Управление образования Красносулинского района р.п. Горный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 22
МБОУ СОШ №22 ___________ Г.И. Тоткалова
протокол от «29»августа 2019 г. №1 МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Учитель Тихомирова Екатерина Александровна
Класс 3
Количество часов в неделю 2 часа
Количество часов по учебному плану 67 часов
Количество часов согласно календарному графику, расписанию уроков с учетом праздничных дней 67 часов
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Школа России».
Учебник Окружающий мир: 3 класс: Учебник в 2 частях. Плешаков А.А.-М.:Просвещение /учебник, 2019 год.
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
-планировать свои действия в течение урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
-выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по различным признакам;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Коммуникативные Обучающийся научится:
-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы;
-определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определѐнным царствам и другим изученным группам;
-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
-устанавливать связь между строением и работой различных систем органов человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-вырабатывать правильную осанку;
-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать еѐ;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
-раскрывать роль экономики в нашей жизни;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи;
-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
-рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
2. Содержание учебного предмета.
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Кол-во часов |
Тема урока |
Страница учебника |
Дата |
|
план |
факт |
||||
1 |
1 |
Как устроен мир (6 ч) Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. |
Стр.4 |
3.09 |
|
2 |
1 |
Человек. |
Стр.10 |
5.09. |
|
3 |
1 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
Стр.16 |
10.09. |
|
4 |
1 |
Общество. |
Стр.18 |
12.09. |
|
5 |
1 |
Мир глазами эколога.
|
Стр.24 |
17.09. |
|
6 |
1 |
Природа в опасности. Охрана природы.
|
Стр.29 |
19.09. |
|
7 |
1 |
Обобщение знаний по теме «Как устроенмир». Проверочная работа. |
Стр.32 |
24.09. |
|
8 |
1 |
Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. |
Стр.36 |
26.09. |
|
9 |
1 |
Разнообразие веществ.
|
Стр.41 |
1.10. |
|
10 |
1 |
Воздух и его охрана. |
Стр.46 |
3.10. |
|
11 |
1 |
Вода и жизнь. Свойства воды. |
Стр.51 |
8.10. |
|
12 |
1 |
Превращения и круговорот воды в природе. |
Стр.55 |
10.10. |
|
1 3 |
1 |
Берегите воду! |
Стр.59 |
15.10. |
|
1 4 |
1 |
Что такое почва? |
Стр.64 |
17.10. |
|
1 5 |
1 |
Разнообразие растений. |
Стр.69 |
22.10. |
|
1 6 |
1 |
Солнце, растения и мы с вами. |
Стр.74 |
24.10. |
|
1 7 |
1 |
Размножение и развитие растений. |
Стр.78 |
29.10 |
|
1 8 |
1 |
Охрана растений. |
Стр.82 |
7.11. |
|
19 |
1 |
Разнообразие животных. |
Стр.87 |
12.11. |
|
20 |
1 |
Кто что ест? |
Стр.94 |
14.11. |
|
21 |
1 |
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». |
Стр.98 |
19.11. |
|
22 |
1 |
Размножение и развитие животных. |
Стр.100 |
21.11. |
|
23 |
1 |
Охрана животных. |
Стр.106 |
26.11. |
|
24 |
1 |
В царстве грибов. |
Стр.112 |
28.11. |
|
25 |
1 |
Великий круговорот жизни. |
Стр.118 |
3.12. |
|
26 |
1 |
Обобщение по теме « Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
|
5.12. |
|
27 |
1 |
Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. |
Стр.122 |
10.12. |
|
28 |
1 |
Органы чувств. |
Стр.126 |
12.12. |
|
29 |
1 |
Надёжная защита организма. |
Стр.130 |
17.12. |
|
30 |
1 |
Опора тела и движение. |
Стр.134 |
19.12. |
|
31 |
1 |
Наше питание. Органы пищеварения.
|
Стр.138 |
24.12. |
|
32 |
1 |
О дыхании, о движении крови |
Стр.142 |
26.12. |
|
33 |
1 |
Умей предупреждать болезни |
Стр.147 |
9.01. |
|
34 |
1 |
Здоровый образ жизни. |
Стр.150 |
14.01. |
|
35 |
1 |
Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
|
16.01. |
|
36 |
1 |
Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. |
Стр.4 |
21.01 |
|
37 |
1 |
Чтобы путь был счастливым. |
Стр.8 |
23.01. |
|
38 |
1 |
Дорожные знаки. |
Стр.14 |
28.01. |
|
39 |
1 |
Проект «Кто нас защищает». |
Стр.18 |
30.01. |
|
40 |
1 |
Опасные места.
|
Стр.22 |
4.02. |
|
41 |
1 |
Природа и наша безопасность. |
Стр.26 |
6.02. |
|
42 |
1 |
Экологическая безопасность. |
Стр.30 |
11.02. |
|
43 |
1 |
Обобщение по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. |
|
13.02. |
|
44 |
1 |
Чему учит экономика (12 ч) Для чего нужна экономика? |
Стр.34 |
18.02. |
|
45 |
1 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
Стр.40 |
20.02. |
|
46 |
1 |
Полезные ископаемые. |
Стр.46 |
25.02. |
|
47 |
1 |
Растениеводство. |
Стр.51 |
27.02. |
|
48 |
1 |
Животноводство. |
Стр.55 |
3.03. |
|
49 |
1 |
Какая бывает промышленность? |
Стр.60 |
5.03. |
|
50 |
1 |
Проект: « Экономика родного края» |
Стр.64 |
10.03. |
|
51 |
1 |
Что такое деньги? |
Стр.69 |
12.03. |
|
52 |
1 |
Государственный бюджет. |
Стр.73 |
17.03. |
|
53 |
1 |
Семейный бюджет. |
Стр.77 |
19.03. |
|
54 |
1 |
Экономика и экология. |
Стр.82 |
2.04. |
|
55 |
1 |
Обобщение по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. |
|
7.04. |
|
56 |
1 |
Путешествие по городам и странам (15 ч) Золотое кольцо России. |
Стр.89 |
9.04. |
|
57 |
1 |
Проект «Музей путешествий». |
Стр.94 |
14.04. |
|
58 |
1 |
Наши ближайшие соседи.
|
Стр.100 |
16.04. |
|
59 |
1 |
На севере Европы. |
Стр.110 |
21.04. |
|
60 |
1 |
Что такое Бенилюкс? |
Стр.110 |
23.04. |
|
61 |
1 |
В центре Европы. |
Стр.116 |
28.04. |
|
62 |
1 |
Итоговая комплексная работа. |
|
30.04.
|
|
63 |
1 |
Путешествие по Франции и Великобритании. |
Стр.122 |
7.05. |
|
64 |
1 |
На юге Европы.
|
Стр.135 |
12.05. |
|
6 5 |
1 |
По знаменитым местам мира. |
Стр.149 |
14.05. |
|
66 |
1 |
Экскурсия «Достопримечательности нашего города» |
|
19.05. |
|
67 |
1 |
Обобщение знаний по теме «путешествие по городам и странам». Проверочная работа |
Стр.154 |
21.05 |
|
Заместитель директора по УВР
____________ Кононова Н.А.
____________ 20___года
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.