Рабочая программа по окружающему миру 4 кл.
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 4 кл.

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
22.04.2020
Рабочая программа по окружающему миру 4 кл.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
Окружающий мир 4.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор _______________ Г.Х. Константинова

 

26 августа 2019 года

                                                                           М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

4«В» КЛАСС

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,

 

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДНОЕ

2019

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  общеобразовательного стандарта начального и  общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» (1-4) А.А. Плешакова, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2017 год. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Окружающий мир, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2019 год.

 

Планируемые предметные  результаты освоения окружающего мира

 

Обучающийся 4 класса научится:

-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

-различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

-различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения и животных;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

-проводить самостоятельные наблюдения в природе;

-оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

-в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;

-называть способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);

-называть океаны, материки;

-называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;

-рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

-объяснять, что такое Конституция;

-характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

-называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

 

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                           Содержание учебного предмета «Окружающий мир»   

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение и увеличение часов

Количество часов фактически

1

Земля и человечество

9

0

9

2

Природа России

10

0

10

3

Родной край — часть большой страны

15

0

15

4

Страницы Всемирной истории

5

0

5

5

Страницы истории России

20

0

20

6

Современная Россия

8

0

8

 

Итого

68 часов

0

68 часов

                                             

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

 

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

 

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

 

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

 

Современная Россия (8 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

Формы организации учебных занятий

 

1. Изучение нового материала

2. Совершенствование знаний, умений и навыков

3. Обобщение и систематизация знаний

4.  Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков

5. Комбинированный урок

 

Виды учебной деятельности

1.Групповая работа

2.Коллективная работа

3.Фронтальная работа

4.Парная работа

5.Индивидуальная работа

6.Игровая работа

8.Урок с использованием мультимедийных средств

9.Становление метапредметных связей с литературным чтением

10.Самоконтроль

11. Самооценка

 

Календарно-тематическое планирование

 


п/п

                                  Тема урока

Количество часов по плану

Дата

Планируемая

Фактическая

           Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1

1 неделя

 

2

Планеты Солнечной системы.

 

1

1 неделя

 

3

Звездное небо – великая книга Природы

1

2 неделя

 

4

Мир глазами географа.

1

2 неделя

 

5

Мир глазами историка

1

3 неделя

 

6

Когда и где?

1

3 неделя

 

7

Мир глазами эколога

1

4 неделя

 

8

Сокровища Земли под охраной человечества

Тест №1

1

4 неделя

 

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

5 неделя

 

                Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России.

1

5 неделя

 

11

Моря, озера и реки России

1

6 неделя

 

12

Природные зоны России

1

6 неделя

 

13

Зона арктических пустынь

1

7 неделя

 

14

Тундра.

1

7 неделя

 

15

Леса России

1

8 неделя

 

16

Лес и человек.

1

8 неделя

 

17

Зона степей

1

9 неделя

 

18

Пустыни

1

9 неделя

 

19

У Черного моря  Тест №2

1

10 неделя

 

Родной край – часть большой страны (15ч)

20

Наш край

1

10 неделя

 

21

Поверхность нашего края

1

11 неделя

 

22

Водные богатства нашего края

1

11 неделя

 

23

Наши подземные богатства

1

12 неделя

 

24

Земля – кормилица

1

12 неделя

 

25

Жизнь леса.

1

13 неделя

 

26

Жизнь луга.

1

13 неделя

 

27

Жизнь в пресных водах.

1

14 неделя

 

28

Экскурсии в природные сообщества родного края

1

14 неделя

 

29

Экскурсии в природные сообщества родного края

15 неделя

 

30

Экскурсии в природные сообщества родного края

15 неделя

 

31

Проверим себя и оценим свои   достижения за первое полугодие

1

16 неделя

 

32

Презентация проектов (по выбору).

1

16 неделя

 

33

Растениеводство в нашем крае

1

17 неделя

 

34

Животноводство в нашем крае. Тест № 3

1

17 неделя

 

                    Страницы всемирной истории (5 ч)

35

Начало истории человечества

1

18 неделя

 

36

Мир древности: далекий и близкий

1

18 неделя

 

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

19 неделя

 

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

19 неделя

 

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Тест №4

1

20 неделя

 

                   Страницы истории Отечества (21 ч)

40

Жизнь древних славян

1

20 неделя

 

41

Во времена Древней Руси

1

21 неделя

 

42

Страна городов

1

21 неделя

 

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

22 неделя

 

44

Трудные времена на Русской земле

1

22 неделя

 

45

Русь расправляет крылья

1

23 неделя

 

46

Куликовская битва

1

23 неделя

 

47

Иван Третий

1

24 неделя

 

48

Мастера печатных дел

1

24 неделя

 

49

Патриоты России

1

25 неделя

 

50

Петр Великий

1

25 неделя

 

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

26 неделя

 

52

Екатерина Великая

1

26 неделя

 

53

Отечественная война 1812 года

1

27 неделя

 

54

Страницы истории XIX века

1

27 неделя

 

55

Россия вступает
в XX век

1

28 неделя

 

56

Страницы истории 1920–1930-х

годов.

1

28 неделя

 

57-59

 

Великая война и Великая Победа

 

3

29-30 неделя

 

60

Страна, открывшая путь в космос. Тест №5

1

30 неделя

 

                 Современная Россия (8 ч)

61

Основной закон России и права человека

1

31 неделя

 

62

Мы – граждане России

1

31 неделя

 

63

Славные символы России

1

32 неделя

 

64

Такие разные праздники

1

32 неделя

 

65

Путешествие по России

1

33 неделя

 

66

Путешествие по России

1

33 неделя

 

67

Путешествие по России

1

34 неделя

 

68

 

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Презентация проектов (по выбору)

 1

 

34 неделя

 

 

 

Согласовано:

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 26.08.2019 г. 

 № 1

 

Согласовано:

Заместитель директора по УВР ____________ Т.А.Ловицкая

26.08.2019 г.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов…

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов…

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики

Кто такие славяне. Восточные славяне

Кто такие славяне. Восточные славяне

Коллективная работа 3.Фронтальная работа 4

Коллективная работа 3.Фронтальная работа 4

Родной край – часть большой страны (15ч) 20

Родной край – часть большой страны (15ч) 20

Иван Третий 1 24 неделя 48

Иван Третий 1 24 неделя 48
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020