ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класса составлена на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 с учетом Примерной рабочей программы начального общего образования , 2021г.;
· ООП НОО ОУ ;
· Программы воспитания ОУ.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
3. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 68 часов.
Недельная нагрузка составляет 2 часов, при 34 учебных неделях.
Нормы и критерии оценивания соответствуют Положению о критериях контроля и нормах оценки по учебным предметам в ОУ.
· технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)
· технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений, обучающихся с научными фактами)
· технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)
Методы:
· словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.)
· наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.)
· практические (упражнения, исследования и т.д.)
· иллюстративно-объяснительные
· репродуктивные
· проблемного изложения
· частично-поисковые
· исследовательские
· познавательные игры
· учебные дискуссии
· создание ситуаций новизны, успеха
· проблемно-поисковый метод
Формы организации учебного процесса:
· Индивидуально – обособленная
· Фронтальная
· Коллективная
· Работа в парах
· Групповая
Средства проверки и оценки результатов обучения:
· устный ответ;
· проектные работы
· тест;
· самостоятельная работа;
· устный ответ на вопрос домашнего задания;
· письменные работы;
Режим занятий: очный (при необходимости дистанционный).
6. Аналитическая справка
По расхождению тем примерной рабочей программы по окружающему миру для 4 класса и УМК А.А. Плешаков. Окружающий мир. Ч.1,2. 4 класс -М.: Просвещение, 2019 (далее УМК):
В тематическом планировании примерной рабочей программы описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения 4 класса и не требует хронологического изучения тем разделов в том порядке, в котором они стоят.
Темы разделов отражены в поурочном планировании по принципу логического изложения нового и повторения и углубления уже изученного материала.
Структура примерной рабочей программы отличается от структуры УМК, в УМК отсутствует раздел «Правила безопасной жизни». Содержание разделов УМК соответствует содержанию примерной программы.
Примерная РП |
УМК |
Человек и общество |
«Страницы Всемирной истории» «Страницы истории России» «Современная Россия» |
Человек и природа |
«Земля и человечество» «Родной край – часть большой страны» «Природа России» |
Правила безопасной жизни |
отсутствует |
В связи с этим целесообразно переставить разделы для соответствия структуре УМК.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|||||||
Раздел 1. Человек и природа. |
|||||||||
1.1. |
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. |
1 |
|
|
|
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи;
|
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
|
|
1.2. |
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
|
||
1.3. |
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
|
||
1.4. |
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Тестирование; |
|
||
1.5. |
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). |
4 |
|
|
|
Рассказ учителя о Международной Красной книге; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
1.6. |
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. |
1 |
|
|
|
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; |
Устный опрос; |
|
|
1.7. |
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; |
Устный опрос; Тестирование; |
|
|
1.8. |
Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. |
7 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»;
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
1.9. |
Связи в природной зоне. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; |
Устный опрос; |
|
|
1.10. |
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). |
1 |
|
|
|
Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; |
Устный опрос; |
|
|
1.11. |
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
|
|
1.12. |
Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
|
||
1.13. |
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Тестирование; |
|
||
1.14. |
Правила нравственного поведения в природе. |
2 |
|
|
|
Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Контрольная работа; |
|
|
Итого по разделу |
24 |
|
|||||||
Раздел 2. Человек и общество. |
|||||||||
2.1. |
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. |
1 |
|
|
|
Практическая работа по теме «Определение по «ленте
времени» времени (века), в котором происходили |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
|
|
2.2. |
Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
1 |
|
|
|
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси; |
Устный опрос; |
|
|
2.3. |
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. |
1 |
|
|
|
Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия
(например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире —
Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); |
Устный опрос; Тестирование; |
|
|
2.4. |
Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; |
Устный опрос; |
|
|
2.5. |
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. |
21 |
|
|
|
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
2.6. |
Государственное устройство РФ (общее представление). |
1 |
|
|
|
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;
|
Устный опрос; |
|
|
2.7. |
Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Тестирование; |
|
||
2.8. |
Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. |
2 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
||
2.9. |
Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. |
0.5 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; |
Устный опрос; |
|
|
2.10. |
Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
0.5 |
|
|
|
Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; |
|
|
2.11. |
Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. |
1 |
|
|
|
Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
|
|
2.12. |
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; |
Устный опрос; |
|
|
2.13. |
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
1 |
|
|
|
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Контрольная работа; |
|
|
Итого по разделу |
33 |
|
|
||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
|||||||||
3.1. |
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. |
1 |
|
|
|
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
|
|
3.2. |
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. |
1 |
|
|
|
Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; |
Устный опрос; |
|
|
3.3. |
Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). |
3 |
|
|
|
Работа в группах: составление текста по теме, «Какие
опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
Итого по разделу |
5 |
|
|
||||||
Резервное время |
6 |
|
|||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
|
|
|
|||||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|||
1 |
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. |
1 |
|
|
01.09 |
2 |
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. |
1 |
|
|
06.09 |
3 |
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. |
1 |
|
|
08.09 |
4 |
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. |
1 |
|
|
13.09 |
5 |
Что изучает экология? |
1 |
|
|
15.09 |
6 |
Экологические проблемы и пути их решения |
1 |
|
|
20.09 |
7 |
Защитим нашу планету |
1 |
|
|
22.09 |
8 |
Международная красная книга |
1 |
|
|
27.09 |
9 |
Равнины и горы России. |
1 |
|
|
29.09 |
10 |
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. |
1 |
|
|
04.10 |
11 |
Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. |
1 |
|
|
06.10 |
12 |
Природные зоны России. Зона арктических пустынь |
1 |
|
|
11.10 |
13 |
Природные зоны России. Тундра |
1 |
|
|
13.10 |
14 |
Природные зоны России. Тайга. Зона смешанных и широколиственных лесов |
1 |
|
|
18.10 |
15 |
Природные зоны России. Степь |
1 |
|
|
20.10 |
16 |
Природные зоны России. Пустыня |
1 |
|
|
25.10 |
17 |
Природные зоны России. Субтропики |
1 |
|
|
27.10 |
18 |
Лес и человек |
1 |
|
|
08.11 |
19 |
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). |
1 |
|
|
10.11 |
20 |
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. |
1 |
|
|
15.11 |
21 |
Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. |
1 |
|
|
17.11 |
22 |
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом. |
1 |
|
|
22.11 |
23 |
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. |
1 |
|
|
24.11 |
24 |
Правила нравственного поведения в природе |
1 |
|
|
29.11 |
25 |
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. |
1 |
|
|
01.12 |
26 |
Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
1 |
|
|
06.12 |
27 |
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. |
1 |
|
|
08.12 |
28 |
Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена |
1 |
|
|
13.12 |
29 |
Как образовалось государство Русь? |
1 |
|
|
15.12 |
30 |
Первые русские князья |
1 |
|
|
20.12 |
31 |
Культура Руси |
1 |
|
|
22.12 |
32 |
Нашествие Батыя на Русь |
1 |
|
|
27.12 |
33 |
Князь Александр Невский |
1 |
|
|
10.01 |
34 |
Куликовская битва |
1 |
|
|
12.01 |
35 |
Иван III |
1 |
|
|
17.01 |
36 |
Иван IV. Как жили на Руси в XV-XVI вв. |
1 |
|
|
19.01 |
37 |
Смутное время. Минин и Пожарский |
1 |
|
|
24.01 |
38 |
Первый русский император - Петр I |
1 |
|
|
26.01 |
39 |
Великий русский учёный Михаил Васильевич |
1 |
|
|
31.01 |
40 |
Екатерина II |
1 |
|
|
02.02 |
41 |
Отечественная война 1812 г. |
1 |
|
|
07.02 |
42 |
Восстание декабристов. Отмена крепостного права |
1 |
|
|
09.02 |
43 |
Новые времена в жизни страны |
1 |
|
|
14.02 |
44 |
Последний император России |
1 |
|
|
16.02 |
45 |
Гражданская война в России |
1 |
|
|
21.02 |
46 |
Образование Советского Союза |
1 |
|
|
28.02 |
47 |
Великая отечественная война |
1 |
|
|
02.03 |
48 |
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом |
1 |
|
|
02.03 |
49 |
Восстановление народного хозяйства |
1 |
|
|
09.03 |
50 |
Научные достижения ХХ века |
1 |
|
|
14.03 |
51 |
Государственное устройство РФ (общее представление). |
1 |
|
|
16.03 |
52 |
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. |
1 |
|
|
21.03 |
53 |
Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. |
1 |
|
|
23.03 |
54 |
Символы России и твоего края |
1 |
|
|
04.04 |
55 |
Государственные праздники России |
1 |
|
|
06.04 |
56 |
Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. |
1 |
|
|
11.04 |
57 |
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
1 |
|
|
13.04 |
58 |
Безопасность. Полезные и вредные привычки |
1 |
|
|
18.04 |
59 |
Безопасность в Интернете: работа с информацией |
1 |
|
|
20.04 |
60 |
Безопасность в повседневной жизни |
1 |
|
|
25.04 |
61 |
Безопасность в городе |
1 |
|
|
27.04 |
62 |
Безопасность велосипедиста |
1 |
|
|
02.05 |
63 |
Повторение. Экологические проблемы и пути их решения |
1 |
|
|
04.05 |
64 |
Повторение. Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. |
1 |
|
|
11.05 |
65 |
Повторение. Правила нравственного поведения в природе |
1 |
|
|
16.05 |
66 |
Повторение. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена |
1 |
|
|
18.05 |
67 |
Повторение. Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. |
1 |
|
|
23.05 |
68 |
Повторение. Безопасность в повседневной жизни |
1 |
|
|
25.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
|
|
|
УМК по окружающему миру для 4 класса составляет:
Окружающий мир. Методические рекомендации.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций /А. А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б.Кирпичева. -М.:Просвещение, 2019.
Ю.И, Глаголева, Ю.И. Архипова, Окружающий мир, предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, 4 класс, -М.: Просвещение, 2019
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 4 класс -М.:Просвещение, 2019
https://uchi.ru/ Образовательная платформа Учи. Ру.
https://resh.edu.ru/subject/43/4/ Российская электронная школа
https://easyen.ru/load/m/1_klass/375 Современный учительский портал
http://www.nachalka.com/ - Ресурс «Начальная школа» рассчитан на детей, родителей и учителей.
https://viki.rdf.ru/item/4538/ - Детские электронные презентации и клипы
https://learningapps.org/ - Интерактивные упражнения
http://1-4.prosv.ru Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
___________________________
«__»_____________20__года
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе
учитель________________
№ урока (ов) по осн. КТП |
Дата(ы) по осн. КТП |
Дата(ы) фактиче ского проведе ния |
Тема(ы)
|
Количество часов на данную тему |
Причина корректировки, основание |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.