Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.6
docx
31.08.2022
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа окр41 (1).docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класса составлена на основе:

·                     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 с учетом Примерной рабочей программы начального общего образования , 2021г.;

·                     ООП НОО ОУ ;

·                     Программы воспитания  ОУ.

 

     1.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

 

2.Цели изучения учебного предмета «Окружающий мир»

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

                      формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

                      развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

                      духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

                      развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса

«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

                      раскрытие роли человека в природе и обществе;

                      освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

 

                   3. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 68 часов.

Недельная нагрузка составляет 2 часов, при 34 учебных неделях.

 

                    4. Нормы и критерии оценивания

Нормы и критерии оценивания соответствуют Положению о критериях контроля и нормах оценки по учебным предметам в ОУ.

 

                   5. Общая характеристика организации учебного процесса

                   Технологии:

·                            технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

·                                 технология развития           критического     мышления      (столкновение  жизненных представлений, обучающихся с научными фактами)

·                                 технология   индивидуально-деятельного    подхода    (творческая    работа                  учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)

          Методы:

·                                 словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.)

·                                 наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.)

·                                 практические (упражнения, исследования и т.д.)

·                                 иллюстративно-объяснительные

·                                 репродуктивные

·                                 проблемного изложения

·                                 частично-поисковые

·                                 исследовательские

·                                 познавательные игры

·                                 учебные дискуссии

·                                 создание ситуаций новизны, успеха

·                                 проблемно-поисковый метод

          Формы организации учебного процесса:

·                                 Индивидуально обособленная

·                                 Фронтальная

·                                 Коллективная

·                                 Работа в парах

·                                 Групповая

Средства проверки и оценки результатов обучения:

·                                 устный ответ;

·                                 проектные работы

·                                 тест;

·                                 самостоятельная работа;

·                                 устный ответ на вопрос домашнего задания;

·                                 письменные работы;

                     Режим занятий: очный (при необходимости дистанционный).

 

6.                            Аналитическая справка

  По расхождению тем примерной рабочей программы по окружающему миру для 4 класса и УМК А.А. Плешаков. Окружающий мир. Ч.1,2.  4 класс -М.: Просвещение, 2019 (далее УМК):

В тематическом планировании примерной рабочей программы описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения 4 класса и не требует хронологического изучения тем разделов в том порядке, в котором они стоят.

Темы разделов отражены в поурочном планировании по принципу логического изложения нового и повторения и углубления уже изученного материала.

Структура примерной рабочей программы отличается от структуры УМК, в УМК отсутствует раздел «Правила безопасной жизни». Содержание разделов УМК соответствует содержанию примерной программы.

 

Примерная РП

УМК

Человек и общество

«Страницы Всемирной истории»

«Страницы истории России»

«Современная Россия»

Человек и природа

«Земля и человечество»

«Родной край – часть большой страны»

«Природа России»

Правила безопасной жизни

отсутствует

 

В связи с этим целесообразно переставить разделы для соответствия структуре УМК.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество

Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.

Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

                      устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

                      конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

                      моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

                      соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

                      классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

                      определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем  вопросов.

Работа с информацией:

                      использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

                      использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет условиях контролируемого выхода);

                      на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

                      ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

                      характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

                      создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

                      описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

                      составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

                      составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

                      создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

                      самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

                      контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

                      адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

                      находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:

                      выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

                      ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

                      анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

                      становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

                      осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

                      сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

                      первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

                      проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

                      принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

                      применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

                      понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

                      использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

                      соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);

                      приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

                      осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

                      осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

                      ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

                      осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1)              Базовые логические действия:

                      понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

                      на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

                      сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

                      объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

                      определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

                      находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

                      выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)              Базовые исследовательские действия:

                      проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

                      определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

                      формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

                      моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

                      проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

                      формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)              Работа с информацией:

                      использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

                      согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

                      распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

                      находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

                      читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

                      соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

                      анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

                      фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

                      в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

                      признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

                      соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

                      использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

                      создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

                      конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

                      находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

                      готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)              Самоорганизация:

                      планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

                      выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)              Самоконтроль:

                      осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

                      находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);

                      предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)              Самооценка:

                      объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

                      оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

                      понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

                      коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

                      проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

                      выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

                      ответственно выполнять свою часть работы.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

                      проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

                      показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

                      показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

                      находить место изученных событий на «ленте времени»;

                      знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

                      соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

                      рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

                      описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

                      проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

                      распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

                      группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

                      сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

                      использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

                      называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом пределах изученного);

                      называть экологические проблемы и определять пути их решения;

                      создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

                      использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

                      соблюдать правила нравственного поведения на природе;

                      осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

                      соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);

                      соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;

                      осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и природа.

1.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

 

 

 

Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе;

Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о  планетах;

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси  — причина смены дня и ночи;

 

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

 

1.2.

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.

1

 

 

 

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

 

1.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

1

 

 

 

Устный опрос;

 

1.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

 

 

 

Устный опрос; Тестирование;

 

1.5.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная  Красная книга (3—4 примера).

4

 

 

 

Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный опрос; Письменный контроль;

 

1.6.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

1

 

 

 

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный опрос;

 

1.7.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование  человеком водоёмов и рек.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос; Тестирование;

 

1.8.

Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы.

7

 

 

 

Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»;
Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли;
Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;
Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»;
Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне;
Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах;
Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно составленному плану (с использованием дополнительной информации, в том числе из Интернета);

Устный опрос; Письменный контроль;
Тестирование;

 

1.9.

Связи в природной зоне.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»;

Устный опрос;

 

1.10.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

1

 

 

 

Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика;

Устный опрос;

 

1.11.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»;

Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

 

1.12.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика.

1

 

 

 

Устный опрос;

 

1.13.

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом.

1

 

 

 

Устный опрос; Тестирование;

 

1.14.

Правила нравственного поведения в природе.

2

 

 

 

Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»;

Устный опрос; Контрольная работа;

 

Итого по разделу

24

 

Раздел 2. Человек и общество.

2.1.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.

1

 

 

 

Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили
исторические события»;
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

 

2.2.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

 

 

 

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси;
Экскурсия в художественный музей, просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору);

Устный опрос;

 

2.3.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры.

1

 

 

 

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции);
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос; Тестирование;

 

2.4.

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»;

Устный опрос;

 

2.5.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

21

 

 

 

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси;
Экскурсия в художественный музей, просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века»,
«Искусство ХХ века» (по выбору);
Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена
граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»;

Устный опрос; Письменный контроль;
Тестирование;

 

2.6.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

 

 

 

Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России;

Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;

 

Устный опрос;

 

2.7.

Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

 

 

 

Устный опрос; Тестирование;

 

2.8.

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России.

2

 

 

 

Устный опрос; Письменный контроль;

 

2.9.

Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.

0.5

 

 

 

Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;

Устный опрос;

 

2.10.

Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

0.5

 

 

 

Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»;

Устный опрос;

 

2.11.

Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

1

 

 

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»;

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

 

2.12.

Посильное участие в охране памятников истории  и культуры своего края.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»;

Устный опрос;

 

2.13.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

 

 

 

Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос; Контрольная работа;

 

Итого по разделу

33

 

 

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

1

 

 

 

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

 

3.2.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

 

 

 

Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»;

Устный опрос;

 

3.3.

Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

3

 

 

 

Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп;
Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на
велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;

 

Итого по разделу

5

 

 

Резервное время

6

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

 

 

 

 

 


          ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

всего

контрольные работы

практические работы

1

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

 

 

01.09

2

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.

1

 

 

06.09

3

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

1

 

 

08.09

4

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

 

 

13.09

5

Что изучает экология?

1

 

 

15.09

6

Экологические проблемы и пути их решения

1

 

 

20.09

7

Защитим нашу планету

1

 

 

22.09

8

Международная красная книга

1

 

 

27.09

9

Равнины и горы России.

1

 

 

29.09

10

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек.

1

 

 

04.10

11

Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы.

1

 

 

06.10

12

Природные зоны России. Зона арктических пустынь

1

 

 

11.10

13

Природные зоны России. Тундра

1

 

 

13.10

14

Природные зоны России. Тайга. Зона смешанных и широколиственных лесов 

1

 

 

18.10

15

Природные зоны России. Степь 

1

 

 

20.10

16

Природные зоны России. Пустыня

1

 

 

25.10

17

Природные зоны России. Субтропики

1

 

 

27.10

18

Лес и человек

1

 

 

08.11

19

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

1

 

 

10.11

20

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток.

1

 

 

15.11

21

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. 

1

 

 

17.11

22

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом.

1

 

 

22.11

23

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

1

 

 

24.11

24

Правила нравственного поведения в природе

1

 

 

29.11

25

История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.

1

 

 

01.12

26

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

 

 

06.12

27

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры.

1

 

 

08.12

28

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена

1

 

 

13.12

29

Как образовалось государство Русь? 

1

 

 

15.12

30

Первые русские князья

1

 

 

20.12

31

Культура Руси

1

 

 

22.12

32

Нашествие Батыя на Русь

1

 

 

27.12

33

Князь Александр Невский

1

 

 

10.01

34

Куликовская битва

1

 

 

12.01

35

Иван III

1

 

 

17.01

36

Иван IV. Как жили на Руси в XV-XVI вв.

1

 

 

19.01

37

Смутное время. Минин и Пожарский 

1

 

 

24.01

38

Первый русский император - Петр I

1

 

 

26.01

39

Великий русский учёный Михаил Васильевич

1

 

 

31.01

40

Екатерина II

1

 

 

02.02

41

Отечественная война 1812 г.

1

 

 

07.02

42

Восстание декабристов. Отмена крепостного права

1

 

 

09.02

43

Новые времена в жизни страны

1

 

 

14.02

44

Последний император России

1

 

 

16.02

45

Гражданская война в России

1

 

 

21.02

46

Образование Советского Союза

1

 

 

28.02

47

Великая отечественная война

1

 

 

02.03

48

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом

1

 

 

02.03

49

Восстановление народного хозяйства

1

 

 

09.03

50

Научные достижения ХХ века

1

 

 

14.03

51

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

 

 

16.03

52

Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

 

 

21.03

53

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России.

1

 

 

23.03

54

Символы России и твоего края

1

 

 

04.04

55

Государственные праздники России

1

 

 

06.04

56

Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

1

 

 

11.04

57

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

 

 

13.04

58

Безопасность. Полезные и вредные привычки

1

 

 

18.04

59

Безопасность в Интернете: работа с информацией

1

 

 

20.04

60

Безопасность в повседневной жизни

1

 

 

25.04

61

Безопасность в городе

1

 

 

27.04

62

Безопасность велосипедиста

1

 

 

02.05

63

Повторение. Экологические проблемы и пути их решения

1

 

 

04.05

64

Повторение. Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы.

1

 

 

11.05

65

Повторение. Правила нравственного поведения в природе

1

 

 

16.05

66

Повторение. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена

1

 

 

18.05

67

Повторение. Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

1

 

 

23.05

68

Повторение. Безопасность в повседневной жизни

1

 

 

25.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

 

 

 


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

УМК по окружающему миру для 4 класса составляет:

Окружающий мир. Методические рекомендации.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций /А. А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б.Кирпичева. -М.:Просвещение, 2019.

Ю.И, Глаголева, Ю.И. Архипова, Окружающий мир, предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, 4 класс, -М.: Просвещение, 2019

 

                        Обязательные учебные материалы для ученика      

            А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 4 класс -М.:Просвещение, 2019

 

    Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет

https://uchi.ru/ Образовательная платформа Учи. Ру.

https://resh.edu.ru/subject/43/4/ Российская электронная школа

https://easyen.ru/load/m/1_klass/375 Современный учительский портал

http://www.nachalka.com/ - Ресурс «Начальная школа» рассчитан на детей, родителей и учителей.

https://viki.rdf.ru/item/4538/  - Детские электронные презентации и клипы

https://learningapps.org/ - Интерактивные упражнения

            http://1-4.prosv.ru  Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой  учебников                        комплекта «Школа России» 1-4 кл.


«СОГЛАСОВАНО»                                             

зам. директора по УВР

___________________________

«__»_____________20__года

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

                  по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе

                   учитель________________

урока (ов)

по

осн. 

КТП

Дата(ы) по осн.

КТП

Дата(ы) фактиче ского

проведе ния

Тема(ы)

 

Количество часов

на данную тему

Причина корректировки,

основание

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класса составлена на основе: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класса составлена на основе: ·

Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание»

Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание»

Режим занятий: очный (при необходимости дистанционный)

Режим занятий: очный (при необходимости дистанционный)

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений

Права и обязанности гражданина

Права и обязанности гражданина

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного…

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного…

Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном…

Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном…

Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе…

Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе…

— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; — осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.

— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; — осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство

Государственные праздники в жизни российского общества:

Государственные праздники в жизни российского общества:

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Наиболее значимые объекты списка

Наиболее значимые объекты списка

Безопасность велосипедиста 1 02

Безопасность велосипедиста 1 02

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

СОГЛАСОВАНО» зам

СОГЛАСОВАНО» зам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2022