Рабочая программа
по окружающему миру
для 2«Д» класса
2 часа в неделю, за год-68часов
Рабочая программа начального общего образования для 2 «Д» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП лицея, инновационного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие личностного развития лицеиста», реализуемого в лицее.
Данная программа реализуется с помощью УМК«Школа России»:
- Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник окружающего мира для 2 класса начальной школы. В двух частях./ М.: Просвещение, 2017 г.
- примерная программа по окружающему миру под ред.А.А. Плешакова
«Окружающий мир. 1-4 классы».
- книга для учителя,Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. /М.: Просвещение, 2017.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение окружающего мираво2классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ №194 от 30.08. 2019 года) на изучение окружающего мира во 2 «Д» классе отводится68 часов.
Таким образом, в рамках 68 часов реализуется основное содержание программы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
· представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
· представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
· овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
· понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
· познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
· представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
· эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
· этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
· способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
· бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
· планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
· контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
· находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
· использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
· осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
· моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
· включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
· высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
· поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
· составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
· понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
· сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате интеграции урочной и внеурочной деятельности достигаются и совершенствуются результаты личностного развития, формируются метапредметные способности.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Коли чество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
Интеграция урочной и внеурочной деятельности |
1 |
Где мы живем
|
4 |
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. Название нашего города, что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему миру. |
Экскурсия в школьный музей |
2
|
Природа |
20 |
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия. Представление о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе. |
Сбор гербария «Растения моего края» Презентация «Животные Донского края» |
3 |
Жизнь города и села
|
10 |
Город, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа. |
Операция «Эко город» |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 |
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
5 |
Общение |
7 |
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости. Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах. |
Анкетирование «Что я знаю о своей семье» |
6 |
Путешествия
|
18 |
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. |
«Волшебница вода»Природные источники. |
|
Итого: |
68 часов |
|
|
Календарно- тематическое планирование
№ урока |
Раздел – количество часов |
|
||
Тема урока |
Дата проведения |
|
||
план |
факт |
|
||
|
Раздел 1. Где мы живём. (4 часа) |
|
|
|
1. |
Родная страна |
|
|
|
2. |
Город и село. Проект «Родной город» |
|
|
|
3 |
Природа и рукотворный мир |
|
|
|
4. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Где мы живём» |
|
|
|
|
Раздел 2.Природа. (20 часов) |
|
|
|
5. |
Неживая и живая природа |
|
|
|
6. |
Явления природы |
|
|
|
7. |
Что такое погода |
|
|
|
8. |
В гости к осени. Экскурсия. |
|
|
|
9. |
В гости к осени (урок) |
|
|
|
10. |
Звёздное небо |
|
|
|
11. |
Заглянем в кладовые Земли |
|
|
|
12. |
Про воздух … |
|
|
|
13. |
…И про воду |
|
|
|
14. |
Какие бывают растения |
|
|
|
15. |
Какие бывают животные |
|
|
|
16. |
Невидимые нити |
|
|
|
17. |
Дикорастущие и культурные растения |
|
|
|
18. |
Дикие и домашние животные |
|
|
|
19. |
Комнатные растения |
|
|
|
20. |
Животные живого уголка |
|
|
|
21. |
Про кошек и собак |
|
|
|
22. |
Красная книга |
|
|
|
23. |
Будь природе другом! Проект «Красная книга» |
|
|
|
24. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Природа» |
|
|
|
|
Раздел 3. Жизнь города и села. (10часов) |
|
|
|
25. |
Что такое экономика |
|
|
|
26. |
Из чего что сделано |
|
|
|
27. |
Как построить дом |
|
|
|
28. |
Какой бывает транспорт |
|
|
|
29. |
Культура и образование |
|
|
|
30. |
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
|
|
|
31. |
В гости к зиме. Экскурсия. |
|
|
|
32. |
В гости к зиме (урок). |
|
|
|
33. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Жизнь города и села» |
|
|
|
34. |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, илиВозьмём под защиту», «Профессии» |
|
|
|
|
Раздел 4. Здоровье и безопасность. (9 часов) |
|
|
|
35. |
Строение человека |
|
|
|
36. |
Если хочешь быть здоров |
|
|
|
37. |
Берегись автомобиля! |
|
|
|
38. |
Школа пешехода |
|
|
|
39. |
Домашние опасности |
|
|
|
40. |
Пожар! |
|
|
|
41. |
На воде и в лесу |
|
|
|
42. |
Опасные незнакомцы |
|
|
|
43. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
|
|
|
|
Раздел 5. Общение. (7 часов) |
|
|
|
44. |
Наша дружная семья |
|
|
|
45. |
Проект «Родословная» |
|
|
|
46. |
В школе |
|
|
|
47. |
Правила вежливости |
|
|
|
48. |
Ты и твои друзья |
|
|
|
49. |
Мы – зрители и пассажиры |
|
|
|
50. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Общение» |
|
|
|
|
Раздел 6. Путешествия. (18 часов) |
|
|
|
51. |
Посмотри вокруг |
|
|
|
52. |
Ориентирование на местности |
|
|
|
53. |
Ориентирование на местности |
|
|
|
54. |
Формы земной поверхности |
|
|
|
55. |
Водные богатства |
|
|
|
56. |
В гости к весне. Экскурсия. |
|
|
|
57. |
В гости к весне (урок). |
|
|
|
58. |
Россия на карте |
|
|
|
59. |
Проект «Города России» |
|
|
|
60. |
Путешествие по Москве |
|
|
|
61. |
Московский Кремль |
|
|
|
62. |
Город на Неве |
|
|
|
63. |
Путешествие по планете |
|
|
|
64. |
Путешествие по материкам |
|
|
|
65. |
Страны мира. Проект «Страны мира» |
|
|
|
66. |
Впереди лето. |
|
|
|
67. |
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Путешествия» |
|
|
|
68. |
Презентация проектов «Родословная» |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Учебник окружающего мира. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
для 2 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2017.
2. Книга для учителя по окружающемумиру. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях.
6. Ноутбук.
7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
Дидактический материал
1. Комплект наглядных пособий для 2класса.
2. Наглядный материал по темам курса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.