||||||||||||
45 |
|
Растениеводство.
|
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.
|
|
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов.
|
Стр.53-59, выполнить задания раздела «Подумай!». |
|
|||||||||||||||||||
46 |
|
Животноводство.
|
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. |
|
Стр.60-63, задания 1,2,3 стр.63. |
|
||||||||||||||||||||
47 |
|
Какая бывает промышлен-ность? |
Изуче-ние нового мате-риала
|
Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
|
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность.
|
Стр. 64-67, выполнить задания раздела «Подумай!». |
|
|||||||||||||||||||
48 |
|
Проект « Экономика родного края» |
Комби-ниро- ванный |
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
|
|
Презентовать и оценивать результаты своей работы
|
|
Дополнитель- ная литература |
|
||||||||||||||||||
49 |
|
Что такое деньги? |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. |
|
Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . |
|
Стр. 68-72, задания 1-4 стр.72. |
|
||||||||||||||||||
50 |
|
Государственный бюджет.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. |
|
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.
|
|
Стр.73-76, ответы на вопросы. |
|
||||||||||||||||||
51 |
|
Семейный бюджет. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. |
|
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
|
|
Стр. 77-80, задания 1-3 стр.80. |
|
||||||||||||||||||
52-53 |
|
Экономика и экология. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. |
|
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. |
|
Стр.81-86, задания 1-2 стр. 85. |
|
||||||||||||||||||
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
54-
56 |
|
Золотое кольцо России. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
Стр.88-99, задания 2,3 стр. 99. |
|
|||||||||||||||||||
57 |
|
Проект «Музей путешествий» |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
|
Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея |
|
|
||||||||||||||||||||
58 |
|
Наши ближайшие соседи.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. |
Государства, граничащие С Россией, их столицы |
Стр.100-107, задания 2,3,4 стр.107 (по вариантам). |
|
||||||||||||||||||||
59 |
|
На севере Европы. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. |
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди |
Стр.110-119, задания 1,2,3 стр. 119. |
|
||||||||||||||||||||
60 |
|
Что такое Бенилюкс? |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. |
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. |
|
Стр.120-126, задания 1,2,3 стр.126. |
|
|||||||||||||||||||
61
|
|
В центре Европы. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. |
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
Стр.127-133, задания 1,2,4 стр.133. |
|
|||||||||||||||||||
62-63
|
|
Путешествие по Франции и Великобритании. |
Изуче-ние нового мате-риала |
Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди |
Стр.134-143, задания 2,3,4 стр. 143. |
|
|||||||||||||||||||||
64 |
|
На юге Европы.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди |
Стр.144-150, задания 3,4 стр.150. |
|
|||||||||||||||||||||
6 5 |
|
По знаменитым местам мира.
|
Изуче-ние нового мате-риала |
Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности |
Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) |
Стр.151-155. |
|
||||||||||||||||||||
66 |
|
Экскурсия «Достопримечательности нашего города» |
|
Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города. |
|
|
Заполнить таблицу |
|
|||||||||||||||||||
67 |
|
Проверочная работа |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
68 |
|
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
Комби-ниро- ванный |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.