МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2019 г. _________ И.В.Деденёва |
Согласовано зам. директора по УВР Л.Ю.Скрынник _________________
« » августа 2019 г. |
Утверждено директор МБОУ «Лицей №3» М.А. Аскарова _________________ Приказ № ___ от « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий мир»
для обучающихся 3Б класса
Предметная область «Обществознание и естествознание»
Количество часов в неделю – 2, в год - 68
Разработала: Лещенко Е.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения предмета
Ученик научится:
· распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;
· находить на карте мира Российскую Федерацию;
· сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;
· группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
· использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья;
· приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;
· узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;
· различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;
· соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
· использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
· создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
· сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
· планировать свои действия в течение урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
· контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
· выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
· использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по различным признакам;
· осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
· моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД:
· включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать наполуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
· проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
· составлять рассказ на заданную тему;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
· овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
· проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
· формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
· целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
· формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
· внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
· осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
· этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
· способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
· мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
II. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Разнообразие природы. Способы изучения природы.
Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.
Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края.
Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.
Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях.
Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество
Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица,
символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.
Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.
Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
Правила безопасной жизни
Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней.
Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи.
Безопасность в сети Интернет
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
1. Раздел «Как устроен мир» (7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
2. Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
3. Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
4. Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
5. Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
6. Раздел «Путешествие по городам и странам» (14 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект: «Музей путешествий».
III. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
|
||||||
№ п/п |
№ урока по теме |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание (причина изменения дат проведения урока) |
|
по пла ну |
по фак ту |
|||||
|
|
I четверть - 16 ч. Раздел «Как устроен мир» (7 часов) |
|
|
|
|
1 |
1 |
Природа (экскурсия «Что нас окружает?») |
1 |
04.09 |
|
|
2 |
2 |
Человек |
1 |
06.09 |
|
|
3 |
3 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
1 |
11.09 |
|
|
4 |
4 |
Общество |
1 |
13.09 |
|
|
5 |
5 |
Что такое экология. |
1 |
18.09 |
|
|
6 |
6 |
Природа в опасности! |
1 |
20.09 |
|
|
7 |
7 |
Проверочная работа по теме «Как устроен мир» |
1 |
25.09 |
|
|
|
|
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) |
|
|
|
|
8 |
1 |
Тела, вещества, частицы (Практическая работа) |
1 |
27.09 |
|
|
9 |
2 |
Разнообразие веществ |
1 |
02.10 |
|
|
10 |
3 |
Воздух и его охрана (Практическая работа «Состав и свойства воздуха») |
1 |
04.10 |
|
|
11 |
4 |
Вода (Практическая работа «Свойства воды») |
1 |
09.10 |
|
|
12 |
5 |
Превращения и круговорот воды. (Практическая работа «Круговорот воды») |
1 |
11.10 |
|
|
13 |
6 |
Берегите воду! |
1 |
16.10 |
|
|
14 |
7 |
Как разрушаются камни |
1 |
18.10 |
|
|
15 |
8 |
Что такое почва (Практическая работа «Состав почвы») |
1 |
23.10 |
|
|
16 |
9 |
Разнообразие растений |
1 |
25.10 |
|
|
|
|
II четверть - 16 ч. |
|
|
|
|
17 |
10 |
Солнце, растения и мы с вами |
1 |
30.10 |
|
|
18 |
11 |
Размножение и развитие растений (Практическая работа) |
1 |
01.11 |
|
|
19 |
12 |
Охрана растений |
1 |
|
|
|
20 |
13 |
Разнообразие животных |
1 |
|
|
|
21 |
14 |
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» |
1 |
|
|
|
22 |
15 |
Размножение и развитие животных |
1 |
|
|
|
23 |
16 |
Охрана животных |
1 |
|
|
|
24 |
17 |
В царстве грибов. Великий круговорот жизни |
1 |
|
|
|
25 |
18 |
Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа» |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
|
|
|
|
26 |
1 |
Организм человека (Практическая работа) |
1 |
|
|
|
27 |
2 |
Органы чувств |
1 |
|
|
|
28 |
3 |
Надежная защита организма (Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи») |
1 |
|
|
|
29 |
4 |
Опора тела и движение |
1 |
|
|
|
30 |
5 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» |
1 |
|
|
|
31 |
6 |
Дыхание и кровообращение (Практическая работа «Подсчёт ударов пульса») |
1 |
|
|
|
32 |
7 |
Умей предупреждать болезни |
1 |
|
|
|
|
|
III четверть – 18 ч. |
|
|
|
|
33 |
8 |
Здоровый образ жизни |
1 |
|
|
|
34 |
9 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
1 |
|
|
|
35 |
10 |
Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
|
|
|
|
36 |
1 |
Огонь, вода и газ |
1 |
|
|
|
37 |
2 |
Чтобы путь был счастливым |
1 |
|
|
|
38 |
3 |
Дорожные знаки (экскурсия) |
1 |
|
|
|
39 |
4 |
Проект «Кто нас защищает». Опасные места |
1 |
|
|
|
40 |
5 |
Природа и наша безопасность |
1 |
|
|
|
41 |
6 |
Экологическая безопасность |
1 |
|
|
|
42 |
7 |
Проверочная работа по теме «Наша безопасность» |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
|
|
|
|
43 |
1 |
Для чего нужна экономика |
1 |
|
|
|
44 |
2 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики |
1 |
|
|
|
45 |
3 |
Полезные ископаемые (Практическая работа) |
1 |
|
|
|
46 |
4 |
Растениеводство (Практическая работа «Знакомство с культурными растениями») |
1 |
|
|
|
47 |
5 |
Животноводство |
1 |
|
|
|
48 |
6 |
Какая бывает промышленность |
1 |
|
|
|
49 |
7 |
Проект «Экономика родного края» |
1 |
|
|
|
50 |
8 |
Что такое деньги (Практическая работа «Знакомство с различными монетами») |
1 |
|
|
|
|
|
IV четверть – 18 ч. |
|
|
|
|
51 |
9 |
Государственный бюджет |
1 |
|
|
|
52 |
10 |
Семейный бюджет |
1 |
|
|
|
53 |
11 |
Экономика и экология |
1 |
|
|
|
54 |
12 |
Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел «Путешествия по городам и странам» (14 часов) |
|
|
|
|
55 |
1 |
Золотое кольцо России |
1 |
|
|
|
56 |
2 |
Золотое кольцо России |
1 |
|
|
|
57 |
3 |
Золотое кольцо России |
1 |
|
|
|
58 |
4 |
Проект «Музей путешествий» |
1 |
|
|
|
59 |
5 |
Наши ближайшие соседи |
1 |
|
|
|
60 |
6 |
На севере Европы |
1 |
|
|
|
61 |
7 |
Что такое Бенилюкс |
1 |
|
|
|
62 |
8 |
В центре Европы |
1 |
|
|
|
63 |
9 |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
|
64 |
10 |
По Франции и Великобритании (Франция) |
1 |
|
|
|
65 |
11 |
По Франции и Великобритании (Великобритания) |
1 |
|
|
|
66 |
12 |
На юге Европы |
1 |
|
|
|
67 |
13 |
По знаменитым местам мира |
1 |
|
|
|
68 |
14 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.